Основные направления совершенствования маркетинговой деятельности по обеспечению конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 11:39, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ конкурентоспособности продукции ОАО «СтанкоГомель» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
− рассмотреть сущность понятий конкуренция и конкурентоспособность
− рассмотреть системно-процессный подход по обеспечению конкурентоспособности в концепции маркетинга;
− проанализировать производственно-экономическую деятельность ОАО «СтанкоГомель на рынке;
− проанализировать используемые на предприятия подходы к обеспечению конкурентоспособности продукции;
− проанализировать маркетинговую деятельность и конкурентоспособность продукции предприятия
− на основе полученных и проанализированных данных, дать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности по обеспечению конкурентоспособности ОАО «СтанкоГомель».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 11
1.1. Сущность понятия «конкуренция» 11
1.2. Сущность понятия «конкурентоспособность» 29
1.3. Системно-процессный подход к конкурентоспособности 32
2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОАО «СТАНКОГОМЕЛЬ» 37
2.1. Краткая характеристика предприятия 37
2.2. Анализ технико-экономических показателей 41
2.3. Анализ маркетинговой деятельности, конкурентоспособности и системы конкурентоспособности 44
2.4. Анализ деятельности профсоюзной организации 61
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 66
3.1. Общая модифицированная система конкурентоспособности 66
3.2. Система конкурентоспособности персонала 71
3.3. Система конкурентоспособности продукции 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93

Файлы: 1 файл

Диплом_Анисимов.docx

— 777.16 Кб (Скачать файл)

ОАО «СтанкоГомель» не работает с фирмами, оказывающими консалтинговые, маркетинговые (различные исследования, разработка рекламных мероприятий) услуги. Это объясняется постоянной нехваткой денежных средств и их экономии, что характерно всем государственным предприятиям.

К контактным аудиториям ОАО «СтанкоГомель», помимо рассмотренных выше, необходимо добавить несколько государственных организаций, через которые на предприятие оказывает свое влияние политико-правовые и экономические факторы. Это: Министерство промышленности РБ, хозяйственная группа концерна Оргстанкинпром, Белорусская железная дорога (иногда предприятие отправляет свои станки потребителю железнодорожным транспортом), Гомельская таможня (все внешнеторговые сделки предприятия проходят таможенное оформление) и Гомельское отделение торгово-промышленной палаты (на все станки для внешнеэкономических сделок оформляются документы, подтверждающие страну происхождения – Беларусь), налоговая инспекция.

Важное влияние на хозяйственную  деятельность предприятия оказывает  персонал ОАО «СтанкоГомель», отношение персонала к выполняемым обязанностям. Основным документом, в котором декларируются отношения работников предприятия и ОАО «СтанкоГомель» является коллективный договор. В Коллективном договоре отражены основные (общие для всех наемных работников) пункты программы мотивации и стимулирования, действующей на ОАО «СтанкоГомель». Материальное стимулирование на предприятии осуществляется в денежной (зарплата, премии, доплаты и надбавки, материальная помощь) и неденежной (жилье, путевки, медицинское обслуживание) форме.

Материальное стимулирование на предприятии осуществляется следующими формами и системами оплаты труда: повременная, повременно-премиальная, сдельная, сдельно-премиальная, коллективная (бригадная). Формы и системы оплаты труда, размеры доплат и надбавок, материального стимулирования, выплаты вознаграждений и материальной помощи работникам, их пересмотр осуществляется в соответствии с действующим законодательством и в соответствии с Положением об оплате труда.

Однако, на предприятии сохраняется  высокая текучесть кадров. Основными причинами увольнения работников являлись: невысокая заработная плата, сокращение, пенсия по возрасту и истечение срока контракта. На предприятии наблюдается отток высококвалифицированных кадров. Снижение численности, в основном, произошло за счет выбытия специалистов и рабочих.

Производительность труда  находится в прямой зависимости  от состояния рабочих мест и условий, в которых трудится работник. В  связи с недостатком денежных средств, на предприятии не наблюдается  максимальных удобств и благоприятных  условий труда. Здания цехов и  администрации нуждаются в капитальном ремонте. В помещениях цехов и отделов в зимнее время не поддерживается комфортный температурный режим. Предприятие нуждается в техническом оснащении рабочих мест как рабочих, так и служащих. Поэтому можно сделать вывод, что администрация предприятия не придает особого значения этой составляющей маркетинговой среды.

Таким образом, рассмотренная  маркетинговая среда ОАО «СтанкоГомель» имеет сильное влияние на хозяйственную деятельность завода и нуждается в постоянном мониторинге.

в) Анализ системы конкурентоспособности

На предприятии конкурентоспособность  обеспечивается системой качества, реализующей концепцию всеобщего управления качеством (ВУК).

ВУК – концепция, предусматривающая всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней при рациональном использовании технических возможностей. В первую очередь, это совокупность принципов, методов, средств и форм управления качеством с целью повышения эффективности и конкурентоспособности организации. Концепция ВУК обеспечивает более полную удовлетворенность потребителей, т. к. позволяет осуществлять следующие компоненты (процессы):

1) контроль в процессе  разработки новой продукции;

2) оценку качества опытного  образца, планирование качества  продукции и производственного  процесса, контроль, оценку и планирование  качества поставляемых материалов;

3) входной контроль материалов;

4) контроль готовой продукции;

5) оценку качества продукции;

6) оценку качества производственного  процесса;

7) контроль качества продукции  и производственного процесса;

8) анализ специальных процессов  (специальные исследования в области  качества продукции);

9) использование информации  о качестве продукции;

10) контроль аппаратуры, дающей  информацию о качестве продукции;

11) обучение методам обеспечения  качества, повышение квалификации  персонала;

12) гарантийное обслуживание;

13) координацию работ в  области качества;

14) совместную работу по  качеству с поставщиками;

15) использование цикла  РDСА (планируй, делай, контролируй, усовершенствуй (переделывай));

16) работу кружков качества;

17) управление человеческим  фактором путем создания атмосферы  удовлетворенности, заинтересованного участия и благополучия

18) работу в области качества по методу межфункционального управления;

19) участие в национальных  кампаниях по качеству;

20) выработку политики  в области качества (согласование  политики в области качества с общей стратегией экономической деятельности, привнесение целей качества во все аспекты административной, хозяйственной и экономической деятельности);

21) участие служащих в  финансовой деятельности (в прибыли, акционерном капитале), воспитание сознательного отношения к качеству, чувства партнерства, совершенствование социальной атмосферы);

22) проведение мер по  формированию культуры качества;

23) подготовку управленческих  кадров для руководства деятельностью  в области качества;

24) возложение ответственности  за деятельность в области  качества на высшее руководство.

Всеобщее управление качеством – это технология руководства процессом повышения качества, а, следовательно и конкурентоспособности. Она состоит из трех частей: базовой системы; системы технического обеспечения; системы совершенствования и развития ВУК:

Базовая система – это средства, которые применяются для анализа и исследования. Они основаны на использовании общепризнанного математического аппарата и статистических методов контроля. Система технического обеспечения – это приемы и программы, позволяющие обучить персонал владению этими средствами и правильному их применению. Система совершенствования и развития принципов и содержания ВУК предполагает адаптацию научных подходов, экономических законов функционирования рыночных отношений, законов организации, структуры и принципов управления качеством к конкретным требованиям и условиям рынка.

Целью всеобщего управления качеством является достижение более  высокого качества продукции и услуг. Повышение уровней качества достигается за чет соответствия: 1) стандарту; 2) использованию; 3) фактическим требованиям рынка; 4) скрытым потребностям.

1. Первый уровень – «соответствие стандарту». Качество продукции оценивается как соответствующее или несоответствующее требованиям стандарта. Необходимо выяснить требования, утвердить стандарт, а также инструкции и процедуры проверки качества продукции. Инструментами при этом служат статистический контроль качества и организационная структура производства. Недостатками этой концепции являются необходимость проведения обязательного контроля качества и отсутствие учета требований потребителей (рынка).

2. Второй уровень – «соответствие использованию». Продукция должна не только соответствовать стандарту, но и удовлетворять эксплуатационным требованиям. Тогда она будет пользоваться спросом на рынке. Из-за незнания возможного использования продукции одна из фирм Японии получила много рекламаций на свою новую стиральную машину, которую жители сельской местности использовали для мытья картофеля вместо стирки белья. Чтобы соответствовать всем вариантам использования продукции, о ее качестве должны заботиться не только производственные подразделения фирмы, но и службы маркетинга, исследований и разработок, планирования, контроля качества, сбыта и сервиса. Все подразделения должны функционировать как единое целое. Но при этом требуется учитывать, что более высокое качество приводит к более высоким затратам, а значит и к повышению цены на продукцию.

3. Третий уровень – «соответствие фактическим требованиям рынка». В идеале это означает высокое качество при низкой цене. Но для достижения таких результатов необходимо изменить всю систему работы. Единственным путем достижения низкой стоимости при высоком качестве является бездефектное производство. А это, прежде всего, зависит от сознательности рабочих и их постоянных усилий по обеспечению качества. Продукцию производит не инженер, не управленец, а рабочий. Поэтому все рабочие должны постоянно определять дефекты или ошибки и сами их исправлять. Качество создается не инспекцией или высококачественным оборудованием, а скорее постоянным стремлением к повышению качества со стороны рабочих, занятых в процессе производства. Если подобное быстрое исправление ошибок и стремление к улучшению качества организованы на каждой (ступени производства, то дефекты или отходы, а также переделки сведутся к минимуму. Это и есть «контроль процесса», в котором участвует персонал фирмы.

4. Четвертый уровень – «соответствие скрытым потребностям». В индустриально развитых странах рынок наводнен продукцией, которая мало отличается по уровню качества и удовлетворяет все явные, очевидные требования покупателя. Поэтому преимущество при сбыте получает продукция, испытывающая скрытые потребности. Потребитель часто не подразумевает, что ему нужно. И только когда ему предложили купить что-то оригинальное, неожиданное, он поймет, что именно это необходимо. Процветающие фирмы во всем мире находятся в настоящее время на полпути к достижению этого уровня.

Эффективность ВУК зависит  от трёх ключевых уровней:

  • высшее должностное лицо на предприятии энергично выступает за повышение качества;
  • инвестиции осуществляются не в оборудование, а в людей;
  • организационные структуры преобразуются или создаются специально под концепцию ВУК.

Концепция ВУК  реализуется на фирме благодаря  применению определенного набора приемов и средств. На процесс внедрения ВУК существенно влияет давление рынка, которое вызывает у руководства фирмы готовность внедрять систему управления качеством. Этот процесс должен возглавить президент фирмы, пользующийся полной поддержкой персонала.

Качество  зависит от многочисленных и разнообразных  факторов технического, экономического, социально-психологического характера. Фирмы, ведущие целенаправленную, продуманную политику повышения качества продукции и услуг, используют для достижения поставленных целей большой арсенал методов, инструментов и средств. Условно они могут быть сгруппированы в три блока: методы обеспечения качества; методы стимулирования качества; методы контроля результатов работы по повышению качества.

К методам обеспечения  качества относятся прежде всего  инженерно-математические методы, используемые для анализа, планирования и регулирования процессов на всех стадиях жизненного цикла продукции. Методы стимулирования включают как обычные методы мотивации, так и специально разработанные для улучшения качества (проводимые в странах и во Всемирном масштабе кампании качества, национальные премии по качеству и т. д.). К методам контроля относятся методы оценки качества продукции, например, через анализ экономических показателей, проверку документации как на продукцию, так и на систему качества. И наконец, контроль качества самой продукции.

Отдельные методы одновременно относятся к разным блокам. Так, статистические методы являются одновременно и методами контроля, и методами обеспечения качества. А такой метод работы, как организация кружков качества, одновременно позволяет решать проблемы качества и является великолепным средством стимулирования творческой активности сотрудников фирмы. Получившие широкое распространение методы самоконтроля и самооценки могут быть отнесены с равным основанием ко всем трем блокам.

Анализ системы конкурентоспособности  функционирующей в рамках концепции всеобщего управления качеством (ВУК) показал, что она имеет недостатки. Проанализируем эти недостатки. Нами уже ранее отмечалось, что целью деятельности предприятия (или системы конкурентоспособности) является выпуск конкурентоспособной продукции. В свою очередь, факторами конкурентоспособности на первом уровне иерархии являются качество продукции, ее цена, затраты по использованию (эксплуатации) продукции, качество сервиса и реклама в соотношении 5:4:3:2:1 (приоритет отдается качеству продукции, услуг и других объектов управления). Отсюда следует, что повышение качества – не глобальная, а локальная цель организации. Глобальная цель – обеспечение конкурентоспособности выпускаемой продукции. Относительно правильности определения (термина) ВУК. Это определение не в полной мере отвечает требованиям системности и комплексности. В нем практически ничего не говориться о подсистемах и других компонентах. В определение включены через «и» понятия разных уровней иерархи: системы и методы. Система – это целое, понятие нулевого уровня, а метод – компонент второго уровня подсистем научного сопровождения системы ВУК. В определении отсутствуют стадии маркетинга (точнее, стратегического маркетинга) и эксплуатации, которые имеются в международных стандартах ИСО серии 9000. Кроме того, комплексной подход предусматривает рассмотрение в единстве технических, экономических, организационных, психологических и других аспектов управления, а в определение ВУК включены только технические аспекты.

Информация о работе Основные направления совершенствования маркетинговой деятельности по обеспечению конкурентоспособности