Понятие и сущность ассортиментной политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

На этапе перехода к рыночным отношениям в деятельности организаций всех типов и форм собственности все более важное значение приобретает маркетинг. Поскольку маркетинг рассматривается как основа для достижения успеха в конкуренции, то способен повысить шансы выживания организации на рынке. В благоприятной экономической ситуации маркетинг нужен для поступательного и стабильного развития предприятия, а в условиях кризиса он становится едва ли не единственным механизмом, который способен обеспечить выживание предприятию. Маркетинг характеризуется системным подходом к производственно-сбытовой деятельности с задачей выявления покупательского спроса на определенные товары и полное его удовлетворение, обеспечивающее организации получение прибыли.
Маркетинговые исследования должны играть решающую роль при организации нового бизнеса или адаптации уже существующей организации к современным требованиям рынка. Маркетинговое исследование – это систематический сбор, накопление и анализ данных, проводимые для оценки существующей ситуации и разработки сценария поведения предприятия на рынке. Целью маркетингового исследования является подготовка информации для принятия опережающих рыночных решений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Сущность, цель и задачи ассортиментной политики 7
1.2 Факторы, влияющие на формирование ассортимента в организациях потребкооперации 15
1.3 Использование инструментов маркетинга при формировании ассортиментной политики 22
2 АНАЛИЗ СИТУАЦИОННОГО ПОЛОЖЕНИЯ СВЕТЛОГОРСКОГО РАЙПО НА РЫНКЕ 34
2.1 Организационно – экономическая характеристика Светлогорского райпо, оценка его деятельности на рынке, сильных и слабых сторон 34
2.2 Анализ ассортиментной политики Светлогорского райпо 51
3. МАРКЕТИНГОВЫЕ РЕШЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ В СВЕТЛОГОРСКОМ РАЙПО 66
3.1 Пути повышения эффективности принятия маркетинговых решений по формированию торгового ассортимента в Светлогорском РАЙПО 66
3.2 Разработка маркетинговой стратегии деятельности организации на рынке 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 94

Файлы: 1 файл

assortimentnaya_politika_torgovoi_organizacii.doc

— 1.54 Мб (Скачать файл)

 

В  табл. 2.1.6 представлены показатели, используемые в  качестве  критериев  для  оценки  удовлетворительности финансовым состоянием и платежеспособностью организации.

Коэффициент абсолютной ликвидности характеризует удельный вес краткосрочных обязательств, которые могут быть погашены на дату составления баланса за счет абсолютно ликвидных активов (денежных средств и финансовых вложений).  Рекомендуемое значение данного коэффициента согласно Инструкции по анализу и контролем за финансовым состоянием и платёжеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утверждённой Министерством финансов РБ, экономики, статистики и анализа 14 мая 2004 г. № 81/128/65 должно быть не менее 0,2. Данный коэффициент за анализируемый период менее рекомендуемого значения и составил на 01.01.2007г. 0,007, на 01.01.2008г. 0,006. Низкий уровень означает понижение доходности, потерю контроля, частичную потерю капитальных вложений, что может оказать влияние на потребителей и поставщиков. Однако и при небольшом значении абсолютной ликвидности организация может быть платежеспособной, если сбалансировать и синхронизировать приток и отток денежных средств по объему и сроку. Поэтому каких либо общих нормативов и рекомендаций по уровню данного показателя не существует.

Коэффициент текущей ликвидности (общий коэффициент покрытия долгов) – отношение всей суммы оборотных активов, включая запасы, за минусом расходов будущих периодов, к общей сумме краткосрочных обязательств. Он показывает степень, в которой оборотные активы покрывают оборотные пассивы. Чем больше величина этого показателя, тем больше уверенности кредиторов, что долги будут погашены. В данной организации на 01.01.2007г. его величина составила величина 1,260, а на 01.01.208г. 1,092. Данные показатели выше минимального значения.  В динамике наблюдается незначительное снижение текущей ликвидности.

Для определения оборачиваемости оборотных средств рассчитывается коэффициент оборачиваемости оборотных средств. В Светлогорском райпо данный коэффициент составил на 01.01.2007г. 7,32 оборотов и увеличился на 0,95 пунктов, составив на  01.01.2008г. 8,27 оборота. Увеличение коэффициента, рассчитанного на конец отчетного периода по сравнению с коэффициентом, рассчитанным на начало отчетного периода показывает ускорение оборота оборотных средств.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами характеризует   способность  организации   рассчитаться   по  своим финансовым обязательствам после реализации активов. Коэффициент  обеспеченности  финансовых  обязательств  активами определяется   отношением   всех   (долгосрочных   и  краткосрочных) обязательств организации к общей стоимости имущества (активов).

Организация  считается  устойчиво  неплатежеспособной в том случае, когда имеется неудовлетворительная структура  бухгалтерского баланса  в  течение  четырех  кварталов, предшествующих  составлению последнего   бухгалтерского  баланса,  а  также   наличие  на   дату составления последнего бухгалтерского баланса значения  коэффициента обеспеченности  финансовых  обязательств активами, превышающего 0,85. Данный показатель у анализируемой организации выше допустимого значения.

Причинами неплатежеспособности Светлогорского райпо при расширении хозяйственного оборота являются признаком нерациональной кредитно-денежной политики, включая использование получаемой прибыли, в ошибках при определении ценовой стратегии.

Таким образом,  подводя итог под хозяйственно-финансовым анализом деятельности Светлогоского райпо , следует отметить, что финансовое состояние данной организации достаточно прочное, в динамике имеет место увеличение прибыли, роста заработной платы работников.

Далее проведем ситуационный анализ положения Светлогорского райпо на рынке. Из множества методов, которые могут быть применены для анализа  положения торговой  организации на рынке, широко признанным является метод SWOT, который позволяет оценить силу, слабости, возможности и угрозы. Матрица SWOT дает следующие возможности:

- свести результаты проведенных  исследований в систему;

- оценить степень воздействия  факторов внешнего окружения  организации и ее внутренних  факторов на деятельность субъекта  рынка;

- установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи данной организации, и внешними угрозами и возможностями и возможностями, с целью определения стратегической позиции организации;

- выбрать стратегию организации  и возможные стратегические альтернативы;

- сформулировать критерии выбора  наилучшего варианта из стратегических  альтернатив (определение решающих  факторов успеха, которые будут  играть ключевую роль в развитии  организации).

Далее необходимо провести анализ сильных и слабых сторон организации. Результаты представим в табл. 2.1.7 и табл. 2.1.8

Произведение ранговых значений, представленных на карте  SWOT (табл. 2.1.7), позволяет получить соответствующее значения в долях матрицы SWOT. Наибольшее из них определяет основную стратегическую цель, направление развития торговой деятельности организации.

Таблица 2.1.7

Шкала оценок.

возможности

угрозы

сильные и слабые стороны

балл

характеристика

1

очень низкие

очень слабая

очень низкое значение

2

низкие

низкая

низкое

3

средние

средняя

среднее

4

высокие

сильная

высокое

5

очень высокие

очень сильная

очень высокое значение


 

Рассчитанная общая оценка каждого из четырех параметров карты SWOT представлена в итоговой строке.

 Таблица 2.1.8

Сильные и слабые стороны деятельности Светлогорского райпо

Потенциальные внутренние сильные стороны

Оцен-ка

Потенциальные внутренние слабые стороны

Оцен-ка

1.В системе райпо имеется квалифицированный кадровый потенциал. Руководители структурных подразделений организации имеют высшее и среднее специальное образование.

5

1. Недостаток управленческого таланта  и глубины владения проблемами  у руководства организации.

2

2. Создана материально-техническая  база, включающая как объекты  розничной сети, так и объекты  общественного питания, так и  складское хозяйство.

4

2. Высокая текучесть кадров, связанная с низкой оплатой труда и его немотивированностью.

3

3. Имеется собственный транспорт.

4

3. Низкий темп роста прибыли.

3

4. Применение прогрессивных методов  продажи товаров.

2

4. Отсутствие организации маркетинговой  деятельности.

4

5. Проводятся ярмарки, осуществляется  выездная торговля.

3

5. В связи с появлением новых  конкурентов, степень доверия к райпо снижается.

3

6. Поставщиками райпо являются как государственные, так и негосударственные организации.

5

6. Недостаток денег на финансирование необходимых изменений в стратегии.

3

Итого:

23

Итого:

18

Потенциальные внешние возможности

 

Потенциальные внешние угрозы

 

1. Расширение ассортимента продукции, чтобы удовлетворить больше потребностей  покупателей.

4

1. Выход на рынок конкурентов с более низкими затратами.

5

2. Ослабление позиций организаций  конкурентов.

5

2. Ужесточение государством законодательных  требований.

4

3. Рост доходов населения.

4

3. Неблагоприятные демографические  изменения.

4

4. Способность обслуживать дополнительные группы покупателей или выйти на новые сегменты рынка.

4

4. Рост темпов инфляции.

3

5. Растущая требовательность покупателей, поставщиков.

4

Итого:

17

Итого:

20


 

Как видно из данных табл. 2.8, наибольшее влияние на деятельность Светлогорского райпо оказывают его внутренние сильные стороны (23 балла), выявлена сильная угроза со стороны внешней среды (20 баллов).

Для определения связей между возможностями, угрозами, сильными и слабыми    сторонами    деятельности    торговой    организации    составим обобщающую матрицу SWOT.

Таблица 2.1.9

Обобщающая матрица SWOT Светлогорского райпо

Факторы

Возможности

Угрозы

баллы

баллы

 

баллы

17

20

Сильные стороны

23

23x17=391

23x20=460

Слабые стороны

18

18x17=306

18x20=360


 

Результаты расчета показали, что наибольшее значение было определено в поле «Сила и угрозы» (СИУ) (460), следовательно, усилия коммерческой службы Светлогорского райпо должны быть направлены на максимально полное использование сильных сторон ее деятельности и минимизацию влияния угроз, связанных с факторами внешней среды.   

Комбинации "возможности - сильные стороны" целесообразно использовать как ориентиры стратегического развития.  Возможности на рынке для Светлогорского райпо расширение ассортимента продукции на основании достаточно сильной материально-технической базы и более эффективного использования торговых площадей.

Комбинации "угрозы - слабые стороны" целесообразно рассматривать как ограничение стратегического развития. Новые угрозы на рынке для данной организации - усиление конкурентной борьбы – выход на рынок конкурентов с более низкими затратами (например, появления мегамаркетов).

Комбинации "угрозы - сильные стороны" целесообразно использовать как потенциальные стратегические преимущества. Новые угрозы на рынке для Светлогорского райпо - растущие требование поставщиков и покупателей, неблагоприятные демографические изменения. Сильные стороны – наличие в организации неплохого кадрового потенциала, применение прогрессивных методов продажи товаров. Очевидно, что из этой комбинации следует, - наше долговременное конкурентное преимущество позволит нам обрести дополнительные преимущества над конкурентами.

Проведем анализ возможностей и угроз организации, используя табл.2.1.10

Таблица 2.1.10

Возможности и угрозы Светлогорского райпо

Фактор внешней среды

Возможности

Угрозы

Политические факторы

Кредитная политика

- возможность получения кредитов

-

Политика поддержки отечественного производителя

-

Необходимость выборки квот по отечественным предприятиям – производителям представленного ассортимента.

Социологические факторы

Урбанизация населения

Усиление конкурентных позиций на рынке города, расширение торговой сети

Сокращение количества обслуживаемого населения в сельской местности

Социальная ориентация общества

Возможность обслуживания всех слоев населения

-

Экономические факторы

Рост благосостояния населения

Более дорогие товары позволяют организации получить большую прибыль

-

Инфляционные процессы

-

Возможно обесценивание запасов продукции

Технологические факторы

Появление на рынке новых технологий для торговых организаций

Переоборудование магазинов позволит привлечь большее число покупателей

-


 

Следует иметь в виду, что SWOT-анализ - это, возможно, не более, чем просто одна из моделей рассмотрения рынка.  Главный риск прямого применения SWOT-анализа  заключается даже не в том, что в реальной действительности невозможно учесть все факторы внешней среды и внутреннего состояния организации, чем обычно объясняют опасность прямого использования тех или иных моделей стратегического управления, а в том, что эти на первый взгляд очень простые модели рассмотрены западными специалистами утилитарно, на недостаточном уровне абстракции, чтобы понять их внутреннюю суть.

Так же необходимо отметить, что рекомендации SWOT-анализа целесообразно применять на промежуточном этапе исследования - для углубленного анализа ситуации организации.

Информация о работе Понятие и сущность ассортиментной политики предприятия