Основные направления совершенствования маркетинговой деятельности по обеспечению конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 11:39, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ конкурентоспособности продукции ОАО «СтанкоГомель» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
− рассмотреть сущность понятий конкуренция и конкурентоспособность
− рассмотреть системно-процессный подход по обеспечению конкурентоспособности в концепции маркетинга;
− проанализировать производственно-экономическую деятельность ОАО «СтанкоГомель на рынке;
− проанализировать используемые на предприятия подходы к обеспечению конкурентоспособности продукции;
− проанализировать маркетинговую деятельность и конкурентоспособность продукции предприятия
− на основе полученных и проанализированных данных, дать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности по обеспечению конкурентоспособности ОАО «СтанкоГомель».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
1. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 11
1.1. Сущность понятия «конкуренция» 11
1.2. Сущность понятия «конкурентоспособность» 29
1.3. Системно-процессный подход к конкурентоспособности 32
2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОАО «СТАНКОГОМЕЛЬ» 37
2.1. Краткая характеристика предприятия 37
2.2. Анализ технико-экономических показателей 41
2.3. Анализ маркетинговой деятельности, конкурентоспособности и системы конкурентоспособности 44
2.4. Анализ деятельности профсоюзной организации 61
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 66
3.1. Общая модифицированная система конкурентоспособности 66
3.2. Система конкурентоспособности персонала 71
3.3. Система конкурентоспособности продукции 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93

Файлы: 1 файл

Диплом_Анисимов.docx

— 777.16 Кб (Скачать файл)

Понятие «конкурентоспособность»  уже в более полной мере приближается к соответствию требованиям системного и комплексного подходов и рассматривается как состояние (в статике) или способность (в динамике) субъекта со своими объектами быть лидером, успешно конкурировать со своими конкурентами на конкретном рынке в конкретное время по достижению одной и той же цели.

С использованием принципа системно-процессного подхода к конкурентоспособности перспективных направлений повышения эффективности объектов хозяйствования является внедрение систем конкурентоспособности. Данное направление активно разрабатывалось в Российской Федерации Р. А. Фатхутдиновым и описывалось им в своих учебниках.

Однако в его разработках  не учитывается мировая ситуация, сложившаяся в результате МФЭК, а также специфических условий его протекания в Беларуси.

Анализ производственно-экономической  деятельности ОАО «СтанкоГомель» показал, что в 2009 году объем произведенной товарной продукции составлял (млн. руб.) – 30 441. В 2010году он увеличился на 127,7% и достиг значений – 38 882. В свою очередь в 2011 году он также увеличился на 110% и составил – 42 732. Таким образом, это свидетельствует о постоянном увеличении выпуска продукции за анализируемый период. В 2010 году рентабельность увеличилась и составила 8,9. В 2011 году – значительно увеличилась и составила 12. Таким образом, происходит значительное увеличение рентабельности в 2011 г. по сравнению с 2010 годом. Это связано со значительным приростом прибыли. Рентабельность в 2010 году составила 5,9%, это связано со снижением прибыли на 221 млн. руб. В целом хотелось бы отметить, что данные показатели свидетельствуют об устойчивом экономическом состоянии предприятия.

Производители станков из Западной Европы, Японии и США пока не могут составить ОАО «СтанкоГомель» серьезной конкуренции на рынках стран СНГ ввиду очень высоких цен на свою продукцию. Однако на рынке Западной Европы, США и Канады гомельские станки проигрывают западным аналогам в области качества и сервисного обслуживания. Гомельский завод не может вкладывать столько денежных средств в новейшие технологии и оборудование, сколько вкладывают ведущие западные производители станочной продукции.

Анализ показал ,что конкурентные преимущества консольно-фрезерных  станков производства ОАО «СтанкоГомель» выше, чем станков производства ОАО «Дмитровский завод фрезерных станков». По параметрам качество, сервис, реклама и репутация у ОАО «СтанкоГомель» опережает своего конкурента.

На предприятии конкурентоспособность  обеспечивается системой качества, реализующей концепцию всеобщего управления качеством (ВУК).

ВУК – концепция, предусматривающая всестороннее целенаправленное и хорошо скоординированное применение систем и методов управления качеством во всех сферах деятельности от исследований и разработок до послепродажного обслуживания при участии руководства и служащих всех уровней при рациональном использовании технических возможностей. Выяснилось, что из 24 компонентов ВУК 12 посвящено общим функциям управления. Однако не нашлось места таким общим функциям управления, как учет, мотивация, регулирование, а также функциям прогнозирования, функционально-стоимостного анализа (почти во всех промышленно развитых странах действуют национальные стандарты по (ФСА). Отсутствуют также компоненты по некоторым стадиям жизненного цикла продукции. В системе ВУК не рассматриваются научные подходы и методы управления. Качество как фактор конкурентоспособности первого уровня не увязано с фактором нулевого уровня – конкурентоспособностью, а также с другими факторами первого уровня – ценой, затратами в сфере потребления и качеством сервиса продукции. Не отвечает требованиям системности и комплексности три подсистемы ВУК: базовая система, система технического обеспечения, система совершенствования и развития. Например, в базовую систему следовало бы включить научные подходы, принципы и функции управления, в обеспечивающую систему – компоненты научно-методического, правового, информационного и ресурсного обеспечения. Приемы и средства, используемые для внедрения ВУК, не отвечают в полной мере требованиям системности, комплексности и логичности. Во-первых, почему рассматриваются приемы и средства для управления только качеством, процессами, персоналом и ресурсами, а где структуры, информация, средства производства, финансы и др. Во-вторых, среди приемов и средств перечисляются понятия, методы, принципы системы и разные объекты. В-третьих, отсутствуют конкретные методы анализа, прогнозирования, оптимизации, мотивации, управления персоналом.

В связи с изложенным выше и учитывая указанные недостатки, система ВУК не может быть рекомендована  для использования на анализируемом  предприятии в качестве системы конкурентоспособности. Она может быть рекомендована после доработки только как подсистема системы конкурентоспособности

Анализ системы конкурентоспособности  осуществлялся путем детального рассмотрения действующей на предприятии системы всеобщего управления качеством (ВУК).

Установлено, что приемы и  средства, используемые при функционировании системы ВУК, не отвечают в полной мере требованиям системности, комплексности и логичности. Во-первых, рассматриваются приемы и средства для управления только качеством, процессами, персоналом и ресурсами, а где структуры, информация, средства производства, финансы и др. Во-вторых, среди приемов и средств используются понятия, методы, принципы системы и разные объекты. В-третьих, отсутствуют конкретные методы анализа, прогнозирования, оптимизации, мотивации, управления персоналом.

В связи с изложенным выше и учитывая указанные недостатки, система ВУК не может быть рекомендована  для использования на анализируемом  предприятии в качестве системы конкурентоспособности. Она может быть рекомендована после доработки только как подсистема системы обеспечения конкурентоспособности.

В результате выполненных  во второй главе исследований предлагаются следующие мероприятия:

1) общая модифицированная  система конкурентоспособности 

2) система конкурентоспособности  персонала

3) система конкурентоспособности продукции

На основании выполненных  исследований разработана модифицированная (видоизмененная) система обеспечения конкурентоспособности и управления конкурентоспособностью (СКсп).

В соответствии с сущностью  системного подхода СКсп состоит из внешнего окружении (за «черным ящиком») и внутренней структуры (внутри «черного ящика»).

К внешнему окружению СКсп относятся «вход», «выход», связи с внешней средой и обратная связь.

 Внутренняя структура  СКсп состоит из пяти подсистем; 1) научное сопровождение системы; 2) целевая подсистема; 3) обеспечивающая подсистема; 4) управляемая подсистема; 5) управляющая подсистема. По отношению к «черному ящику» целевую подсистему помещается на его «выходе», а обеспечивающую (энергетическую) – на «входе». Первая подсистема – научное обоснование системы – связана со всеми подсистемами СКсп, поэтому она помещается в центре – «черного ящика».

Оценку конкурентоспособности  персонала следует осуществлять исходя из его конкурентных преимуществ, которые бывают внешними по отношению  к персоналу и внутренними. Внешнее  конкурентное преимущество персонала  определяется конкурентоспособностью предприятия, в которой работает конкретный рабочий или специалист.

 Компонентами целевой  подсистемы конкурентоспособности  продукции машиностроительного  значения являются: повышение качества, оптимизация цены, качество сервиса,  затраты на эксплуатацию, качество  рекламы. В то же время компонентами  целевой подсистемы СКсп товара не машиностроительного назначения (продуктов питания) являются: качество, цена, качество рекламы.

Осуществлен расчет эффекта  от внедрения новой (модернизированной) СКсп. За основу расчета взята методика оценки эффективности системы качественного менеджмента. Представлен алгоритм расчета экономической эффективности. Показана эффективность предлагаемых мероприятий. Годовой экономический эффект составляет свыше 470,3 млн. руб.

СПИСОК ИСПОЛЬЗВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г. Л. Азоев. – М. : Новости, 2000. – 241 с.
  2. Акулич, И. Л. Маркетинг : учебник / И. Л. Акулич. – Минск : Высш. шк., 2002 – 447 с.
  3. Ансофф, И. Стратегическое управление / А. Ансофф . – М. : Экономика, 1989. – 519 с.
  4. Волонцевич, Е. Ф. Конкурентоспособность фирм : курс лекций / Е. Ф. Волонцевич. – Минск: БГЭУ, 2003. – 65 с.
  5. Генеральное соглашение между правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов на 2011-2013годы // Беларускi час. – Выпуск 1(26) январь 2011г. – С. 1–8.
  6. Головачёв, А. С. Экономика предприятия : учеб. пособие : в 2 ч. / А. С. Головачёв. – Минск: Высш. шк., 2008. – Ч. 1, 2. – 464 с.
  7. Демидов, В. И. Оценка конкурентоспособности научно-технической продукции / В. И. Демидов, Н. А. Войтик // Экономика, финансы управления. – 2005. – № 9. – С. 16–28.
  8. Дурович, А. П. Основы маркетинга / А. П. Дурович. – Минск, 2004. – 305 с.
  9. Ковалёв, М. Н. Управление маркетингом : учеб. пособие / М. Н. Ковалёв. – Гомель : ЦИИР, 2008. – 195 с.
  10. Котлер, Ф. Маркетинг менеджмент : пер. с англ. / Ф. Котлер. – СПб. : Питер, 1999. – 470 с.
  11. Ламбен, Ж.-Ж. Менеджмент, ориентированный на рынок : пер. с англ.; под ред. В. Б. Колчанова / Ж.-Ж. Ламбен. – СПб. : Питер, 2007. – 312 с.
  12. Лифиц, И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг : учеб. пособие / И. М. Лифиц. – М. : Высш. образ., 2007. – 296 с.
  13. Мазилкина, Е. И. Управление конкурентоспособностью : учеб. пособие / Е. И.Мазилкина, Г. Г. Паничкина.– М. : Омега-Л, 2007. – 234 с.
  14. Немогай, Н. В. Управление качеством : практикум : учеб. пособие / Н. В. Немогай, Н. В. Бонцевич, В. В. Садовский. – Минск : Право и экономика, 2004. – 174 с.
  15. Немогай, Н. В. Управление качеством : практикум : учебно-метод. комплекс / Н. В. Немогай, Н. В. Бонцевич, В. В. Садовский. – Гомель : ЦИИР, 2005. – 228 с.
  16. Немогай, Н. В. Управление качеством : учебник / Н. В. Немогай, Н. В. Бонцевич, В. В. Садовский. – Гомель : ЦИИР, 2006. – 360 с.
  17. Немогай, Н. В. Конкурентоспособность предприятия : учебно-метод. комплекс / Н. В. Немогай, Н. В. Бонцевич, В. В. Садовский. – Гомель : ЦИИР, 2009. – 259 с.
  18. Немогай, Н. В. Стандартизация и сертификация товаров и услуг : учеб. пособие / Н. В. Немогай. – Гомель : ЦИИР, 2010. – 262 с.
  19. Новицкий, Н. И. Управление качеством продукции : учеб. пособие / Н. И. Новицкий, В. А. Олексюк. – Минск : Новое знание, 2001. – 238 с.
  20. Олехнович, Г. И. Конкурентные стратегии на мировых рынках: курс лекций / Г. И. Олехнович. – М. : Изд-во деловой и учебной лит., 2005. – 256 с.
  21. Официальный сайт ОАО «СтанкоГомель» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.stankogomel.by/. – Дата доступа: 12.01.2013.
  22. Официальный сайт министерства промышленности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http:// http://minprom.gov.by//. – Дата доступа: 12.01.2013.
  23. Портер, М. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость : пер. с англ. / М. Портер. – М. : Альпина Бизнес Букс, 2005. – 384 с.
  24. Поршнев, А. Г. Управление организацией. / А. Г Поршнев. – М. : ИНФРА-М, 2002. – 669 с.
  25. Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность: Экономика, стратегия, управление / Р. А. Фатхутдинов. – М. : ИНФРА-М, 2000. – 312 с.
  26. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации : учебник / Р. А. Фатхутдинов. – М. : ЭКСМО, 2005. – 544 с.
  27. Фатхутдинов, Р. А. Управление конкурентоспособностью организации : учебник / Р. А. Фатхутдинов. – 3-е изд. – М. : Маркет ДС, 2008. – 432 с.
  28. Фатхутдинов, Р. А. Производственный менеджмент :учебник / Р. А. Фатхутдинов. – 4-е изд., Москва –СПб и др., Питер, 2003. – 376 с.
  29. Юданов, А. Ю. Конкуренция: теория и практика : учеб. пособие / А. Ю. Юданов. – 2-е изд. – М. : Гном-Пресс, 1998. – 320 с.

 


Информация о работе Основные направления совершенствования маркетинговой деятельности по обеспечению конкурентоспособности