Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 21:09, курсовая работа
На этапе перехода к рыночным отношениям в деятельности организаций всех типов и форм собственности все более важное значение приобретает маркетинг. Поскольку маркетинг рассматривается как основа для достижения успеха в конкуренции, то способен повысить шансы выживания организации на рынке. В благоприятной экономической ситуации маркетинг нужен для поступательного и стабильного развития предприятия, а в условиях кризиса он становится едва ли не единственным механизмом, который способен обеспечить выживание предприятию. Маркетинг характеризуется системным подходом к производственно-сбытовой деятельности с задачей выявления покупательского спроса на определенные товары и полное его удовлетворение, обеспечивающее организации получение прибыли.
Маркетинговые исследования должны играть решающую роль при организации нового бизнеса или адаптации уже существующей организации к современным требованиям рынка. Маркетинговое исследование – это систематический сбор, накопление и анализ данных, проводимые для оценки существующей ситуации и разработки сценария поведения предприятия на рынке. Целью маркетингового исследования является подготовка информации для принятия опережающих рыночных решений.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Сущность, цель и задачи ассортиментной политики 7
1.2 Факторы, влияющие на формирование ассортимента в организациях потребкооперации 15
1.3 Использование инструментов маркетинга при формировании ассортиментной политики 22
2 АНАЛИЗ СИТУАЦИОННОГО ПОЛОЖЕНИЯ СВЕТЛОГОРСКОГО РАЙПО НА РЫНКЕ 34
2.1 Организационно – экономическая характеристика Светлогорского райпо, оценка его деятельности на рынке, сильных и слабых сторон 34
2.2 Анализ ассортиментной политики Светлогорского райпо 51
3. МАРКЕТИНГОВЫЕ РЕШЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ В СВЕТЛОГОРСКОМ РАЙПО 66
3.1 Пути повышения эффективности принятия маркетинговых решений по формированию торгового ассортимента в Светлогорском РАЙПО 66
3.2 Разработка маркетинговой стратегии деятельности организации на рынке 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 94
Среди экономических факторов, влияющих на формирование ассортимента, можно отметить следующие. В последнее время несколько уменьшились темпы роста цен на товары и услуги, наметилась тенденция роста денежных доходов населения. Поэтому населения может приобретать более дорогие и качественные товары. Значит, ассортиментная политика райпо не должна ориентироваться только на дешёвую продукцию, товары, а во внимание брать и качество.
Следует отметить, что для зоны деятельности Свтелогорского райпо характерны следующие тенденции развития демографических факторов, влияющих на формирование ассортимента:
- уменьшение численности людей пожилого возраста;
- уменьшение рождаемости;
- семьи имеют меньше детей.
Следовательно, со снижением населения моложе трудоспособного возраста снижается спрос на кондитерские изделия, детскую одежду, детскую обувь, одежду для новорождённых и детей ясельного возраста, детское питание.
Формирование ассортимента находится также под влиянием национально- бытовых и социально-культурных факторов.
Таким образом, чтобы добиться успеха, завоевать большую долю рынка, необходимо отслеживать все изменения, происходящие на рынке и своевременно на них реагировать.
Формирование ассортимента основывается на основании специализации магазинов райпо . На основании этих данных формируют широту и глубину ассортимента. От специализации магазина зависят, какие товарные группы, подгруппы и виды товаров должны быть в магазине. Например, продовольственные магазины по ассортиментному перечню подразделяются на магазины с универсальным ассортиментом товаров (универсамы) и неспециализированные магазины с вывеской «Продукть». В соответствии с типом магазина проводится и формирование ассортимента. Например, при формировании ассортимента универсама необходимо обеспечить его универсализацию, т.е. наличие продовольственных товаров всех основных товарных групп с определенной детализацией по подгруппам и наименованиям и непродовольственным товарам повседневного спроса.
Особое место в основе формирования ассортимента товаров для организаций розничной торговли лежит изучение различных видов покупательского спроса с целью его последующего анализа и использования полученных результатов.
Одним из результатов изучения и прогнозирования рынка для Светлогорского райпо должна стать сегментация рынка. Это очень важно для работы магазинов по формированию товарного ассортимента. На рынке, будет обеспечен бесперебойный сбыт только тому товару, который предназначен конкретной группе потребителя. Поэтому свойство товара должны быть ориентированы на определенные группы потребителя.
Ассортиментная политика райпо ориентированна на эти слои населения. Любая организация знает, что его товары не могут удовлетворить потребности всех потребителей, они отличаются друг от друга запросами, привычками, поэтому необходимо остановиться на одной части сегмента рынка, которое оно в состоянии эффективно обслуживать, что и сделало в Светлогорском райпо .
Формируя ассортимент продовольственных товаров в Светлогорском райпо учитывают некоторые особенности спроса на продукты питания. Спрос на них отличается высокой степенью устойчивости отдельных случаях - консервативность. Люди привыкают к конкретным сортам мучных и кондятерских изделий. Поэтому важно достигнуть стабильности формирования ассортимента таких товаров, обеспечивая их бесперебойную продажу. Кроме того, работниками торгового отдела при формировании ассортимента учитывается фактор взаимозаменяемости. При отсутствии в продаже нужного товара покупатель не откладывает покупку, а ищет ему замену, покупая другой с аналогичной пищевой ценностью. Особенно это проявляется внутри группы товаров, хотя существует и межгрупповая взаимозаменяемость.
Кроме этого, спрос на продукты питания комплексный, то есть, покупатель, покупая мясо, покупает и растительное масло, картофель и другие овощи.
Таким образом, постоянство требований и комплексность спроса на товары из рациона питания необходимо также учитывать при формировании ассортимента продовольственных товаров.
Кроме того, учитывается сезонность спроса на продовольственные товары, но не в должной мере. В летнее время резко повышается спрос на соки, мороженное и минеральную воду, но на прилавках они не представлены в достаточном количестве, а иногда и вовсе отсутствуют. В праздничные и предпраздничные дни увеличивается спрос на мучные, кондитерские изделия, но не всегда их количество увеличивается соизмеримо в этот период. Это говорит о том, персоналом неверно оценивается потребность в данных продуктах, организации не хватает скорости реагирования на изменения рыночной конъюнктуры.
Обычно заявки на продукцию формируются ежедневно из списков, которые составляют товароведы и заведующие магазинов райпо . Важно осуществлять товароснабжение в магазинах в соответствии с принципами оперативности. То есть периодичность завоза товара зависит от определенных условий, таких как уменьшение или увеличение спроса населения на те или иные товары. Продавцы обычно за день, сообщают о наличии запасов того или иного вида продукции или о его недостатке.
Торговые работники Светлогорского райпо осуществляют закупку товаров путем установления хозяйственных связей с поставщиками товаров. В случае установления длительных хозяйственных связей заключаются договора поставки. В Светлогорского райпо насчитывается более 100 наименований поставщиков из различных районов и областей республики. Оценка поставщиков также важна для формирования ассортимента, так как они оказывают непосредственное влияние на процесс формирования ассортимента. Предложение товаров осуществляют поставщики, торговый отдел должен оптимально выбрать их для более полного удовлетворения покупателей. При выборе поставщиков большую роль играет ценовой фактор. В Светлогорском райпо расходы на реализацию достаточно велики. Необходимо их сокращать, а вместе с ним и снижать цены на продукты. Для этого все больше надо отдавать предпочтение поставщикам-изготовителям.
Ассортимент магазинов формируют так, чтобы обеспечить экономию издержек потребления. Это достигается за счет правильного сочетания и распределения товаров с различной частотой спроса (постоянного, периодического, редкого). При формировании торгового ассортимента должно быть учтено, что товары повседневного спроса следует рассредоточить, максимально приблизить к покупателю, а периодического и редкого спроса сконцентрировать в специализированных и универсальных магазинах.
Из общей численности магазинов Светлогорского райпо больше всего приходится на минимаркет (ТПС), насчитывающий 67 магазинов и составляющий 83,8 % от общей численности. Это объясняется тем, что Светлогорское райпо обслуживает преимущественно сельское население, проживающее в небольших населенных пунктах. Из чего следует, что ассортимент товаров этих магазинов сравнительно небольшой. Такие магазины в основном расположены в городских поселках и деревнях.
Для обоснования потребности и изменения ассортимента товаров, торговому отделу Светлогорского райпо нужна информация о состоянии спроса, розничной реализации и товарных запасов, численности и половозрастном составе обслуживаемого населения и т.д.
Вопросами изучения спроса в Светлогорском райпо занимаются товароведы торгового отдела. Для изучения реализовано спроса ведется ежедневный учет продажи отдельных наименований товаров. Такие данные фиксируются в журнале произвольной формы для получения внутригрупповой структуры спроса. Торговому отделу райпо целесообразно внедрить сбор сведений о неходовых товарах. Это позволит оперативно реагировать на сложившуюся ситуацию, применить активные методы продажи, отрегулировать объем и ассортимент поставляемых товаров, эффективнее использовать средства рекламы и стимулирования сбыта.
С учетом накопления материалов о спросе, динамики численности обслуживаемого населения, его денежных доходов, объема реализации прошлых лет определяют потребность в товарах Светлогорского райпо на предстоящий год.
Таким образом, в магазинах райпо ведется изучение спроса на товары. Это дает возможность в получения наиболее полной информации и возможности своевременного обновления ассортимента.
Для обеспечения бесперебойной торговли товарами установленного ассортимента важное значение имеет осуществление систематического контроля за соблюдением магазинами утвержденных для них обязательных ассортиментных перечней
Основным методом контроля магазинах райпо является периодическое проведение проверок соблюдением соответствия фактического ассортимента товаров утвержденному для каждого магазина обязательному ассортиментному перечню товаров. Отсутствие в продаже товаров, включенных в ассортиментный перечень, рассматривается как грубое нарушение правил торговли. Результата проверок и принятые меры по устранению выявленных недостатков записываются в контрольный журнал, который имеется в каждом магазине райпо . По данным проверок специалистами райпо отмечается, что товарные запасы в магазинах зачастую не соответствуют нормативным, что может негативно отразиться на работе магазина в случае задержки поставок товаров. Судя по количеству проверок, в райпо мало уделяют внимания контролю за соблюдением магазинами утвержденных для них ассортиментных перечней. Это является большим упущением в работе райпо. Любой ассортимент товаров розничного магазина можно рассчитать как по всему товару так и отдельной группы, он характеризуются полнотой и устойчивостью ассортимента.
Рассчитаем коэффициент устойчивости для Светлогорского райпо , используя следующие данные:
- фактическое количество разновидностей товаров в момент отдельных проверок 254;
- количество разновидностей товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем равен 261;
- количество проверок - 1
Определим коэффициент устойчивости, используя следующую формулу:
Затем определим коэффициент полноты ассортимента:
Так как рассчитанные показатели ближе к 1, то следовательно полнота и стабильность в магазине устойчивая. Это свидетельствует о нормальной организации товароснабжения магазина, оптимизации товарных запасов.
Таким образом, из проведенного анализа можно отметить; что проведению контроля за соблюдением и ассортиментного перечня в райпо уделяется мало внимания, но все же с учетом данного факта в магазине поддерживается полный и устойчивый ассортимент.
Кроме того, необходимо отметить, что снижение доли рынка Светлогорского райпо помимо прочих объективных факторов обусловлено тем, что конкуренты, функционирующие на том же рынке не так скованы в выборе поставщиков, как райпо , которое вынуждено многие товары приобретать исходя из постановлений вышестоящих органов. Следствием этого является более низкое качество предлагаемого магазинами райпо товара, нежели у конкурентов.
3. маркетинговые решения по формированию ассортимента товаров в Светлогорском райпо
3.1 Пути повышения эффективности принятия маркетинговых решений по формированию торгового ассортимента в Светлогорском РАЙПО
В современных условиях конкуренции рынок определяет необходимый ему ассортимент, поэтому задачей Светлогорского райпо является удовлетворить спрос более полно, чем конкуренты. При неоптимальной структуре ассортимента происходит снижение как потенциального, так и реального уровня прибыли, потеря конкурентных позиций на перспективных потребительских и товарных рынках и, как следствие этого, наблюдается снижение экономической устойчивости организации.
Основной недостаток ассортиментной политики Светлогорского райпо является то, что она разрабатывается товароведами, а не маркетологами. То есть разработка ведется без использования маркетингового подхода. Таким образом, наиболее перспективными направлениями решения проблем разработки ассортиментной политики будут аспекты, основанные на принципах маркетинга. Первым шагом к этому будет в идеале создание отдела маркетинга. Однако, учитывая затраты на содержание штата маркетологов, для начала предложим организации нанять трех специалистов. Возьмем заработную плату в размере 600 тыс. руб. Таким образом, затраты на содержание трех маркетологов в год составят 21,6 млн.руб. эти данные понадобятся в дальнейшем для расчета экономической эффективности предложенных мероприятий по совершенствованию ассортиментной политики.
Рассмотрим, как организация может усовершенствовать свою ассортиментную политику на базе использованием принципов маркетинга.
Важным направлением повышения эффективности ассортиментной политики Светлогорского райпо является налаживание долговременных деловых связей с крупными поставщиками предлагаемой продукции, в виду того, что данные действия помогут райпо четко среагировать на изменяющиеся потребности потребителя и предложить для удовлетворения последних определённые товары, которые в свою очередь обеспечат постоянный сбыт продукции. зачастую поставщики не выполняют своих договорных обязательств, что приводит к нарушению устойчивости ассортимента, несоответствию его ассортиментному перечню.
Одним из способом повышения эффективности ассортиментной политики должно стать снижение цены предлагаемой райпо продукции за счет чёткого контроля за расходами на реализацию с целью уменьшении последних, расширение ассортимента продукции пользующейся спросом, и сокращение ассортимента продукции которая имеет маленькую рентабельность. В настоящее время райпо недостаточно исопльлзует инструмент ценовой политики.
Для выявления наиболее ходовой продукции в ходе проведения исследования был использован метод АВС – анализа. Идея метода АВС анализа строится на основании принципа Парето: «за большинство возможных результатов отвечает относительно небольшое число причин», в настоящий момент более известного как «правило - 20 на 80». Данный метод анализа получил большое развитие, благодаря своей универсальности и эффективности. Результатом АВС анализа является группировка объектов по степени влияния на общий результат.
Первым шагом проведения АВС-анализа является: определение объекта анализа. Это могут быть клиенты, поставщики, товарная группа/подгруппа, номенклатурная единица, и т.п. Для Светлогорского райпо вберем объектом анализа товарную группу. Вторым шагом является определение параметра, по которому будет проводиться анализ объекта. Это может быть средний товарный запас в руб., объем продаж в руб.; доход в руб., количество единиц продаж в шт., количество заказов в шт. и т.п. Третий шаг: сортировка объектов анализа в порядке убывания значения параметра. Четвертый шаг: Определение групп А, В и С. Для определения принадлежности выбранного объекта к группе необходимо [8]:
-Рассчитать долю параметра от общей суммы параметров выбранных объектов
-Рассчитать эту долю с накопительным итогом.
-Присвоить значения групп выбранным объектам.
Рекомендуемое распределение:
- Группа А – объекты, сумма долей с накопительным итогом которых, составляет первые 50 % от общей суммы параметров.
Информация о работе Понятие и сущность ассортиментной политики предприятия