Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 11:39, дипломная работа
Целью данной работы является анализ конкурентоспособности продукции ОАО «СтанкоГомель» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
− рассмотреть сущность понятий конкуренция и конкурентоспособность
− рассмотреть системно-процессный подход по обеспечению конкурентоспособности в концепции маркетинга;
− проанализировать производственно-экономическую деятельность ОАО «СтанкоГомель на рынке;
− проанализировать используемые на предприятия подходы к обеспечению конкурентоспособности продукции;
− проанализировать маркетинговую деятельность и конкурентоспособность продукции предприятия
− на основе полученных и проанализированных данных, дать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности по обеспечению конкурентоспособности ОАО «СтанкоГомель».
ВВЕДЕНИЕ 5
1. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 11
1.1. Сущность понятия «конкуренция» 11
1.2. Сущность понятия «конкурентоспособность» 29
1.3. Системно-процессный подход к конкурентоспособности 32
2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОАО «СТАНКОГОМЕЛЬ» 37
2.1. Краткая характеристика предприятия 37
2.2. Анализ технико-экономических показателей 41
2.3. Анализ маркетинговой деятельности, конкурентоспособности и системы конкурентоспособности 44
2.4. Анализ деятельности профсоюзной организации 61
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 66
3.1. Общая модифицированная система конкурентоспособности 66
3.2. Система конкурентоспособности персонала 71
3.3. Система конкурентоспособности продукции 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
Ожидаемый экономический эффект от приобретения потребителем нового товара – орудия труда, с помощью которого им выпускается продукция.
Данный вид определяется по формуле:
, (3.5)
где Эт – ожидаемый экономический эффект приобретения и применения потребителем единицы нового товара – орудия труда – за нормативный срок его службы (Т);
Цпit – прогноз цены единицы i-й продукции, выпускаемой с применением нового товара в году t;
Cпit – прогноз себестоимости единицы i-й продукции в году t;
Hпit – прогноз доли налогов по единице i-й продукции в году t;
Пit – прогноз полезного эффекта (производительности) нового товара по i-й продукции в году t;
Зt – инвестиции на покупку единицы товара, его транспортирование, монтаж, пуск, строительство ремонтной базы, подготовку кадров для обслуживания, создание оборотного фонда запасных частей и другие единовременные затраты, включая затраты (экономию) на ликвидацию элементов старых основных производственных фондов, выводимых в связи с освоением нового товара в году их вложения tвл.
Если ввод нового товара у потребителя изменяет экологические или социальные параметры внешней среды, то они учитываются аналогично, но при условии, что эти параметры по новому товару не хуже, чем по старому.
В общем виде сопутствующий экологический или социальный эффект (в денежном выражении) внедрения нового товара определяется по формуле
, (3.6)
где Рc.t – экологический или социальный показатель старого товара в году t в натуральном измерении (например, выбросы в атмосферу, почву, уровень радиоактивности, шума, вибрации и т. п.);
Рн.t – то же, нового товара;
Сед.pt – стоимостная оценка единицы показателя P.
В рассмотренных расчетах экономический эффект, по сути, является синонимом чистого дисконтированного дохода (ЧДД), который широко применяется в мировой практике.
Экономическое
обоснование использования
Осуществим расчет эффекта от внедрения новой (модернизированной) СКсп. За основу расчета берем методику оценки эффективности системы качественного менеджмента. Алгоритм расчета экономической эффективности представлен в таблице 3.4.
В общем случае эффект от внедрения СКсп определяется по следующей зависимости:
, (3.7)
Рассмотрим более подробно каждый из этапов расчета:
Таблица 3.4. Алгоритм расчета экономической эффективности.
Этапы |
Название этапа, обозначение |
1 этап |
Годовой эффект от сокращения внутрифирменных отклонений (Эбр) |
2 этап |
Годовой эффект от сокращения потерь от рекламации (Эр) |
3 этап |
Годовой эффект от сокращения непроизводственных потерь, не входящих в плановую себестоимость продукта (∆Пнп) |
4 этап |
Годовой эффект от снижения расходов на подготовку и освоение производства (∆Сосв) |
5 этап |
Годовой эффект от снижения материальных затрат на производство продукта (Эм) |
Окончание таблицы 3.4
1 |
2 | ||
6 этап |
Годовой эффект от снижения трудовых затрат на производство продукта (Эt) | ||
7 этап |
Годовой эффект от сокращения накладных расходов за счет увеличения объемов производства продукта при повышении надежности оборудования (Эy) | ||
8 этап |
Годовой эффект от увеличения прибыли за счет роста объемов производства продукта при повышении надежности оборудования (∆P) | ||
9 этап |
Годовой прирост прибыли, полученный за счет экономии денежных средств, предназначенных для платежей за производственные фонды предприятия (∆Pф) | ||
10 этап |
Суммарный годовой экономический эффект предприятия от управления конкурентоспособностью ( Э∑) | ||
11 этап |
Коэффициент экономической эффективности ( ) |
1. Годовой эффект от сокращения отклонений в продукции:
, (3.8)
где – объем производства продукции в оцениваемом периоде;
, – удельный вес потерь от дефектов в продукции, соответственно в базовом и оцениваемом периоде (до внедрения СКсп и после внедрения). По данным производственно-технического отдела и 59% и 14% соответственно.
2. Годовой эффект за счет сокращения потерь от рекламаций:
, (3.9)
где , – удельный вес потерь в базовом и оцениваемом периоде - по данным производственно-технического отдела 2,3 и 1,1 млн. р. соответственно.
3. Годовой эффект от сокращения непроизводственных потерь, не входящих в плановую себестоимость продукции:
, (3.10)
где – снижение j-х непроизводительных потерь i-го вида продукции в оцениваемом периоде по сравнению с базовым периодом в результате внедрения СКсп;
N – число видов продукции, по которым были допущены непроизводительные потери;
т – число видов непроизводительных потерь.
По данным производственно-технического отдела T= 4 , N=9, а ∆Cij=1400.
4. Годовой эффект от снижения расходов на подготовку и освоение производства:
, (3.11)
где – плановые расходы на подготовку и освоение производства i-го вида продукции в оцениваемом периоде (с СКсп);
– фактические расходы на подготовку и освоение производства i-го вида продукции, в оцениваемом периоде;
– коэффициент расходов:
– фактические расходы на подготовку и освоение производства i-го вида продукции в базовом периоде (до СКсп);
– плановые расходы на подготовку и освоение производства i-го вида продукции в базовом периоде.
По данным отдела маркетинга , , , .
5. Годовой эффект от снижения материальных затрат на производство продукции:
, (3.12)
где – снижение затрат q-го (топлива, материала, комплектующих) на производство годового объема продукции i-го вида в оцениваемом периоде по сравнению с базовым периодом;
n – количество видов продукции, производимых в оцениваемом периоде;
Q – число видов материалов (ресурсов), использованных на производство продукции в оцениваемом периоде;
По данным отдела маркетинга n=8, Q= 5, ∆Ciq=1400.
6. Годовой эффект от снижения трудовых затрат на производство продукции:
, (3.13)
где – снижение трудозатрат по t-му виду работ на производство годового объема продукции i-го вида в оцениваемом периоде по сравнению с базовым;
n – число видов продукции, производимых в оцениваемом периоде;
T – число видов работ в оцениваемом периоде.
По данным производственно-технического отдела n= 7, T= 8 ,
7. Годовой эффект от сокращения накладных расходов (условно-постоянных) за счет увеличения объемов производства продукции при повышении надежности оборудования:
, (3.15)
где – условно-постоянные накладные расходы на единицу изготавливаемой продукции в базовом периоде (до повышения надежности оборудования от СКсп);
– годовой объем производства продукции в базовом и оцениваемом периодах в натуральном выражении.
По данным производственно-технического отдела равны 1240 и 1330 соответственно , .
8. Годовой эффект от увеличения прибыли за счет роста объемов производства продукции при повышении надежности оборудования:
, (3.16)
где – прибыль на единицу продукции в оцениваемом периоде времени.
По данным производственно-технического отдела P=1280, а равны 1240 и 1330 соответственно
9. Годовой прирост прибыли, полученный за счет экономии денежных средств, предназначенных для платежей за производственные фонды предприятия:
, (3.17)
где – годовой выпуск продукции в базовом и оцениваемом периодах в натуральном выражении;
– среднегодовые производственные (основные и оборотные) фонды предприятия в базовом и оцениваемом периодах;
– нормативный коэффициент платы за производственные фонды предприятия ( = 0, 6).
По данным производственно-технического отдела равны 1240 и 1330, равны 250000 и 210000 соответственно.
В итоге суммарный годовой экономический эффект предприятия от использования СКсп определяется как:
, (3.18)
Основными показателями экономической эффективности затрат на разработку и внедрение СКсп является коэффициент экономической эффективности
Коэффициент экономической эффективности определяется по формуле:
, (3.19)
где – предпроизводственные единовременные затраты на разработку и внедрение СКсп.
По данным отдела маркетинга составили 290000 млн. руб.
Если , где – нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений, то СКсп считается достаточно эффективной.
Результаты ориентировочного расчета сведены в таблице 3.5.
Таблица 3.5. Расчет экономической эффективности от внедрения совершенствованной СКсп
Формула |
Этап алгоритма |
Значение |
|
Годовой эффект от сокращения отклонений в продукции |
19229 |
|
Годовой эффект за счет сокращения потерь от рекламаций |
51278 |
|
Годовой эффект от сокращения непроизводственных потерь, не входящих в плановую себестоимость продукции |
50400 |
|
Годовой эффект от снижения расходов на подготовку и освоение производства |
24920 |
|
Годовой эффект от снижения материальных затрат на производство продукции |
56000 |
|
Годовой эффект от снижения трудовых затрат на производство продукции |
54320 |
|
Годовой эффект от сокращения накладных расходов |
85500 |
|
Годовой эффект от увеличения прибыли за счет роста объемов производства продукции |
115200 |
|
Годовой прирост прибыли, полученный за счет экономии денежных средств, предназначенных для платежей за производственные фонды предприятия |
13500 |
Суммарный годовой экономический эффект |
470347 (млн руб.) | |
Коэффициент экономической эффективности |
1,62 |
Таким образом, основными показателями экономической эффективности затрат на разработку и внедрение системы конкурентоспособности являются следующие:
- коэффициент экономической эффективности εэ;
- срок окупаемости затрат Тok.
Коэффициент экономической эффективности определяется по формуле
где Кn – предпроизводственные единовременные затраты на разработку и внедрение системы конкурентоспособности.
Коэффициент экономической
эффективности затрат на разработку
и внедрение системы
В состав предпроизводственных единовременных затрат на разработку и внедрение системы входят:
Как уже отмечалось, обязательным условием при определении экономической эффективности внедрения и функционирования системы является сопоставимость всех показателей во времени.
Подводя итоги рассмотрения данного вопроса, можно сделать следующий вывод, что вкладывать средства в качество экономически выгодно для предприятия, так как это приводит не только к повышению конкурентоспособности продукции и ее оборота на рынках сбыта, но и к повышению фактической производительности, снижению реальной себестоимости производства.
За последние годы в Республике Беларусь и странах бывшего СССР произошли разительные перемены в отношении к концепции (феномену) «конкуренция – конкурентоспособность».
Понятие «конкуренция» рассматривается с учётом всего многообразия явлений и понимается как процесс мониторинга и управления субъектами своими конкурентными преимуществами на конкретной территории (рынке) для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства.