Основные направления совершенствования маркетинговой деятельности по обеспечению конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 11:39, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ конкурентоспособности продукции ОАО «СтанкоГомель» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
− рассмотреть сущность понятий конкуренция и конкурентоспособность
− рассмотреть системно-процессный подход по обеспечению конкурентоспособности в концепции маркетинга;
− проанализировать производственно-экономическую деятельность ОАО «СтанкоГомель на рынке;
− проанализировать используемые на предприятия подходы к обеспечению конкурентоспособности продукции;
− проанализировать маркетинговую деятельность и конкурентоспособность продукции предприятия
− на основе полученных и проанализированных данных, дать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности по обеспечению конкурентоспособности ОАО «СтанкоГомель».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 11
1.1. Сущность понятия «конкуренция» 11
1.2. Сущность понятия «конкурентоспособность» 29
1.3. Системно-процессный подход к конкурентоспособности 32
2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОАО «СТАНКОГОМЕЛЬ» 37
2.1. Краткая характеристика предприятия 37
2.2. Анализ технико-экономических показателей 41
2.3. Анализ маркетинговой деятельности, конкурентоспособности и системы конкурентоспособности 44
2.4. Анализ деятельности профсоюзной организации 61
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 66
3.1. Общая модифицированная система конкурентоспособности 66
3.2. Система конкурентоспособности персонала 71
3.3. Система конкурентоспособности продукции 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93

Файлы: 1 файл

Диплом_Анисимов.docx

— 777.16 Кб (Скачать файл)

2) система конкурентоспособности персонал;

3) система конкурентоспособности продукции.

3.1. Общая модифицированная система конкурентоспособности

На основании выполненных  исследований разработана модифицированная (видоизмененная) система обеспечения конкурентоспособности и управления конкурентоспособностью (СКсп).

В соответствии с работами Р. А. Фатхутдинова и других исследователей рассматриваемые нами объекты относятся к открытым системам. Обеспечение конкурентоспособности и управление конкурентоспособностью таких объектов осуществляется с использованием соответствующих систем – систем конкурентоспособности.

В своих многочисленных исследованиях  Р. А. Фатхутдинов указывал на необходимость и целесообразность при разработке систем конкурентоспособности использовать концепцию «методика – экономика – техника – управление – конкурентоспособность» (МЭТУК).

Концепция ОМЭТУКсп

Окружение (О)

Методика (М)

Экономика (Э)

Техника (Т)

Управление (У)

Конкурентоспособность (Ксп)

С учётом современных  условий представляется, что данная концепция должна быть дополнена  связью (цепочкой) «окружение» или  «внешнее окружение» и иметь следующее содержание: окружение – методика – экономика – техника – управление – конкурентоспособность, то есть ОМЭТУКсп (рисунок 3.1).

Рисунок 3.1. Схема концепции «окружение – методика – экономика –  
техника – управление – конкурентоспособность»

Окружение (О) или внешнее окружение – первый аспект концепции ОМЭТУКСП является началом работы по обеспечению конкурентоспособности управляемых объектов в современных условиях, а также посткризисных ситуациях.

Методика (М) – второй аспект концепции ОМЭТУКСП основан на том, что современные экономисты и менеджеры должны владеть методами анализа механизма действия экономических законов, законов организации в статике и динамике, применения научных подходов и принципов управления различными объектами. Без овладения экономистами и менеджерами методами факторного анализа конкурентных преимуществ персонала, технологии, продукции, конкурента и т. д., функционально-стоимостного анализа эффективности использования ресурсов, системного анализа факторов нельзя надеяться на успех в жёсткой конкурентной борьбе.

Экономика (Э) – третий аспект концепции ОМЭТУКСП представляет совокупность знаний и умений в различных областях макро- и микроэкономики, экономики предприятия и конкурентоспособности, конкурентных преимуществ, ресурсосбережения, логистики, налоговой и таможенной систем и т. Д

Техника (Т) – четвёртый аспект концепции ОМЭТУКСП является материальной основой разработки (проектирования), производства и применения объекта управления. Компонентами этого аспекта являются технический уровень объекта, технология, технологическое оборудование, средства оснащения и другие элементы средств труда.

Управление (У) – пятый аспект концепции ОМЭТУКСП является одним из наиболее сложных, так как отечественным менеджерам, экономистам и специалистам приходится работать в условиях жёсткой конкуренции. Конкурентоспособность (Ксп) – шестой аспект концепции ОМЭТУКсп является обобщающим результатом обучения или работы по предыдущим пяти аспектам.

Разработка общей модифицированной системы конкурентоспособности.

Общая система конкурентоспособности (СКсп) рассматриваемых объектов состоит из взаимосвязанных между собой двух составляющих:

1 – внешнее окружение (1.1 – вход; 1.2 – выход; 1.3 – обратная связь; 1.4 – связь с внешней средой);

2 – «чёрный ящик», является внутренней структурой, представляющей совокупность взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих процесс воздействия субъектов правления на объект, переработку «входа» в «выход» и достижения целей системы. Состоит из подсистем: 2.1 – научного сопровождения, 2.2 – целевой, 2.3 – обеспечивающей, 2.4 – управляемой и 2.5 – управляющей.

Структура СКсп представлена на рисунке 3.2.

1.3 Обратная связь

1.4 Связь с внешней средой

2.3 Обеспечивающая подсистема

2.5 Управляющая подсистема

2.1 Подсистема научного сопровождения

2.2 Целевая подсистема

2.4 Управляемая подсистема

1.1 Вход

1.2 Выход

 

 

 

Рисунок 3.2. Структура общей системы конкурентоспособности


    1. Вход

Чёрный  ящик

 

 

 

 

Компоненты  внешнего окружения. К компонентам внешнего окружения относится «вход», «выход», «обратная связь», «связь с внешней средой».

    1. «Вход» в СКсп (рисунок 3.3).

 

Рисунок 3.3. Место «входа» в структуре системы конкурентоспособности

Компоненты «входа» разрабатываются  индивидуально применительно к  рассматриваемым видам объектов.

К «входу» системы относится  всё, что получает предприятие для  разработки и реализации стратегии повышения конкурентоспособности: методические документы, финансовые, трудовые, материальные, информационные и другие виды ресурсов. Задача органов управления сводится к обеспечению конкурентоспособного «входа» объекта путём проведения маркетинговых исследований и отбора наиболее конкурентоспособных поставщиков. Если «вход» будет неконкурентоспособным, то при любом уровне процесса по переработке «входа» в «выход» параметры «выхода» объекта тоже будут неконкурентоспособными. Если «вход» системы оценивается на «удовлетворительно», а процесс – на «отлично», тогда и «выход» системы будет удовлетворительным, неконкурентоспособным (характеристики стали низкого качества – «вход» – никакими видами термообработки не улучшишь до характеристик до получения качественного выхода высоколегированных сталей. Для этого необходимо обеспечить обеспечь конкурентоспособный «вход», потом – конкурентоспособный процесс, чёрный ящик тогда и «выход» системы будет конкурентоспособным.


1.2 Выход

Чёрный  ящик

 

 

 

 

1.2. «Выход» из СКсп (рисунок 3.4).

Рисунок 3.4. Место «выхода» в структуре системы конкурентоспособности

К компонентам «выхода» относятся  конкурентоспособные виды объектов, для которых разрабатывается система.

Основными условиями обеспечения  потенциальной конкурентоспособности «выхода» являются:

  • высокое качество стратегических маркетинговых исследований и обоснованность нормативов конкурентоспособности будущих видов продукции,
  • обеспечение конкурентоспособных параметров «входа» системы в процессе её функционирования;
  • обеспечение конкурентоспособных параметров процесса в системе;
  • изучение конъюнктуры рынка, применение эффективных стратегий и инструментов рыночного механизма (с хорошей продукцией нужно попасть по подготовленным каналам в нужное место в нужное время по оптимальной цене для конкретного потребителя).


1.3 Обратная связь

 

 

 

 

Чёрный  ящик

1.3. «Обратная связь» СКсп (рисунок 3.5).

Рисунок 3.5. Место «обратной связи» в структуре системы конкурентоспособности

В настоящее время очень  важна для любой системы обратная связь. Не может функционировать  система, если она не имеет обратной связи.

К компонентам обратной связи  СКсп относятся: дополнительные требования к научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам, нормативам конкурентоспособности объекта; рекламации потребителей; новая информация по инновациям. Например, компонентами обратной связи СКсп такого вида объекта, как специалист (персонал), являются отзывы и предложения потребителей вуза о конкурентоспособности его выпускников, к ним также относятся число и конкурентоспособность результатов научно-исследовательских работ вуза, число и престижность полученных вузом премий, призов, званий и других знаков отличия.

Обратная связь может  быть как с предприятием-изготовителем  непосредственно, так и с поставщиками «входа» системы (например, с изготовителем двигателя как комплектующего изделия для автомобиля; изготовителем кинескопа как комплектующего изделия телевизора).


1.4 Связь с внешней средой

 

 

 

 

1.4. «Связь с внешней средой» СКсп (рисунок 3.6).

Рисунок 3.6. Место «связи с внешней средой» в структуре конкурентоспособности

К внешней среде системы  относятся макросреда, инфраструктура региона (мезосреда) и микросреда предприятия.

Как уже отмечалось выше внутренняя структура СКсп состоит из пяти подсистем: 1) научное сопровождение системы; 2) целевая подсистема; 3) обеспечивающая подсистема; 4) управляемая подсистема; 5) управляющая подсистема.

По отношению к «черному ящику» целевую подсистему помещаются на его «выходе», а обеспечивающую (энергетическую) – на «входе». Первая подсистема – научное обоснование системы – связана со всеми подсистемами СКсп, поэтому она помещается в центре – «черного ящика».

Подсистема научного обеспечения  системы состоит из следующих  компонентов: изучение механизмов действия экономических законов и законов организации; применение научных подходов к управлению; применение принципов управления различными объектами; применение современных методов и моделей управления.

Целевая подсистема СКсп состоит из следующих компонентов: повышение качества выпускаемой продукции; ресурсосбережение по стадиям процесса жизненного цикла продукции (ЖЦП); расширение рынка сбыта продукции; организационно-техническое развитие производства; повышение качества сервиса продукции; социальное развитие коллектива и охрана окружающей природной среды.

Обеспечивающая подсистема состоит из следующих компонентов; методическое обеспечение; ресурсное обеспечение; информационное обеспечение; правовое обеспечение. Управляемая подсистема как объект управления субъектом (персоналом) состоит из следующих компонентов: стратегический маркетинг; инновационный менеджмент; финансовый менеджмент, организация производства; тактический маркетинг; организация сервиса продукции.

Управляющая подсистема как  субъект управления состоит из следующих  компонентов: управление персоналом; разработка рациональных управленческих решений; оперативное управление реализацией решений.

Компоненты, внешнего окружения  СКсп:

К внешней среде системы (организации, фирмы и т. п.) относятся  макросреда, инфраструктура региона (мезосреда) и микросреда.

3.2. Система конкурентоспособности персонала

Уровни мышления

Первый  уровень – статический

Что? Где? Когда?

Второй  уровень – динамический

Почему? Как? Что это даст?

Конкурентоспособность персонала (менеджера) – это преимущество менеджера по отношению к другому менеджеру, его умение разрабатывать систему конкурентоспособности требуемого объекта, управлять коллективом по достижению целей системы. Конкурентоспособный менеджер должен обладать навыками мыслить системно, комплексно, стратегически, эффективно, ориентировать свою деятельность на повышение конкурентоспособности управляемых объектов (рисунок 3.7).

Рисунок 3.7. Направления ориентации мышления специалиста на достижение конкурентоспособности

Конкурентоспособный специалист должен мыслить:

Системно

а) представлять объект и его окружение во взаимосвязях;

б) строить дерево целей и функций поведения объекта, анализировать проявление всех свойств системы

Комплексно

а) одновременно охватывать (учитывать) политические, экономические, технологические, маркетинговые и другие процессы;

б) исключать трату средств на улучшение части (подсистемы) без построения целого (системы) и системного анализа целого

Стратегически

а) предвидеть будущие ситуации объекта на основе анализа внешнего окружения;

б) прогнозировать изменения внешних и внутренних параметров системы на основе стратегической информации

Эффективно

а) владеть теорией эффективности, различать понятия «экономия», «эффективность», «экономический эффект»;

б) уметь осуществлять экономическое обоснование на «входе» и на «выходе» системы

Повышение конкурентоспособности  образования в сфере методологии  стратегического развития управляемых  объектов значительно более эффективное средство по сравнению со средствами, применяемыми при устранении некачественной работы на «выходе» системы. Приоритеты в управлении с «выхода» объекта должны быть перенесены на «вход». Это позволит подняться на более высокий уровень мышления, перейти при управлении с ответов на вопросы соответственного статического характера: что? Где? Когда? на вопросы инновационного, динамического характера: как? Почему? Что это даёт? (рисунок 3.8).

Рисунок 3.8. Трансформация уровня мышления современного конкурентоспособного специалиста

Содержание компонентов  внешнего окружения и внутренней структуры СКсп персонала по использованному алгоритму представлено в таблице 3.1.

Таблица 3.1.  Алгоритм построения системы конкурентоспособности персонала

1 ВНЕШНЕЕ ОКРУЖЕНИЕ

Схема

Содержание (характеристика элементов)

1

2

1.1. Вход

Вход

Чёрный ящик

 

 

 

 

Трудовые, материальные, информационные, финансовые и другие ресурсы.

Процедура профессионального приёма абитуриентов, имеющих представление (ознакомленных) о будущей специальности


Продолжение таблицы 3.1

1

2

1.2. Выход

Выход

Чёрный ящик

 

 

 

 

Конкурентоспособный персонал (менеджер), обладающий преимуществами по отношению к другому специалисту, проявившиеся в умении разрабатывать систему конкурентоспособности (СКсп) заданного объекта, управлять коллективом по достижению целей системы

1.3. Обратная связь

Обратная связь

 

 

 

 

 

Чёрный ящик

Отзывы  и предложения потребителей (заказчиков) вуза о конкурентоспособности его  выпускников.

Число и конкурентоспособность результатов  научно-исследовательских работ  вуза.

Число и престижность полученных вузом  премий, призов, званий, знаков отличия  и др.

Чёрный ящик

Связь с внешней средой

1.4. Связь с внешней средой

Макросреда – предприятие, отрасль, регион, страна (международные, политические, экономические, правовые, экологические, научно-технические, культурные и другие факторы).

Микросреда (непосредственные конкуренты, конкуренты поставщиков, маркетинговые посредники по «входу» и «выходу», контактные аудитории (общество потребителей, контролирующие органы, профсоюзы, пресса и т. д.).

Мезосреда (рыночная инфраструктура, наука и образование, культура, торговля, здравоохранение, связь, транспорт, хозяйственное строительство, ЖКХ и т. д.

2. ВНУТРЕННЕЕ СОДЕРЖАНИЕ

2.1. Подсистема научного сопровождения

 

 

 

2.1

Основные  экономические законы функционирования рыночных отношений;

  • законы организации;
  • научные подходы к управлению;
  • специфические принципы управления;
  • методы управления

 

2.2

 

 

2.2. Целевая подсистема

Концепция «три З», в том числе:

  • общая и экономико-правовая подготовка;
  • профессиональная подготовка в области маркетинга и менеджмента;
  • умение разрабатывать качественные управленческие решения;
  • умение организовать себя и коллектив на постановку и достижение высоких целей;
  • поддержка и укрепление здоровья;
  • повышение уровня внутрикорпоративной культуры (заботы о ближнем)

Информация о работе Основные направления совершенствования маркетинговой деятельности по обеспечению конкурентоспособности