Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 10:46, дипломная работа
В России понятие имиджа появилось в конце 20 века. В отечественную литературу одним из первых данное понятие ввел О.А. Феофанов. Однако для Запада данное понятие стало известно еще в 50-е годы и первоначально использовалось в рекламной практике. В дальнейшем, в 60-х гг. этот термин вновь возникает в сфере предпринимательства как основное средство психологического воздействия на потребителя. Позже понятие имиджа стало основным элементом теории и практики паблик рилейшнз, которое прочно вошло в политическую и общественную жизнь. Цель данной работы – разработка рекомендаций по формированию и поддержанию положительного имиджа аптеки «Для Вас».
Введение
1. Формирование имиджа фирмы
1.1 Понятие имиджа фирмы. Виды и элементы имиджа
1.2 Формирование и продвижение имиджа фирмы
1.3 Оценка имиджа фирмы
1.4 Выводы по разделу
2. Обзор фармакологического рынка
2.1 Российский рынок аптек
2.2 Анализ рынка аптек Ханты-Мансийского автономного округа
2.3 Выводы по разделу
3. Характеристика предприятия – аптеки «Для Вас»
3.1 Анализ имиджа аптеки «Для Вас»
3.2 Направление деятельности аптеки «Для Вас»
3.3 Исследование потребителей аптеки «Для Вас»
3.4 Рекомендации по формированию и продвижению имиджа фирмы
3.5 Правовое регулирование деятельности аптек
3.6 Выводы по разделу
Заключение
Лечебная косметика, представленная в аптеке «Для Вас», относится к двум ассортиментным группам: средства личной гигиены (например, средства для ухода за полостью рта и зубами) и косметическая и парфюмерная продукция (средства для ухода за лицом, телом, волосами и кожей головы).
Анализ рынка лечебной косметики
Для оптимизации ассортиментной политики сети аптек «Для Вас» необходим стратегический анализ рынка лечебной косметики.
Важными элементами стратегического анализа являются: определение миссии, STEP-анализ внешней среды, анализ внутренней среды, SWOT-анализ. На наш взгляд, миссия рынка лечебной косметики определяется рамками понятий здоровье, здоровый образ жизни, качество жизни, имидж.
Анализ внешней среды был проведен с помощью STEP-анализа, в результате которого были выявлены факторы, влияющие на оборот лечебной косметики:
- социокультурные – число жителей, уровень заболеваемости, обеспеченность населения фармацевтическими и медицинскими кадрами и др.;
- технологические – производство по важнейшим фармакотерапевтическим группам, товарная структура оборота розничной торговли, продажи медицинских и лекарственных средств и др.;
- экономические – уровень инфляции, величина валового внутреннего продукта, численность экономически активного населения, денежный доход, средняя заработная плата, прожиточный минимум, расходы на покупку продуктов питания и др.;
- политические – финансирование здравоохранения.
Наибольшее влияние на рынок лечебной косметики оказывают такие факторы, как количество женщин, заболеваемость дерматитами, объемы продаж медицинских и лекарственных средств, расходы на покупку продуктов питания.
Кроме того, усиливается влияние мужского населения на рынок лекарственных средств.
Исследование потребительских предпочтений.
Анализ внутренней среды предполагает исследование потребительских предпочтений. С этой целью среди посетителей исследуемой аптеки «Для Вас», приобретающих лечебную косметику, проводилось анкетирование. В исследовании приняли участие 300 человек. Среди покупателей преобладали женщины – 91,5%. Средний возраст респондентов составил 30 лет, 87,0% потребителей имели высшее образование, средний ежемесячный доход семьи составлял 35 000 руб., на приобретение косметических средств тратилось около 11% семейного бюджета. Было установлено, что 46% потребителей предпочитают приобретать косметические средства в аптечных организациях, 27% – в парфюмерных магазинах и 10% – в специализированных отделах супермаркетов. Чаще всего покупатели приходят в аптеку за дневными кремами для лица (28%) и средствами по уходу за волосами и кожей головы (15%). Подавляющее большинство (84%) потребителей остаются довольны аптечным ассортиментом.
В результате анализа потребительских предпочтений были выявлены следующие закономерности:
- потребители лечебной косметики моложе, чем потребители ЛС (разница составляет 5 лет);
- увеличивается спрос
на косметику, разработанную
- потребители хотели бы
получать индивидуальные
- для покупателей
- увеличивается спрос на мужскую косметику;
- растет спрос на мобильную
косметику (удобная,
При проведении SWOT-анализа необходимо определение сильных и слабых сторон исследуемой аптеки (табл. 2).
таблица 2. – Сильные и слабые стороны аптеки «Для Вас»
Параметры оценки |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Организация |
Высокий уровень квалификации сотрудников |
Низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии аптеки. Недостаточно развит мерчендайзинг. Низкий уровень сервиса в аптеках |
2. Финансы |
Финансовая устойчивость, рост рынка
лечебной косметики и его |
Прибыль зависит от внешних факторов (платежеспособности населения) недобросовестная конкуренция |
3. Инновации |
Использование открытой формы торговли, увеличение ассортимента товара, наличие отделов сопутствующих товаров |
Отсутствие анализа |
4. Маркетинг |
Введение льгот в январе 2011 года
для отдельных категорий |
Повышение цен на линию лечебной косметики эконом класса привела к оттоку покупателей к конкурентам, снижению объема продаж на 7% |
Возможности рынка лечебной косметики: поиск и создание инноваций, эксклюзивный маркетинг, новые способы продвижения, освоение новых сегментов рынка.
Угрозы: экономическая нестабильность, значительное повышение доходов населения и переход на дорогостоящую элитную косметику, пластическую хирургию, рост конкуренции внутри сегментов, изменение законодательства в области регистрации, таможенных пошлин.
В настоящее время сеть аптек «Для Вас» работает в условиях рыночной экономики, когда потребитель деньгами «голосует» за тот или иной товар. Поэтому изучение мнения потребителя о ценах является важным фактором при формировании ценовой политики и разработки ценовой стратегии фармацевтического предприятия. Учитывая, что Россия является страной с низкой покупательной способностью населения, поэтому ценовой фактор является самым решающим при принятии потребителем решения о покупке.
Определение позиции исследуемой аптеки «Для Вас» на рынке.
3.3 Исследование потребителей аптеки «Для Вас»
Наиболее достоверные
результаты по определению качества
оказываемых услуг и имиджа можно
получить, проведя небольшой
Всего было опрошено около 300 человек, посетителей исследуемой аптеки «Для Вас» и 150 человек, работающих или живущих рядом. (Рис. 6)
Рисунок 6. – Возрастная структура потребителей
Наиболее часто посещают аптеку люди в возрасте от 40 до 50 лет, за ними следует средняя возрастная категория от 30 до 40 лет и старший возраст от 50 до 70 лет (54%) (Рисунок 6).
Большая часть покупателей составляют женщины 74% (222 опрошенных респондентов), преимущественно в возрасте от 35-44 лет. Это связано с тем, что женщины, по мнению психологов, любят ходить по магазинам и заниматься шопингом, в отличии от мужчин. А в данной возрастной группе женщины стараются сохранить молодость и чаще интересуются здоровым образом жизни, задумываются о сохранении здоровья и профилактике заболеваний, т.е. их интересует все, что помогает возвращать или сохранять здоровье. Поэтому они идут в аптеку не для приобретения лекарственных средств, а для соблюдения здорового образа жизни. Кроме того, женщина это хранительница семейного очага, она заботиться обо всех членах своей семьи, в связи с чем выгодное расположение исследуемой аптеки на территории потребительского рынка и наличие сопутствующих товаров в ассортименте аптеки «Для Вас» позволяет, без лишних затрат времени приобрести все необходимое в одном месте. Самую малочисленную группу составляют, как и следовало ожидать, молодежь в возрасте до 20 лет (6%). Это связано с тем, что к данной возрастной группе относятся финансово зависимые люди- ученики, студенты, которым лекарственные препараты приобретают родители. А также в силу своего молодого возраста их больше привлекает поход в кино, нежели в аптеку.
Посещают аптеку горожане часто – 29% опрошенных респондентов, еженедельно обращаются в аптеку. Это связано с тем, что климат г. Мегиона и Ханты-Мансийского автономного округа в целом резко континентальный, характеризуется быстрой сменой погодных условий особенно в переходные периоды – от осени к зиме и от весны к лету. На формирование климата существенное влияние оказывают: защищенность территории с запада Уральским хребтом и открытость территории с севера, способствующая проникновению холодных арктических масс, а также равнинный характер местности с большим количеством рек, озер и болот. Отсюда повышенная влажность и предрасположенность населения к простудным заболеваниям. Короткое лето, неплодородная почва и другие факторы ведут к снижению иммунитета населения (Рисунок 7).
Рисунок 7. – Посещение аптеки
Рисунок 8. – Сумма ежемесячных затрат
Ежемесячные затраты на лекарства – до 500 рублей – являются более частыми (34%). До 100 рублей в месяц тратят на лекарства в 106 случаях (33%). (Рисунок 8). Это связано с тем, что после мирового финансового кризиса 2008 года уровень дохода населения г. Мегион стал ниже, отсюда упала и покупательская способность. Предпочтение отдается более дешевым препаратам.
Оказалось, что незначительные расходы на лекарства – до 50 рублей в месяц – происходят достаточно часто (23 процента опрошенных), что, вероятно, свидетельствует о невысоких доходах посетителей аптеки (Рисунок 8).
Среди фармацевтических услуг в аптеке посетители предпочитают «широкий ассортимент» – 221 человек, «справочная служба» – 134 человека, «низкие цены» – 133 опрошенных. Важны для горожан также и консультации провизора и фармацевта: слишком сложно стало самостоятельно ориентироваться в большом ассортименте препаратов.
Меньше всего для посетителей значима работа стола заказов. Вместе с тем, подавляющее большинство посетителей – 61 процент опрошенных, готовы платить за доставку лекарств на дом. Причем, стоимость доставки, по мнению большинства, не должна превышать 50 рублей.
Однако, как показало исследование, все-таки основными вопросами, которые волнуют посетителей аптеки, остаются низкие цены и широкий ассортимент. Причем, низкие цены заметно лидируют среди остальных услуг, в поисках которых покупатели лекарств готовы зайти в несколько соседних аптек − 31 процент опрошенных.
Аптека «Для Вас» в своей ценовой политике использует с целью стимулирования сбыта своей продукции финансовые льготы – скидки. В настоящее время сеть аптек «Для Вас» работает в условиях рыночной экономики, когда потребитель деньгами «голосует» за тот или иной товар. Поэтому изучение мнения потребителя о ценах является важным фактором при формировании ценовой политики и разработки ценовой стратегии фармацевтического предприятия. Учитывая, что Россия является страной с низкой покупательной способностью населения, поэтому ценовой фактор является самым решающим при принятии потребителем решения о покупке.
Определение позиции исследуемой аптеки «Для Вас» на рынке.
Аптека «Для Вас» в своей ценовой политике использует с целью стимулирования сбыта своей продукции финансовые льготы – скидки.
Так, для пенсионеров существует скидка 10 процентов, на детское питание распространяется скидка «Мать и дитя» в размере 7 процентов. Для постоянных клиентов накопительная скидка от 12 до 15 процентов.
Таким образом, можно сделать
вывод, что при высокой
- во-первых, она представляет собой главный фактор долгосрочной рентабельности,
- во-вторых, аналогично рекламе, она призвана стимулировать спрос.
В условиях рыночной экономики существенно возрос интерес участников экономического процесса к объективной и достоверной информации о финансовом состоянии и деловой активности предприятия.
Одним из вариантов анализа,
позволяющего получить оценку финансового
состояния предприятия и
Таблица 3. – Матрица ранжирования силы
Ключевой фактор |
Аптека «Для Вас» |
Аптека «Таблетка» |
Аптека «Лек-фарм» |
Аптека «Ремедиум» |
Широта ассортимента |
4 |
3 |
4 |
5 |
Ценовая политика |
5 |
4 |
5 |
4 |
Узнаваемость Аптеки, репутация. |
5 |
4 |
4 |
4 |
Квалификация провизоров, фармацевтов, продавцов |
5 |
3 |
4 |
4 |
Мерчендайзинг в торговом зале |
4 |
4 |
4 |
4 |
Доставка товара |
4 |
5 |
4 |
5 |
Наличие телефона |
5 |
5 |
4 |
4 |
Наличие интернет магазина |
5 |
5 |
4 |
4 |
Финансирование предприятия |
5 |
4 |
4 |
4 |
Рекламная активность |
5 |
5 |
4 |
4 |
Доступность покупки (откр. форма торговли) |
5 |
4 |
4 |
5 |
Итого |
4.72 |
4.27 |
4.09 |
3.90 |
Информация о работе Формирование и продвижение имиджа фирмы на примере аптеки «Для Вас»