Маркетингоое исследование потребительских предпочтений на рынке мороженного

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:01, курсовая работа

Описание работы

Маркетинговые исследования играют центральную роль в системе современного маркетинга. В настоящее время даже начинающему предпринимателю, создающему собственное дело, известно, какую роль в современном мире играет информация. Достоверная и своевременная информация о процессах, происходящих на рынке, дает возможность прогнозировать изменения спроса, предложения, рыночных цен, разрабатывать новые маркетинговые решения. При этом необходимо учитывать, что все элементы рынка находятся в постоянном движении [1, 33].
Выбранная мною тема курсовой работы предусматривает исследование потребительских предпочтений на рынке мороженого.

Содержание работы

Введение 5
1. Цели и задачи исследований 8
2. Общая характеристика потребительского рынка 14
3. Характеристика выбранного сегмента рынка 17
4. Характеристика исследуемого товара (услуги) 19
5. Процедура маркетингового исследования 25
5.1 Основные этапы маркетингового исследования 25
5.2 Методы сбора маркетинговой информации 28
5.3 Инструменты сбора первичной информации 36
5.4 Способы связи с респондентами 43
5.5 Планирование выборки 46
6. План и инструментарий исследования 50
7. Результаты исследования и их анализ 52
Выводы и предложения 56
Список литературных источников 58
Приложения 59

Файлы: 1 файл

курсовик по маркетингу.docx

— 151.99 Кб (Скачать файл)

Оборот розничной  торговли за 2010 год увеличился на 1,5 % по сравнению с 2009 годом и составил 2026,4 млн. рублей. торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), сформировано 91,3 % оборота; доля розничных рынков и ярмарок составила 8,7 процента.

Пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий  населению продано на 1166,6 млн. рублей, меньше уровня 2009 года на 0,7% и непродовольственных  товаров на 859,8 млн. рублей, больше в 1.5 раза.

В расчете  на одного жителя города приобретено  потребительских товаров на 53 тыс. рублей (за 2009 год было 45 тыс. рублей).

Основными торговыми  организациями района (среди крупных  и средних), формирующими большую  часть оборота розничной торговли района по-прежнему являются Грязовецкое  ГОРПО, ООО ТК «Соть» и филиал Универмаг  Грязовецкого ГОРПО.

Организациями общественного питания за 2010 год  реализовано продукции на 90,5 млн. рублей, на 13,8% больше 2009 года. В расчете  на одного жителя области через сеть общественного питания продано товаров на 2358 рублей [7].

В заключение следует отметить, что торговая сеть г. Грязовца насчитывает большое количество торговых точек. Потребительский рынок представлен продовольственными и промтоварными магазинами, магазинами самообслуживания, 2 рынками, ювелирным магазином, зоомагазином, магазинами цветов, салонами сотовой связи и т.д. Хорошо развита сфера услуг: автомойка, косметические салоны, парикмахерские, солярий, можно сшить одежду на заказ, отремонтировать обувь. Таким образом, торговля обеспечивает эффективное удовлетворение нужд и запросов большого числа потребителей. Немаловажную роль играет для Грязовца и близость к областному центру - Вологде. Поэтому, прежде чем проводить исследование, следует обратить особое внимание на выбор сегмента рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ХАРАКТЕРИСТИКА  ВЫБРАННОГО СЕГМЕНТА РЫНКА

 

Внутри каждого  рынка существуют группы клиентов со сходными характеристиками, которые в разной степени заинтересованы в товарах или услугах. Такие группы клиентов называются сегментами рынка.

Сегментация рынка – это процесс разделения рынка на отдельные части – сегменты, отличающиеся друг от друга разными возможностями сбыта продукции производителя, т.е. это разбивка рынка на четкие группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары. Сегментация рынка – один из важнейших инструментов маркетинга.

Сегментацию рынка принято рассматривать  как сущностное ядро маркетинговой  концепции, но хотя сам термин появился в 1956г., первые производители начали применять его намного раньше.

Сегментация индивидуальных потребителей позволяет систематически анализировать  потребности и разрабатывать  эффективные ассортиментные концепции  товаров и услуг, обеспечивающие конкурентные преимущества предприятий.

Основная цель сегментации потребительских  товаров – разработка эффективных  методов сегментационного анализа, позволяющих предприятиям понять особенности  поведения различных потребителей, перейти на выпуск и реализацию адресной продукции и услуг, а не какого-то усредненного товара.

Признаки сегментации – способ выделения данного сегмента на рынке или однотипные различия в характеристиках отдельных потребителей, которые могут быть определены, то есть измерены, оценены [8, 83-84].

Мороженное не только вкусное, но и  полезное, и потребность в нем  характерна для людей любого возраста.

Как известно, потребительский рынок  мороженого можно разделить на 4 сегмента: дети, молодежь, семьи, старшее  поколение. Каждый из этих сегментов  отличается своей направленностью, своим влиянием на рынке мороженого.

Самой большой покупательной потребностью отличаются дети до 15 лет. Это и понятно, у них самая большая потребность  в лакомстве. Молодежь отличает стремление к индивидуальности, и это диктует  широкий выбор. Семьи – сегмент  сложный, в некотором роде трудный  и напряженный, развивающийся. И  наконец, старшее поколение –  сегмент развивающийся, растущий.

Для проведения маркетингового исследования был выбран такой сегмент потребительского рынка как молодежь г. Грязовца, среднегодовая численность которой на конец 2010 г. составила 6100 человек, а удельный вес в общей численности населения города - 36,9%. Следует также отметить, что опрашивались только девушки, среднегодовая численность которых на конец 2010 г. составила 3294 человека, а удельный вес в общей численности населения Грязовца – 21,4%.

Далее были определены признаки сегментации для  выбранного сегмента.

1 группа: географический  принцип: регион – Вологодская область; для изучения потребительских предпочтений на рынке мороженого был выбран г. Грязовец.

2 группа: демографический принцип:

  • возраст потребителя – от 16 до 24 лет;
  • пол - женский;
  • уровень доходов – в среднем до 5 тыс. руб.;

3 группа: стиль жизни (психографический  принцип): девушки - индивидуалистки – молодые, энергичные, ищут ярких впечатлений, их энергия находит выход в спорте, развлечениях вне дома и социальной активности, покупки схожи с покупками друзей;

4 группа: поведенческий принцип:

повод для совершения покупки: полакомиться, успокоить нервы, «зарядить» мозги, просто утолить голод, охладиться в жаркий день.

искомые выгоды: главным критерием в выборе мороженого становится не стремление сэкономить, а качество мороженого, которое влияет на выбор выбранного сегмента больше, чем цена.

интенсивность потребления: средняя, зависит от возраста (чем старше респондентки, тем больше наблюдается тенденция снижения доли потребления мороженого). Дерево сегментации представлено в приложении 1.

Можно сделать  вывод, что выбранный сегмент  имеет свои особенности: молодежь (умные, красивые, энергичные девушки) - очень специфический сегмент. С одной стороны, это одна из самых легко соблазняемых громкими брендами часть населения. С другой - по сравнению со взрослыми у них более низкая покупательная способность. Кроме этого, они меняют свои пристрастия гораздо чаще, чем представительницы женского пола, к примеру, в 25, 35, 45 лет.

Каждая покупательница ищет мороженое по своему вкусу. Стремление к разнообразию порождает новые продукты – на все случаи жизни, для любого кошелька.

Но в данном исследовании нас больше всего будет интересовать предпочтения и мотивация девушек при выборе продуктов питания, а точнее – мороженого. О самом исследуемом товаре речь пойдет в следующей главе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 ХАРАКТЕРИСТИКА МОРОЖЕНОГО

 

Мороженое –  это не только десерт и лакомство, мороженое - полноценный продукт  питания, который находит все  большее применение и в общественном, и в домашнем питании.

Мороженое, приготовленное на основе молока и  молочных продуктов, стало употребляться  сравнительно недавно, в конце XVIII – начале XIX веков. А вообще мороженое, приготовленное с применением соков и сиропов, известно с древних времен. Подобного рода продукт был описан еще Гиппократом. В России мороженое пользуется популярностью с 30-х годов XIX века. Питательная ценность мороженого зависит от его состава.

О мороженом говорят очень много, особенно летом. В честь него организовываются конкурсы и праздники. Его любят и взрослые и дети, причем, достоверно неизвестно, кто больше. Его называют «зимней сказкой», «молочной радостью», «охлажденным счастьем», ведь для счастья его действительно нужно совсем немного – один стаканчик. А, может быть, – целый холодильник?

Мороженое представляет собой взбитую (насыщенную воздухом) замороженную пастеризованную смесь  молока, сливок или фруктово-ягодных  продуктов с сахаром, стабилизаторами, вкусовыми и ароматическими веществами.

Мороженое - высококалорийный продукт, некоторые  сорта мороженого содержат до 20 % жиров  и до 20 % углеводов.

Мороженое делится  на закалённое и мягкое, второе обычно продаётся на развес, так как обладает кратким сроком хранения. В зависимости  от фасовки и вида мороженое хранят от 1 до 3 мес. Плодово-ягодное мороженое  хранят 1 мес., сливочное и пломбир - 2-3 мес., пирожные и торты из мороженого - 20 дней.

Существует  множество вариантов упаковки мороженого - вафельные, бумажные и пластиковые  стаканчики, мороженое на палочке, вафельные  рожки, рулеты, брикеты, торты и т.п. Упаковочные материалы должны иметь  низкую влаго-, газо- и ароматопроницаемость, их свойства не должны изменяться при  температуре до -40 С.

Мороженое имеет  высокую пищевую и биологическую  ценность, приятный вкус, нежную консистенцию («тает во рту»). Оно благоприятно влияет на секреторную и моторную функции органов пищеварения  и нередко применяется при  желудочных кровотечениях и после  операций желудочно-кишечного тракта.

В состав мороженого входят многие продукты в количестве, определяемом рецептурой. Увеличение содержания в мороженом сухих  веществ до 30-40% сопровождается образованием в нем при замораживании мелких кристаллов льда.

Основным  сырьем для производства мороженого служат: молоко коровье (цельное, обезжиренное, сухое или восстановленное), сливки, сливочное масло, молочные консервы.

Из сахаристых веществ применяют свекловичный сахар, мед, патоку, глюкозу и др. Сахар придает мороженому не только сладкий вкус, но и нежную консистенцию, понижает температуру замерзания.

Из вкусовых веществ используют орехи, чай, кофе, какао-порошок, масло какао, ароматические  масла, фруктово-ягодные эссенции, ваниль, ванилин. Органические кислоты (виннокаменная, лимонная, яблочная, молочная) добавляют  при производстве плодово-ягодного и ароматического мороженого.

Все виды мороженого, вырабатываемого промышленностью, можно условно классифицировать на две труппы: основные и любительские.

К основным видам относятся мороженое, выработанное на молочной основе (молочное, сливочное, пломбир), и мороженое, основой для  производства которого служит сахарный сироп с плодово-ягодными, ароматическими и другими наполнителями (плодово-ягодное  и  ароматическое).

Любительские  виды мороженого вырабатывают в небольшом  количестве, их ассортимент включает около 50 наименований. Вырабатывают оригинальные виды мороженого этой группы: Цитрусовое - с повышенной биологической ценностью (с белками куриных яиц и  натуральным цитрусовым экстрактом); Медок — с натуральным медом; Пингвин — на плодово-ягодной  основе в шоколадной глазури. Выпускают  мороженое специального назначения, например Бодрость, в которое вводят кислород, и др.

Технология  мороженого состоит из двух основных этапов: приготовления смеси и  выработки из этой смеси мороженого. Весь технологический процесс состоит  из следующих операций: приемки сырья, контроля качества сырья, подготовки сырья, приготовления смеси, пастеризации смеси, фильтрования, гомогенизации (исключая смеси плодово-ягодные и ароматические), охлаждения и созревания смеси, замораживания  смеси во фризерах, фасования, закаливания и хранения мороженого [9, 34-37].

К факторам, влияющим на уровень цен  на мороженое, можно отнести:

  • сезонный характер;
  • цены на энергоресурсы и сырье;
  • дилеры;
  • качество сырья и др.

Обычно цена на мороженое меняется от сезона к  сезону. Это связано с тем, что 75 процентов мороженого продается  в весенне-летний сезон, и только 25–30 процентов – в зимний. К  лету цена подрастает, но несущественно.

За последние  годы рост цен на мороженое не превышает  темпов инфляции. Инфляция составляет 10–11 процентов, а мороженое дорожает на 5–7 процентов.

Сдерживание цен на мороженое привело к  тому, что российское мороженое одно из самых дешевых в мире. За рубежом небольшой рожок стоит 2 доллара, то есть столько же, сколько у нас стоит килограмм. Но с учетом повышения цен на сухое молоко следует ждать и удорожания мороженого.

Все дело в  том, что ситуация в отрасли обострилась  из-за опережающего роста цен на энергоресурсы и сырье. Заметнее всего подорожало сухое молоко, которое  большей частью закупается за границей. Цены на него практически удвоились  с начала года после отмены в странах  ЕС дотаций для производителей.

Влияют на цену и дилеры, добивающиеся от производителей все больших скидок и устанавливая минимальную закупочную цену. В результате рентабельность предприятий отрасли  постоянно падает, а некоторые  производства просто закрываются.

Мороженое должно отличаться по цене в зависимости  от качества сырья. Так, мороженое из натуральных сливок и сливочного масла от добросовестных производителей должно стоить существенно дороже, чем мороженое с использованием растительных жиров. Однако и объем  этой продукции весьма не велик и  рекламы нет, но немало покупателей, готовых платить больше за качественную продукцию [10, 41-42].

Информация о работе Маркетингоое исследование потребительских предпочтений на рынке мороженного