Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 11:39, дипломная работа
Целью данной работы является анализ конкурентоспособности продукции ОАО «СтанкоГомель» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
− рассмотреть сущность понятий конкуренция и конкурентоспособность
− рассмотреть системно-процессный подход по обеспечению конкурентоспособности в концепции маркетинга;
− проанализировать производственно-экономическую деятельность ОАО «СтанкоГомель на рынке;
− проанализировать используемые на предприятия подходы к обеспечению конкурентоспособности продукции;
− проанализировать маркетинговую деятельность и конкурентоспособность продукции предприятия
− на основе полученных и проанализированных данных, дать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности по обеспечению конкурентоспособности ОАО «СтанкоГомель».
ВВЕДЕНИЕ 5
1. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 11
1.1. Сущность понятия «конкуренция» 11
1.2. Сущность понятия «конкурентоспособность» 29
1.3. Системно-процессный подход к конкурентоспособности 32
2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОАО «СТАНКОГОМЕЛЬ» 37
2.1. Краткая характеристика предприятия 37
2.2. Анализ технико-экономических показателей 41
2.3. Анализ маркетинговой деятельности, конкурентоспособности и системы конкурентоспособности 44
2.4. Анализ деятельности профсоюзной организации 61
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 66
3.1. Общая модифицированная система конкурентоспособности 66
3.2. Система конкурентоспособности персонала 71
3.3. Система конкурентоспособности продукции 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
1. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 11
1.1. Сущность понятия «конкуренция» 11
1.2. Сущность понятия «конкурентоспособность» 29
1.3. Системно-процессный подход к конкурентоспособности 32
2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОАО «СТАНКОГОМЕЛЬ» 37
2.1. Краткая характеристика предприятия 37
2.2. Анализ технико-экономических показателей 41
2.3. Анализ маркетинговой деятельности, конкурентоспособности и системы конкурентоспособности 44
2.4. Анализ деятельности профсоюзной организации 61
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 66
3.1. Общая модифицированная система конкурентоспособности 66
3.2. Система конкурентоспособности персонала 71
3.3. Система конкурентоспособности продукции 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
ПРИЛОЖЕНИЯ 95
Развитие экономики Беларуси
свидетельствует о том, что экономические
реформы, направленные на обеспечение
и поддержку перехода промышленных
предприятий к рыночным условиям
хозяйствования, к настоящему времени
не привели к ожидаемым
Вместе с тем, динамика развития рыночных отношений настоятельно требует:
Опыт развитых в рыночном отношении стран, а также последние исследования ученых-экономистов постсоветских государств убедительно свидетельствуют о том, что теоретической и практической концепциями совершенствования управления конкурентоспособностью предприятия с целью ее повышения в условиях возрастающей рыночной конкуренции является маркетинг. Важнейшей функцией маркетинга на предприятии является определение воздействия рыночного окружения на эффективность его функционирования в условиях рыночных отношений. Для решения этой проблемы необходимо проводить исследования, чтобы определить, как предприятию с наименьшими затратами войти в рынок. Основой такого исследования является конкурентное сравнение субъектов рынка.
В условиях постоянно меняющихся рыночных ситуаций, расширения рыночных отношений и усиления конкурентной борьбы решение вопросов объективного определения положения предприятия на рынке, определения его конкурентных преимуществ и выявления слабых сторон производственной деятельности позволит обеспечить высокую степень подготовки и принятия управленческих решений, направленных на повышение устойчивости предприятия в рыночной среде.
В настоящее время в
отечественной научной
Изучение, анализ и оценка этих особенностей, т. е. силы влияния динамичной внешней среды на деятельности предприятия, условий конкуренции и трудно предсказуемого поведения конкурентов, необходимо предприятию, прежде всего, чтобы:
В условиях рыночных отношений критерием устойчивости и выживаемости предприятия в рыночной среде служит конкурентоспособность предприятия, анализ, оценка и прогнозирование которой становится объективной необходимостью, так как в современной конкурентной борьбе при всей ее масштабности, динамизме и остроте выигрывает тот, кто анализирует и борется за свои конкурентные позиции.
Уровень рыночной устойчивости предприятия формируется под непосредственным влиянием факторов его внешней и внутренней среды и определяет способность достижения предприятием целей своего развития в соответствии с имеющимся в наличии ресурсным обеспечением и требованиями рынка. В настоящее время в Беларуси осуществляется радикальная реформа хозяйственного механизма. Это один из реальных путей выхода нашего общества из кризисного состояния и обновления его экономической жизни. Как показывает практика, процесс перевода экономики Беларуси на рыночные принципы хозяйствования связан с глубокими изменениями во всех сферах производственной деятельности и обуславливает переход от централизованного управления предприятием к рыночным отношениям.
Органически присущая современному производству, ориентированному на рынок покупателя, черта организованности предполагает развитую рыночную деятельность и строгое выполнение хозяйственных договоров. Последнее объясняется тем, что в условиях централизованно управляемой экономики издержки не оправдавшейся деятельности предприятия брало на себя государство, а в новых условиях они ложатся на субъекты рынка. Таким образом, руководство предприятий обязано самостоятельно принимать управленческие решения, что, и обусловливает актуальность проблемы адаптации рыночной концепции управления предприятием к сложностям и особенностям рыночных отношений в условиях экономики переходного периода.
Деятельность предприятия в условиях конкурентного рынка — это система отношений производителя и покупателя, согласно которым производитель должен предлагать не то, что он хочет продать, а то, что хочет купить потребитель, учитывая при этом активное поведение конкурентов. В силу развития конкуренции руководство предприятия должно регулярно проводить анализ конъюнктуры рынка, рыночного спроса и его специфики. Таким образом, управленческие решения по производству и сбыту продукции должны приниматься на основе полного знания рыночных факторов и учета влияния, которое эти решения могут оказать на рынок. Результаты такого анализа оказывают прямое воздействие на принятие оптимального решения, связанного с формированием ассортиментных программ, обновлением продукции; изменением специфики предприятия, изменением профиля производства, обеспечением своевременной реализации продукции, выгодным получением нужных инвестиций для развития производства и т. д.
Проблема управления предприятием в современных условиях заключается в отсутствии передовых рыночных методов обоснования качественных управленческих решений, принимаемых в связи с изменениями рыночных ситуаций и отношений, развитие которых в Беларуси требует разработки и внедрения принципиально новых методов управления, учитывающих мировой опыт и позволяющих повысить гибкость и выживаемость отечественного предприятия в условиях рынка. Опыт развитых стран показал, что теоретической и практической концепциями совершенствования управления предприятием в условиях рынка является маркетинг, роль которого в переходном периоде уникальна и двояка: на микроуровне — это инструмент встраивания предприятия в рыночную среду, а на макроуровне — инструмент рыночной среды. Степень вхождения в рыночную среду определяется уровнем деловой активности предприятия и потенциалом его конкурентоспособности.
В конечном итоге мировой рыночный опыт, переход национальной экономики к рынку, низкая конкурентоспособность продукции и предприятии определили необходимость создания служб маркетинга на них. Однако, несмотря на их наличие, маркетинговым исследованиям на предприятиях уделяется недостаточное внимание. В настоящий момент можно говорить лишь о практическом применении концепции совершенствования сбыта на предприятиях. Эта концепция фокусирует свои усилия на потребностях продавца и тем самым подменяет концепцию маркетинга в целом, искажая ее смысл. На определенном этапе стратегия маркетинга формируется в зависимости от характера рынка и ценовой политики предприятия. Как правило, это происходит в соответствии с конкретной рыночной ситуацией и практики не признают регламентации данной процедуры. Возможно, именно этим объясняется достаточно узкая специализация исследований по систематизации методов применения маркетинга как в развитых в рыночном отношении странах, так и в странах с развивающимися рынками.
В постсоветской управленческой практике предпочтение отдается, как правило, качественному анализу статистических данных и более простым математическим моделям. Объясняется это тем, что практики хорошо представляют себе динамичность рыночных процессов и степень ее зависимости от психологического фактора и чувствительности к случайным воздействиям. Сформированные на предприятиях службы маркетинга не в состоянии проводить исследования из-за неподготовленности специалистов, отсутствия необходимого информационного, методического и технического обеспечения. Между тем, качественные управленческие решения, адекватные сложным ситуациям отечественного рынка, возможны на основе глубоких маркетинговых исследований с использованием экономико-математических моделей, позволяющих дать рыночным процессам и явлениям количественную оценку.
В современных рыночных условиях Беларуси важнейшими факторами маркетинговой среды предприятий и одними из основных объектов маркетинговых исследований являются конкуренция и конкурентоспособность, которые представляют собой фундаментальные и неотъемлемые атрибуты любой рыночной экономики, в том числе и развивающейся, и являются в конечном итоге необходимыми условиями развития предпринимательской деятельности. Показателем признания ведущей роли конкуренции при формировании рыночных отношений является то. что в большинстве стран мира к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами.
Конкуренция — тонкий и гибкий механизм управления производством, проявляющийся в его мгновенной реакции на любые изменения рыночной обстановки. В лучшем положении оказываются предприятия, которые наиболее приспособлены к ним, то есть обладают более высокой конкурентоспособностью по сравнению с конкурентами.
Надо заметить, что в
современных условиях усиливающегося
процесса интеграции прозорливые экономисты
мира с тревогой всматриваются в
первое десятилетие нового века, осознавая
опасность изменения жизни
Представляется очевидным факт, что хозяйственный комплекс Беларуси функционирует в сложной экономической ситуации. Ухудшение технического и технологического состояний производства, кризис платежей, пассивная инвестиционная и инновационная деятельность, утрата традиционных рынков сбыта, медленная структурная перестройка — все это приводит к недогрузке большого количества предприятий. В связи с этим экономика страны характеризуется падением объемов производства, низким потребительским спросом, высоким уровнем убыточности предприятий, перешедшим за 40 %, и в конечном итоге низкой конкурентоспособностью промышленной системы страны в целом и предприятий в частности.
В тоже время наблюдается наплыв на белорусский рынок импортных товаров, вытесняющих отечественные. Это объясняется, прежде всего, низкой конкурентоспособностью отечественного товаропроизводителя, которая является и интегральным показателем экономического могущества государства и условием его полноценного входа в мировую рыночную экономику. Благоприятные условия в экономике страны создаются исключительно за счет высокой конкурентоспособности первичного участка производственной сферы — предприятия.
Предприятия не могут производить конкурентоспособную продукцию для внешних рынков, если она имеет низкое качество на внутреннем рынке. Страны, являющиеся сегодня лидерами мирового рынка, всегда отталкивались от внутреннего спроса, и их экспансия вначале шла через насыщение внутреннего рынка.
Опыт мирового хозяйства подсказывает необходимость активного вмешательства в этот процесс непосредственных субъектов рынка – предприятий. И в первую очередь это касается формирования методов эффективной работы в условиях развития конкуренции, и мирового финансово-экономического кризиса (МФЭК). Далеко не все отечественные предприятия готовы к ведению конкурентной борьбы в таких условиях. Многие, даже обладая конкурентоспособной продукцией, из-за отсутствия практики использования всего комплекса маркетинга, не могут реализовать это преимущество, хотя для каждого предприятия особенно важно создать конкурентоспособную продукцию, правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы предложить эффективные средства конкуренции.
Поэтому проблема конкурентоспособности продукции особенно остра для белорусских промышленных предприятий, одним из которых является ОАО «СтанкоГомель. Это определяет актуальность выбранной темы.
Целью данной работы является
анализ конкурентоспособности
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи: