Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 11:39, дипломная работа
Целью данной работы является анализ конкурентоспособности продукции ОАО «СтанкоГомель» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
− рассмотреть сущность понятий конкуренция и конкурентоспособность
− рассмотреть системно-процессный подход по обеспечению конкурентоспособности в концепции маркетинга;
− проанализировать производственно-экономическую деятельность ОАО «СтанкоГомель на рынке;
− проанализировать используемые на предприятия подходы к обеспечению конкурентоспособности продукции;
− проанализировать маркетинговую деятельность и конкурентоспособность продукции предприятия
− на основе полученных и проанализированных данных, дать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности по обеспечению конкурентоспособности ОАО «СтанкоГомель».
ВВЕДЕНИЕ 5
1. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 11
1.1. Сущность понятия «конкуренция» 11
1.2. Сущность понятия «конкурентоспособность» 29
1.3. Системно-процессный подход к конкурентоспособности 32
2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОАО «СТАНКОГОМЕЛЬ» 37
2.1. Краткая характеристика предприятия 37
2.2. Анализ технико-экономических показателей 41
2.3. Анализ маркетинговой деятельности, конкурентоспособности и системы конкурентоспособности 44
2.4. Анализ деятельности профсоюзной организации 61
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 66
3.1. Общая модифицированная система конкурентоспособности 66
3.2. Система конкурентоспособности персонала 71
3.3. Система конкурентоспособности продукции 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
«Вход» в СКсп включает все, что получает, например, предприятие для разработки и реализации стратегии повышения конкурентоспособности: методические документы, финансовые, трудовые, материальные, информационные и другие виды ресурсов.
«Выход» из СКсп это объекты для которых мы разрабатываем СКсп- персонал, продукция (товар, работа, услуга), предприятие, отрасль, регион, страна.
К компонентам «обратной связи» СКсп относятся: дополнительные требования на стадии НИОКТР к нормативам конкурентоспособности объектов; рекламации потребителей; новая информация по инновациям и стадиям протекания МФЭК.
«Внешняя среда» СКсп включает в себя следующие компоненты: макросреда, инфраструктура и микросреда.
Анализ изложенной выше информации свидетельствует, что за последние 15–20 лет в Республике Беларусь и странах бывшего СССР произошли разительные перемены в отношении к концепции (феномену) «конкуренция – конкурентоспособность».
Понятие «конкуренция» рассматривается с учётом всего многообразия явлений и понимается как процесс мониторинга и управления субъектами своими конкурентными преимуществами на конкретной территории (рынке) для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства.
Понятие «конкурентоспособность» уже в более полной мере приближается к соответствию требованиям системного и комплексного подходов и рассматривается как состояние (в статике) или способность (в динамике) субъекта со своими объектами быть лидером, успешно конкурировать со своими конкурентами на конкретном рынке в конкретное время по достижению одной и той же цели.
Дальнейшая глобализация в условиях мирового финансово-экономического кризиса (МФЭК) и её последствия в виде ужесточения условий доступа к сырьевым и кредитным ресурсам, инновационным технологиям и конкурентной борьбы на мировых рынках продукции за счёт существенного превышения её предложения над медленно растущим спросом требует от отечественных субъектов хозяйствования поиска новых форм противостояния и повышения эффективности, устойчивости и конкурентоспособности.
Одним из перспективных направлений
повышения эффективности
Однако в его разработках не учитывается мировая ситуация, сложившаяся в результате МФЭК, а также специфических условий его протекания в Беларуси.
Открытое акционерное общество «СтанкоГомель» является одной из старейших организаций Гомельской области и в станкостроительной промышленности. Его основание относится к 1885 году. За эти годы завод прошел путь от небольшого металлозавода до станкостроительной организации, производящего сложное оборудование – металлорежущие станки с числовым программным управлением.
Открытое акционерное общество «СтанкоГомель» зарегистрировано 05.07.2002 году в реестре общереспубликанской регистрации юридических и индивидуальных предпринимателей за № 400085002, выдано свидетельство серии ГМ № 019621.
Учредителем организации является Министерство промышленности Республики Беларусь. Уставный фонд заявлен в сумме 164 000 000 рублей. Формирование уставного фонда произведено в полном объеме имуществом. Организация имеет статус юридического лица, обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в учреждениях банка, печати, штампы, фирменные бланки со своим наименованием.
Юридический адрес: г. Гомель, ул. Интернациональная, 10, что соответствует фактическому расположению.
На основании заявления организация зарегистрирована в инспекции МНС РБ по Центральному району г. Гомеля в качестве налогоплательщика под УНП 400085002.
Открытое акционерное общество «СтанкоГомель» образовано в соответствии с приказом Министерства промышленности Республики Беларусь от 29 июля 1997 года № 159 «О реструктуризации Гомельского станкостроительного ПО им. С.М. Кирова», переименовано в соответствии с приказом Министерства промышленности Республики Беларусь от 29.06.2000 года № 226 «О приведении устава Государственного предприятия «Гомельский станкостроительный завод им. С.М. Кирова» в соответствии с действующим законодательством» и зарегистрировано решением Гомельского облисполкома от 28.06.2002 года № 426 в едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 400085002. Устав завода зарегистрирован решением Гомельского облисполкома от 29.12.2007 года.
Организация имеет филиал, не являющийся юридическим лицом, и действует в соответствии с положением о производственной структурной единице. Адрес филиала: г. Гомель, ул. Могилевская, 17. Занимаемые заводом площади составляют 8,25 га по ул. Интернациональная, 10 и 5,6 га по ул. Могилевская, 17.
Организация имеет обособленное
структурное подразделение
В организации действует линейно-
Производственная программа
Предприятие активно работает на основных мировых рынках станкостроительной продукции. Основным стратегическим рынком является рынок Республики Беларусь, на котором предприятие является естественным монополистом в производстве сверлильно-фрезерно-расточных обрабатывающих центров с ЧПУ, долбежных станков и правильно-отрезных автоматов, а также занимает около 60% рынка консольно-фрезерных станков, имея единственного конкурента – ОАО «Станкозавод «Красный Борец», несколько моделей станков которого имеют сходные технические характеристики и близкий уровень цен.
В настоящее время основу производственной программы завода составляют следующие станки:
Прогнозируемый рост объемов производства промышленной продукции организация должна будет обеспечить за счет расширения рынков сбыта через освоение новых видов конкурентоспособной продукции (в первую очередь станков типа «обрабатывающий центр» с числовым программным управлением).
В целом по организации, имеющиеся производственные мощности не используются в полном объеме. Основными причинами являются: ограниченные финансовые возможности ряда машиностроительных предприятий России и Республики Беларусь в части модернизации производства, низкая платежеспособность предприятий-потребителей, дефицит квалифицированных кадров (станочников), недостаточность оборотных средств, необходимых для ведения хозяйственной деятельности.
Основная задача организации – обеспечить устойчивое положение на рынках сбыта. Приоритетным направлением развития организации должно стать увеличение производства станков с числовым программным управлением (не менее 50 % в общем объеме производства).
Обеспечением
материальными ресурсами в
Обеспечением материальными ресурсами на предприятии для выполнения плана производства занимается отдел материально-технического снабжения (ОМТС).
Основными поставщиками материалов являются:
Закупкой комплектующих изделий занимается отдел внешней комплектации (ОВК).
Закупкой покупных полуфабрикатов занимается производственно-диспетчерский отдел (ПДО). Основные предприятия и организации, у которых производится закупка полуфабрикатов:
Основные потребители продукции ОАО «СтанкоГомель» – организации машиностроительного комплекса.
ОАО «СтанкоГомель» поставляет металлорежущие станки для РУП «МТЗ», РУП «Гомсельмаш», РУПП «БелАЗ», ОАО «ММЗ», РУП «Могилевлифтмаш», ОАО «МАЗ» и для других белорусских предприятий для обеспечения планов технического перевооружения и реализации инвестиционных проектов.
Основными потребителями продукции завода являются машиностроительные заводы, организации нефтегазового, оборонного и транспортного комплексов различных стран мира. В Республике Беларусь крупнейшими потребителями являются организации Министерства промышленности (Минский тракторный завод, Минский автомобильный завод, Белорусский автомобильный завод, РУП «Гомсельмаш» и др.).
Организация постоянно расширяет
рынки сбыта выпускаемой
Основным стратегическим рынком сбыта для организации является Российская Федерация, куда поставляется более 65 % всей экспортной продукции. Важными торговыми партнерами являются Германия, Иран, Украина, Польша и страны Прибалтики, Северной Америки, Центральной Азии, Северной Африки и Персидского залива и Латинской Америки.
В настоящее время основными конкурентами организации являются российские ФГУП «Воткинский завод», ЗАО «Нижегородский завод фрезерных станков», ОАО «Дмитровский завод фрезерных станков».
В таблице 2.1 и на рисунках 2.1–2.3 приведены основные показатели работы деятельности предприятия в динамике за три года. Данные показатели свидетельствуют об устойчивом экономическом состоянии предприятия.
Таблица 2.1. Основные технико-экономические
показатели работы
ОАО «СтанкоГомель» в 2009 – 2011 годах
Показатели |
Ед. изм. |
Значение показателя |
Темп роста, % | |||
за |
за |
За |
2010 к 2009г. |
2011 | ||
1. Товарная продукция: - в действующих ценах - в сопоставимых ценах |
млн. руб. |
30441 29278 |
38882 38494 |
42732 42732 |
127,7 131,5 |
110,0 111,0 |
2.Себестоимость товарной продукции |
млн. руб. |
19997 |
28145 |
34735 |
141,0 |
123,4 |
3. Затраты на 1 рубль товарной продукции |
руб. |
0,925 |
0,890 |
0,846 |
-0,035 |
|
4.Среднесписочная численность работников |
чел. |
1424 |
1403 |
1384 |
98,5 |
98,6 |
5.Среднемесячная зарплата всего персонала |
тыс. руб. |
634,0 |
710,1 |
826,0 |
112,0 |
116,3 |
6.Производительность труда в действующих ценах |
млн. руб. |
16401 |
18085 |
21456 |
110,3 |
118,6 |
7.Инвестиции в основной капитал |
млн. руб. |
810 |
845 |
1020 |
104,3 |
120,7 |
8.Выручка от реализации продукции |
млн. руб. |
22543 |
23519 |
27990 |
104,3 |
119 |
9.Прибыль от реализации продукции |
млн. руб. |
1532 |
1311 |
2733 |
85,6 |
208,5 |
10.Рентабельность |
%% |
7,3 |
5,9 |
10,8 |
80,8 |
183,1 |