Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 21:09, курсовая работа
На этапе перехода к рыночным отношениям в деятельности организаций всех типов и форм собственности все более важное значение приобретает маркетинг. Поскольку маркетинг рассматривается как основа для достижения успеха в конкуренции, то способен повысить шансы выживания организации на рынке. В благоприятной экономической ситуации маркетинг нужен для поступательного и стабильного развития предприятия, а в условиях кризиса он становится едва ли не единственным механизмом, который способен обеспечить выживание предприятию. Маркетинг характеризуется системным подходом к производственно-сбытовой деятельности с задачей выявления покупательского спроса на определенные товары и полное его удовлетворение, обеспечивающее организации получение прибыли.
Маркетинговые исследования должны играть решающую роль при организации нового бизнеса или адаптации уже существующей организации к современным требованиям рынка. Маркетинговое исследование – это систематический сбор, накопление и анализ данных, проводимые для оценки существующей ситуации и разработки сценария поведения предприятия на рынке. Целью маркетингового исследования является подготовка информации для принятия опережающих рыночных решений.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Сущность, цель и задачи ассортиментной политики 7
1.2 Факторы, влияющие на формирование ассортимента в организациях потребкооперации 15
1.3 Использование инструментов маркетинга при формировании ассортиментной политики 22
2 АНАЛИЗ СИТУАЦИОННОГО ПОЛОЖЕНИЯ СВЕТЛОГОРСКОГО РАЙПО НА РЫНКЕ 34
2.1 Организационно – экономическая характеристика Светлогорского райпо, оценка его деятельности на рынке, сильных и слабых сторон 34
2.2 Анализ ассортиментной политики Светлогорского райпо 51
3. МАРКЕТИНГОВЫЕ РЕШЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ В СВЕТЛОГОРСКОМ РАЙПО 66
3.1 Пути повышения эффективности принятия маркетинговых решений по формированию торгового ассортимента в Светлогорском РАЙПО 66
3.2 Разработка маркетинговой стратегии деятельности организации на рынке 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 94
При поддержании ассортимента товаров в соответствии со спросом населения важную роль играют полнота и стабильность ассортимента товаров в магазине. Контроль за полнотой и стабильностью ассортимента может осуществляться как на уровне самого предприятия, так и вышестоящими контролирующими органами и организациями, имеющими на это право. Полнота ассортимента - это соответствие фактического наличия товаров на торговом предприятии разработанному ассортиментному перечню. Под устойчивостью (стабильностью) ассортимента товаров следует понимать бесперебойное наличие в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем магазина.
Полнота и устойчивость ассортимента розничных торговых предприятии определяется с помощью показателей, именуемых коэффициентами полноты и устойчивости (стабильности) ассортимента. Коэффициент полноты ассортимента (Кпол) рассчитывают по следующей формуле [5, c.164]:
где Рф - фактическое количество разновидностей товаров на момент проверки;
Рп - количество разновидностей товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем.
Значение коэффициента может варьироваться от 0 до 1. Но в отдельных случаях он может быть больше 1, когда в магазине ассортимент представлен полнее, чем предусмотрено ассортиментным перечнем. Чем ниже значение этого коэффициента, тем хуже выбор товаров и соответственно магазин несет скрытые потери оборота за счет несовершенных покупок. Кроме этого, такое состояние торговли отрицательно сказывается на имидже данной торговой организации.
Для более объективной оценки товарного ассортимента его полноту целесообразно определять за отдельные периоды по данным нескольких проверок ассортимента магазина. Для этого рассчитывают коэффициент устойчивости ассортимента.
Коэффициенты полноты и устойчивости ассортимента можно рассчитывать как по всему товарному ассортименту, так и по отдельным товарным группам, разновидностям или потребительским комплексам. Чем ближе эти показатели к единице, тем полнее и устойчивее ассортимент магазина. Это свидетельствует также о хорошей организации товароснабження магазина, оптимизации товарных запасов. Кроме того, полнота и стабильность ассортимента товаров магазина являются важными составляющими культуры торговли.
Определение и использование в процессе анализа товарного ассортимента показателей, характеризующих его полноту и устойчивость, позволяют не только оценить, но и сопоставить ассортимент обслуживающим один и тот же целевой рынок.
Таким образом, разработка каждым конкретным магазином ассортиментного перечня товаров и осуществление контроля за его соблюдением способствуют лучшему обслуживанию покупателей целевого рынка и созданию устойчивого ассортимента. В случае выявления отсутствия в продаже товаров, предусмотренных ассортиментным перечнем, торговые организации должны принять меры к завозу их в магазин.
Для каждого товара, включенного в ассортимент, должна быть разработана стратегия его реализации, которая предполагает [16, c.250]:
- определение объемов и цен реализации;
- выбор методов продажи;
- подбор средств стимулирования и рекламы,
- определение перечня услуг, сервисного обслуживания.
С учетом отмеченных выше подходов и принципов может быть сформирована ассортиментная модель, отвечающая новой концепции управления ассортиментом в розничной торговле. Схематично эта работа может быть представлена на рис.2.
Изучение спроса — непрерывный процесс. С одной стороны, изучение спроса населения предшествует формированию ассортимента товаров, а с другой — следует за ним с целью выявления соответствия ассортимента предъявленному спросу.
В магазинах продавцы в процессе общения с покупателями изучают их требования к ассортименту, качеству товаров, ведут учет реализованного спроса. Неудовлетворенный спрос может регистрироваться в специальных журналах. Не менее важной является функция формирования спроса продавцами. Но для этого необходим высокий профессионализм, хорошее знание потребительских свойств товара, психологии и этики торговли.
Изучение спроса конкретных сегментов рынка
Гибкое реагирование на изменение ситуации на рынке | |
Формирование конкурентоспособной модели | |
Включение в |
Исключение из |
ассортимента товаров | |
+ рентабельных +привлекательных +соцально значимых |
-нерентабельных -непривлекательных -не пользующихся спросом |
Оптимальная ассортиментная структура: Товары из групп А, Б, В, Г, Д : : 70-85% до 30% В товарообороте |
Рис. 2 Сущность коммерческой деятельности во формированию ассортимента товаров [22, c.310]
Формирование ассортимента товаров в магазинах осуществляется в несколько этапов. На первом этапе определяется ассортиментный профиль и направление специализации магазина в соответствии с выбранной коммерческой стратегией на розничном рынке с учетом специализации уже существующей сети магазинов в данном районе. Эта работа проводиться на основании маркетинговых исследований в области целевого рынка. В зависимости от этого будут определены место и роль магазина в общей системе торгового обслуживания населения города, района и т. п.
На втором этапе формирования ассортимента устанавливается структура ассортимента в магазине, т.е. определяются перечень и количественные соотношения соотношение основных групп и подгрупп реализуемых товаров и происходит их увязка с плановыми показателями магазина. Структура группового ассортимента устанавливается с учетом торговой площади магазина, его размещения и других факторов. Если торговля осуществляется по комплексам, то определяется распределение отдельных групп и подгрупп товаров в разрезе потребительских комплексов и микрокомплексов.
На третьем этапе осуществляется подбор внутригруппового ассортимента по отличительным признакам с увязкой его к конкретной торговой площади, т.е. определяется количество видов и разновидностей товаров в разрезе отдельных групп и подгрупп товаров (в рамках отдельных потребительских комплексов и микрокомплексов). Это наиболее ответственный этап, так как весь процесс преобразования производственного ассортимента в торговый по звеньям товародвижения завершается в последнем звене — магазине и от того, насколько правильно сформирован здесь ассортимент товаров, в конечном итоге зависит удовлетворение спроса покупателей целевого рынка.
На заключительном этапе по формированию ассортимента разрабатывается конкретный ассортиментный перечень товаров для данного магазина с учетом ожидаемых изменений в спросе населения, а также исходя из имеющихся торговых и складских площадей, расчетных показателей товарооборота, контингента обслуживаемых покупателей и других факторов, перечисленных выше.
Некоторые особенности имеются при подборе товаров для мелкорозничной торговой сети. Здесь необходимо учитывать не только место торговли, состав покупателей, сезонность и т.д., но и функциональное назначение мелкорозничной торговой сети (сеть, заменяющая магазины, дополняющая их, или самостоятельного назначения).
В условиях непрерывного расширения и обновления ассортимента товаров, выпускаемых промышленностью, возрастающих требований покупателей к ассортименту и качеству товаров вопросы правильного формирования товарного ассортимента товаров для розничных торговых предприятий различных типов приобретают исключительно важное значение.
Основными направлениями в области формирования ассортимента являются стратегии сокращения, расширения, стабилизации, обновления, совершенствования и гармонизации.
Сокращение — это стратегия уменьшения широты полноты торгового ассортимента. Основными причинами принятия решении о сокращении торгового ассортимента являются падения спроса и низкая прибыльность при реализации отдельных товаров.
Расширение — это стратегия увеличения широты и полноты торгового ассортимента. Причинами может послужить рост покупательской способности, повышения спроса, высокая рентабельность реализации, появление новых производителей, выведение на рынок новых товаров.
Стабилизация — это стратегия, нацеленная на поддержание высокой устойчивости торгового ассортимента и низкой степени его обновления. В настоящее время в условиях сокращения жизненного цикла и дальнейшего ускорения НТП данная стратегия используется очень редко.
Обновление — это работа по введению в торговый ассортимент разновидностей товаров, возможно при одновременном исключении не пользующихся спросом. Основными причинами являются изменение потребителей, моды, достижений НТП повышение конкурентоспособности отдельных марочных товаров.
Совершенствование — это сочетание сокращения ассортимента других и обновления ассортимента в целом с целью повышения его рациональности. Стратегия предполагает не просто реакцию на изменения спроса, результатом должно становиться повышения качества жизни покупателей. Обновление ассортимента, связанное с изменением упаковки товаров или снижением их качества, не является способом совершенствования.
Гармонизация — это деятельность по приближению реального ассортимента к оптимальному или лучшим зарубежным и отечественным аналогом, наиболее полно соответствующим целям данной торговой организации. Эта деятельность особенно характерна для сетей элитных магазинов, формирующих ассортимент по образцу известных зарубежных компаний.
Таким образом, ассортиментная политика является одним из основных элементов маркетинговой деятельности торговых организаций. Большая доля успеха в конкурентной борьбе принадлежит именно правильно подобранному торговому ассортименту.
2 анализ ситуационного положения светлогорского райпо на рынке
2.1 Организационно – экономическая характеристика Светлогорского райпо, оценка его деятельности на рынке, сильных и слабых сторон
Светлогорский районный союз потребительских обществ создан в 1931 году. В результате реорганизации системы с 01.01.1996 года он преобразован в районное потребительское общество (райпо). Общество является правопреемником всех потребительских обществ и их союзов, действующих на территории Светлогорского района с 1931 года.
Светлогорское райпо входит в состав Гомельского областного союза (Облпотребсоюз) и республиканского потребительского союза (Белкоопсоюз). Высшим органом управления райпо является собрание уполномоченных пайщиков. Исполнительным органом является правление райпо.
Главной целью Светлогорского райпо является получение прибыли в результате осуществления хозяйственной деятельности для удовлетворения социальных, экономических и культурных интересов членов потребительского общества. Организационная структура Светлогорского райпо представлена в приложении 1.
Светлогорское райпо объединяет в себе следующие отрасли: торговля, общественное питание, заготовки, транспорт, производство.
Заготовительная отрасль представлена 5 приемо-заготовительными пунктами, имеется картофелехранилище на 100 т, фруктохранилище на 270 т, овощехранилище на 98 т, 2 склада вторичного сырья 407 кв.м. Складское хозяйство включает в себя 4 склада общей площадью 2017 м2, склад-холодильник емкостью 100 т.
Общественное питание осуществляет свою
деятельность через 32 стационарных объекта на 1733 посадочных мест,
в том числе: 1 ресторан на 96 посадочных
мест; 4 кафе на 78 посадочных мест; 17 столовых
на 1153 посадочных мест; 3 бара на 220 посадочных
мест; 1 закусочная на 24 посадочных места;
5 бутербродных на 146 посадочных мест;
В райпо числится 42 единицы автотранспортных средств из которых 39 грузовых. В состав райпо входит строительная бригада, осуществляющая работы по ремонту организаций системы райпо .
Рассмотрим основные показатели хозяйственно-финансовой деятельности Светлогорского райпо за последние три года.
Таблица 2.1.1
Основные показатели хозяйственной деятельности Светлогорского райпо по основному виду деятельности – торговля за 2005-2007 гг.
Показатели |
Годы |
Темп роста (%) Отклонение +,- | |||
2005 |
2006 |
2007 |
2006 г. к 2005 г. |
2007 г. к 2005 г. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Розничный товарооборот, млн.р. |
|||||
1.1. В действующих ценах |
15476 |
20136 |
24957 |
130,1 |
161,3 |
1.2. В сопоставимых ценах |
15467 |
21465 |
27976,8 |
138,8 |
180,9 |
2. Оборот общепита, млн.р. |
|||||
2.1. В действующих ценах |
4766 |
6665 |
8031 |
139,8 |
168,5 |
2.2. В сопоставимых ценах |
4766 |
7105 |
9003 |
149,1 |
188,9 |
3. Заготовительный оборот, млн.р. |
|||||
3.1. В действующих ценах |
1972 |
2644 |
2765 |
134,1 |
140,2 |
3.2. В сопоставимых ценах |
1972 |
2819 |
3100 |
142,9 |
157,2 |
Продолжение табл.2.1.1 | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
4. Валовые доходы от |
2699 |
3519 |
4387 |
130,4 |
162,5 |
5. Валовые расходы на реализацию, млн.р |
2753 |
3478 |
4354 |
126,3 |
158,2 |
6. Налоги и неналоговые платежи |
|||||
6.1. Торговли: |
|||||
сумма, млн.р. |
2157 |
2899 |
3146 |
134,4 |
145,9 |
уровень, % |
14 |
14 |
13 |
0 |
-1 |
6.2. Общепита: |
|||||
сумма, млн.р. |
403 |
598 |
623 |
148,4 |
154,6 |
уровень, % |
8 |
9 |
8 |
1 |
0 |
6.3. Заготовок: |
|||||
сумма, млн.р. |
89 |
163 |
159 |
183,1 |
178,7 |
уровень, % |
5 |
6 |
6 |
1 |
1 |
7. Прибыль (убыток) от реализации, млн.р |
-54 |
41 |
33 |
-75,9 |
-61,1 |
8. Рентабельность, %: |
|||||
итоговая |
-0,24 |
0,14 |
0,09 |
0,38 |
0,33 |
торговли |
-0,35 |
0,20 |
0,13 |
0,55 |
0,48 |
общепита |
-1,13 |
0,62 |
0,41 |
1,75 |
1,72 |
заготовок |
-2,74 |
1,55 |
1,19 |
4,29 |
3,93 |
Информация о работе Понятие и сущность ассортиментной политики предприятия