Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 10:01, курсовая работа
Маркетинговые исследования играют центральную роль в системе современного маркетинга. В настоящее время даже начинающему предпринимателю, создающему собственное дело, известно, какую роль в современном мире играет информация. Достоверная и своевременная информация о процессах, происходящих на рынке, дает возможность прогнозировать изменения спроса, предложения, рыночных цен, разрабатывать новые маркетинговые решения. При этом необходимо учитывать, что все элементы рынка находятся в постоянном движении [1, 33].
Выбранная мною тема курсовой работы предусматривает исследование потребительских предпочтений на рынке мороженого.
Введение 5
1. Цели и задачи исследований 8
2. Общая характеристика потребительского рынка 14
3. Характеристика выбранного сегмента рынка 17
4. Характеристика исследуемого товара (услуги) 19
5. Процедура маркетингового исследования 25
5.1 Основные этапы маркетингового исследования 25
5.2 Методы сбора маркетинговой информации 28
5.3 Инструменты сбора первичной информации 36
5.4 Способы связи с респондентами 43
5.5 Планирование выборки 46
6. План и инструментарий исследования 50
7. Результаты исследования и их анализ 52
Выводы и предложения 56
Список литературных источников 58
Приложения 59
Условия для проведения наблюдения:
Достоинства этого метода:
Недостатки этого метода:
Таблица 3 – Классификация форм опроса
Классификационный признак |
Формы опроса |
Вид преследуемой цели |
|
Тип опрашиваемого субъекта |
|
Частота проведения |
|
Количество лиц, участвующих в опросе |
|
Степень стандартизации |
|
Способ сбора данных |
|
В исследованиях могут использоваться различные формы наблюдения (таблица 4).
Эксперимент - метод исследования, применяемый для количественной оценки причинно-следственных связей. При проведении эксперимента исследователь изменяет один или несколько переменных параметров и одновременно наблюдает за тем, как это изменение влияет на другой зависимый параметр. Это позволяет выявить реальную реакцию потенциальных потребителей или иных групп людей на определенные факторы или их изменения. Существует два вида экспериментов:
Таблица 4 - Классификация форм наблюдения
Классификационный признак |
Формы наблюдения |
Характер окружающей обстановки |
|
Место
исследователя в изучаемом |
|
Способ восприятия объекта наблюдения |
|
Степень открытости процесса наблюдения |
|
Характер наблюдаемых событий |
|
Регулярность проведения |
|
Тематика
лабораторных экспериментов может
бать самой разнообразной. Это и
сравнительное тестирование качества
товара, и исследования влияния марки
и марочных названий на потребительский
выбор, ценовые тесты, тестирование
рекламы и т.д. Лабораторный эксперимент
проводится обычно в специальных
лабораториях, которые оснащены необходимым
оборудованием. Например, для определения
потребительской реакции
Полевые эксперименты проводятся непосредственно в условиях рынка. К такого рода исследованиям можно отнести:
Условия проведения эксперимента:
Достоинства эксперимента: объективный характер, возможность установления причинно-следственных связей между факторами, возможность минимизации ошибок при широкомасштабных действиях на рынке.
Недостатки
эксперимента: трудности с организацией
контроля над всеми факторами
в естественных условиях, сложности
воспроизведения нормального
Разнообразие форм экспериментов представлено в таблице 5.
И в заключение следует отметить, что опрос стоит где-то на полпути между наблюдением и экспериментом. Наблюдение лучше всего подходит для поисковых исследований, эксперимент ― для выявления причинно-следственных связей, тогда как опрос наиболее удобен при проведении описательных исследований. Фирмы проводят опросы, чтобы получить информацию о знаниях, убеждениях и предпочтениях людей, о степени их удовлетворенности и т.п., а также для замеров прочности своего положения в глазах аудитории [11, 126-127].
Таблица 5 - Формы экспериментов
Классификационный признак |
Формы экспериментов |
Степень материализации объекта исследования |
|
Характер окружающей среды (обстановки) |
|
Место проведения |
|
Масштаб поставленной задачи |
|
5.3 Инструменты сбора первичной информации
При сборе первичных данных у исследователей маркетинга есть выбор из двух основных орудий исследования, которыми являются анкеты и механические устройства.
Анкета - самое распространенное орудие исследования при сборе первичных данных. В широком смысле анкета - это ряд вопросов, на которые опрашиваемый должен дать ответы. Анкета - инструмент очень гибкий в том смысле, что вопросы можно задавать множеством разных способов. Анкета требует тщательной разработки, опробования и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования. В небрежно подготовленной анкете можно всегда найти целый ряд ошибок.
В ходе разработки анкеты исследователь маркетинга вдумчиво отбирает вопросы, которые необходимо задать, выбирает форму этих вопросов, их формулировки и последовательность.
Самые обычные ошибки - постановка вопросов, на которые невозможно ответить, на которые не захотят отвечать, которые не требуют ответа, и отсутствие вопросов, на которые следовало бы обязательно получить ответы. Каждый вопрос нужно проверить с точки зрения вклада, который он вносит в достижение результатов исследования. Вопросы, представляющие собой просто праздный интерес, следует опускать, поскольку они затягивают процедуру и действуют опрашиваемым на нервы.
Форма вопроса может повлиять на ответ. Исследователи маркетинга выделяют два типа вопросов: закрытые и открытые. Закрытый вопрос включает в себя все возможные варианты ответов, и опрашиваемый просто выбирает один из них. В таблице 6 представлен ряд наиболее типичных закрытых вопросов.
Открытый вопрос дает опрашиваемым возможность отвечать своими словами. Открытые вопросы ставят в самых разных формах. Основные формы открытых вопросов представлены в таблице 7. Вообще говоря, открытые вопросы часто дают больше, поскольку опрашиваемые ничем не связаны в своих ответах. Особенно полезны открытые вопросы на поисковом этапе исследования, когда необходимо установить, что люди думают, не замеряя, какое количество из них думают тем или иным определенным образом. С другой стороны, на закрытые вопросы дают ответы, которые легче интерпретировать и сводить в таблицы.
Формулирование вопросов также требует осторожности. Исследователь должен пользоваться простыми, недвусмысленными словами, которые не влияют на направление ответа. До начала широкого использования вопросы следует предварительно опробовать.
Особого внимания требует и установление последовательности вопросов. Первый из них должен по возможности пробудить у опрашиваемых интерес. Трудные или личные вопросы следует задавать в конце интервью, пока опрашиваемые не успели замкнуться в себе. Вопросы должны задаваться в логической последовательности. Вопросы, классифицирующие опрашиваемых на группы, задают в последнюю очередь, потому что они носят более личный характер и менее интересны для отвечающих [11, 128-130].
Процесс разработки анкеты включает ряд последовательно реализуемых этапов:
Обычно анкета включает введение (преамбулу), реквизиты респондентов, основную часть. С помощью введения мы стараемся убедить респондента принять участие в опросе. Респонденты не любят давать информацию, цели получения которой они не понимают. Реквизиты содержат основную характеристику респондента (пол, возраст).
Таблица 6 – Типичные примеры закрытых вопросов
Информация о работе Маркетингоое исследование потребительских предпочтений на рынке мороженного