Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 21:09, курсовая работа
На этапе перехода к рыночным отношениям в деятельности организаций всех типов и форм собственности все более важное значение приобретает маркетинг. Поскольку маркетинг рассматривается как основа для достижения успеха в конкуренции, то способен повысить шансы выживания организации на рынке. В благоприятной экономической ситуации маркетинг нужен для поступательного и стабильного развития предприятия, а в условиях кризиса он становится едва ли не единственным механизмом, который способен обеспечить выживание предприятию. Маркетинг характеризуется системным подходом к производственно-сбытовой деятельности с задачей выявления покупательского спроса на определенные товары и полное его удовлетворение, обеспечивающее организации получение прибыли.
Маркетинговые исследования должны играть решающую роль при организации нового бизнеса или адаптации уже существующей организации к современным требованиям рынка. Маркетинговое исследование – это систематический сбор, накопление и анализ данных, проводимые для оценки существующей ситуации и разработки сценария поведения предприятия на рынке. Целью маркетингового исследования является подготовка информации для принятия опережающих рыночных решений.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Сущность, цель и задачи ассортиментной политики 7
1.2 Факторы, влияющие на формирование ассортимента в организациях потребкооперации 15
1.3 Использование инструментов маркетинга при формировании ассортиментной политики 22
2 АНАЛИЗ СИТУАЦИОННОГО ПОЛОЖЕНИЯ СВЕТЛОГОРСКОГО РАЙПО НА РЫНКЕ 34
2.1 Организационно – экономическая характеристика Светлогорского райпо, оценка его деятельности на рынке, сильных и слабых сторон 34
2.2 Анализ ассортиментной политики Светлогорского райпо 51
3. МАРКЕТИНГОВЫЕ РЕШЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ В СВЕТЛОГОРСКОМ РАЙПО 66
3.1 Пути повышения эффективности принятия маркетинговых решений по формированию торгового ассортимента в Светлогорском РАЙПО 66
3.2 Разработка маркетинговой стратегии деятельности организации на рынке 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 94
Глубина — определяется количеством ассортиментных позиций в каждой ассортиментной группе. Данная характеристика ассортимента показывает степень дифференциации товара. Глубина ассортимента может служить одним из средств стимулирования сбыта и удовлетворения разнообразных потребностей, обусловленных разными вкусами, привычками и предпочтениями.
Полнота — соотношение фактического количества разновидностей товара, предусмотренных стандартами или спецификацией к договору. Фактический показатель отражает возможность удовлетворения спроса не как такового, а сориентированного с учетом приверженности разным маркам.
Коэффициент устойчивости — соотношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросам, к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же групп в ассортименте торговой организации за рассматриваемый период [1, c.134]:
Где Р1, Р2, Р3 – фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок;
Рн – количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем
n – количество проверок
Коэффициент обновления представляет собой удельный вес в процентах новых разновидностей товаров в ассортименте, определяется по аналогии с коэффициентом обновления товарного ассортимента [3, c.310]:
где Ко - коэффициент обновления;
Qн - количество новых разновидностей товаров;
Qо - общее количество разновидностей товаров.
Ассортиментный минимум — документ, содержащий перечень видов и разновидностей товаров, которые обязательно должны быть представлены в ассортименте данного торгового предприятия. Несоблюдение ассортиментного минимума считается нарушением правил торговли.
Насыщенность ассортимента — количество ассортиментных позиций, во всех ассортиментных группах.
Гармоничность — степень близости товаров различных ассортиментных групп с точки зрения их назначения, требований к организации производства, продвижения, реализации и (или) использований. Гармоничность — эта качественная, описательная характеристика ассортимента, она не измеряется количественно. К преимуществом гармоничного ассортимента следует отнести минимальные затраты изготовителя и продавца на доставку, хранение, реализацию, а для потребителя — на поиск и приобретение товаров, близких по назначению или дополняющих друг друга
При формировании ассортиментной политики необходимо также учитывать также основные принципы формирования ассортимента.
Основополагающим принципом является соответствие ассортимента магазина характеру предъявляемого потребителями спроса. Так как спрос является категорией постоянно меняющейся как качественно, так и количественно, следовательно, ассортимент магазина должен быть гибким и изменяться в соответствии со спросом. Это предполагает осуществление в системе коммерческой деятельности предприятия работы по изучению покупательского спроса с учетом профессионального и половозрастного состава населения, его покупательской способности.
Принципы удовлетворения спроса предполагают формирование ассортимента товаров с учетом комплексности их потребления. Этот принцип в большей степени реализуется при формировании ассортимента непродовольственных товаров.
Принцип обеспечения оптимальной широты, глубины, а также устойчивости и обновляемости ассортимента учитывается в процессе разработки ассортиментной модели магазина и реализации ассортимента и позволяет обеспечить максимальные объемы продаж с каждого квадратного метра торговой площади. Он предполагает наличие предельно широкого ассортимента товаров, с учетом объективно существующих ограничений: размер торговой площади, состояние торгово-технологического оборудования, финансовые возможности.
Обеспечение рентабельной работы магазина- это непременное условие и соответственно принцип формирования ассортимента. В идеале каждый товар, включенный в ассортимент, должен быть рентабельным, то есть размер его торговой надбавки должен превышать его издержкоемкость. Кроме того, учитывается товарооборачиваемость и другие экономические показатели.
При формировании ассортимента, как правило, используется варьирование его широтой и глубиной. Исходя из этого, могут рассматриваться четыре возможных варианта его изменения [17, c.217]:
1. На рынок поставляется одна ассортиментная позиция в рамках одной ассортиментной группы. Наиболее часто такая ситуация встречается в малом бизнесе, а также у предприятий, использующих стратегию массового маркетинга. Такой подход к формированию ассортимента связан со значительным риском. Обусловленным отсутствием хорошего продуманной сегментации в условиях динамичного развития рынка.
2. На рынок поставляется большое количество ассортиментных позиций в рамках одной ассортиментной группы. Такой подход к формированию ассортимента характерен для многих специализированных предприятий. В данном случае риск хотя и уменьшается, но остается, что связанно, прежде всего с динамикой рынка и колебанием вкусов и предпочтений потребителей. Для повышения устойчивости предприятию необходимо осуществлять целенаправленную сегментацию рынка, стимулирование сбыта и другие антиконкурентные мероприятия. Иногда узкая специализация как вариант товарной стратегии рассматривается в качестве вынужденной меры, поскольку предприятие не располагает достаточными ресурсом и в силу спецификации самого товара. Причиной может быть и глубокая сегментация рынка данного товара. Узкая специализация может быть оптимальной также в том случае, когда предприятие периодически меняет ее для освоения новых рынков или адаптация к меняющемуся характеру спроса.
З. На рынок поставляется по одной ассортиментной позиции в каждой из нескольких ассортиментных групп, т.е. реализуется широкий ассортимент товаров при его незначительной глубине. Такая ситуация, как правило, характерна для небольших предприятий, изначально ориентированных на глубокую сегментацию рынка и концентрацию усилий в конкретной борьбе.
4. На рынок поставляется большое количество ассортиментных позиций в рамках каждой из ассортиментных групп. В этом случае можно говорить о диверсификации товарной номенклатуры, характеризуемой как необходимой широтой, так и достаточной глубиной ассортимента. диверсификация обеспечивает значительную устойчивость и стабильность деятельности предприятия, поскольку увеличивает возможность маневрирования товарами в условиях меняющейся конъюнктуры, снижает риск, связанный с разработкой и внедрением новых товаров, повышает эффективность результатов исследовательских работ. Кроме того, такой подход к формированию ассортимента ведет к снижению предпринимательского риска и позволяет использовать накопленный другими предприятиями управленческий, маркетинговый, инновационный и другой опыт.
Таким образом, формирование ассортимента — деятельность по составлению набора товаров, позволяющего удовлетворить реальные и прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством торговой организации. Формирование ассортимента не может быть абстрагировано от конкретной торговой организации и должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, обусловливающих направления развития ассортимента. Это определяет ассортиментную политику организации.
1.2 Факторы, влияющие на формирование ассортимента в организациях потребкооперации
Формирование ассортимента товаров в любых розничных торговых организациях - сложный процесс, базирующийся на учете действия множества факторов. Эти факторы можно подразделить на общие, то есть те которые не зависят от конкретных условий работы той или иной торговой организации, и специфические, которые отражают конкретные условия работы торгового предприятия.
В табл. 1.2.1 представим основные факторы, определяющие построение торгового ассортимента.
Таблица 1.2.1
Основные факторы, определяющие построение торгового
ассортимента [15, c.76]
Не зависящие от конкретных условий деятельности организации (определяют направление специализации и тип магазина) |
Отражающие конкретные условия работы организации (определяют макро- и микроструктуру ассортимента магазина) |
Социальные: социальный состав населения; уровень культуры; социальное обеспечение населения; характер трудовой деятельности |
Учитываемые при разработке макроструктуры ассортимента (широты ассортимента): роль данного магазина в системе торгового обслуживания; наличие других магазинов в зоне деятельности, их специализация, мощность; тип и мощность торговой организации; транспортные связи и др. |
Экономические: развитие производства товаров; уровень доходов населения и источники их образования; развитие экономики района деятельности; цена на товары и др. |
|
Демографические: половозрастной состав; количество и структура семей; профессиональный состав населения и др. • |
Учитываемые при определении микроструктуры ассортимента (глубина ассортимента - количество видов и разновидностей): уровень доходов населения; специфика спроса, внутри сегментов; размер торговой площади и характеристика оборудования и др. |
Национально-бытовые: национальный состав населения; традиции, нравы, обычаи. |
|
Природно-климатические: географическое расположение (города, села, административного района); климат; природные ресурсы и др. |
|
К общим факторам относятся по покупательский спрос и производство товаров. К специфическим факторам, оказывающим влияние на формирование ассортимента товаров в каждом конкретном магазине, относятся тип и размер магазина, его техническая оснащенность, условия товароснабжения, численность и состав обслуживаемого населения, транспортные условия (наличие и качество подъездных путей, остановок общественного транспорта и т.д.), наличие других розничных торговых организаций в зоне действия данного магазина.
Рассмотрим более подробно эти факторы. Спрос - это форма выражения части потребности населения в товарах, обеспеченной деньгами. По степени его удовлетворения спрос подразделяется на предъявленный, реализованный и неудовлетворенный.
Предъявленный спрос - это процесс, равный тому количеству денежных средств покупателей, которое они могут предъявить при условии достаточного предложения товаров и качественного соответствия их требованиям покупателей.
Реализованный спрос - это часть предъявленного спроса, которая фактически удовлетворена в результате совершения покупок в магазине, В условиях соответствия предложения товаров спросу потребителей предъявленный спрос и реализованный равны. Показателем реализованного спроса является розничный товарооборот.
Неудовлетворенный спрос - это часть предъявленного спроса, которая не была реализована из-за отсутствия в продаже нужных товаров независимо от того, какие причины препятствовали совершению покупки: отсутствие товаров, высокая цена, низкое качество и др. Частью неудовлетворенного спроса является отложенный спрос, денежное обеспечение которого сохраняется в ожидании покупки нужного товара.
Специалисты отдела маркетинга должны постоянно изучать спрос и учитывать результаты этой работы непосредственно в процессе формирования ассортимента. В частности, товары, на которые выявлен четко сформированный спрос, должны присутствовать в продаже так как их отсутствие приводит к явным потерям оборота, снижению эффективности деятельности предприятия, ухудшению его конкурентных позиций. Покупательский спрос выступает в качестве основного фактора, влияющего на формирование ассортимента, которое направлено на максимальное удовлетворение спроса населения и, вместе с тем, на активное воздействие на расширение спроса. Формирование ассортимента и покупательский спрос в своем развитии взаимосвязаны. Существенные изменения в спросе должны сопровождаться изменениями в сформированном ассортименте.
При формировании ассортимента продовольственных товаров в розничных торговых организациях потребкооперации следует учитывать некоторые особенности спроса на продукты питания. Так, спрос на продовольственные товары по сравнению со спросом на непродовольственные товары обладает высокой степенью устойчивости, а в отдельных случаях - известной консервативностью. Потребитель привыкает к определенным видам продуктов, поэтому важно достигнуть стабильности в формировании ассортимента таких товаров, обеспечивая их бесперебойную продажу.
Покупательский спрос на товары простого и сложного ассортимента также имеет особенности, которые необходимо учитывать при формировании ассортимента. Так, на товары простого ассортимента, имеющие незначительное количество разновидностей, спрос в основном конкретный, твердо сформулированный и не допускающий замены этих товаров. Наоборот, при покупке товаров сложного ассортимента, насчитывающих десятки и сотни разновидностей, в спросе допускается их широкая взаимосвязь. Причем многие из этих товаров являются товарами периодического спроса, то есть не покупаются и не потребляются ежедневно.
Необходимо также отметить, что на спрос и потребление многих товаров, в особенности продуктов питания, оказывает влияние сезонность их производства. Вследствие этого происходит неравномерность их потребления в течение года и спрос переключается на товары их заменяющие. Исходя из частоты спроса, товары подразделяются на три группы [6, c.241]:
- повседневного спроса - наиболее часто и даже ежедневно приобретаемые населением товары;
- периодического спроса - товары, покупка
которых осуществляется
- редкого спроса - предметы длительного пользования, срок службы которых, как правило, превышает пять лет.
На спрос оказывают влияние также различные аспекты социального и экономического характера: размеры денежных доходов населения, его численность, половозрастной состав, уровень розничных цен, деятельность предприятий общественного питания, географические и климатические особенности проживания населения и т.д. Большинство из этих аспектов может быть учтено при формировании ассортимента товаров, поскольку многие из них имеют конкретное числовое выражение.
При формировании ассортимента необходимо учитывать также характер предъявляемого спроса. Различают несколько видов спроса: устойчивый -твердо сформулированный спрос на какой-либо товар (наиболее часто такой спрос наблюдается на многие продовольственные товары) и не допускает замены его другими товарами; альтернативный (неустойчивый) спрос -допускает взаимосвязь товаров в пределах группы, подгруппы или разновидности товаров; импульсный - спрос, возникающий у покупателя под воздействием неких внешних стимулов (реклама, выкладка товаров, предложение продавца). Этот вид спроса зачастую вызывается наличием в магазинах новинок в товарном ассортименте.
Существенным фактором формирования ассортимента является цена товара. Покупатель чаще всего обязательно определяет для себя цену или диапазон цен, в пределах которого он собирается уплатить за покупку. Таким образом, одним из критериев рационального построения ассортимента товаров в магазине является обеспечение правильного сочетания товаров с различной стоимостью.
Информация о работе Понятие и сущность ассортиментной политики предприятия