Понятие и сущность ассортиментной политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

На этапе перехода к рыночным отношениям в деятельности организаций всех типов и форм собственности все более важное значение приобретает маркетинг. Поскольку маркетинг рассматривается как основа для достижения успеха в конкуренции, то способен повысить шансы выживания организации на рынке. В благоприятной экономической ситуации маркетинг нужен для поступательного и стабильного развития предприятия, а в условиях кризиса он становится едва ли не единственным механизмом, который способен обеспечить выживание предприятию. Маркетинг характеризуется системным подходом к производственно-сбытовой деятельности с задачей выявления покупательского спроса на определенные товары и полное его удовлетворение, обеспечивающее организации получение прибыли.
Маркетинговые исследования должны играть решающую роль при организации нового бизнеса или адаптации уже существующей организации к современным требованиям рынка. Маркетинговое исследование – это систематический сбор, накопление и анализ данных, проводимые для оценки существующей ситуации и разработки сценария поведения предприятия на рынке. Целью маркетингового исследования является подготовка информации для принятия опережающих рыночных решений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Сущность, цель и задачи ассортиментной политики 7
1.2 Факторы, влияющие на формирование ассортимента в организациях потребкооперации 15
1.3 Использование инструментов маркетинга при формировании ассортиментной политики 22
2 АНАЛИЗ СИТУАЦИОННОГО ПОЛОЖЕНИЯ СВЕТЛОГОРСКОГО РАЙПО НА РЫНКЕ 34
2.1 Организационно – экономическая характеристика Светлогорского райпо, оценка его деятельности на рынке, сильных и слабых сторон 34
2.2 Анализ ассортиментной политики Светлогорского райпо 51
3. МАРКЕТИНГОВЫЕ РЕШЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ В СВЕТЛОГОРСКОМ РАЙПО 66
3.1 Пути повышения эффективности принятия маркетинговых решений по формированию торгового ассортимента в Светлогорском РАЙПО 66
3.2 Разработка маркетинговой стратегии деятельности организации на рынке 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 94

Файлы: 1 файл

assortimentnaya_politika_torgovoi_organizacii.doc

— 1.54 Мб (Скачать файл)

 

По данным Министерства статистики, индексы потребительских цен составили: в 2006 году 106,6%, в 2007 году 112,1%

Как видно из данных табл. 2.1.1 в Светлогорском райпо за последние три года наметилась тенденция роста основных показателей хозяйственной деятельности. Розничный товарооборот в 2006 году по сравнению с 2005 годом увеличился на 30,1%, а в 2007 году по сравнению с 2005 годом – на 61,3%. В сопоставимых ценах по сравнению с 2005 годом в 2006 году розничный товарооборот возрос на 38,8%, а в 2007 году на 80,9% соответственно. Увеличение произошло и с оборотом по общепиту и в заготовках. Валовые доходы от хозяйственной деятельности также увеличились на 58,2% в 2007 году по сравнению с 2005 годом.

Светлогорское райпо осуществляет и производство следующей продукции: товарная пищевая рыбная продукция,  мясная продукция,  колбасные изделия,  консервы,  хлебобулочные изделия, прочие виды заготовительной продукции. Рассмотрим основные показатели деятельности по данному направлению (табл. 2.1.2). 

Таблица 2.1.2

Основные показатели хозяйственной деятельности Светлогорского райпо по производству за 2005-2007 гг.

Показатели

Годы

Темп роста, (%)

2005

2006

2007

2006 г. к   2005 г.

2007 г. к    2005 г.

1. Выручка от реализации, млн.р.

         

1.1. В действующих ценах

1852,7

2176,5

2463

117,5

132,9

1.2. В сопоставимых ценах

1852,7

2320,1

2761,0

125,2

149,0

2. Объем производства продукции, млн.р.

         

2.1. В действующих ценах

1847,5

2189,4

2439,3

118,5

132,0

2.2. В сопоставимых ценах

1847,5

2333,9

2734,5

126,3

148,0

3. Соотношение объема реализации  к объему производства %

100,3

99,4

101,0

99,1

100,7

4. Себестоимость реализованной продукции 

         

4.1. Сумма, млн. р

1281

1273

1817

99,4

141,8

4.2. Уровень, %

69,1

58,5

73,8

84,6

106,7

5. Налоги и неналоговые платежи, уплачиваемые за счет выручки 

         

5.1. Сумма, млн. р

51,0

44,0

65,0

86,3

127,5

5.2. Уровень, %

2,8

2,0

2,6

73,4

95,9

6. Прибыль за отчетный период, млн.р. (

41,0

80,0

68,0

195,1

165,9

7. Рентабельность итоговая , %:

2,2

3,7

2,8

166,1

124,8


 

Как видно из табл. 2.1.2 в Светлогорском райпо за анализируемый период возрос объем производства продукции. В 2007 году он составил 2439,3млн.р., а в сопоставимых ценах к 2005 году он возрос на 48%.

Изменение всех вышеперечисленных показателей можно расценивать положительно, за исключением расходов на реализацию, так как их рост препятствует получению дополнительной прибыли от реализации.

Проанализируем более подробно динамику и уровень расходов за три последних года по торговой деятельности организации. Данные об хэтих расходах приведены в табл.2.1.3

Таблица 2.1.3

Динамика, состав и структура расходов на реализацию Светлогорского райпо за 2005-2007гг.

Показатели

Годы

Темп роста (%)

2005

2006

2007

2006 г. к   2005 г.

2007 г. к    2005 г.

1

2

3

4

7

8

1. Материальные затраты

         

1.1. Транспортные расходы:

         

сумма, млн.р.

393

431

554

109,7

141,0

уровень, %

2,54

2,14

2,22

84,3

87,4

удельный вес, %

14,28

12,39

12,72

86,8

89,1

1.2. Расходы на аренду и содержание  зданий, оборудования и др.:

         

сумма, млн.р.

259

254

345

98,1

133,2

уровень, %

1,67

1,26

1,38

75,4

82,6

удельный вес, %

9,41

7,30

7,92

77,6

84,2

1.3. Нормируемые потери товаров:

         

сумма, млн.р.

11

10

12

90,9

109,1

уровень, %

0,07

0,05

0,05

69,9

67,6

удельный вес, %

0,40

0,29

0,28

72,0

69,0

1.4. Расходы на ремонт основных  средств:

         

сумма, млн.р.

127

306

345

240,9

271,7

уровень, %

0,82

1,52

1,38

185,2

168,5

удельный вес, %

4,61

8,80

7,92

190,7

171,8

1.5. Экологический налог:

         

сумма, млн.р.

2

3

2

150,0

100,0

уровень, %

0,01

0,01

0,01

115,3

62,0

удельный вес, %

0,07

0,09

0,05

118,7

63,2

1.6. Прочие материальные затраты, млн.р.

8

8

10

100,0

125,0

Итого материальных затрат, млн.р.

800

1012

1268

126,5

158,5

2. Нематериальные затраты

         

2.1. Расходы на оплату труда:

         

сумма, млн.р.

911

1214

1501

133,3

164,8

уровень, %

5,89

6,03

6,01

102,4

102,2

удельный вес, %

33,09

34,91

34,47

105,5

104,2

2.2. Амортизация основных средств и нематериальных активов:

         

сумма, млн.р.

178

193

269

108,4

151,1

уровень, %

1,15

0,96

1,08

83,3

93,7

удельный вес, %

6,47

5,55

6,18

85,8

95,6

Продолжение табл.2.1.3

1

2

3

4

5

6

2.3. Отчисления в ФСЗН:

         

сумма, млн.р.

326

431

531

132,2

162,9

уровень, %

2,11

2,14

2,13

101,6

101,0

удельный вес, %

11,84

12,39

12,20

104,6

103,0

2.4. Расходы на оплату страховых  взносов:

         

сумма, млн.р.

4

6

6

150,0

150,0

уровень, %

0,03

0,03

0,02

115,3

93,0

удельный вес, %

0,15

0,17

0,14

118,7

94,8

2.5. Инновационный фонд:

         

сумма, млн.р.

57

65

84

114,0

147,4

уровень, %

0,37

0,32

0,34

87,6

91,4

удельный вес, %

2,07

1,87

1,93

90,3

93,2

2.6. Платежи за землю:

         

сумма, млн.р.

7

5

5

71,4

71,4

уровень, %

0,05

0,02

0,02

54,9

44,3

удельный вес, %

0,25

0,14

0,11

56,5

45,2

2.7. Чрезвычайный налог:

         

сумма, млн.р.

36

48

х

133,3

х

уровень, %

0,23

0,24

х

102,5

х

удельный вес, %

1,31

1,38

х

105,5

х

2.8. Отчисления на подготовку и  переподготовку кадров:

         

сумма, млн.р.

30

40

50

133,3

166,7

уровень, %

0,19

0,20

0,20

102,5

103,4

удельный вес, %

1,09

1,15

1,15

105,5

105,4

2.9. Расходы на рекламу и маркетинговые  услуги:

         

сумма, млн.р.

2

3

3

150,0

150,0

уровень, %

0,01

0,01

0,01

115,3

93,0

удельный вес, %

0,07

0,09

0,07

118,7

94,8

2.10. Таможенные пошлины и сборы:

         

сумма, млн.р.

х

х

х

х

х

уровень, %

х

х

х

х

х

удельный вес, %

х

х

х

х

х

2.11. Резерв на восстановление спецодежды, инвентаря и др.:

         

сумма, млн.р.

21

22

41

104,8

195,2

уровень, %

0,14

0,11

0,16

80,5

121,1

удельный вес, %

0,76

0,63

0,94

82,9

123,4

2.12. Проценты за пользование кредитами  банка:

         

сумма, млн.р.

95

94

122

98,9

128,4

уровень, %

0,61

0,47

0,49

76,0

79,6

удельный вес, %

3,45

2,70

2,80

78,3

81,2

2.13. Прочие расходы:

         

сумма, млн.р.

286

345

474

120,6

165,7

уровень, %

1,85

1,71

1,90

92,7

102,8

удельный вес, %

10,39

9,92

10,89

95,5

104,8

Окончание табл.2.1.3

1

2

3

4

5

6

Итого нематериальных и прочих затрат, млн.р.

1953

2466

3086

126,3

158,0

3. Всего расходов на реализацию  товаров:

         

сумма, млн.р.

2753

3478

4354

126,3

158,2

уровень, %

17,79

17,27

17,45

97,1

98,1

Розничный товарооборот, млн.р.

15476

20136

24957

130,1

161,3


 

Как свидетельствуют данные табл.2.1.3, расходы на реализацию в 2006 году увеличились на 26,3%, а в 2007 году – на 58,2% по сравнению с 2005 годом. Уровень расходов на реализацию в торговле в 2007 году составил 98,1% к общей сумме розничного товарооборота.

В общей сумме расходов наибольший удельный вес занимают расходы на оплату труда работников организации, что является вполне естественно для данного вида отрасли. Расходы на оплату труда в течение всего анализируемого периода возрастают, благодаря повышению тарифной ставки первого разряда, при этом в динамике наблюдается небольшое снижение уровня данных расходов в 2007 году по сравнению с 2006 годом и соответственно снижение статьи расходов по отчислениям в ФСЗН.

Следующее место по удельному весу в общей сумме расходов занимают транспортные расходы (у организации свой транспортный парк). За последние два года их сумма увеличилась на 41%. Так же за исследуемый период в Светлогорском райпо имели тенденцию роста такие статьи затрат, как расходы на аренду и содержание зданий и оборудования, амортизация основных средств и нематериальных активов, резерв на восстановление спецодежды и инвентаря, проценты за пользование кредитами банка. Несмотря на это доля отдельных статей расходов снизилась, а именно такие статьи, как расходы на оплату страховых взносов, отчисления в ФСЗН, платежи за землю.

Расходы на рекламу у данной организации очень низкие. Так в 2007 году они составили всего 3 млн.р. что свидетельствует об очень низком уровне рекламной деятельности. Данная сумма далека от установленного норматива. В соответствии с Указом Президента от  15 июня 2006 г. № 398 "Об утверждении норм расходов на рекламу, маркетинговые, консультационные и информационные услуги, представительские цели, подготовку кадров" расходы на рекламу и маркетинговые услуги включаются в себестоимость в размерах 1,5—7,5% от объема (в зависимости от отрасли)  оборота.

Далее в процессе анализа на основании имеющихся данных в приложениях в табл. 2.1.4 рассмотрим формирование прибыли в Светлогорском райпо за анализируемый период.

Таблица 2.1.4

Показатели формирования прибыли в Светлогорском райпо от торговой деятельности за 2005-2007 гг.

Показатели

Годы

Темп роста (%)

2005

2006

2007

2006 г. к   2005 г.

2007 г. к    2005 г.

1. Выручка от реализации, млн.р.

22328

29173

35277

130,7

158,0

2. Розничный товарооборот, млн.р.

15476

20136

24957

130,1

161,3

3. Доходы от реализации:

         

сумма, млн.р.

2699

3519

4387

130,4

162,5

уровень,%

17,44

17,48

17,58

100,2

100,8

4. Налоги и отчиления, включаемые  в доходы от реализации:

         

сумма, млн.р.

2849

3823

4096

134,2

143,8

уровень,%

18,41

18,99

16,41

103,1

89,2

5. Расходы на реализацию товаров:

         

сумма, млн.р.

3928

5112

6210

130,1

158,1

уровень,%

25,38

25,39

24,88

100,0

98,0

6. Прибыль от торговой деятельности:

         

сумма, млн.р.

52

238

127

457,7

244,2

удельный вес в прибыли за отчетный период, %

59,09

97,54

69,78

165,1

118,1

7. Прибыль от операционных доходов  и расходов:

         

сумма, млн.р.

54

59

68

109,3

125,9

удельный вес в прибыли за отчетный период, %

61,36

24,18

37,36

39,4

60,9

8. Прибыль от внереализационных  доходов и расходов:

         

сумма, млн.р.

-18

-53

-13

294,4

72,2

удельный вес в прибыли за отчетный период, %

-20,45

-21,72

-7,14

106,2

34,9

9. Прибыль за отчетный период 

         

сумма, млн.р.

88

244

182

277,3

206,8

уровень,%

0,57

1,21

0,73

213,1

128,2


Данные табл. 2.1.4 позволяют сделать следующие выводы. По прибыли за отчетный период в Светлогорском райпо наметилась тенденция роста. Прибыль сформирована следующими показателями. Опережение темпов роста розничного товарооборота над темпами роста расходов на реализацию обеспечило организации прирост прибыли от торговой деятельности и составила 144,2%.

В динамике прибыль от торговой деятельности в 2007 году по сравнению с 2005 годом увеличилась на 10,69%, однако по сравнению с 2006 годом она уменьшилась на 27,76%. В целом прибыль от торговой деятельности в 2007 году составила 127 млн.р.

 К тому же доля прибыли  от торговой деятельности составляет 69,78% в прибыли райпо за отчетный период. Так же за отчетный период наметилась тенденция роста прибыли от операционных доходов, в 2007 году она увеличилась на 25,9%. Однако внереализационная деятельность осталась убыточной. Убытки от внереализационных доходов и расходов не приносит желаемых результатов и в удельном весе  уменьшают сумму итоговой прибыли.

Далее рассмотрим рентабельность Светлогорского райпо за последние три года в табл. 2.1.5, так как сумма прибыли не в полной мере характеризует эффективность деятельности организации. Для качественной характеристики  социально-экономической эффективности и конкурентоспособности функционирования организации применяется относительный показатель – рентабельность.

Таблица 2.1.5

Показатели рентабельности Светлогорского райпо за 2005-2007 гг.

Показатели

Годы

Темп изменения, %

2005

2006

2007

2007 г. к 2006г.

2007 г. к 2005 г.

1

2

3

4

5

6

1. Итоговая рентабельность, %

0,39

0,39

0,51

130,34

129,77

2. Рентабельность продаж, %

0,23

0,82

0,36

44,13

154,58

3. Рентабельность трудовых ресурсов, %

7,11

4,27

5,71

133,76

80,27

3.1. по чистой прибыли 

0,26

1,33

0,64

48,00

248,11

Продолжение табл.2.1.5

1

2

3

4

5

6

4. Рентабельность капитала, %: по прибыли(стр.9:стр.13)*100

0,80

0,88

1,13

127,69

139,97

4.1. по чистой прибыли 

0,20

0,99

0,48

48,16

236,87

5. Рентабельность основного капитала, %: по прибыли 

1,03

1,19

1,51

127,27

146,61

5.1. по чистой прибыли

0,26

1,33

0,64

48,00

248,11

6. Рентабельность оборотного капитала, %: по прибыли

3,66

3,42

4,41

128,91

120,56

6.1. по чистой прибыл 

0,91

3,84

1,87

48,62

204,02

7. Рентабельность расходов на  реализацию, %: по прибыли 

1,32

4,66

2,05

43,93

154,48

8. Рентабельность экономических ресурсов, %: по прибыли (стр.9:стр.15)*100

0,72

0,73

0,94

128,69

130,14

8.1 по чистой прибыли

0,18

0,82

0,40

48,54

220,24

9. Прибыль за отчетный период, млн.р.

88

115

182

158,26

206,82

10. Прибыль основного вида деятельности, млн.р.

52

238

127

53,36

244,23

11. Чистая прибыль, млн. р.

22,00

129,00

77,00

59,69

350,00

12. Фонд заработной платы, млн.р.

1237,0

2693,7

3187

118,31

257,64

13. Среднегодовая стоимость капитала, млн.р.

10947

13050,5

16175,5

123,95

147,76

13.1.Основного

8542,5

9690,5

12050,5

124,35

141,07

13.2. Оборотного

2404,5

3360

4125

122,77

171,55

14. Расходы на реализацию, млн.р.

3928

5112

6210

121,48

158,10

15. Среднегодовая стоимость экономических  ресурсов 

12184

15744,2

19362,5

122,98

158,92

16. Выручка от реализации товаров, работ, услуг и продукции производства, млн.р.

22328

29173

35277

120,92

157,99

17. Совокупный объем деятельности, млн.р.

22433

29445

35753

121,42

159,38


 

Полученные результаты табл. 2.1.5 показали, что за последние три года в Светлогорском райпо показатели рентабельности улучшились. Вследствие прибыльности основных видов деятельности организации финансовый результат по итогам за три года положительны, и соответственно все показатели рентабельности по прибыли отчетного периода положительны.

Итоговая рентабельность, уровень которой должен обеспечивать прибыль организации, является минимальной, незначительно превышая точку безубыточности, в динамике незначительно увеличилась.

Рентабельность продаж в 2007 году по отношению к 2005 году составила 154,58%, но значительно снизилась до 44,13% по отношению к 2006 году.

Рентабельность трудовых  ресурсов по прибыли в 2007 году составила 5,71%, в динамике темп роста к 2006 году составил 133,76%, а к 2005 году снизился до 80,27%. Рентабельность по чистой прибыли минимальна.

Рентабельность капитала, а так же основного и оборотного капитала за анализируемый период имела тенденцию к незначительному увеличению.

Рентабельность расходов на реализацию в динамике уменьшилась, так в 2007 году по отношению к 2006 году произошло снижение на 56,07%, что является положительным показателем, отражающем экономию расходов. Наименьший уровень рентабельности за анализируемый период приходится на 2005 год, когда он составил 1,32%.

Для определения финансового состояния Светлогорское райпо проанализируем динамику показателей ликвидности и финансовой устойчивости, их соотношения нормативным значениям (табл.2.1.6).

Таблица 2.1.6

Показатели ликвидности и финансовой устойчивости Светлогорского райпо

Показатели

Значение

Минимально допустимое значение

Отклонение от оптимального значения

на 01.01.2007г.

на 01.01.2008г.

на 01.01.2007г.

на 01.01.2008г.

1. Коэффициент абсолютной ликвидности 

0,007

0,006

≥ 0,2

0,19

0,19

2. Коэффициент текущей ликвидности 

1,260

1,092

≥ 1

-0,26

-0,09

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

7,32

8,27

1

6,32

7,27

5. Коэффициент обеспеченности финансовых  обязательств активов 

1,118

1,272

≤ 0,85

-0,268

-0,422

Информация о работе Понятие и сущность ассортиментной политики предприятия