Коммерческая деятельность предприятия (на примере ООО "Лоритан")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 11:03, дипломная работа

Описание работы

Данная выпускная квалификационная работа написана с целью изучения коммерческой деятельности магазина ООО «Лоритан» на рынке товаров и услуг. Для достижения данной цели необходимо было решение следующего ряда задач:
•определение сущности коммерческой деятельности торговых предприятий;
•изучение организации хозяйственных связей торгово-розничного предприятия;
•сравнительный анализ коммерческой деятельности в розничной торговле зарубежных стран и Российской Федерации;
•анализ основных показателей хозяйственной деятельности магазина ООО «Лоритан»;
•изучение организации хозяйственных связей магазина и анализ их эффективности;
•изучение методов продажи и торговых услуг в магазине;
•изучение спроса на товары и построение торгового ассортимента.

Файлы: 1 файл

диплом.doc

— 2.32 Мб (Скачать файл)

Магазин реализует товары непосредственно населению, то есть завершает процесс обращения от изготовителя к потребителю. Услуги магазина «Лоритан» способствуют повышению культуры обслуживания покупателей и укрепляют престиж магазина.

Для оценки эффективности  работы ООО «Лоритан» применяется система основных экономических показателей. Ведущие экономические показатели, имеют тенденцию к росту или падению раньше остальных показателей, представлены в таблице 2.

Анализ показателей  отраженных в таблице 2 позволяет нам констатировать, что рост товарооборота за 2008 год по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. составил 1874,9 тыс. руб.

Опережающие темпы роста  валового дохода (1326,7 тыс. руб.) над ростом издержек обращения (1165,2 руб.), позволили магазину «Лоритан» увеличить чистую прибыль на 1153,9 руб.

Прирост объема товарооборота на 1 работника торгового зала в 2008 году по сравнению с 2007 годом составил 5,4 тыс. руб., а рост товарооборота на 1 работника (исходя из среднесписочной численности) составил 17,6 тыс. рублей.

Анализ отраженных в  таблице 1 показателей, позволяет сделать вывод о повышении эффективности деятельности магазина «Лоритан». Данный факт можно объяснить разнообразным выбором при подборе ассортимента реализуемых товаров, улучшением качества обслуживания клиентов и более современным оформлением торговых площадей.

 

Таблица 2 - Основные экономические показатели хозяйственной деятельности магазина «Лоритан» г. Магнитогорска за 2007-2008

Показатели

2007 г.

2008 г

Абсолютные  отклонения

Относи-тельные отклонения,

%

1

2

3

4

5

1. Товарооборот, тыс. руб.

2049,6

3924,5

1874,9

191,4

2. Валовой доход, тыс.  руб.

1823,8

3150,5

1326,7

172,7

3. Уровень, % к товарообороту

82,67

72,67

-10,00

87,91

4. Издержки обращения,  тыс. руб.

1564,9

2730,1

1165,2

174,4

5. Уровень издержек  обращения, % к товарообороту

75,05

62,23

-12,82

82,9

6. Прибыль от реализации

258,9

420,4

161,5

162,3

7. Уровень рентабельности, % к товарообороту

7,62

10,45

2,82

137,1

8. Внереализационные  доходы,

тыс. руб.

0

25,3

25,3

9. Внереализационные  расходы, 

тыс. руб.

218,0

246,1

28,1

112,89

10. Чистая прибыль,  тыс. руб.

374,8

1 528,7

1 153,9

407,87

12. Численность работников, чел.

9

16

7

155,56

В том числе торгового  зала

8

15

7

187,50

13. Общая площадь магазина, кв.м.

85

120

35

141,18

В том числе торгового  зала

50

80

30

160,00

14. Товарооборот на 1 работника, 

тыс. руб.

227,7

245,3

17,6

107,7

15. Товарооборот на 1 работника  торгового зала, тыс. руб.

256,2

261,6

5,4

102,1

16. Товарооборот на 1 кв.м.  общей площади магазина, тыс. руб.

24,1

32,7

8,6

135,6

17. Товарооборот на 1 кв.м.  торговой площади магазина, тыс.  руб.

40,9

49,1

8,2

120,0

18. Стоимость основных  фондов,

тыс. руб.

41,2

58,9

17,7

142,96


 

 

Валовой доход — это  источник получения прибыли. Валовой  доход складывается из дохода от реализации товаров и определяется как разница  между продажной и покупной стоимостью товаров.

Деятельность предприятия  с момента его создания, определяется большими затратами. Эти затраты, выраженные в денежной форме есть издержки обращения. Они связаны с закупом товаров, их транспортировкой, хранением и реализацией, обслуживанием материально-технической базы, содержанием персонала предприятия и т.п.

Рост объёма товарооборота  приводит к увеличению общей суммы  издержек обращения, однако, уровень издержкоемкости при этом снижается, так как сумма постоянных издержек обращения остается неизменной.

Для оценки торгово-хозяйственной  деятельности данного предприятия  помимо показателя прибыли в абсолютном выражении используются и относительные показатели, то есть уровень рентабельности. В торговле наиболее широкое распространение получил показатель уровня рентабельности, исчисляемый как отношение прибыли к объёму товарооборота.

Объём формирования прибыли  торгового предприятия в значительной степени зависит от суммы его  налоговых платежей. Поэтому каждое торговое предприятие должно активно использовать законные возможности минимизации налоговых платежей.

ООО «Лоритан» производит уплату единого налога на вмененный доход, взимаемого в связи с применением упрощенной системой налогообложения, и освобождающий от уплаты налога на добавленную стоимость, единого социального налога, налога на прибыль и налога на имущество предприятия.

 

 

2.2 Организация изучения  спроса на товары и построение  ассортимента товаров в ООО «Лоритан»

 

Предприятие ООО «Лоритан» на основе изучения и прогнозирования спроса определяет потребности населения в товарах, используя полученные данные для составления обоснованных заказов поставщикам. Изучение внутригрупповой структуры спроса в текущем периоде позволяет предприятию корректировать спецификации к договорам на поставку товаров, заменять отдельные ассортиментные позиции товаров, не пользующихся спросом. Промышленность должна нести ответственность за несвоевременное и неполное выполнение заказов торговли, а торговля — за их необоснованное составление. 

Главной причиной изучения спроса в магазине «Лоритан» является максимальное удовлетворение запросов покупателей, формирование потребностей населения на различные товары и услуги, пропаганда основ рационального потребления. Магазин постоянно изучает спрос на товары своего ассортимента, требования покупателей к качеству товаров, упаковке, расфасовке, проводят выставки-продажи, дегустации новых товаров.

При анализе спроса покупателей, определение потребности в продовольственных  товарах учитывают следующие особенности:

  • во-первых, они являются товарами первой необходимости, и при отсутствии нужного продукта покупатель может заменить его другим, близким по потребительским свойствам и пищевой ценности;
  • во-вторых, спрос на продукты питания носит комплексный характер (с увеличением спроса на один товар уменьшается спрос на другой).
  • в-третьих, спрос на продовольственные товары меняется зависимости от сезона (летом и осенью увеличивается потребление овощей, фруктов, молока, зимой — мяса, рыбы, круп и т. д.).

Кроме того, учитывается  и то, что в последнее время возросло потребление в магазине «Лоритан» наиболее ценных в пищевом отношении продуктов: мяса мясных продуктов, молока, яиц, фруктов и овощей — и одновременно сократилось потребление хлеба и хлебобулочных изделий, круп.

При изучении спроса на предприятии ООО «Лоритан» основной определяющей, служит платежеспособность покупателей. В магазине изучают следующие виды спроса: реализованный, неудовлетворенный и формирующийся.

При изучении спроса на продовольственные  товары в магазине «Лоритан» учитывают, что каждый вид спроса требует применения особой формы, метода учета и анализа. Вопросы изучения реализованного и неудовлетворенного спросов тесно связаны между собой по большинству применяемых методов. Так как количественной оценкой реализованного спроса является размер фактически проданных товаров в магазине, то по ряду взаимозаменяемых в потреблении товаров неудовлетворенный спрос трудно выявить и учесть количественно. Поэтому в процессе изучения реализованного спроса часто определяются границы его роста за счет неудовлетворенного. В этой связи основной целью изучения неудовлетворенного спроса является выявление причин его возникновения и возможных размеров изменения.

При изучении формирующегося спроса в магазине, ставится цель выявить, главным образом, покупательские оценки потребительских свойств, качества и внешнего вида товаров. На этой основе определяются основные направления формирования товарного ассортимента.

Наиболее разработанными и практически сложившимися являются методы изучения реализованного спроса. Учет продажи продовольственных товаров ведется постоянно. Полученные данные используют для составления заказов поставщикам. Методы изучения реализованного спроса можно условно разделить на две группы: методы непосредственной регистрации продажи товаров и методы, основанные на балансовых расчетах.

В магазине «Лоритан» для изучения и учета спроса используется балансовый метод. Исходные данные берут из документов бухгалтерской отчетности, а затем рассчитывают размер продажи товаров за отчетный период. Трудоемкость и громоздкость этого метода очевидны, а получаемые данные о продаже товаров являются не совсем точными.

Для изучения неудовлетворенного спроса применяют  различные методы: анкетный или устный опрос покупателей. Наиболее эффективным методом является опрос покупателей. Его проводят устно или письменно с помощью анкет. Для регистрации неудовлетворенного спроса, работники магазина ведут также журналы, тетради, где записывают наименования необходимых, но отсутствующих в продаже товаров, замечания и предложения покупателей в отношении ассортимента, качества, упаковки и т.д.

Изучение формирующегося спроса дает возможности не только определить отношение покупателей к новым малоизвестным товарам, но и путем широкой рекламы прививать вкус к ним и способствовать внедрению в производство. Для изучения формирующегося спроса проводят выставки-продажи, покупательские конференции, дегустации блюд и новых продуктов, устные и письменные опросы населения.

В условиях конкуренции  кривая спроса на товары в магазине «Лоритан» меняться в зависимости от реакции конкурентов на установленные цены, рекламы и др. Цена, назначенная продавцом, так или иначе, отразится на уровне спроса на товар. Эта взаимосвязь объясняется двумя экономическими принципами (законом спроса и ценовой эластичностью спроса) и сегментацией рынка.

Закон спроса гласит, что  чем выше цена, тем меньше число  тех, кто согласится купить данный товар, т. е. меньше уровень спроса (при данном уровне доходов); и наоборот, чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и количество приобретаемого товара. Таким образом, спрос и цена находятся в обратно пропорциональной зависимости. Однако при повышении цен на престижные товары часто наблюдается увеличение спроса, так как потребители могут посчитать более высокую цену показателем более высокого качества. При слишком высокой цене спрос на престижные товары уменьшается.

Под влиянием цен происходит изменение величины спроса, а под  влиянием неценовых факторов изменяется сам спрос. Изменение спроса может зависеть от положения экономики, проведения рекламной компании и многих других факторов. Таким образом, при повышении уровня спроса при прежней цене магазин продает большее количество товара, а при уменьшении — меньшее.

Далее с помощью опросов  покупателей и продавцов, а также с помощью экспертных оценок выясним, какой товар хотят видеть в магазине, по какой цене, какого качества и т.д. Опрос и анкетирование — это наиболее достоверные данные. Проведем замер неудовлетворенного и формирующегося спроса в магазине «Лоритан». Цель опроса покупателей (маркетингового исследования) состоит в изучении потребителей и определении факторов, влияющих на решение о покупке товара.

Маркетинговое исследование было проведено в магазине по ряду колбасной продукции, а именно: колбаса полукопченная «Северная», колбаса полукопченная «Сервелат», сосиски «Молочные» и «Детские».

Была разработана анкета, с помощью которой выяснилось:

  • состав потребителей данных товаров (по возрасту);
  • поведение потребителей при покупке;
  • факторы, влияющие на решение о покупке.

Было опрошено 62 респондента. В основном это были люди от 14 до 50 лет: студенты, школьники, взрослые. В  процентном соотношении по половому составу: мужчины – 43,6% и соответственно, женщины – 56,4% (из опрашиваемых респондентов).

Ниже приведена классификация  респондентов по другим признакам: школьники, студенты, взрослые люди (рисунок 3).

В результате анкетирования  выделились следующие группы факторов, влияющих на решение о покупке:

1) факторы, которые  были названы абсолютно всеми респондентами:

  • качество товара;
  • приемлемая цена:
  • качество обслуживания;

2) группа факторов, которые  принимаются во внимание отдельными потребителями, а для других не имеют значения:

  • красивая упаковка и дизайн;
  • советы друзей;
  • советы продавца;
  • советы других покупателей;

3) К третьей группе  факторов, оказывающих влияния на  покупку респондентами, отнесены реклама и имидж предприятия торговой сети.

 

Рисунок 3 - Классификация респондентов

 

Рассмотрим эти группы факторов более внимательно и применительно к определенным товарам. Проанализируем первую группу факторов.

1. Абсолютно все потребители  отметили, что им нужен качественный  товар по приемлемой цене. Однако  на практике цена играет самую  решающую роль при покупке.

2. По этой причине  отечественные колбасные изделия  пользуются большим спросом, несмотря на не броскую упаковку и дизайн. Если же покупается продукция импортного производства, то потребитель более придирчиво относится к качеству и выбирает более долго по времени.

 Информация также  играет большую роль. Покупателю  необходимо получить достоверную,  нужную информацию о выбранном товаре, ближе рассмотреть товар и обратиться к любезному, воспитанному продавцу.

Информация о работе Коммерческая деятельность предприятия (на примере ООО "Лоритан")