Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 11:39, дипломная работа
Целью данной работы является анализ конкурентоспособности продукции ОАО «СтанкоГомель» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
− рассмотреть сущность понятий конкуренция и конкурентоспособность
− рассмотреть системно-процессный подход по обеспечению конкурентоспособности в концепции маркетинга;
− проанализировать производственно-экономическую деятельность ОАО «СтанкоГомель на рынке;
− проанализировать используемые на предприятия подходы к обеспечению конкурентоспособности продукции;
− проанализировать маркетинговую деятельность и конкурентоспособность продукции предприятия
− на основе полученных и проанализированных данных, дать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности по обеспечению конкурентоспособности ОАО «СтанкоГомель».
ВВЕДЕНИЕ 5
1. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 11
1.1. Сущность понятия «конкуренция» 11
1.2. Сущность понятия «конкурентоспособность» 29
1.3. Системно-процессный подход к конкурентоспособности 32
2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОАО «СТАНКОГОМЕЛЬ» 37
2.1. Краткая характеристика предприятия 37
2.2. Анализ технико-экономических показателей 41
2.3. Анализ маркетинговой деятельности, конкурентоспособности и системы конкурентоспособности 44
2.4. Анализ деятельности профсоюзной организации 61
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 66
3.1. Общая модифицированная система конкурентоспособности 66
3.2. Система конкурентоспособности персонала 71
3.3. Система конкурентоспособности продукции 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
С дальнейшим улучшением состояния
нашей экономики происходит расширение
производства тракторов, комбайнов, другой
техники; происходит техническое перевооружение
ведущих предприятий
С точки зрения покупательской способности населения этот фактор оказывает косвенное влияние. Покупательная способность населения влияет на количество приобретаемых товаров народного потребления, производимых с помощью станков ОАО «СтанкоГомель» (велосипеды, автомашины). Чем выше покупательная способность населения – тем больше спрос на гомельские станки.
Влияние покупательской способности населения значительно на производство и реализацию гомельским заводом стиральных машин.
Рассмотрим влияние природных факторов макросреды. Недостаток сырьевой базы (различный металл и энергоресурсы) нашей страны оказывает самое непосредственное влияние на производство и реализацию станочной продукции завода. Влияние этого фактора значительно. Цены на эти ресурсы постоянно растут и соответственно растет себестоимость станочной продукции, что, в свою очередь сказывается негативно на конкурентоспособности всей продукции ОАО «СтанкоГомель».
Так как станки являются наукоемкой и достаточно дорогой в разработке продукцией, то научно-технические (технологический) факторы макросреды оказывают огромное непосредственное влияние на хозяйственную деятельность ОАО «СтанкоГомель». Ускорение научно-технического прогресса; появление новых возможностей и усовершенствование товаров; ассигнования на НИОКР; государственный контроль за качеством и безопасностью новых товаров – все эти составляющие технологического фактора макросреды предприятия важны для ОАО «СтанкоГомель». На протяжении ряда предшествующих лет и в настоящее время коллектив объединения активно участвует в выполнении заданий государственных научно-технических программ «Станки и инструмент» по созданию и постановке на производство новых видов металлорежущих станков и иного прогрессивного оборудования (в том числе с ЧПУ).
Политико-правовые факторы также оказывают большое и непосредственное влияние на хозяйственную деятельность ОАО «СтанкоГомель» как экпортоориентированного предприятия, производящего средства производства и активно работающего на внешних рынках. Существующее в нашей республике налогообложение, инфляция и финансово-кредитное положение влияет на размер оборотных средств предприятия. Например, правовую основу экономических отношений закладывает Гражданский кодекс Республики Беларусь (договора, контракты), Инвестиционный кодекс Республики Беларусь, а также ряд законов, регулирующих хозяйственную деятельность. Таможенный Кодекс определяет правовые, экономические и организационные основы таможенного дела. Государственное регулирование внешней торговли в Республике Беларусь включает в себя ряд мер, основными из которых являются тарифные и нетарифные меры регулирования, а также лицензирование определенных видов внешнеторговых операций. На данный момент, например, главным документом, влияющим на внешнеэкономическую деятельность объединения, является Указ Президента Республики Беларусь № 178 от 27 марта 2008 г. «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций». Таким образом, этот фактор имеет также сильное влияние на хозяйственную деятельность гомельского завода.
Социально-культурные факторы оказывают косвенное влияние на производство и реализацию станочной продукции ОАО «СтанкоГомель». Рост потребностей населения в автомобилях, их ремонте, сельхозтехнике, прочей технике и др. товарах, при производстве которых используются гомельские металлорежущие станки, оказывает влияние на рост производства и реализации этих станков.
Таким образом, ОАО «СтанкоГомель» в значительной степени зависит от факторов макросреды. Самыми значимыми факторами для предприятия являются: экономический, научно-технический (технологический) и политико-правовой факторы.
Рассмотрим микросреду и ее влияние на результаты деятельности ОАО «СтанкоГомель» (внутренняя среда, контактные аудитории).
Потребитель станочной продукции ОАО «СтанкоГомель» - промышленные предприятия (машиностроительное, производящее автомобили, сельхозтехнику, военную технику), мастерские, производственные фирмы. Покупателем может быть как потребитель, так и посреднические организации – станкоторговые фирмы. Рынок предприятия – это рынок средств производства, в частности – металлорежущих станков. Целевую аудиторию завода составляют отечественные и зарубежные предприятия - производители в области автомобиле – станко-строения. Перспективным потребителем станочной продукции является военно-промышленный комплекс.
Посреднические организации ОАО «СтанкоГомель» могут просто перепродавать станки и не оказывать конечному потребителю услуг по сервисному обслуживанию, по рекламе гомельских станков в своем регионе. Предприятие предпочитает сотрудничество с посредническими фирмами, которые не только перепродают гомельские станки, но и оказывают услуги по сервисному обслуживанию, активно продвигают продукцию гомельского завода на свой региональный рынок. Основными дилерами ОАО «СтанкоГомель» являются: ООО «Станки. Техника и технология линейных и угловых измерений», ООО «Станэксим», ООО «Станкостроительное объединение «ДВТ» (Россия); ООО «СП Стан-Комплект» (Украина), Unitech-Maschinen GmbH (Германия), WMW Machinery Company (США).
На внутреннем рынке станки продаются напрямую – потребителям. Из крупных белорусских потребителей можно назвать: ПО «Гомсельмаш», РУПП «Минский тракторный завод», МАЗ, РУП «Минский моторный завод».
Многолетний опыт работы предприятия показывает, что больше всего станков продается на внешнем рынке не напрямую, а через агентские компании, специализирующиеся на торговле станками.
На рынках дальнего зарубежья основное внимание специалистов управления маркетинга уделяется не поиску промышленных предприятий, заинтересованных в приобретении выпускаемых заводом станков, а установлению контактов с торговыми компаниями, имеющими опыт продажи станков в том или ином регионе мира. Работа через посредников на рынках дальнего зарубежья объясняется еще тем, что, к сожалению, сам завод не всегда в состоянии учесть все пожелания зарубежного потребителя.
Конечным потребителем стиральных машин является население. Стиральные машины «Алеся» являются товарами народного потребления и поставляются ОАО «СтанкоГомель» только на внутренний рынок в торговую сеть.
Станки являются очень материалоемкими изделиями. Для производства выпускаемой заводом продукции основным материалом является металл 318 типомаркосорторазмеров, получаемый от 29 поставщиков, в том числе непосредственно от 11 металлургических предприятий. 0бщая потребность в металле составляет более 2 500 тонн в год.
Основными поставщиками материалов являются: ОАО «Пластик», г. Узловая Тульской обл.; ГП «Белцветмет», г. Минск; АО «Химволокно», г. Светлогорск; ПО «Гомельоблнефтепродукт», г. Гомель; лесхозы Гомельской области; ООО «Алар-2» г. Москва; ОАО «Лужский абразивный завод» г. Луга; ООО «Предпиятие «Севколорснаб» г.Санкт-Петербург; ОАО «Московский коксогазовый завод» г. Видное; ЗАО «Уралэластотехника» г.Екатеринбург, РУП «Оршанский комбинат строительных материалов», РУП «Речицкий метизный завод», ОАО «Лакокраска» г. Лида и др. Кроме того, завод получает комплектующие узлы и детали от 59 поставщиков.
Основными импортными материалами и комплектующими являются: черный и цветной металлопрокат; пластмассы (пластик, фенопласт, полиамид и др.); кокс и чугуны литейные; точные и специальные подшипники; низковольтная электроаппаратура; электромуфты; электродвигатели постоянного тока; системы ЧПУ и др.
Анализ конкурентоспособности
Рассмотрим конкурентов предприятия. В силу специфики отрасли станкостроения лишь несколько предприятий на территории СНГ являются конкурентами ОАО «СтанкоГомель». Это:
Производители станков из Западной Европы, Японии и США пока не могут составить ОАО «СтанкоГомель» серьезной конкуренции на рынках стран СНГ ввиду очень высоких цен на свою продукцию. Однако на рынке Западной Европы, США и Канады гомельские станки проигрывают западным аналогам в области качества и сервисного обслуживания. Гомельский завод не может вкладывать столько денежных средств в новейшие технологии и оборудование, сколько вкладывают ведущие западные производители станочной продукции.
Станки же, выпускаемые
в Болгарии, Южной Корее, Китае
и на Тайване, пока также не могут
составить серьезной
Поскольку все основные рынки являются в достаточной степени конкурентными, состав игроков и их рыночные доли определены достаточно четко и сложились довольно давно, а в условиях мирового кризиса спрос на промышленное оборудование и цены на него резко упали, основное внимание в 2012 – 2013 гг. планируется уделять сохранению доли предприятия на вышеуказанных рынках, в первую очередь – на российском рынке консольно-фрезерных станков.
В настоящее время основными конкурентами предприятия на данном рынке являются российские ООО "Производство фрезерных станков" (Нижний Новгород), ОАО "Дмитровский завод фрезерных станков" и болгарское АО "Арсенал" (Казанлык), выпускающие продукцию, имеющую близкие технические характеристики и сравнимое качество. Сравнительный анализ цен на предлагаемые ими консольно-фрезерные станки приведен в таблице 2.2.
Таблица 2.2. Характеристики продукции конкурентов
ОАО |
АО |
ОАО |
ООО "Производство фрезерных станков" |
FSS350MR 1 916 320 руб. РФ |
FV 321 M 1 343 140 руб. РФ |
6К12 1 914 373 руб. РФ |
6Т12 1 439 600 руб. РФ |
FSS450MR 2 035 500 руб. РФ |
FV 401 1 450 020 руб. РФ |
6ДМ13 2 195 567 руб. РФ |
6Т13 1 746 400 руб. РФ |
FW350MR 1 845 520 руб. РФ |
FU 321 M 1 236 220 руб. РФ |
6К82Г 1 882 336 руб. РФ |
6Т82Г 1 416 000 руб. РФ |
FW450MR 1 993 020 руб. РФ |
FU 401 1 319 730 руб. РФ |
6ДМ83Г 2 163 353 руб. РФ |
6Т83Г 1 711 000 руб. РФ |
FU350MR 1 897 440 руб. РФ |
6Т82 1 416 000 руб. РФ | ||
FU450MR 2 030 780 руб. РФ |
6Т83 1 711 000 руб. РФ | ||
FU350MRApUG 2 385 960 руб. РФ |
FUV 321 M 1 649 680 руб. РФ |
6К82Ш 2 093 025 руб. РФ |
6Т82Ш 1 864 400 руб. РФ |
FU450MRApUG 2 626 680 руб. РФ |
FUV 401 1 733 500 руб. РФ |
6ДМ83Ш 2 374 101 руб. РФ |
6Т83Ш 1 994 200 руб. РФ |
FU450MRApUGNC 2 832 000 руб. РФ |
6ДМ83ШФ1 2 636 474 руб. РФ |
В настоящее время ОАО «СтанкоГомель» имеет агентские компании в США, Германии, Турции, Иране, Вьетнаме и Российской федерации. Кроме того, ряд компаний из Австралии, Казахстана, Мексики, Саудовской Аравии, Туниса, Украины и других стран продает выпускаемые заводом станки, обладая статусом регионального представителя де-факто.
В таблице 2.3 оценим конкурентоспособность консольно-фрезерных станков по отношению к аналогам производства конкурента – ОАО «Дмитровский завод фрезерных станков». Оценка произведена экспертным методом. В качестве экспертной оценки используется средний балл, выставленный тремя специалистами управления маркетинга предприятия.
Таблица 2.3. Конкурентоспособность
консольно-фрезерных станков
ОАО «СтанкоГомель» по отношению к конкуренту –
ОАО «Дмитровский завод фрезерных станков»
Параметры |
Коэффициент относительной значимости |
РУП «Гомельский станкостроительный завод им. С.М. Кирова» |
ОАО «Дмитровский завод фрезерных станков» | ||
оценка |
итоговая оценка |
оценка |
итоговая оценка | ||
1. Цена |
25 |
7 |
175 |
7 |
175 |
2. Качество |
30 |
10 |
300 |
9 |
270 |
3. Состав и функции |
15 |
9 |
135 |
9 |
135 |
4. Объем сбыта |
6 |
8 |
48 |
10 |
60 |
5. Канал сбыта |
3 |
8 |
24 |
8 |
24 |
6. Сервис |
4 |
10 |
40 |
7 |
28 |
7. Реклама |
7 |
9 |
63 |
7 |
49 |
8.Репутация у потребителей |
10 |
9 |
90 |
8 |
80 |
ИТОГО: |
100 |
875 |
821 |
Примечание. Источник: собственная разработка
Как видно из оценки, конкурентные преимущества консольно-фрезерных станков производства ОАО «СтанкоГомель» выше, чем станков производства ОАО «Дмитровский завод фрезерных станков». По параметрам качество, сервис, реклама и репутация у РУП «Гомельский станкостроительный завод им. С.М. Кирова» опережает своего конкурента.
Конкурентным преимуществом консольно-фрезерных станков РУП «Гомельский станкостроительный завод им. С.М. Кирова» перед продукцией данных предприятий-конкурентов на российском рынке является известность торговой марки «Нeckert», по лицензии которой выпускаются станки, их высокое качество.
Рассмотрим группы контактных аудиторий, с которыми работает предприятие. В качестве основного финансового учреждения ОАО «СтанкоГомель» выступает ОАО «БПС-банк» и ОАО «Белагропромбанк». Все финансово-кредитные операции осуществляются только через эти банки.
Транспортирование продукции, сырья, материалов и комплектующих на территории Беларуси и частично на территории Российской Федерации предприятие осуществляет собственными силами. Все перевозки станков в страны дальнего зарубежья (Польша, Германия, Иран, страны Балтии и др.) осуществляет по поручению гомельского завода транспортная фирма «Милицер&Мюнх», имеющая представительство в г. Гомеле.