Понятие и сущность ассортиментной политики предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 21:09, курсовая работа

Описание работы

На этапе перехода к рыночным отношениям в деятельности организаций всех типов и форм собственности все более важное значение приобретает маркетинг. Поскольку маркетинг рассматривается как основа для достижения успеха в конкуренции, то способен повысить шансы выживания организации на рынке. В благоприятной экономической ситуации маркетинг нужен для поступательного и стабильного развития предприятия, а в условиях кризиса он становится едва ли не единственным механизмом, который способен обеспечить выживание предприятию. Маркетинг характеризуется системным подходом к производственно-сбытовой деятельности с задачей выявления покупательского спроса на определенные товары и полное его удовлетворение, обеспечивающее организации получение прибыли.
Маркетинговые исследования должны играть решающую роль при организации нового бизнеса или адаптации уже существующей организации к современным требованиям рынка. Маркетинговое исследование – это систематический сбор, накопление и анализ данных, проводимые для оценки существующей ситуации и разработки сценария поведения предприятия на рынке. Целью маркетингового исследования является подготовка информации для принятия опережающих рыночных решений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Сущность, цель и задачи ассортиментной политики 7
1.2 Факторы, влияющие на формирование ассортимента в организациях потребкооперации 15
1.3 Использование инструментов маркетинга при формировании ассортиментной политики 22
2 АНАЛИЗ СИТУАЦИОННОГО ПОЛОЖЕНИЯ СВЕТЛОГОРСКОГО РАЙПО НА РЫНКЕ 34
2.1 Организационно – экономическая характеристика Светлогорского райпо, оценка его деятельности на рынке, сильных и слабых сторон 34
2.2 Анализ ассортиментной политики Светлогорского райпо 51
3. МАРКЕТИНГОВЫЕ РЕШЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ В СВЕТЛОГОРСКОМ РАЙПО 66
3.1 Пути повышения эффективности принятия маркетинговых решений по формированию торгового ассортимента в Светлогорском РАЙПО 66
3.2 Разработка маркетинговой стратегии деятельности организации на рынке 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 94

Файлы: 1 файл

assortimentnaya_politika_torgovoi_organizacii.doc

— 1.54 Мб (Скачать файл)

 

2.2 Анализ ассортиментной политики Светлогорского райпо

 

От состава и своевременно обновления ассортимента товаров в магазинах райпо в значительной мере зависят степень удовлетворения спроса, издержки потребления населения, связанные покупкой товаров, количественные и качественные показатели хозяйственной деятельности розничных торговых предприятий. Отсутствие в магазинах отдельных достаточных товаров, их узкий нестабильный или несоответствующий запросам покупателей ассортимент, порождают неудовлетворенный спрос, увеличивает затраты времени населения на поиск нужных товаров, отрицательно сказывается на экономической эффективности торговли. Поэтому при формировании ассортиментной политики в розничной торговой сети важнейшим требованием является максимальное удовлетворение спроса покупателей при наименьших затратах времени на совершение покупки и обеспечение эффективной работы торговых организаций.

Анализ ассортиментной политики следует проводить в рамках товарно-ассортиментных групп, предлагаемых организацией. Все товары, предлагаемые организацией можно разделить на две группы:

1. продовольственные товары: хлеб  и хлебобулочные изделия, бакалейные  товары, кондитерские изделия, продукция  собственного производства, консервы, гастрономические товары, продукты  детского питания, алкогольные напитки, безалкогольные напитки, табачные изделия, сельхоз продукция;

2. непродовольственные изделия: швейные изделия, трикотажные изделия, обувь кожаная, ткани, нитки и ниточные изделия, культтовары ,парфюмерно-косметические товары, галантерейные товары, электротовары, электроустановочные изделия, химико-москательные лакокрасочные товары, метизно-хозяйственные товары, столовые приборы, садовоогородный инструмент, посуда стальная эмалированная, посуда стеклянная, посуда фарфорово-фаянсовая и керамическая, посуда оцинкованная, товары хозяйственного обихода, товары из пластмасс.

Более подробные ассортиментные перечни реализуемых товаров представлены в приложениях 2, 3, 4, 5.

В табл.2.2.1 представлен анализ структуры реализации продукции.

Таблица 2.2.1

Анализ структуры реализации продукции Светлогорским райпо за 2005-2007гг.

Группа товаров

2005

2006

2007

Темп изменения

Сумма, млн. руб.

Уд. Вес, %

Сумма, млн.руб.

Уд. Вес, %

Сумма, млн.руб.

Уд. Вес, %

2006 / 2005

2007 / 2006

2007 / 2005

Продовольственные товары

12326,5

80

15591

77

19192

77

126

123

156

Непродовольственные товары

3149,5

20

4545

23

5765

23

144

127

183

Всего:

15476

100

20136

100

24957

100

130

124

161


 

За исследуемые три года произошел рост по всем группам товаров, однако изменение в сумме реализованных непродовольственных товаров  больше, чем продовольственных (252% и 160% соответственно). Так же произошли изменения и в структуре реализации. Так за 2005-2007гг. доля непродовольственных товаров колебалась от 1% до 3%. В целом основную часть реализации составляют продовольственные товары.

Проведем анализ структуры ассортимента реализованной продукции по годам, выделив реализацию товаров отечественного производства (табл.2.2.2).

 

Таблица 2.2.2

Структура реализации продовольственных товаров Светлогорского райпо

Наименование товарных групп и товаров

2005 год

2006 год

2007 год

Всего, млн. руб.

Товары отеч. пр-ва, млн руб.

Уд. Вес то-в отеч. пр-ва, %,

Всего, млн. руб.

Товары отеч. пр-ва, млн руб.

Уд. Вес то-в отеч. пр-ва, %,

Всего, млн. руб.

Товары отеч. пр-ва, млн руб.

Уд. Вес то-в отеч. пр-ва, %,

Мясо и птица

649,9

628,6

96,7

836

798

95,5

907

859

94,7

Колбасные изделия

1038,4

1038,4

100,0

1435

1435

100,0

1612

1612

100,0

Рыба и морепродукты

232,4

62,7

27,0

278

78

28,1

303

121

39,9

Сельди

48,1

41

85,2

56

30

53,6

66

51

77,3

Масло животное

159,6

159,6

100,0

209

209

100,0

256

256

100,0

Масла растительные

59,6

0

0,0

51

21

41,2

113

43

38,1

Пищевые жиры

4,5

4,5

100,0

2

2

100,0

2

2

100,0

Маргариновая продукция

53,6

53,1

99,1

45

45

100,0

34

34

100,0

Майонезная продукция

73,5

73,5

100,0

78

78

100,0

103

101

98,1

Молоко и молочная продукция

573,3

544,5

95,0

763

714

93,6

1013

953

94,1

Сыр

92,9

92,9

100,0

129

129

100,0

201

201

100,0

Консервы мясные

18,9

18,9

100,0

27

27

100,0

49

49

100,0

Консервы рыбные

225,5

176,8

78,4

260

185

71,2

341

288

84,5

Консервы овощные

49,5

35

70,7

76

58

76,3

102

76

74,5

Консервы фруктово-ягодные

36,3

19,7

54,3

68

43

63,2

123

79

64,2

Яйца и яйцепродукты

95,3

95,3

100,0

125

125

100,0

166

166

100,0

Сахар

522,7

522,7

100,0

666

666

100,0

554

553

99,8

Кондит. изделия

694,3

639

92,0

850

789

92,8

994

921

92,7

Варенья

8,5

8,5

100,0

15

15

100,0

6

6

100,0

Чай и кофе

54,9

3,9

7,1

75

12

16,0

123

21

17,1

Соль

27,2

8

29,4

37

26

70,3

35

21

60,0

Мука

71,9

1,9

2,6

82

82

100,0

141

141

100,0

Хлеб и х/б изд-я

2224,9

2223,8

100,0

2145

2145

100,0

3263

3255

99,8

Крупа и бобовые

112,1

57

50,8

137

77

56,2

158

102

64,6

Макаронные изд-я

48,6

36

74,1

58

40

69,0

76

50

65,8

Картофель

61,2

49,3

80,6

116

62

53,4

141

81

57,4

Овощи

147,2

147,2

100,0

165

156

94,5

198

178

89,9

Плоды

272,5

121,8

44,7

358

110

30,7

405

125

30,9

Водка

1142,9

1140,5

99,8

1933

1931

99,9

2700

2700

100,0

Ликероводочные изд-я

154,6

143,4

92,8

184

152

82,6

169

164

97,0

Вино

2137,7

2137,7

100,0

2672

2672

100,0

3447

3400

98,6

Коньяк

13,6

6,4

47,1

31

27

87,1

58

28

48,3

Шампанское

49,3

49,3

100,0

76

76

100,0

96

95

99,0

Пиво

316,5

307

97,0

426

405

95,1

751

702

93,5

Безалкогольные напитки

440,8

426,7

96,8

605

570

94,2

742

714

96,2

Мороженое

304

304

100,0

373

373

100,0

423

423

100,0

Др.продовольственные товары

109,8

54,7

49,8

149

54

36,2

221

145

65,6

Итого прод. товаров

12326,5

11503,7

93,3

15591

14417

92,5

19192

17811

92,8


 

Как видно из табл. 2.2.2 за исследуемые три года доля товаров отечественного производства составляет от 92,5% до 93,3%. Сокращение доли продукции отечественного производства  произошло за счет сокращения  по следующим товарным группам: мясо и птица, масла растительные, майонезная продукция, консервы овощные, сахар, кондитерские изделия и др. На рис.3 представлен состав реализации продовольственных товаров за 2007 год.

Рис. 3 Структура реализации продовольственных товаров Светлогорского райпо за 2007 год

 

Как видно из рис.3, большую долю реализации обеспечивает вино, затем следуют хлеб и водка.

В табл. 2.2.3 представлена структура реализации непродовольственных товаров за 2005-2007гг.

 

Таблица 2.2.3

Структура реализации продовольственных товаров Светлогорского райпо

Наименование товарных групп и товаров

2005 год

2006 год

2007 год

Всего, млн. руб.

Товары отеч. пр-ва, млн руб.

Уд. Вес то-в отеч. пр-ва, %,

Всего, млн. руб.

Товары отеч. пр-ва, млн руб.

Уд. Вес то-в отеч. пр-ва, %,

Всего, млн. руб.

Товары отеч. пр-ва, млн руб.

Уд. Вес то-в отеч. пр-ва, %,

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Хлопчатобумажные ткани

18

5,3

29,4

48

25

52,1

53

38

71,7

Шерстяные ткани

5,6

5,6

100,0

5

1

20,0

6

4

66,7

Льняные ткани

4,1

4,1

100,0

10

10

100,0

11

11

100,0

Одежда и белье

42,8

42,8

100,0

52

52

100,0

106

106

100,0

Меховые изделия

1,2

1,2

100,0

1

1

100,0

0

0

-

Головные оборы

4,8

4,8

100,0

4

4

100,0

5

5

100,0

Верхний трикотаж

22,9

22,9

100,0

31

31

100,0

45

45

100,0

Бельевой трикотаж

44,5

44,5

100,0

46

46

100,0

53

53

100,0

Чулочно-носочные изделия

46,5

46,5

100,0

65

65

100,0

69

69

100,0

Кожаная, текстильная  и комбинированная обувь

81,3

81,3

100,0

78

78

100,0

115

115

100,0

Резиновая обувь

15,4

13,4

87,0

17

16

94,1

18

17

94,4

Валяная обувь

1,5

1,5

100,0

2

2

100,0

4

4

100,0

Мыло хоз.

12

12

100,0

12

12

100,0

9

9

100,0

Синтетич. моющие ср-ва

37,5

33,8

90,1

65

37

56,9

86

47

54,7

Мыло туалетное

13,1

13,1

100,0

14

14

100,0

19

14

73,7

Парфюмерно-косметич. товары

57,5

50,5

87,8

91

74

81,3

124

101

81,5

Галантерея

66,6

44,2

66,4

81

58

71,6

93

72

77,4

нитки

2

0

0,0

2

0

0,0

2

0

0,0

Табачные изд-я

906,9

839,6

92,6

1372

1341

97,7

1675

1653

98,7

Спички

42,6

42,6

100,0

41

41

100,0

44

44

100,0

Мебель

143,9

143,9

100,0

235

235

100,0

248

248

100,0

Ковры и ковровые изд-я

11,4

11,4

100,0

30

6

20,0

31

5

16,1

Металлическая посуда

46,6

39,2

84,1

63

53

84,1

68

57

83,8

Стеклянная посуда

12,0

9,7

80,8

25

22

88,0

27

10

37,0

Фарфоровофаянсовая и керамич. посуда

38,9

37,9

97,4

68

67

98,5

86

65

75,6

Часы

5,4

5,1

94,4

3

3

100,0

5

5

100,0

Электротовары

329,1

222,4

67,6

454

399

87,9

559

370

66,2

Инструменты

21,1

13,4

63,5

35

11

31,4

17

3

17,6

Бумажно-беловые товары

52,7

49,6

94,1

72

64

88,9

83

73

88,0

Школьно-письменные и канц. принадлежности

22,9

2,6

11,4

27

7

25,9

17

4

23,5

Печатные издания

7,6

2,5

32,9

11

5

45,5

21

9

42,9

Велосипеды и мтооциклы

44,6

44,6

100,0

60

58

96,7

86

82

95,3

Товары для физ. культуры

2,1

 

0,0

2

0

0,0

4

0

0,0

Телерадиотовары

186,2

174,7

93,8

210

190

90,5

273

248

90,8

Продолжение табл.2.2.3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Игрушки

12,1

9,1

75,2

25

18

72,0

1

1

100,0

Прочие культтовары

11,4

11,3

99,1

18

17

94,4

32

24

75,0

Сельскохоз-й инструмент

16,0

10

62,5

32

31

96,9

141

30

21,3

Хоз. товары

143,9

135,3

94,0

194

168

86,6

224

196

85,3

Носители аудио и видео информации

0,2

0,2

100,0

0

0

-

1

1

100

Строй материалы

33,9

319,1

941,3

526

482

91,6

742

705

95,0

Обзорно – шорные изд-я

2,6

2,6

100,0

1

1

100,0

2

2

100,0

Товары бытовой химии

171,9

161,9

94,2

202

182

90,1

234

310

132,5

Другие непродовольственные товары

106,2

101,8

95,9

215

197

91,6

282

266

94,3

Итого непродовольственных товаров

15476

14322

92,5

20136

18441

91,6

5765

5050

87,6


 

Как видно из табл. 2.2.3,  в 2007 году сократился удельный вес отечественных непродовольственных товаров и составил 87,6%. Это произошло вследствие изменения структуры реализации синтетических моющих средств, мыла туалетного, ковров, стеклянной посуды и др. На рис.4 представлен состав реализации непродовольственных товаров Светлогорским райпо за 2007г.

Рис. 4 Структура реализации непродовольственных товаров Светлогорского райпо за 2007 год

Как видно из рис.4, наибольший вес в реализации имеют табачные изделия  и составляет 29%, затем идут стройматериалы (13%), электротовары (10%).

Проанализируем товарные запасы организации, используя табл. 2.2.4

Таблица 2.2.4

Влияние обеспеченности товарными ресурсами и эффективности их использования на розничный товарооборот

Показатели

2005

2006

2007

Темп изменения, %

2006 / 2005

2007 / 2006

2007 / 2005

Запасы товаров на начало периода

1507

1210

1816

80%

150%

121%

Поступление товаров

15698

21198

25631

135%

121%

163%

Баланс

17205

22408

27447

130%

122%

160%

Розничный товарооборот

15478

20136

24958

130%

124%

161%

Прочее выбытие товаров на конец периода

517

456

129

88%

28%

25%

Запасы товаров на конец периода

1210

1816

2360

150%

130%

195%

Баланс

17205

22408

27447

130%

122%

160%


 

Как видно из табл. 2.2.4, за исключением прочего выбытия товаров на конец периода все показатели обеспеченности организации товарными ресурсами увеличились. Показатели товарного баланса оказали влияние на увеличение отдельных товарных групп и товаров в различных направлениях: одни в сторону увеличения объема продаж (товарные запасы на начало года и поступление товаров), другие в сторону уменьшения розничной реализации (товарные запасы на конец года, прочее выбытие товаров).

Формирование ассортимента товаров в розничных торговых организациях - сложный процесс, базирующийся на учете действия многих факторов. Покупательский спрос выступает в качестве основного фактора, который рассматривает торговый отдел Светлогорского райпо   при формировании ассортимента.

Основным методом, которым пользуются специалисты Светлогорского райпо при формировании ассортимента, является метод ассортиментного перечня. Разработка ассортиментных перечней осуществляется по типоразмерам розничных организаций, предусмотренных номенклатурой типов магазинов потребительской кооперации, утвержденной распоряжением Правления Белкоопсоюза № 84, п.1 от 27.08.96 г. и с учетом требований, изложенных в постановлении Министерства торговли Республики Беларусь №34 от 7 июля 2005 года «Об утверждении рекомендаций по разработке и утверждению обязательных минимальных ассортиментных перечней товаров для торговых объектов». Еще один документ, которым руководствуются товароведы при разработке ассортиментных перечней - Постановление № 171 от 14.04.2004 года «О методических указаниях по управлению товарными ресурсами в потребительской кооперации». Согласно этому Положению ассортиментные перечни разрабатываются сроком на два года. Помимо этого регламентируется удельный вес товаров отечественного производства в общем объеме розничного товарооборота. Он не должен быть менее 70 %.

Утверждаются ассортиментные перечни на правлении райпо и через 10 дней они доводятся до магазинов. Перечень вывешивается на видном для покупателей месте.

Также факторами, оказывающими влияние на формирование ассортимента,  являются тип магазина, его месторасположение, наличие торгово-технологического оборудования, численность обслуживаемого населения, наличие конкурентов.

Продажу продовольственных товаров в райпо осуществляет 80 магазинов. Специалисты Светлогорского райпо ведут работу по формированию ассортимента в розничной торговле в постоянно меняющихся условиях. Изменяются экономическая ситуация, социальная и демографическая обстановка, денежные доходы потребителей, потребительские запросы. Эта изменения положены в основу формирования конкурентоспособности ассортимента в магазинах райпо.

Информация о работе Понятие и сущность ассортиментной политики предприятия