Основные направления совершенствования маркетинговой деятельности по обеспечению конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 11:39, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ конкурентоспособности продукции ОАО «СтанкоГомель» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
− рассмотреть сущность понятий конкуренция и конкурентоспособность
− рассмотреть системно-процессный подход по обеспечению конкурентоспособности в концепции маркетинга;
− проанализировать производственно-экономическую деятельность ОАО «СтанкоГомель на рынке;
− проанализировать используемые на предприятия подходы к обеспечению конкурентоспособности продукции;
− проанализировать маркетинговую деятельность и конкурентоспособность продукции предприятия
− на основе полученных и проанализированных данных, дать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности по обеспечению конкурентоспособности ОАО «СтанкоГомель».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 11
1.1. Сущность понятия «конкуренция» 11
1.2. Сущность понятия «конкурентоспособность» 29
1.3. Системно-процессный подход к конкурентоспособности 32
2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОАО «СТАНКОГОМЕЛЬ» 37
2.1. Краткая характеристика предприятия 37
2.2. Анализ технико-экономических показателей 41
2.3. Анализ маркетинговой деятельности, конкурентоспособности и системы конкурентоспособности 44
2.4. Анализ деятельности профсоюзной организации 61
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 66
3.1. Общая модифицированная система конкурентоспособности 66
3.2. Система конкурентоспособности персонала 71
3.3. Система конкурентоспособности продукции 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93

Файлы: 1 файл

Диплом_Анисимов.docx

— 777.16 Кб (Скачать файл)

 

а) Товарная продукция

В 2009 году объем  произведенной товарной продукции  составлял (млн. руб.) – 30441. В 2010году он увеличился на 127.7 % и достиг значений – 38882. В свою очередь в 2011 году он также увеличился на 110 % и составил -42732. Таким образом, это свидетельствует о постоянном увеличении выпуска продукции за анализируемый период.

Рисунок 2.1. Абсолютный прирост товарной продукции ОАО «СтанкоГомель» за период с 2009 – 2011 года.

б) себестоимость продукции

Себестоимость товарной продукции с каждым годом  увеличивается. В 2009 году она была (млн. руб.) – 19997. В 2010 году она увеличилась на 141% и составила – 28145. В 2011 году произошло увеличение себестоимости на 123,4% и она составила – 34735. Постоянное увеличение себестоимости можно объяснить ростом цен на материалы, комплектующие, энергоресурсы и сырьё.

Рисунок 2.2. Себестоимость товарной продукции ОАО «СтанкоГомель» за период с 2009 – 2011 года.

в) затраты на 1 руб.

В 2009 году затраты  составляли (руб.) – 0,925. В 2010 году наблюдается уменьшение затрат на 0,035 % и составили – 0,89. По сравнение с 2010 годом в 2011 снова происходит уменьшение затрат и составили – 0,846.

г) среднесписочная численность работников

В 2009 году среднесписочная  численность работников составила (чел.) – 1424. В 2010 году численность снизилась на 98,5% и составила – 1403. В 2011 году снова наблюдается снижение численности работников на 98,6% и составила – 1384. Таким образом, среднесписочная численность работников, начиная с 2009г. уменьшается, об этом свидетельствует отрицательное значение показателей прироста. Темпы роста находятся на приблизительно одном уровне - 98,5%.

д) среднемесячная заработная плата

В 2009 году среднемесячная заработная плата работников составила (тыс. руб.) – 634. В 2010 году среднемесячная заработная плата увеличилась на 112% и составила – 710,1. В 2011 году снова произошло увеличение заработной платы и составила – 826.

е) производительность труда

В 2009 году производительность руда составила (млн. руб.) – 16401. В 2010 году производительность увеличилась на 110,3% и составила – 18085. В 2011 году производительность труда увеличилась на 118,6% и составила – 21456.

ж) инвестирование в основной капитал

В 2009 году инвестирование в основной капитал составил - 810. В 2010 году – 845. В 2011 году – 1020. Таким образом, с каждым годом предприятие увеличивает инвестирование основного капитала, что связано с возрастающими потребностями потребителей.

з) выручка от реализации

В 2009 году выручка от реализации составила 25111. В 2010 году выручка увеличилась  и составила – 34923. В 2011 году – 47562. Таким образом, в 2011 году происходит значительное увеличение выручки от реализации продукции. Это связано с увеличением выпуска товарной продукции.

Рисунок 2.3. Выручка от реализации продукции ОАО «СтанкоГомель»  
за 2009, 2010, 2011 года.

и) прибыль от реализации

В 2009 году прибыль  от реализации составила – 2236. В 2010 году прибыль увеличилась и составила – 2860. В 2011 году происходит значительное увеличение прибыли и составила – 8188. Это связано с увеличением выпуска товарной продукции.

2.3. Анализ маркетинговой деятельности, конкурентоспособности и системы конкурентоспособности

А) Анализ маркетинговой деятельности

На ОАО «СтанкоГомель» в рамках сложившейся структуры управления предприятием функционирует служба маркетинга — управление маркетинга (УМ). Управление маркетинга подчиняется начальнику управления маркетинга – маркетинг-директору, который, в свою очередь, подчиняется непосредственно генеральному директору.

Задачи, функции службы маркетинга, взаимодействие с другими подразделениями, права и ответственность работников ОАО «СтанкоГомель» определены в «Положении об управлении маркетинга». «Положение об управлении маркетинга». Согласно «Положения» задачами управления маркетинга являются:

- удовлетворение потребности  потребителей в производимых  предприятием товарах, выполняемых работах и оказываемых услугах. Показателем достижения цели является выполнение доведенного объема реализации продукции, работ и услуг при заданной рентабельности производства.

- разработка и реализация  долго-, средне- и краткосрочной стратегий  маркетинга.

- формирование товарной, ценовой и коммуникационной политики, а также политики в области  товародвижения, и участие в их  реализации.

Необходимо отметить, что  в ней отсутствуют структурные  единицы, реализующие исследовательские и рекламно-информационные функции.

Рассмотрим реализацию функции  планирования в управлении маркетингом предприятия. Основным документом, отражающим стратегическое планирование маркетинговой деятельности на ОАО «СтанкоГомель», является раздел годового бизнес-плана предприятия «Стратегия маркетинга». Бизнес-план предприятия формируется на один год. В разделе «Стратегия маркетинга» описаны основные конкуренты, потребители продукции, экспортно-импортная деятельность, представители товаропроводящей сети.

Конкретные показатели по экспортно-импортной деятельности (объемы поставки и объемы продаж) планируются  согласно доведенными Министерством промышленности Республики Беларусь основными целевыми показателями социально-экономического развития. По прогнозу Министерства промышленности в 2009 г. темп роста промышленной продукции в сопоставимых ценах должен был составить 120,0%, темп роста производства потребительских товаров — 112,5%, темп роста экспорта — 135,0%, темп роста импорта — 117,0%, уровень рентабельности реализованной продукции —12,0%.

Начальник управления маркетинга – маркетинг-директор


Начальник отдела маркетинга

Начальник отдела размещения заказов и сбыта

Заместитель начальника

Бюро  
сбыта

Заместитель  
начальника

Группа  
заказов

Бюро  
таможенного оформления

Бюро 
продаж

Заместитель начальника

Бюро  
ВЭС

Начальник 
отдела ВЭС

Рисунок 2.4. Структура управления маркетингом ОАО «СтанкоГомель»

 


 

На предприятии не проводится серьезных маркетинговых исследований не уделяется должного внимания анализу  внутренней и внешней среды деятельности (SWOT-анализу, АВС-анализу и др.). Данное методическое обеспечение маркетинговой деятельности в «Стратегии маркетинга» отсутствует. Не сформулирована четко цель деятельности предприятия, следовательно, не сформулирована стратегия маркетинга, не разработан бюджет маркетинга, не приведены результаты каких-либо маркетинговых исследований. Раздел бизнес-плана носит формальный характер: не определены основные направления маркетинговой деятельности предприятия. «Стратегия маркетинга» носит характер отчета по сбытовой коммерческой деятельности предприятия. Поэтому «Стратегия маркетинга» в таком виде может служить только методическим обеспечением для формирования отчета по сбытовой коммерческой деятельности.

В качестве оперативного планирования в управлении маркетинга используются Перспективный план маркетинговой деятельности (на год) и планы работы отделов управления маркетинга на месяц. Существующий Перспективный план имеет ряд существенных недостатков: нет анализа рыночной ситуации, нет формулировки цели и стратегии маркетинга, не определена маркетинговая политика, часть мероприятий имеют общий характер (например: «совершенствование работы товаропроводящей сети на внутреннем и внешнем рынках» или «освоение новых рынков сбыта продукции завода»), бюджеты маркетинговых мероприятий не определены. Перспективный план маркетинговой деятельности в таком виде носит декларативный характер. Конкретных мероприятий по коммуникационной политике, товарной и ценовой политике нет. Фактически по своему стратегическому и оперативному планированию управления маркетинга ОАО «СтанкоГомель» можно назвать отделом сбыта.

Управление маркетинговой  деятельностью предприятия осуществляется в соответствии со стандартом предприятия  системы менеджмента качества «Управление  маркетинговой деятельностью». Этот документ системы менеджмента качества предназначен для описания и контроля процесса управления маркетинговой деятельностью на ОАО «СтанкоГомель». Рассмотрим, каким образом данный документ позволяет контролировать эффективность процесса управления маркетинговой деятельностью.

Показателями достижения целей процесса управления маркетинговой деятельностью согласно стандарта являются:

  • выполнение плана по реализации готовой продукции (показатели утверждены в бизнес-плане);
  • выполнение доведенного коэффициента остатков готовой продукции на складе (показатели утверждены в бизнес-плане);
  • обеспечение заданного уровня рентабельности реализованной продук-ции (показатели утверждены в бизнес-плане).

Контроль результативности процесса осуществляется ежеквартально  путем формирования отчета по мониторингу процесса управления маркетинговой деятельностью. Критерием результативности процесса считается выполнение планируемых показателей достижения целей процесса по мониторингу процесса (не ниже 95%). В случае, если оценочный показатель не достиг номинального значения, процесс является нерезультативным и требует разработки корректирующих действий. В частности, за 2-й квартал 2009г. по пункту «обеспечение заданного уровня рентабельности» оценка результативности равна 1,31 пунктов, и, следовательно, процесс результативен. По двум оставшимся пунктам оценка составила:

  • выполнение плана по реализации готовой продукции – 0,64 пункта;
  • выполнение доведенного коэффициента остатков на складе – 0,40 пункта.

Следовательно, по этим показателям  процесс не результативен и в  отчете был сделан вывод, что во 2-м  квартале существует низкий спрос на продукцию. Однако, в отчете не определены корректирующие и предупреждающие  действия и планируемые мероприятия по совершенствованию процесса, что предусмотрено его формой. Это позволяет сделать вывод, что контроль процесса управления маркетинговой деятельностью на ОАО «СтанкоГомель» согласно стандарта предприятия системы менеджмента качества «Управление маркетинговой деятельностью» осуществляется формально. Таким образом, на ОАО «СтанкоГомель» контроль за результатами деятельности управления маркетинга именно по комплексу маркетинга, контроль за отношением работников к функциональным обязанностям не производится, т.е. контролируются только сбытовые показатели: остатки на складе, экспорт, реализация.

Рассмотрим информационное обеспечение маркетинга на предприятии. Как таковой маркетинговой информационной системы на предприятии практически не существует. В своей деятельности, для поиска адресов и телефонов покупателей управление маркетинга предприятия ранее использовал печатные каталоги «Бизнес-Беларусь» и «EUROPAGES». Сейчас та же информация представлена Интернет-каталогом предприятий, организаций, учреждений Республики Беларусь (электронный адрес: http://www.b2b.by/ru/). На сегодняшний момент коммуникационную сеть Интернет можно назвать одним из самых важных внешних источников вторичной информации управление маркетинга предприятия. Практически любое предприятие, организация имеет свой сайт в сети Интернет, поэтому, используя различные поисковые системы, маркетологи ОАО «СтанкоГомель» имеют возможность найти информацию о предприятиях, не используя печатные издания.

Кроме исследования цен конкурентов, поиска и некоторого анализа потребителей станочной продукции на ОАО «СтанкоГомель» маркетинговых исследований не поводится. Можно сказать, что для существующих на предприятии маркетинговых исследований используются только три внешних источника – прайс-листы предприятий-конкурентов, специализированные выставки станочной продукции и коммуникационная сеть Интернет. Специалисты-маркетологи предприятия не проводят каких-либо исследований рынков, прибыльности продукции, исследований продуктового портфеля предприятия, анализа дилерской сети и др.

Для получения различного рода информации (коммерческой, правовой и др.) специалисты предприятия активно используют возможности различных информационных ресурсов сети Интернет.

В своей коммерческой деятельности специалисты предприятия несколько  лет сотрудничают с Информационным республиканским унитарным предприятием «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен». Для закупок большинства видов сырья, материалов и комплектующих изделий предприятием постоянно используется издаваемый Центром бюллетень «Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом» и данные электронной информационной системы «Тендеры», где осуществляется информирование о процедурах закупок, которые проводятся в Республике Беларусь и за рубежом и где специалисты по снабжению размещают свои заявки. Для поиска предприятий-производителей различных комплектующих изделий (подшипники, станции смазки, двигатели, электромагнитные муфты, различная электрика и др.) и анализа цен на них специалистами по снабжению также активно используются различные поисковые системы сети Интернет.

Маркетинговая среда ОАО «СтанкоГомель» состоит из двух подсистем: макросреды и микросреды. Рассмотрим и оценим влияние факторов макросреды на хозяйственную деятельность объединения, которая включает в себя общие условия деятельности предприятия.

Рассмотрим влияние демографических  факторов на ОАО «СтанкоГомель». В большей степени влияние этот фактор оказывает на производство и реализацию стиральных машин. Потребности демографических групп населения изменились. За последних два года произошло снижение спроса на основных рынках. Снижение спроса на стиральные машины типа «Алеся» связано с моральным устареванием стиральной машины данного типа. Всё больше внимание покупателей привлекают стиральные машины-автоматы.

Так как основная продукция  предприятия – станки (не потребительский товар), этот фактор оказывает только влияние на формирование трудового резерва для ОАО «СтанкоГомель».

Рассмотрим влияние экономических  факторов. Огромное влияние на деятельность ОАО «СтанкоГомель» оказывает состояние экономического цикла (спад, рост) не только экономики нашей республики, но и экономики стран – основных потребителей станочной продукции ОАО «СтанкоГомель».

Информация о работе Основные направления совершенствования маркетинговой деятельности по обеспечению конкурентоспособности