Маркетинг в розничной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2015 в 01:29, дипломная работа

Описание работы

Актуальность применения маркетинговых инструментов в розничной торговле обусловлена ростом конкуренции на рынке, работа с клиентами - это один из важнейших аспектов успешности фирмы. Так как маркетинг позволяет менеджерам найти способы продвижения своего продукта, а маркетинговые инструменты и механизмы являются составляющими маркетинга, то они необходимы для формирования успешных продаж и включены в маркетинговый план фирмы. Центральное место при изучении маркетинговых инструментов и механизмов занимает как их применение, так и оценка результатов их применения, так как без оценки результатов применение становится бессмысленным.
Объектом рассмотрения в данной работе является определение и методы повышения качества и эффективности функционирования предприятий.
Предметом изучения выступают механизмы привлечения и удержания клиентов в розничной торговле.
Целью данной работы являются определение наиболее перспективных маркетинговых инструментов и механизмов, применяемых в розничной торговле, а также рассмотрение их влияния и внедрения на поведение потребителей.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретико-методологические основы использования маркетинга в розничной торговле……………………………………………………………….5
1.1.Особенности маркетинга розничного торгового предприятия…………….5
1.2. Мерчендайзинг в системе повышения эффективности розничной торговли…………………………………………………………………………..11
1.3. Реклама в системе маркетинга розничной сети: особенности и проблемы оценки эффективности…………………………………………………………..19
1.4. Управление интересом покупателей в розничной торговле……………..28
Глава 2. Анализ организации маркетинга на примере предприятия розничной торговли ООО «Арктика»………………………….............................................31
2.1. Организационная характеристика ООО «Арктика»……………………...31
2.2. Маркетинговая деятельность ООО «Арктика»…………………………..37
2.3. Ценообразование на предприятии ООО «Арктика»………….. ………...47
3. Совершенствование системы управления сбытом на примере предприятия ООО «Арктика»……………………………………….........................................53
3.1 Применение современных методов маркетинга для увеличения объемов продаж ………………………………………………….......................................53
3.2. Разработка маркетинговой политики стимулирования сбыта…………...66
3.3. Экономическое обоснование предлагаемых мероприятий………………72
3.4 Прогнозирование маркетинговой деятельности организации на перспективу………………………………………………………………………76
Заключение……………………………………………………………………….83
Список использованной литературы………………………………….………..86

Файлы: 1 файл

marketieg_v_roznichnoy_torgovle_Diplomnaya.doc

— 813.00 Кб (Скачать файл)

Конструкция, форма, размеры, материал, из которых изготовлены указатели, а также характер их оформления могут быть самыми различными. Все это определяется назначением и содержанием самого указателя, местом его размещения, общим стилем оформления торгового зала магазина. Указатели выполняются художниками на стекле, картоне с помощью красок или накладных букв из дерева, пенопласта и других материалов. В большинстве своем указатели делают прямоугольными - с соотношениями 1:2 или 1:3. Рекламные указатели могут быть выполнены в форме трапеции, круга, овала.

По конструкции указатели делятся на плоскостные и объемные. Плоскостные указатели выполняются в виде щитков и бывают одно- и двусторонними. В просторных торговых залах с линейной и боксовой планировкой несколько одинаковых плоскостных указателей можно установить под углом один к другому. В крупных магазинах используют объемные указатели. Они представляют собой прямоугольный короб, на поверхность которого нанесены надписи и рисунки. Размещают указатели на стенах торговых залов, на лестничных площадках, крепят к оборудованию с товарами или прилавку, подвешивают к потолку над стендами и горками, при входе в магазин или секцию. Рисунки на указателях могут быть выполнены в виде знака - символа (пиктограммы).

Указатели должны соответствовать нескольким условиям:

1) они должны быть достаточно  крупными и выразительными, чтобы  хорошо просматривались из любой точки торгового зала; крупные буквы, видимые издали, наилучшее средство информации о соответствующих товарных отделах. Указатели должны находиться в таких местах, чтобы информация воспринималась до того, как покупатель подойдет непосредственно к товару;

2) зрительная соотносимость указателя  и отдела, который он обозначает. Если указатель расположен чересчур  высоко, то издали трудно определить, к какой части торговой площади  он непосредственно относится;

3) смысловая читаемость указателя. Буквы лучше воспринимаются с увеличением их размеров и контраста по отношению к фону. Наибольший контраст достигается при подсветке либо самих букв, либо поля вокруг них. Затем следуют надписи темными буквами на белом или желтом фоне.

Текущую информацию о наличии товаров в магазине покупатели могут получать из электронного табло. Ориентирующая реклама в виде различных указателей только подводит покупателя к нужному товару. Дальнейшие рекламные функции выполняет ценник, поэтому все товары должны быть снабжены ими. Ценник должен быть достаточного формата и напечатан крупным и четким шрифтом. Цена товара пишется таким же размером, как и его название. Чем сложнее по своему техническому устройству товар, тем большую необходимость испытывает покупатель в информации о нем. На ценнике помимо цены могут быть помещены краткая характеристика товара, его особые свойства и преимущества по сравнению с другими. Почти всегда это оказывает положительное воздействие на покупателя, повышает его интерес к данному товару9.

1.3. Реклама в системе маркетинга розничной сети: особенности и проблемы оценки эффективности

Розничную рекламу часто называют местной, поскольку ее целевой рынок местный. Однако розничная реклама может проводиться и на более глобальных уровнях – региональном, национальном и международном.  
При большом разнообразии предприятий розничной торговли (салоны красоты, булочные, кафе), всех их объединяет направленность на продажу товаров или услуг непосредственно потребителям для их личного пользования.

Специфика:

  • Независимо от того, финансирует ли розничную рекламу крупная международная сеть или маленький местный магазин, она всегда нацелена на местную аудиторию и соответствует потребностям, культуре, привычкам местных жителей.
  • Розничная реклама может продвигать несколько различных или даже конкурирующих марок, причем лояльность розничных продавцов тяготеет к той марке, которая лучше продается.
  • Розничной рекламе свойственна назойливость. Все, связанное с этой рекламой, толкает потребителя к какому-то конкретному поступку – как правило, к посещению магазина. Поэтому розничная реклама (РР) включает конкретную информацию о ценах, условиях продажи, размерах, расцветках и т.д. Рекламирование в общенациональном масштабе больше связано с имиджем и изменением отношения покупателей.
  • Розничная реклама работает на конкретный магазин, поэтому включает информацию о нем: наименование магазина, его адрес, номер телефона, часы работы.
  • Розничная реклама менее изощренна и более утилитарна, чем национальная в силу того, что:
    • краткосрочна, отражает цены и работает всего несколько дней, в то время как национальная реклама может использоваться месяцы и годы;
    • розничные торговцы не могут оправдать высоких затрат на рекламные кампании.
  • Уровень доверия к рекламе розничной торговли достаточно низок, так как, по мнению респондентов, она:
    • оскорбляет умственные способности человека, указывая на суперскидки (70%);
    • указывает на ложные и преувеличенные утверждения об экономичности;
    • часто содержит ложные и преувеличенные утверждения о продуктах.
  • Розничная реклама ориентируется на сезонность спроса на Т/У определенной категории. Например, лучшие месяцы для дилеров новых отечественных автомобилей – май и август; ноябрь – лучший месяц для продажи ковров; продажи ювелирных изделий в декабре в 2 раза выше, чем в другие месяцы; ноябрь – лучший месяц для магазинов тканей и швейных изделий.
  • Розничная реклама использует общенациональные (например, Новый Год, Рождество) и профессиональные праздники (день строителей, железнодорожников, день учителя) для стимулирования сбыта продукции.

Задачи рекламы в розничной торговле:

Чтобы поддержать товарооборот, предприятие розничной торговли должно:

  • давать информацию о магазине;
  • создавать и поддерживать его репутацию;
  • сформировать представление о предлагаемых товарах;
  • убедить потребителей, что эти товары высокого качества;
  • вызвать желание пойти за покупками именно в этот магазин.

Кроме того, реклама может:

  • привлечь новых клиентов;
  • увеличить объемы продаж;
  • влиять на сезонное падение уровня продаж.

Возможные преимущества перед конкурентами, которые может показать реклама:

  • система самообслуживания в магазине;
  • круглосуточный или другой удобный режим работы;
  • конкурентные цены;
  • разнообразие ассортимента;
  • скидки для различных категорий покупателей (например, пенсионеров);
  • современный дизайн;
  • удобное местоположение, удобная парковка и т.п.;
  • возможность получить профессиональный совет;
  • возможность внимательно, не торопясь, изучить товар;
  • атмосфера благожелательности и уюта;
  • возможность доставки товаров на дом.

Большинство розничных продавцов имеют мало опыта в рекламе и часто испытывают трудности с принятием решений в этой области. В вопросах создания рекламы они полагаются на СМИ. Обычно печатные СМИ пользуются набором готовых вариантов создания и размещения рекламы, что позволяет создавать блоки из повторяющихся и неповторяющихся частей, которые могут быть вставлены и использованы так, как покажется рекламодателю лучше всего10.

Абсолютно точно определить эффективность отдельных средств рекламы, рекламной кампании в большинстве случаев не представляется возможным. Однако и приблизительные подсчеты оправдывают себя.

Различают экономическую эффективность рекламы и эффективность психологического воздействия отдельных средств рекламы на сознание человека(привлечение внимания к рекламе, фиксация в памяти и т.п.). Причем психологическое воздействие наиболее результативно, если оно приводит потенциальных потребителей к совершению покупки. Таким образом, экономическая эффективность рекламы зависит от степени ее психологического воздействия на человека. Экономическую эффективность рекламы чаще всего определяют путем измерения ее влияния на развитие товарооборота. Наиболее точно установить, какой эффект дала реклама, можно лишь в том случае, если увеличение сбыта товара происходит немедленно после воздействия рекламы. Это наиболее вероятно в случаях рекламирования новых товаров повседневного спроса.

В то же время покупке дорогостоящего товара длительного пользования обычно предшествует обязательное обдумывание. В этом случае эффект рекламы может проявиться далеко не сразу. Прежде всего покупатель узнает о выпуске товара, затем он интересуется подробной информацией о его качестве и свойствах. После этого он может отдать предпочтение рекламируемому товару и утвердиться в желании приобрести его, и лишь в итоге приобретает его. Чтобы выявить, в какой степени реклама повлияла на рост товарооборота, анализируют оперативные и бухгалтерские данные. При этом следует иметь ввиду, что помимо рекламы на реализацию товара сказываются его качество и потребительские свойства, цена, внешний вид, а также место расположения торгового предприятия, уровень культуры обслуживания покупателей, наличие в продаже аналогичных изделий или продуктов.

Дополнительный товарооборот под воздействием рекламы определяется по формуле:

где ТД - дополнительный товарооборот под воздействием рекламы, руб.;

ТС - среднедневной товарооборот до рекламного периода, руб.;

П -прирост среднедневного товарооборота за рекламный и после рекламный периоды, %;

Д - количество дней учета товарооборота в рекламном и после рекламном периодах.

Об экономической эффективности рекламы можно также судить по тому

экономическому результату, который был достигнут от применения рекламного средства или проведения рекламной кампании. Экономический результат определяется соотношением между прибылью от дополнительного товарооборота, полученного под воздействием рекламы, и расходами на нее.

Для расчета экономического эффекта можно использовать следующую формулу:

где Э - экономический эффект рекламирования, руб.;

ТД -дополнительный товарооборот под воздействием рекламы, руб.;

НТ -торговая надбавка на товар, в % к цене реализации;

UР - расходы на рекламу, руб.;

UД - дополнительные расходы по  приросту

товарооборота, руб.

В данном случае мы сопоставляем полученный эффект от проведения рекламного мероприятия с затратами на его осуществление. Результаты такого соотношения могут выражаться в трех вариантах:

1. Эффект от рекламного мероприятия  равен затратам на его проведение.

2. Эффект от рекламного мероприятия  больше затрат (прибыльное).

3. Эффект от рекламного мероприятия меньше затрат (убыточное).

Однако полученных данных еще недостаточно для сопоставления экономической эффективности затрат на проведение различных рекламных мероприятий.

Более точно эффективность затрат на рекламу характеризует ее рентабельность. Рентабельность рекламы - это отношение полученной прибыли к затратам.

Она определяется по формуле:

где Р - рентабельность рекламирования товара, %;

П - прибыль, полученная от рекламирования товара, руб.;

U - затраты на рекламу данного товара, руб.

Эффективность психологического воздействия рекламных средств характеризуется числом охвата потребителей, яркостью и глубиной впечатления, которые эти средства оставляют в памяти человека, степенью привлечения внимания. Эффективность психологического воздействия рекламы на потребителя можно определить путем наблюдений, экспериментов, опросов11.

Метод наблюдения применяется при исследовании воздействия на потребителей отдельных рекламных средств. Этот метод носит пассивный характер, так как наблюдатель при этом никак не воздействует на покупателя, а, напротив, ведет наблюдения незаметно для него. По заранее разработанной схеме наблюдатель регистрирует полученные данные, которые затем всесторонне анализируются. Наблюдатель, например, отмечает, какой стенд ярмарки или выставки-продажи привлекает наибольшее внимание покупателей, как долго задерживаются пешеходы у той или иной витрины, сколько человек после ознакомления с витриной заходит в магазин, какой товар на витрине вызывает больший интерес и каким спросом он пользуется. Метод наблюдения позволяет оценивать психологическое воздействие рекламы в естественных условиях, в непосредственном общении потребителя с определенным рекламным средством. Оценивая эффективность отдельных средств рекламы, в первую очередь устанавливают, достигает ли это средство поставленной перед ним цели.

Так, для определения степени привлечения внимания покупателей к наружной рекламе(витрине) можно воспользоваться следующей формулой:

где В - степень привлечения внимания прохожих;

О - число людей, обративших внимание на наружную рекламу (витрину) в течение определенного периода;

П -общее число людей, которые прошли мимо витрины в тот же период.

Степень действенности публикации рекламных объявлений рекламодателя в средствах массовой информации условно можно оценить в конкретном магазине по формуле:

где Д - степень действенности рекламных объявлений;

К - число посетителей, купивших рекламируемый товар;

С - общее число покупателей, совершивших в магазине какую-либо покупку.

Такие данные можно получить по показаниям чеков, пробитых на суммирующих кассовых аппаратах, и с помощью регистрации фактов приобретения рекламируемого товара контролерами-кассирами. Показателем действенности средств, рекламирующих само розничное торговое предприятие, является отношение числа посетителей магазина в период

Информация о работе Маркетинг в розничной торговле