Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 11:39, дипломная работа
Целью данной работы является анализ конкурентоспособности продукции ОАО «СтанкоГомель» и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.
Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:
− рассмотреть сущность понятий конкуренция и конкурентоспособность
− рассмотреть системно-процессный подход по обеспечению конкурентоспособности в концепции маркетинга;
− проанализировать производственно-экономическую деятельность ОАО «СтанкоГомель на рынке;
− проанализировать используемые на предприятия подходы к обеспечению конкурентоспособности продукции;
− проанализировать маркетинговую деятельность и конкурентоспособность продукции предприятия
− на основе полученных и проанализированных данных, дать рекомендации по совершенствованию маркетинговой деятельности по обеспечению конкурентоспособности ОАО «СтанкоГомель».
ВВЕДЕНИЕ 5
1. СУЩНОСТЬ КОНКУРЕНЦИИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 11
1.1. Сущность понятия «конкуренция» 11
1.2. Сущность понятия «конкурентоспособность» 29
1.3. Системно-процессный подход к конкурентоспособности 32
2. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОАО «СТАНКОГОМЕЛЬ» 37
2.1. Краткая характеристика предприятия 37
2.2. Анализ технико-экономических показателей 41
2.3. Анализ маркетинговой деятельности, конкурентоспособности и системы конкурентоспособности 44
2.4. Анализ деятельности профсоюзной организации 61
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ 66
3.1. Общая модифицированная система конкурентоспособности 66
3.2. Система конкурентоспособности персонала 71
3.3. Система конкурентоспособности продукции 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93
Окончание таблицы 3.1
1 |
2 |
2.3. Обеспечивающая подсистема
2.3
|
Правовое обеспечение создания, функционирования и развития вуза. Обеспечение учебного и исследовательского процессов материально-техническими, финансовыми и другими видами ресурсов. Информационное обеспечение учебного и исследовательского процесса |
2.4. Управляемая подсистема 2.4
|
Условия труда и отдыха студента. Параметры психологического портрета студента: темперамент, характер, способности, направленность, интеллектуальность, эмоциональность, волевые качества, общительность, самооценка, уровень самоконтроля, способность к групповому взаимодействию и др. |
2.5. Управляющая подсистема
|
Администрация вуза. Конкурентоспособность
профессорско- |
Особенности
оценки конкурентоспособности
Оценку конкурентоспособности персонала следует осуществлять исходя из его конкурентных преимуществ, которые бывают внешними по отношению к персоналу и внутренними. Внешнее конкурентное преимущество персонала определяется конкурентоспособностью предприятия, в которой работает конкретный рабочий или специалист.
Примерный перечень качеств персонала (таблица 3.2):
Таблица 3.2. Примерный перечень качеств персонала и их весомость
Качество
персонала |
Весомость
качества персонала | ||
рабочий |
специалист |
менеджер | |
Конкурентоспособность предприятий, на котором работает персонал |
0,20 |
0,25 |
0,20 |
Наследственные конкурентные преимущества (способности, физические данные, темперамент и т. п.) |
0,2 |
0,15 |
0,10 |
Деловые качества (образование, специальные знания, навыки, умения) |
0,3 |
0,40 |
0,4 |
Интеллигентность, культура |
0,05 |
0,05 |
0,10 |
Коммуникабельность |
0,05 |
0,05 |
0,10 |
Организованность |
0,05 |
0,05 |
0,05 |
Возраст, здоровье |
0,15 |
0,05 |
0,05 |
Итого |
1,00 |
1,00 |
1,00 |
Оценку конкурентоспособности конкретной категории персонала осуществляется по формуле
(3.1)
где – уровень конкурентоспособности конкретной категории персонала;
i – 1, 2, …, n – количество экспертов;
j – 1, 2, …, n – число оцениваемых качеств персонала;
аj – весомость j-го качества персонала (таблица 3.2);
bij – оценка i-м экспертом j-го качества персонала по пятибалльной системе;
5n – максимально возможное число баллов, которое может получить оцениваемый индивидуум (n – количество экспертов).
Устанавливаются следующие условия оценки экспертами качества персонала:
Структура СКсп продукции (станка, выпускаемого ОАО «СтанкоГомель») по предлагаемому алгоритму представлена в таблице 3.2.
Компонентами целевой подсистемы СКсп продукции машиностроительного значения являются: повышение качества, оптимизация цены, качество сервиса, затраты на эксплуатацию, качество рекламы. В то же время компонентами целевой подсистемы СКсп товара не машиностроительного назначения (продуктов питания) являются: качество, цена, качество рекламы.
Таблица 3.3. Алгоритм построения системы конкурентоспособности продукции машиностроительного назначения
1 ВНЕШНЕЕ ОКРУЖЕНИЕ | ||
Схема |
Содержание | |
1 |
2 | |
1.1 Вход
Чёрный ящик |
Трудовые, материальные, информационные и финансовые ресурсы и др. Оборудование, новые технологии и научно-технические достижения в области материаловедения | |
1.2 Выход
Чёрный ящик |
Конкурентоспособная продукция, обладающая степенью реального или потенциального удовлетворения конкретной потребности, способностью выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичным видом продукции, представленным на одном рынке | |
1.3 Обратная связь
Чёрный ящик |
Рекламация – указание о недоработках по производимому виду продукции, элементы (новшества) научно-технического прогресса |
Продолжение таблицы 3.3
1 |
2 | ||
средой Чёрный ящик
|
Макросреда – предприятие, отрасль, регион, страна (международные, политические, экономические, правовые, экологические, научно-технические, культурные и другие факторы). Микросреда (непосредственные конкуренты, конкуренты поставщиков, маркетинговые посредники по «входу» и «выходу», контактные аудитории (общество потребителей, контролирующие органы, профсоюзы, пресса и т. д.). Мезосреда (рыночная инфраструктура, мониторинг, наука и образование, культура, торговля, здравоохранение, связь, транспорт, хозяйственное строительство, ЖКХ и т. п.) | ||
2 ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА | |||
2.1 Подсистема научного сопровождения
2.1 |
Основные законы экономики. Законы организации. Научные подходы к управлению. Научные принципы управления. Научные методы управления | ||
2.2 Целевая подсистема
2.2
|
Продукция: - качество, - цена, - качество сервиса, - затраты на эксплуатацию, - качество рекламы | ||
2.3 Обеспечивающая подсистема
2.3
|
Обеспечение: правовое, методическое, ресурсное, информационное, охранное (защитное) |
Окончание таблицы 3.3
1 |
2 |
2.4 Управляемая подсистема
2.4
|
Маркетинг – стратегический – тактический. Менеджмент – производственный – финансовый – инновационный – ресурсоэнергосберегающий – антикризисный – экологический (агроэкологический) |
2.5 Управляющая подсистема
|
Управление
конкурентоспособным Принятие управленческих решений. Контроль и учёт решений. Подготовка
кадров для решения проблем |
Экономическое
обоснование мероприятий в
Общие подходы к оценке экономических результатов
Комплексное технико-экономическое обоснование является завершающим этапом процесса его разработки. Одновременно этот этап является самым ответственным, так как по результатам обоснования принимается к реализации один из альтернативных вариантов решения.
Экономический результат реализации решения у изготовителя товара проявляется после его продажи, а у потребителя – после покупки и в процессе использования товара.
Эти особенности проявления эффективности развития системы менеджмента в сферах производства и потребления товара требуют применения разных методик расчета экономического эффекта при унифицированных принципах подхода к этим расчетам. К принципам экономического обоснования решения относятся:
1) учет фактора времени;
2) учет затрат и результатов за жизненный цикл товара;
3) применение к расчету системно-процессного подхода;
4) применение к расчету комплексного подхода;
5) обеспечение многовариантности технических и организационных решений;
6) обеспечение сопоставимости
вариантов по исходной
Экономический эффект разработки и реализации мероприятий по повышению качества сырья, материалов и комплектующих изделий (качества "входа" системы) рассчитывается по приведенной ниже формуле:
, (3.2)
где Эт – ожидаемый экономический эффект разработки и реализации мероприятий по приобретению более качественных сырья, материалов и комплектующих изделий (качества «входа» системы) за срок применения мероприятий (Т);
ΔCвхt – перерасход из-за роста себестоимости единицы товара в году t за счет приобретения более качественного сырья, материалов и комплектующих изделий (дополнительные расходы на повышение качества «входа», поэтому они со знаком «минус»);
ΔCпpt – снижение себестоимости единицы товара в году t за счет повышения качество процесса при применении качественного «входа»;
Цнt – прогноз цены нового товара (после внедрения мероприятий) в году t;
Цct – то же, старого;
Nt – прогноз объема выпуска данного товара в году t, натуральные измерители (шт., т и т. п.);
Звx – единовременные затраты (инвестиции) на повышение качества "входа" (анализ ситуации, формулирование проблемы, заключение новых договоров, разработка организационных проектов и т. п.).
При выполнении расчетов по формуле обязательно следует соблюдать рассмотренные выше принципы оценки (фактор времени, сопоставимость вариантов, многовариантность и др.).
Мероприятия по повышению качества процесса в системе – по совершенствованию технологии, организации производства, оперативного управления, повышению уровня автоматизации.
В этом случае эффект получается у потребителя за счет «переноса» высокого качества «входа» системы через процесс системы к ее «выходу».
Допустим, качество «входа»
отвечает требованиям
Эффект, получаемый потребителем за счет применения более качественного товара и, соответственно, более полного удовлетворения своих потребностей, либо выпуска с применением данного товара более качественной продукции (реализуемой по большей цене) или в больших количествах (за счет повышения качество товара), в условиях конкуренции автоматически распределяется между изготовителем и потребителем товара через его цену на рынке.
Экономический эффект разработки и реализации мероприятий по совершенствованию технологии, организации производства, системы оперативного управления либо повышению уровня автоматизации производства (в целом – повышение качества процесса в системе) у изготовителя товара определяется по следующей формуле (расчет ведет изготовитель):
, (3.3)
где Эт – ожидаемый экономический эффект разработки и внедрения мероприятий по повышению качества процессов в системе за срок применения мероприятий (Т);
i = l, 2... n – количество наименований выпускаемых фирмой товаров, на которые распространяется данное мероприятие;
Цi t – прогноз цены товара в году t;
Сi t – прогноз себестоимости единицы товара в году t;
Нi t – прогноз налогов по единице данного товара в году t;
Ni t – прогноз объема выпуска товара в году t;
tвл = 1,2....Твл – год вложения инвестиций в мероприятия по повышению качества процессов в системе (Твл – последний год вложений, год внедрения мероприятий);
Зпpt – единовременные затраты (инвестиции) на повышение качества процессов (на совершенствование технологии, организации и т. п.) в году tвл..
Ожидаемый экономический эффект разработки и внедрения мероприятий по повышению качества товара (повышение производительности, надежности, экологичности и других показателей) и организационно-технического развития производства.
Данный вид эффекта определяется по следующей формуле:
, (3.4)
где Эт – ожидаемый экономический эффект повышения качества товара за нормативный срок его службы;
tc = 1, 2..... Тc – срок действия мероприятий по улучшению экологических и социальных показателей внешней среды;
Эcоп t – сопутствующий экологический или социальный эффект в денежном выражении от использования товара повышенного качества;
Зk t – единовременные затраты (инвестиции) на повышение качества товара, включая затраты на ликвидацию элементов основных производственных фондов в связи с освоением и внедрением нового товара (если при ликвидации этих элементов получается прибыль, то они вычитаются из Зk).