Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 21:09, курсовая работа
На этапе перехода к рыночным отношениям в деятельности организаций всех типов и форм собственности все более важное значение приобретает маркетинг. Поскольку маркетинг рассматривается как основа для достижения успеха в конкуренции, то способен повысить шансы выживания организации на рынке. В благоприятной экономической ситуации маркетинг нужен для поступательного и стабильного развития предприятия, а в условиях кризиса он становится едва ли не единственным механизмом, который способен обеспечить выживание предприятию. Маркетинг характеризуется системным подходом к производственно-сбытовой деятельности с задачей выявления покупательского спроса на определенные товары и полное его удовлетворение, обеспечивающее организации получение прибыли.
Маркетинговые исследования должны играть решающую роль при организации нового бизнеса или адаптации уже существующей организации к современным требованиям рынка. Маркетинговое исследование – это систематический сбор, накопление и анализ данных, проводимые для оценки существующей ситуации и разработки сценария поведения предприятия на рынке. Целью маркетингового исследования является подготовка информации для принятия опережающих рыночных решений.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Сущность, цель и задачи ассортиментной политики 7
1.2 Факторы, влияющие на формирование ассортимента в организациях потребкооперации 15
1.3 Использование инструментов маркетинга при формировании ассортиментной политики 22
2 АНАЛИЗ СИТУАЦИОННОГО ПОЛОЖЕНИЯ СВЕТЛОГОРСКОГО РАЙПО НА РЫНКЕ 34
2.1 Организационно – экономическая характеристика Светлогорского райпо, оценка его деятельности на рынке, сильных и слабых сторон 34
2.2 Анализ ассортиментной политики Светлогорского райпо 51
3. МАРКЕТИНГОВЫЕ РЕШЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ В СВЕТЛОГОРСКОМ РАЙПО 66
3.1 Пути повышения эффективности принятия маркетинговых решений по формированию торгового ассортимента в Светлогорском РАЙПО 66
3.2 Разработка маркетинговой стратегии деятельности организации на рынке 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 94
По данным Министерства статистики, индексы потребительских цен составили: в 2006 году 106,6%, в 2007 году 112,1%
Как видно из данных табл. 2.1.1 в Светлогорском райпо за последние три года наметилась тенденция роста основных показателей хозяйственной деятельности. Розничный товарооборот в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличился на 30,1%, а в 2007 году по сравнению с 2005 годом – на 61,3%. В сопоставимых ценах по сравнению с 2005 годом в 2006 году розничный товарооборот возрос на 38,8%, а в 2007 году на 80,9% соответственно. Увеличение произошло и с оборотом по общепиту и в заготовках. Валовые доходы от хозяйственной деятельности также увеличились на 58,2% в 2007 году по сравнению с 2005 годом.
Светлогорское райпо осуществляет и производство следующей продукции: товарная пищевая рыбная продукция, мясная продукция, колбасные изделия, консервы, хлебобулочные изделия, прочие виды заготовительной продукции. Рассмотрим основные показатели деятельности по данному направлению (табл. 2.1.2).
Таблица 2.1.2
Основные показатели хозяйственной деятельности Светлогорского райпо по производству за 2005-2007 гг.
Показатели |
Годы |
Темп роста, (%) | |||
2005 |
2006 |
2007 |
2006 г. к 2005 г. |
2007 г. к 2005 г. | |
1. Выручка от реализации, млн.р. |
|||||
1.1. В действующих ценах |
1852,7 |
2176,5 |
2463 |
117,5 |
132,9 |
1.2. В сопоставимых ценах |
1852,7 |
2320,1 |
2761,0 |
125,2 |
149,0 |
2. Объем производства продукции, млн.р. |
|||||
2.1. В действующих ценах |
1847,5 |
2189,4 |
2439,3 |
118,5 |
132,0 |
2.2. В сопоставимых ценах |
1847,5 |
2333,9 |
2734,5 |
126,3 |
148,0 |
3. Соотношение объема реализации к объему производства % |
100,3 |
99,4 |
101,0 |
99,1 |
100,7 |
4. Себестоимость реализованной |
|||||
4.1. Сумма, млн. р |
1281 |
1273 |
1817 |
99,4 |
141,8 |
4.2. Уровень, % |
69,1 |
58,5 |
73,8 |
84,6 |
106,7 |
5. Налоги и неналоговые платежи, уплачиваемые за счет выручки |
|||||
5.1. Сумма, млн. р |
51,0 |
44,0 |
65,0 |
86,3 |
127,5 |
5.2. Уровень, % |
2,8 |
2,0 |
2,6 |
73,4 |
95,9 |
6. Прибыль за отчетный период, млн.р. ( |
41,0 |
80,0 |
68,0 |
195,1 |
165,9 |
7. Рентабельность итоговая , %: |
2,2 |
3,7 |
2,8 |
166,1 |
124,8 |
Как видно из табл. 2.1.2 в Светлогорском райпо за анализируемый период возрос объем производства продукции. В 2007 году он составил 2439,3млн.р., а в сопоставимых ценах к 2005 году он возрос на 48%.
Изменение всех вышеперечисленных показателей можно расценивать положительно, за исключением расходов на реализацию, так как их рост препятствует получению дополнительной прибыли от реализации.
Проанализируем более подробно динамику и уровень расходов за три последних года по торговой деятельности организации. Данные об хэтих расходах приведены в табл.2.1.3
Таблица 2.1.3
Динамика, состав и структура расходов на реализацию Светлогорского райпо за 2005-2007гг.
Показатели |
Годы |
Темп роста (%) | |||
2005 |
2006 |
2007 |
2006 г. к 2005 г. |
2007 г. к 2005 г. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
7 |
8 |
1. Материальные затраты |
|||||
1.1. Транспортные расходы: |
|||||
сумма, млн.р. |
393 |
431 |
554 |
109,7 |
141,0 |
уровень, % |
2,54 |
2,14 |
2,22 |
84,3 |
87,4 |
удельный вес, % |
14,28 |
12,39 |
12,72 |
86,8 |
89,1 |
1.2. Расходы на аренду и |
|||||
сумма, млн.р. |
259 |
254 |
345 |
98,1 |
133,2 |
уровень, % |
1,67 |
1,26 |
1,38 |
75,4 |
82,6 |
удельный вес, % |
9,41 |
7,30 |
7,92 |
77,6 |
84,2 |
1.3. Нормируемые потери товаров: |
|||||
сумма, млн.р. |
11 |
10 |
12 |
90,9 |
109,1 |
уровень, % |
0,07 |
0,05 |
0,05 |
69,9 |
67,6 |
удельный вес, % |
0,40 |
0,29 |
0,28 |
72,0 |
69,0 |
1.4. Расходы на ремонт основных средств: |
|||||
сумма, млн.р. |
127 |
306 |
345 |
240,9 |
271,7 |
уровень, % |
0,82 |
1,52 |
1,38 |
185,2 |
168,5 |
удельный вес, % |
4,61 |
8,80 |
7,92 |
190,7 |
171,8 |
1.5. Экологический налог: |
|||||
сумма, млн.р. |
2 |
3 |
2 |
150,0 |
100,0 |
уровень, % |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
115,3 |
62,0 |
удельный вес, % |
0,07 |
0,09 |
0,05 |
118,7 |
63,2 |
1.6. Прочие материальные затраты, млн.р. |
8 |
8 |
10 |
100,0 |
125,0 |
Итого материальных затрат, млн.р. |
800 |
1012 |
1268 |
126,5 |
158,5 |
2. Нематериальные затраты |
|||||
2.1. Расходы на оплату труда: |
|||||
сумма, млн.р. |
911 |
1214 |
1501 |
133,3 |
164,8 |
уровень, % |
5,89 |
6,03 |
6,01 |
102,4 |
102,2 |
удельный вес, % |
33,09 |
34,91 |
34,47 |
105,5 |
104,2 |
2.2. Амортизация основных средств и нематериальных активов: |
|||||
сумма, млн.р. |
178 |
193 |
269 |
108,4 |
151,1 |
уровень, % |
1,15 |
0,96 |
1,08 |
83,3 |
93,7 |
удельный вес, % |
6,47 |
5,55 |
6,18 |
85,8 |
95,6 |
Продолжение табл.2.1.3 | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
2.3. Отчисления в ФСЗН: |
|||||
сумма, млн.р. |
326 |
431 |
531 |
132,2 |
162,9 |
уровень, % |
2,11 |
2,14 |
2,13 |
101,6 |
101,0 |
удельный вес, % |
11,84 |
12,39 |
12,20 |
104,6 |
103,0 |
2.4. Расходы на оплату страховых взносов: |
|||||
сумма, млн.р. |
4 |
6 |
6 |
150,0 |
150,0 |
уровень, % |
0,03 |
0,03 |
0,02 |
115,3 |
93,0 |
удельный вес, % |
0,15 |
0,17 |
0,14 |
118,7 |
94,8 |
2.5. Инновационный фонд: |
|||||
сумма, млн.р. |
57 |
65 |
84 |
114,0 |
147,4 |
уровень, % |
0,37 |
0,32 |
0,34 |
87,6 |
91,4 |
удельный вес, % |
2,07 |
1,87 |
1,93 |
90,3 |
93,2 |
2.6. Платежи за землю: |
|||||
сумма, млн.р. |
7 |
5 |
5 |
71,4 |
71,4 |
уровень, % |
0,05 |
0,02 |
0,02 |
54,9 |
44,3 |
удельный вес, % |
0,25 |
0,14 |
0,11 |
56,5 |
45,2 |
2.7. Чрезвычайный налог: |
|||||
сумма, млн.р. |
36 |
48 |
х |
133,3 |
х |
уровень, % |
0,23 |
0,24 |
х |
102,5 |
х |
удельный вес, % |
1,31 |
1,38 |
х |
105,5 |
х |
2.8. Отчисления на подготовку и переподготовку кадров: |
|||||
сумма, млн.р. |
30 |
40 |
50 |
133,3 |
166,7 |
уровень, % |
0,19 |
0,20 |
0,20 |
102,5 |
103,4 |
удельный вес, % |
1,09 |
1,15 |
1,15 |
105,5 |
105,4 |
2.9. Расходы на рекламу и |
|||||
сумма, млн.р. |
2 |
3 |
3 |
150,0 |
150,0 |
уровень, % |
0,01 |
0,01 |
0,01 |
115,3 |
93,0 |
удельный вес, % |
0,07 |
0,09 |
0,07 |
118,7 |
94,8 |
2.10. Таможенные пошлины и сборы: |
|||||
сумма, млн.р. |
х |
х |
х |
х |
х |
уровень, % |
х |
х |
х |
х |
х |
удельный вес, % |
х |
х |
х |
х |
х |
2.11. Резерв на восстановление |
|||||
сумма, млн.р. |
21 |
22 |
41 |
104,8 |
195,2 |
уровень, % |
0,14 |
0,11 |
0,16 |
80,5 |
121,1 |
удельный вес, % |
0,76 |
0,63 |
0,94 |
82,9 |
123,4 |
2.12. Проценты за пользование |
|||||
сумма, млн.р. |
95 |
94 |
122 |
98,9 |
128,4 |
уровень, % |
0,61 |
0,47 |
0,49 |
76,0 |
79,6 |
удельный вес, % |
3,45 |
2,70 |
2,80 |
78,3 |
81,2 |
2.13. Прочие расходы: |
|||||
сумма, млн.р. |
286 |
345 |
474 |
120,6 |
165,7 |
уровень, % |
1,85 |
1,71 |
1,90 |
92,7 |
102,8 |
удельный вес, % |
10,39 |
9,92 |
10,89 |
95,5 |
104,8 |
Окончание табл.2.1.3 | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Итого нематериальных и прочих затрат, млн.р. |
1953 |
2466 |
3086 |
126,3 |
158,0 |
3. Всего расходов на реализацию товаров: |
|||||
сумма, млн.р. |
2753 |
3478 |
4354 |
126,3 |
158,2 |
уровень, % |
17,79 |
17,27 |
17,45 |
97,1 |
98,1 |
Розничный товарооборот, млн.р. |
15476 |
20136 |
24957 |
130,1 |
161,3 |
Как свидетельствуют данные табл.2.1.3, расходы на реализацию в 2006 году увеличились на 26,3%, а в 2007 году – на 58,2% по сравнению с 2005 годом. Уровень расходов на реализацию в торговле в 2007 году составил 98,1% к общей сумме розничного товарооборота.
В общей сумме расходов наибольший удельный вес занимают расходы на оплату труда работников организации, что является вполне естественно для данного вида отрасли. Расходы на оплату труда в течение всего анализируемого периода возрастают, благодаря повышению тарифной ставки первого разряда, при этом в динамике наблюдается небольшое снижение уровня данных расходов в 2007 году по сравнению с 2006 годом и соответственно снижение статьи расходов по отчислениям в ФСЗН.
Следующее место по удельному весу в общей сумме расходов занимают транспортные расходы (у организации свой транспортный парк). За последние два года их сумма увеличилась на 41%. Так же за исследуемый период в Светлогорском райпо имели тенденцию роста такие статьи затрат, как расходы на аренду и содержание зданий и оборудования, амортизация основных средств и нематериальных активов, резерв на восстановление спецодежды и инвентаря, проценты за пользование кредитами банка. Несмотря на это доля отдельных статей расходов снизилась, а именно такие статьи, как расходы на оплату страховых взносов, отчисления в ФСЗН, платежи за землю.
Расходы на рекламу у данной организации очень низкие. Так в 2007 году они составили всего 3 млн.р. что свидетельствует об очень низком уровне рекламной деятельности. Данная сумма далека от установленного норматива. В соответствии с Указом Президента от 15 июня 2006 г. № 398 "Об утверждении норм расходов на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, представительские цели, подготовку кадров" расходы на рекламу и маркетинговые услуги включаются в себестоимость в размерах 1,5—7,5% от объема (в зависимости от отрасли) оборота.
Далее в процессе анализа на основании имеющихся данных в приложениях в табл. 2.1.4 рассмотрим формирование прибыли в Светлогорском райпо за анализируемый период.
Таблица 2.1.4
Показатели формирования прибыли в Светлогорском райпо от торговой деятельности за 2005-2007 гг.
Показатели |
Годы |
Темп роста (%) | |||
2005 |
2006 |
2007 |
2006 г. к 2005 г. |
2007 г. к 2005 г. | |
1. Выручка от реализации, млн.р. |
22328 |
29173 |
35277 |
130,7 |
158,0 |
2. Розничный товарооборот, млн.р. |
15476 |
20136 |
24957 |
130,1 |
161,3 |
3. Доходы от реализации: |
|||||
сумма, млн.р. |
2699 |
3519 |
4387 |
130,4 |
162,5 |
уровень,% |
17,44 |
17,48 |
17,58 |
100,2 |
100,8 |
4. Налоги и отчиления, включаемые в доходы от реализации: |
|||||
сумма, млн.р. |
2849 |
3823 |
4096 |
134,2 |
143,8 |
уровень,% |
18,41 |
18,99 |
16,41 |
103,1 |
89,2 |
5. Расходы на реализацию товаров: |
|||||
сумма, млн.р. |
3928 |
5112 |
6210 |
130,1 |
158,1 |
уровень,% |
25,38 |
25,39 |
24,88 |
100,0 |
98,0 |
6. Прибыль от торговой деятельнос |
|||||
сумма, млн.р. |
52 |
238 |
127 |
457,7 |
244,2 |
удельный вес в прибыли за отчетный период, % |
59,09 |
97,54 |
69,78 |
165,1 |
118,1 |
7. Прибыль от операционных |
|||||
сумма, млн.р. |
54 |
59 |
68 |
109,3 |
125,9 |
удельный вес в прибыли за отчетный период, % |
61,36 |
24,18 |
37,36 |
39,4 |
60,9 |
8. Прибыль от внереализационных доходов и расходов: |
|||||
сумма, млн.р. |
-18 |
-53 |
-13 |
294,4 |
72,2 |
удельный вес в прибыли за отчетный период, % |
-20,45 |
-21,72 |
-7,14 |
106,2 |
34,9 |
9. Прибыль за отчетный период |
|||||
сумма, млн.р. |
88 |
244 |
182 |
277,3 |
206,8 |
уровень,% |
0,57 |
1,21 |
0,73 |
213,1 |
128,2 |
Данные табл. 2.1.4 позволяют сделать следующие выводы. По прибыли за отчетный период в Светлогорском райпо наметилась тенденция роста. Прибыль сформирована следующими показателями. Опережение темпов роста розничного товарооборота над темпами роста расходов на реализацию обеспечило организации прирост прибыли от торговой деятельности и составила 144,2%.
В динамике прибыль от торговой деятельности в 2007 году по сравнению с 2005 годом увеличилась на 10,69%, однако по сравнению с 2006 годом она уменьшилась на 27,76%. В целом прибыль от торговой деятельности в 2007 году составила 127 млн.р.
К тому же доля прибыли
от торговой деятельности
Далее рассмотрим рентабельность Светлогорского райпо за последние три года в табл. 2.1.5, так как сумма прибыли не в полной мере характеризует эффективность деятельности организации. Для качественной характеристики социально-экономической эффективности и конкурентоспособности функционирования организации применяется относительный показатель – рентабельность.
Таблица 2.1.5
Показатели рентабельности Светлогорского райпо за 2005-2007 гг.
Показатели |
Годы |
Темп изменения, % | |||
2005 |
2006 |
2007 |
2007 г. к 2006г. |
2007 г. к 2005 г. | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Итоговая рентабельность, % |
0,39 |
0,39 |
0,51 |
130,34 |
129,77 |
2. Рентабельность продаж, % |
0,23 |
0,82 |
0,36 |
44,13 |
154,58 |
3. Рентабельность трудовых |
7,11 |
4,27 |
5,71 |
133,76 |
80,27 |
3.1. по чистой прибыли |
0,26 |
1,33 |
0,64 |
48,00 |
248,11 |
Продолжение табл.2.1.5 | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
4. Рентабельность капитала, %: по прибыли(стр.9:стр.13)*100 |
0,80 |
0,88 |
1,13 |
127,69 |
139,97 |
4.1. по чистой прибыли |
0,20 |
0,99 |
0,48 |
48,16 |
236,87 |
5. Рентабельность основного |
1,03 |
1,19 |
1,51 |
127,27 |
146,61 |
5.1. по чистой прибыли |
0,26 |
1,33 |
0,64 |
48,00 |
248,11 |
6. Рентабельность оборотного |
3,66 |
3,42 |
4,41 |
128,91 |
120,56 |
6.1. по чистой прибыл |
0,91 |
3,84 |
1,87 |
48,62 |
204,02 |
7. Рентабельность расходов на реализацию, %: по прибыли |
1,32 |
4,66 |
2,05 |
43,93 |
154,48 |
8. Рентабельность экономических ресурсов, %: по прибыли (стр.9:стр.15)*100 |
0,72 |
0,73 |
0,94 |
128,69 |
130,14 |
8.1 по чистой прибыли |
0,18 |
0,82 |
0,40 |
48,54 |
220,24 |
9. Прибыль за отчетный период, млн.р. |
88 |
115 |
182 |
158,26 |
206,82 |
10. Прибыль основного вида |
52 |
238 |
127 |
53,36 |
244,23 |
11. Чистая прибыль, млн. р. |
22,00 |
129,00 |
77,00 |
59,69 |
350,00 |
12. Фонд заработной платы, млн.р. |
1237,0 |
2693,7 |
3187 |
118,31 |
257,64 |
13. Среднегодовая стоимость |
10947 |
13050,5 |
16175,5 |
123,95 |
147,76 |
13.1.Основного |
8542,5 |
9690,5 |
12050,5 |
124,35 |
141,07 |
13.2. Оборотного |
2404,5 |
3360 |
4125 |
122,77 |
171,55 |
14. Расходы на реализацию, млн.р. |
3928 |
5112 |
6210 |
121,48 |
158,10 |
15. Среднегодовая стоимость |
12184 |
15744,2 |
19362,5 |
122,98 |
158,92 |
16. Выручка от реализации товаров, работ, услуг и продукции производства, млн.р. |
22328 |
29173 |
35277 |
120,92 |
157,99 |
17. Совокупный объем деятельности, млн.р. |
22433 |
29445 |
35753 |
121,42 |
159,38 |
Полученные результаты табл. 2.1.5 показали, что за последние три года в Светлогорском райпо показатели рентабельности улучшились. Вследствие прибыльности основных видов деятельности организации финансовый результат по итогам за три года положительны, и соответственно все показатели рентабельности по прибыли отчетного периода положительны.
Итоговая рентабельность, уровень которой должен обеспечивать прибыль организации, является минимальной, незначительно превышая точку безубыточности, в динамике незначительно увеличилась.
Рентабельность продаж в 2007 году по отношению к 2005 году составила 154,58%, но значительно снизилась до 44,13% по отношению к 2006 году.
Рентабельность трудовых ресурсов по прибыли в 2007 году составила 5,71%, в динамике темп роста к 2006 году составил 133,76%, а к 2005 году снизился до 80,27%. Рентабельность по чистой прибыли минимальна.
Рентабельность капитала, а так же основного и оборотного капитала за анализируемый период имела тенденцию к незначительному увеличению.
Рентабельность расходов на реализацию в динамике уменьшилась, так в 2007 году по отношению к 2006 году произошло снижение на 56,07%, что является положительным показателем, отражающем экономию расходов. Наименьший уровень рентабельности за анализируемый период приходится на 2005 год, когда он составил 1,32%.
Для определения финансового состояния Светлогорское райпо проанализируем динамику показателей ликвидности и финансовой устойчивости, их соотношения нормативным значениям (табл.2.1.6).
Таблица 2.1.6
Показатели ликвидности и финансовой устойчивости Светлогорского райпо
Показатели |
Значение |
Минимально допустимое значение |
Отклонение от оптимального значения | ||
на 01.01.2007г. |
на 01.01.2008г. |
на 01.01.2007г. |
на 01.01.2008г. | ||
1. Коэффициент абсолютной |
0,007 |
0,006 |
≥ 0,2 |
0,19 |
0,19 |
2. Коэффициент текущей |
1,260 |
1,092 |
≥ 1 |
-0,26 |
-0,09 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
7,32 |
8,27 |
1 |
6,32 |
7,27 |
5. Коэффициент обеспеченности |
1,118 |
1,272 |
≤ 0,85 |
-0,268 |
-0,422 |
Информация о работе Понятие и сущность ассортиментной политики предприятия