Значение пути повышения качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Вопросы качества продукции и его повышения всегда находились в центре общественного внимания. Изменение акцента в оценке товара для удовлетворения потребностей общества с количественных показателей на качественные, который произошел практически во всех промышленно развитых странах, был вызван объективными предпосылками (причинами).
Проблема качества продукции во всем мире рассматривается как наиболее важная, поскольку она определяет престиж конкретных производителей и страны в целом на мировом рынке, а также научно-технический потенциал и степень развития экономики.

Содержание работы

Введение.
Повышение качества продукции.
Методы расчёта показателей.
Экономическая эффективность повышения качества продукции.
Методы определения показателей качества.
Оценка качества продукции.
Управление качеством продукции.
Практическая часть.
Заключение.

Файлы: 1 файл

экон.организаций курсовик.doc

— 218.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Методы планирования, управления, методики, порядок расчёта  показателей.

Качество продукции  имеет большое значение для всего  общества. При покупке товара потребитель  подразумевает то, что он качественный никто не захочет покупать товар, зная, что он не качественный. Каждый изготовленный продукт должен соответствовать требованиям покупателей, в противном случае, предприятие обречено. В условиях рыночной экономики качественная продукция залог долгого и успешного функционирования предприятия. Отсутствие экономической эффективности повышения качества продукции практически не бывает. Даже те предприятия, которые продают продукцию, которая не является высококачественной, могут быть заинтересованными в повышении качества, поскольку это всегда означает завоевание новых рынков сбыта, расширение производства, увеличение прибыли. В наше время всегда существует возможность модернизации производства и улучшение качества продукции по всем показателям. Существуют предприятия, для которых повышение качества продукции является второстепенной задачей, для которых повышение качества рассматривается как невыгодное вложение средств, однако условия конкуренции на рынке обуславливают то, что такие предприятия рано или поздно будут вынуждены модернизировать свое производство, чтобы их продукция продавалась и дальше. Следует помнить, что потребности и требования людей к качеству продукции меняются и увеличиваются. С уверенностью можно сказать в коротко средне- или в долгосрочной перспективе, но повышение качества продукции всегда будет положительным и экономически эффективным фактором развития предприятия.

Экономическая эффективность повышения качества продукции, методика ее расчета.

Ранее уже отмечалось, что улучшение качества продукции  является одним из важнейших направлений повышения эффективности общественного производства и отдельного предприятия. Экономическая эффективность от улучшения качества продукции может быть выражена следующей формулой:

Эффективность = (Качество ∙ Объем выпуска (реализации)) / Затраты.

Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объема реализации, но это возможно только в том случае, если качество продукции растет более быстрыми темпами, чем темпы снижения объема выпуска и реализации продукции. На практике такой подход к определению эффективности производства от улучшения качества не применяется, так как он труднореализуем по многим причинам.

Для определения экономической  эффективности от улучшения качества продукции необходимо учитывать следующее:

  • для улучшения качества продукции на предприятии требуются дополнительные текущие и единовременные затраты;
  • экономический эффект от улучшения качества продукции проявляется в основном не у изготовителя, а у потребителя;
  • необходимо учитывать полученную экономию от снижения брака;
  • предприятие при улучшении качества продукции получает экономическую выгоду от увеличения выпуска и реализации продукции, роста продажной цены, увеличения экспорта, снижения брака продукции.

В конечном итоге это  проявляется в получении дополнительной прибыли на предприятии, которая может быть определена по формуле:

∆П = ∆Пv + ∆Пц ± (Сд – Сбр),

где ∆П — общая дополнительная прибыль от улучшения качества продукции; ∆Пv — дополнительная прибыль, полученная предприятием от увеличения объема производства и реализации продукции; ∆Пц — дополнительная прибыль, полученная предприятием от роста продажной цены; Сд — дополнительные затраты на производство и реализацию продукции, связанные с улучшением качества продукции; Сбр — величина снижения затрат на производство продукции в связи с сокращением брака.

Для упрощения расчетов величину ∆П можно определить по формуле:

∆П = (Цн – Сн) ∙Vн – (Цст – Сст) ∙Vст,

где Цн, Цст — новая и старая продажная цена; Сст, Сн — себестоимость единицы продукции до и после улучшения качества продукции; Vст, Vн — объем выпуска продукции до и после улучшения качества продукции.

Годовой экономический  эффект (Э) от улучшения качества продукции  определяется так:

Э = ∆П – Е ∙ К,

где Е — нормативный  коэффициент эффективности капитальных  вложении; К — дополнительные капитальные вложения, необходимые предприятию для улучшения качества продукции.

Для экономического обоснования  капитальных вложений (К), необходимых  для улучшения качества продукции, следует определить абсолютный коэффициент  эффективности капитальных вложений (Е) и сравнить его с приемлемой для инвестора величиной (Еп,) или рентабельностью активов предприятия (Ra):

Е = ∆П / К.

Если Е > Еп или Е > Ra, то вложение инвестиций в предприятие с целью повышения качества продукции выгодно, и наоборот.

На основе факторов, влияющих на качество продукции, нетрудно выявить основные пути повышения качества продукции и ее конкурентоспособности:

  • повышение технического уровня производства;
  • повышение уровня квалификации персонала;
  • совершенствование организации производства и труда, в том числе углубление специализации производства;
  • внедрение выборочного и сплошного входного контроля за качеством поступающих на предприятие сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов;
  • повышение эффективности работы ОТК. Основной упор должен быть сделан не на разбраковку изготовленной продукции, а на профилактику производства с целью недопущения выпуска недоброкачественной продукции;
  • повышение технического уровня метрологической службы на предприятии;
  • воспитание коллектива в духе гордости за качество выпускаемой продукции и марку своего предприятия;
  • материальное и моральное стимулирование персонала за высококачественное выполнение своих обязанностей;
  • создание службы маркетинга;
  • внедрение новых, более качественных материалов при изготовлении продукции;
  • снижение издержек на производство и реализацию продукции;
  • изучение требований покупателей к качеству продукции и конъюнктуры рынка;
  • проведение действенной рекламы;
  • установление оптимальной продажной цены и др.

Такая система позволит не только учесть все факторы, которые влияют на качество продукции, но и обеспечить стабильный выпуск качественной продукции на предприятии. Но этого мало. Главное во всем этом – позиция директора предприятия. Если директор понимает значимость проблемы и лично является инициатором разработки и внедрения системы управления качеством, значит, на предприятии может выпускаться конкурентоспособная продукция.

 

Методы определения  показателей качества.

 

Измерительный метод  определения показателей качества продукции

Метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе технических средств измерений 

Регистрационный метод  определения показателей качества продукции 

Метод определения показателей  качества продукции, осуществляемый на основе наблюдения и подсчета числа определенных событий, предметов или затрат

Расчетный метод определения  показателей качества продукции 

Метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе использования теоретических и (или) эмпирических зависимостей показателей качества продукции от ее параметров

Органолептический метод  определения показателей качества продукции 

Метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе анализа восприятий органов чувств

Экспертный метод определения  показателей качества продукции 

Метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе решения, принимаемого экспертами

Социологический метод определения показателей качества продукции

Метод определения значений показателей качества продукции, осуществляемый на основе сбора и анализа мнений ее фактических или возможных  потребителей


 

Оценка качества продукции.

 

Оценка уровня качества продукции

Совокупность операций, выключающая выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой  продукции, определение значений этих показателей и сопоставление  их с базовыми

Оценка технического уровня продукции 

Совокупность операций, включающая выбор номенклатуры показателей, характеризующих техническое совершенство оцениваемой продукции, определение значений этих показателей и сопоставление их с базовыми

Дифференциальный метод  оценки качества продукции 

Метод оценки качества продукции, основанный на использовании единичных показателей ее качества

Комплексный метод оценки качества продукции 

Метод оценки качества продукции, основанный на использовании комплексных  показателей ее качества

Смешанный метод оценки качества продукции 

Метод оценки качества продукции, основанный на одновременном использовании единичных и комплексных показателей ее качества

Статистический метод  оценки качества продукции 

Метод оценки качества продукции, при котором значения показателей  качества продукции определяют с использованием правил математической статистики

Годная продукция 

Продукция, удовлетворяющая  всем установленным требованиям 

Дефект 

Каждое отдельное несоответствие продукции установленным требованиям 

Дефектная единица продукции 

По ГОСТ 15895-77

Дефектное изделие 

Изделие, имеющее хотя бы один дефект

Явный дефект

Дефект, для выявления  которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, предусмотрены соответствующие  правила, методы и средства

Скрытый дефект

Дефект, для выявления которого в нормативной документации, обязательной для данного вида контроля, не предусмотрены соответствующие правила, методы и средства

Критический дефект

Дефект, при наличии  которого использование продукции  по назначению практически невозможно или недопустимо

Значительный дефект

Дефект, который существенно  влияет на использование продукции  по назначению и (или) на ее долговечность, но не является критическим 

Малозначительный дефект

Дефект, который существенно  не влияет на использование продукции по назначению и ее долговечность

Устранимый дефект

Дефект, устранение которого технически возможно и экономически целесообразно 

Неустранимый дефект

Дефект, устранение которого технически невозможно или экономически нецелесообразно

Брак 

Продукция, передача которой  потребителю не допускается из-за наличия дефектов

Исправимый брак

Брак, все дефекты в  котором, обусловившие забракование продукции, являются устранимыми 

Неисправимый брак

Брак, в котором хотя бы один из дефектов, обусловивших забракование продукции, является неустранимым

Сорт продукции 

Градация продукции  определенного вида по одному или  нескольким показателям качества, установленная  нормативной документацией 

Категория качества продукции 

Градация качества продукции определенного вида, устанавливаемая при государственной аттестации


 

Управление  качеством продукции.

 

Управление качеством  продукции 

Действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или  потреблении продукции, в целях  установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества

Система управления качеством  продукции 

Совокупность управляющих  органов и объектов управления, взаимодействующих  с помощью материально-технических  и информационных средств при  управлении качеством продукции 

Государственная аттестация продукции 

Система организационно-технических  и экономических мероприятий, предусматривающих  отнесение продукции к категориям качества и направленных на планомерное  повышение ее качества и своевременное  внедрение научно-технических достижений

Качество труда работника 

Совокупность свойств  процесса трудовой деятельности, обусловленных  способностью и стремлением работника выполнить определенное задание в соответствии с установленными требованиями

Показатель качества труда работника

Количественная характеристика свойств процесса труда и его  результатов, составляющих их качество

Качество создания продукции 

Совокупность свойств  процесса создания продукции, от которых  зависит соответствие этого процесса и его результатов установленным требованиям  
Примечание. Термин "Качество эксплуатации продукции" определяется аналогично.

 

Управление качеством  продукции 

Действия, осуществляемые при создании и эксплуатации или  потреблении продукции, в целях  установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества

Система управления качеством  продукции 

Совокупность управляющих  органов и объектов управления, взаимодействующих  с помощью материально-технических  и информационных средств при  управлении качеством продукции 

Государственная аттестация продукции

Система организационно-технических  и экономических мероприятий, предусматривающих  отнесение продукции к категориям качества и направленных на планомерное  повышение ее качества и своевременное  внедрение научно-технических достижений

Качество труда работника 

Совокупность свойств  процесса трудовой деятельности, обусловленных  способностью и стремлением работника  выполнить определенное задание  в соответствии с установленными требованиями

Показатель качества труда работника 

Количественная характеристика свойств процесса труда и его  результатов, составляющих их качество

Качество создания продукции 

Совокупность свойств  процесса создания продукции, от которых  зависит соответствие этого процесса и его результатов установленным требованиям  
Примечание. Термин "Качество эксплуатации продукции" определяется аналогично.

 

Показатель качества создания (эксплуатации) продукции 

Количественная характеристика свойств, составляющих качество процесса создания (эксплуатации) продукции  и результатов этого процесса

Показатель эффективности  использования продукции 

Количественная характеристика степени достижения полезных результатов  при использовании продукции  в конкретной эксплуатационной ситуации с учетом эксплуатационных затрат

Прогнозирование качества продукции

Определение вероятных  значений показателей качества продукции, которые могут быть достигнуты к  заданному моменту или в течение  заданного интервала времени 

Планирование качества продукции 

Установление обоснованных заданий по выпуску продукции с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент времени или в течение заданного интервала времени

Контроль качества продукции 

Проверка соответствия показателей качества продукции  установленным требованиям 


Показатель качества создания (эксплуатации) продукции

Количественная характеристика свойств, составляющих качество процесса создания (эксплуатации) продукции  и результатов этого процесса

Показатель эффективности  использования продукции 

Количественная характеристика степени достижения полезных результатов при использовании продукции в конкретной эксплуатационной ситуации с учетом эксплуатационных затрат

Прогнозирование качества продукции 

Определение вероятных  значений показателей качества продукции, которые могут быть достигнуты к заданному моменту или в течение заданного интервала времени

Планирование качества продукции 

Установление обоснованных заданий по выпуску продукции  с требуемыми значениями показателей  качества на заданный момент времени  или в течение заданного интервала времени

Контроль качества продукции 

Проверка соответствия показателей качества продукции  установленным требованиям 

Информация о работе Значение пути повышения качества продукции