Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 21:09, курсовая работа
На этапе перехода к рыночным отношениям в деятельности организаций всех типов и форм собственности все более важное значение приобретает маркетинг. Поскольку маркетинг рассматривается как основа для достижения успеха в конкуренции, то способен повысить шансы выживания организации на рынке. В благоприятной экономической ситуации маркетинг нужен для поступательного и стабильного развития предприятия, а в условиях кризиса он становится едва ли не единственным механизмом, который способен обеспечить выживание предприятию. Маркетинг характеризуется системным подходом к производственно-сбытовой деятельности с задачей выявления покупательского спроса на определенные товары и полное его удовлетворение, обеспечивающее организации получение прибыли.
Маркетинговые исследования должны играть решающую роль при организации нового бизнеса или адаптации уже существующей организации к современным требованиям рынка. Маркетинговое исследование – это систематический сбор, накопление и анализ данных, проводимые для оценки существующей ситуации и разработки сценария поведения предприятия на рынке. Целью маркетингового исследования является подготовка информации для принятия опережающих рыночных решений.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Сущность, цель и задачи ассортиментной политики 7
1.2 Факторы, влияющие на формирование ассортимента в организациях потребкооперации 15
1.3 Использование инструментов маркетинга при формировании ассортиментной политики 22
2 АНАЛИЗ СИТУАЦИОННОГО ПОЛОЖЕНИЯ СВЕТЛОГОРСКОГО РАЙПО НА РЫНКЕ 34
2.1 Организационно – экономическая характеристика Светлогорского райпо, оценка его деятельности на рынке, сильных и слабых сторон 34
2.2 Анализ ассортиментной политики Светлогорского райпо 51
3. МАРКЕТИНГОВЫЕ РЕШЕНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ АССОРТИМЕНТА ТОВАРОВ В СВЕТЛОГОРСКОМ РАЙПО 66
3.1 Пути повышения эффективности принятия маркетинговых решений по формированию торгового ассортимента в Светлогорском РАЙПО 66
3.2 Разработка маркетинговой стратегии деятельности организации на рынке 82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 94
2.2 Анализ ассортиментной политики Светлогорского райпо
От состава и своевременно обновления ассортимента товаров в магазинах райпо в значительной мере зависят степень удовлетворения спроса, издержки потребления населения, связанные покупкой товаров, количественные и качественные показатели хозяйственной деятельности розничных торговых предприятий. Отсутствие в магазинах отдельных достаточных товаров, их узкий нестабильный или несоответствующий запросам покупателей ассортимент, порождают неудовлетворенный спрос, увеличивает затраты времени населения на поиск нужных товаров, отрицательно сказывается на экономической эффективности торговли. Поэтому при формировании ассортиментной политики в розничной торговой сети важнейшим требованием является максимальное удовлетворение спроса покупателей при наименьших затратах времени на совершение покупки и обеспечение эффективной работы торговых организаций.
Анализ ассортиментной политики следует проводить в рамках товарно-ассортиментных групп, предлагаемых организацией. Все товары, предлагаемые организацией можно разделить на две группы:
1. продовольственные товары: хлеб и хлебобулочные изделия, бакалейные товары, кондитерские изделия, продукция собственного производства, консервы, гастрономические товары, продукты детского питания, алкогольные напитки, безалкогольные напитки, табачные изделия, сельхоз продукция;
2. непродовольственные изделия: швейные изделия, трикотажные изделия, обувь кожаная, ткани, нитки и ниточные изделия, культтовары ,парфюмерно-косметические товары, галантерейные товары, электротовары, электроустановочные изделия, химико-москательные лакокрасочные товары, метизно-хозяйственные товары, столовые приборы, садовоогородный инструмент, посуда стальная эмалированная, посуда стеклянная, посуда фарфорово-фаянсовая и керамическая, посуда оцинкованная, товары хозяйственного обихода, товары из пластмасс.
Более подробные ассортиментные перечни реализуемых товаров представлены в приложениях 2, 3, 4, 5.
В табл.2.2.1 представлен анализ структуры реализации продукции.
Таблица 2.2.1
Анализ структуры реализации продукции Светлогорским райпо за 2005-2007гг.
Группа товаров |
2005 |
2006 |
2007 |
Темп изменения | |||||
Сумма, млн. руб. |
Уд. Вес, % |
Сумма, млн.руб. |
Уд. Вес, % |
Сумма, млн.руб. |
Уд. Вес, % |
2006 / 2005 |
2007 / 2006 |
2007 / 2005 | |
Продовольственные товары |
12326,5 |
80 |
15591 |
77 |
19192 |
77 |
126 |
123 |
156 |
Непродовольственные товары |
3149,5 |
20 |
4545 |
23 |
5765 |
23 |
144 |
127 |
183 |
Всего: |
15476 |
100 |
20136 |
100 |
24957 |
100 |
130 |
124 |
161 |
За исследуемые три года произошел рост по всем группам товаров, однако изменение в сумме реализованных непродовольственных товаров больше, чем продовольственных (252% и 160% соответственно). Так же произошли изменения и в структуре реализации. Так за 2005-2007гг. доля непродовольственных товаров колебалась от 1% до 3%. В целом основную часть реализации составляют продовольственные товары.
Проведем анализ структуры ассортимента реализованной продукции по годам, выделив реализацию товаров отечественного производства (табл.2.2.2).
Таблица 2.2.2
Структура реализации продовольственных товаров Светлогорского райпо
Наименование товарных групп и товаров |
2005 год |
2006 год |
2007 год | ||||||
Всего, млн. руб. |
Товары отеч. пр-ва, млн руб. |
Уд. Вес то-в отеч. пр-ва, %, |
Всего, млн. руб. |
Товары отеч. пр-ва, млн руб. |
Уд. Вес то-в отеч. пр-ва, %, |
Всего, млн. руб. |
Товары отеч. пр-ва, млн руб. |
Уд. Вес то-в отеч. пр-ва, %, | |
Мясо и птица |
649,9 |
628,6 |
96,7 |
836 |
798 |
95,5 |
907 |
859 |
94,7 |
Колбасные изделия |
1038,4 |
1038,4 |
100,0 |
1435 |
1435 |
100,0 |
1612 |
1612 |
100,0 |
Рыба и морепродукты |
232,4 |
62,7 |
27,0 |
278 |
78 |
28,1 |
303 |
121 |
39,9 |
Сельди |
48,1 |
41 |
85,2 |
56 |
30 |
53,6 |
66 |
51 |
77,3 |
Масло животное |
159,6 |
159,6 |
100,0 |
209 |
209 |
100,0 |
256 |
256 |
100,0 |
Масла растительные |
59,6 |
0 |
0,0 |
51 |
21 |
41,2 |
113 |
43 |
38,1 |
Пищевые жиры |
4,5 |
4,5 |
100,0 |
2 |
2 |
100,0 |
2 |
2 |
100,0 |
Маргариновая продукция |
53,6 |
53,1 |
99,1 |
45 |
45 |
100,0 |
34 |
34 |
100,0 |
Майонезная продукция |
73,5 |
73,5 |
100,0 |
78 |
78 |
100,0 |
103 |
101 |
98,1 |
Молоко и молочная продукция |
573,3 |
544,5 |
95,0 |
763 |
714 |
93,6 |
1013 |
953 |
94,1 |
Сыр |
92,9 |
92,9 |
100,0 |
129 |
129 |
100,0 |
201 |
201 |
100,0 |
Консервы мясные |
18,9 |
18,9 |
100,0 |
27 |
27 |
100,0 |
49 |
49 |
100,0 |
Консервы рыбные |
225,5 |
176,8 |
78,4 |
260 |
185 |
71,2 |
341 |
288 |
84,5 |
Консервы овощные |
49,5 |
35 |
70,7 |
76 |
58 |
76,3 |
102 |
76 |
74,5 |
Консервы фруктово-ягодные |
36,3 |
19,7 |
54,3 |
68 |
43 |
63,2 |
123 |
79 |
64,2 |
Яйца и яйцепродукты |
95,3 |
95,3 |
100,0 |
125 |
125 |
100,0 |
166 |
166 |
100,0 |
Сахар |
522,7 |
522,7 |
100,0 |
666 |
666 |
100,0 |
554 |
553 |
99,8 |
Кондит. изделия |
694,3 |
639 |
92,0 |
850 |
789 |
92,8 |
994 |
921 |
92,7 |
Варенья |
8,5 |
8,5 |
100,0 |
15 |
15 |
100,0 |
6 |
6 |
100,0 |
Чай и кофе |
54,9 |
3,9 |
7,1 |
75 |
12 |
16,0 |
123 |
21 |
17,1 |
Соль |
27,2 |
8 |
29,4 |
37 |
26 |
70,3 |
35 |
21 |
60,0 |
Мука |
71,9 |
1,9 |
2,6 |
82 |
82 |
100,0 |
141 |
141 |
100,0 |
Хлеб и х/б изд-я |
2224,9 |
2223,8 |
100,0 |
2145 |
2145 |
100,0 |
3263 |
3255 |
99,8 |
Крупа и бобовые |
112,1 |
57 |
50,8 |
137 |
77 |
56,2 |
158 |
102 |
64,6 |
Макаронные изд-я |
48,6 |
36 |
74,1 |
58 |
40 |
69,0 |
76 |
50 |
65,8 |
Картофель |
61,2 |
49,3 |
80,6 |
116 |
62 |
53,4 |
141 |
81 |
57,4 |
Овощи |
147,2 |
147,2 |
100,0 |
165 |
156 |
94,5 |
198 |
178 |
89,9 |
Плоды |
272,5 |
121,8 |
44,7 |
358 |
110 |
30,7 |
405 |
125 |
30,9 |
Водка |
1142,9 |
1140,5 |
99,8 |
1933 |
1931 |
99,9 |
2700 |
2700 |
100,0 |
Ликероводочные изд-я |
154,6 |
143,4 |
92,8 |
184 |
152 |
82,6 |
169 |
164 |
97,0 |
Вино |
2137,7 |
2137,7 |
100,0 |
2672 |
2672 |
100,0 |
3447 |
3400 |
98,6 |
Коньяк |
13,6 |
6,4 |
47,1 |
31 |
27 |
87,1 |
58 |
28 |
48,3 |
Шампанское |
49,3 |
49,3 |
100,0 |
76 |
76 |
100,0 |
96 |
95 |
99,0 |
Пиво |
316,5 |
307 |
97,0 |
426 |
405 |
95,1 |
751 |
702 |
93,5 |
Безалкогольные напитки |
440,8 |
426,7 |
96,8 |
605 |
570 |
94,2 |
742 |
714 |
96,2 |
Мороженое |
304 |
304 |
100,0 |
373 |
373 |
100,0 |
423 |
423 |
100,0 |
Др.продовольственные товары |
109,8 |
54,7 |
49,8 |
149 |
54 |
36,2 |
221 |
145 |
65,6 |
Итого прод. товаров |
12326,5 |
11503,7 |
93,3 |
15591 |
14417 |
92,5 |
19192 |
17811 |
92,8 |
Как видно из табл. 2.2.2 за исследуемые три года доля товаров отечественного производства составляет от 92,5% до 93,3%. Сокращение доли продукции отечественного производства произошло за счет сокращения по следующим товарным группам: мясо и птица, масла растительные, майонезная продукция, консервы овощные, сахар, кондитерские изделия и др. На рис.3 представлен состав реализации продовольственных товаров за 2007 год.
Рис. 3 Структура реализации продовольственных товаров Светлогорского райпо за 2007 год
Как видно из рис.3, большую долю реализации обеспечивает вино, затем следуют хлеб и водка.
В табл. 2.2.3 представлена структура реализации непродовольственных товаров за 2005-2007гг.
Таблица 2.2.3
Структура реализации продовольственных товаров Светлогорского райпо
Наименование товарных групп и товаров |
2005 год |
2006 год |
2007 год | ||||||
Всего, млн. руб. |
Товары отеч. пр-ва, млн руб. |
Уд. Вес то-в отеч. пр-ва, %, |
Всего, млн. руб. |
Товары отеч. пр-ва, млн руб. |
Уд. Вес то-в отеч. пр-ва, %, |
Всего, млн. руб. |
Товары отеч. пр-ва, млн руб. |
Уд. Вес то-в отеч. пр-ва, %, | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Хлопчатобумажные ткани |
18 |
5,3 |
29,4 |
48 |
25 |
52,1 |
53 |
38 |
71,7 |
Шерстяные ткани |
5,6 |
5,6 |
100,0 |
5 |
1 |
20,0 |
6 |
4 |
66,7 |
Льняные ткани |
4,1 |
4,1 |
100,0 |
10 |
10 |
100,0 |
11 |
11 |
100,0 |
Одежда и белье |
42,8 |
42,8 |
100,0 |
52 |
52 |
100,0 |
106 |
106 |
100,0 |
Меховые изделия |
1,2 |
1,2 |
100,0 |
1 |
1 |
100,0 |
0 |
0 |
- |
Головные оборы |
4,8 |
4,8 |
100,0 |
4 |
4 |
100,0 |
5 |
5 |
100,0 |
Верхний трикотаж |
22,9 |
22,9 |
100,0 |
31 |
31 |
100,0 |
45 |
45 |
100,0 |
Бельевой трикотаж |
44,5 |
44,5 |
100,0 |
46 |
46 |
100,0 |
53 |
53 |
100,0 |
Чулочно-носочные изделия |
46,5 |
46,5 |
100,0 |
65 |
65 |
100,0 |
69 |
69 |
100,0 |
Кожаная, текстильная и комбинированная обувь |
81,3 |
81,3 |
100,0 |
78 |
78 |
100,0 |
115 |
115 |
100,0 |
Резиновая обувь |
15,4 |
13,4 |
87,0 |
17 |
16 |
94,1 |
18 |
17 |
94,4 |
Валяная обувь |
1,5 |
1,5 |
100,0 |
2 |
2 |
100,0 |
4 |
4 |
100,0 |
Мыло хоз. |
12 |
12 |
100,0 |
12 |
12 |
100,0 |
9 |
9 |
100,0 |
Синтетич. моющие ср-ва |
37,5 |
33,8 |
90,1 |
65 |
37 |
56,9 |
86 |
47 |
54,7 |
Мыло туалетное |
13,1 |
13,1 |
100,0 |
14 |
14 |
100,0 |
19 |
14 |
73,7 |
Парфюмерно-косметич. товары |
57,5 |
50,5 |
87,8 |
91 |
74 |
81,3 |
124 |
101 |
81,5 |
Галантерея |
66,6 |
44,2 |
66,4 |
81 |
58 |
71,6 |
93 |
72 |
77,4 |
нитки |
2 |
0 |
0,0 |
2 |
0 |
0,0 |
2 |
0 |
0,0 |
Табачные изд-я |
906,9 |
839,6 |
92,6 |
1372 |
1341 |
97,7 |
1675 |
1653 |
98,7 |
Спички |
42,6 |
42,6 |
100,0 |
41 |
41 |
100,0 |
44 |
44 |
100,0 |
Мебель |
143,9 |
143,9 |
100,0 |
235 |
235 |
100,0 |
248 |
248 |
100,0 |
Ковры и ковровые изд-я |
11,4 |
11,4 |
100,0 |
30 |
6 |
20,0 |
31 |
5 |
16,1 |
Металлическая посуда |
46,6 |
39,2 |
84,1 |
63 |
53 |
84,1 |
68 |
57 |
83,8 |
Стеклянная посуда |
12,0 |
9,7 |
80,8 |
25 |
22 |
88,0 |
27 |
10 |
37,0 |
Фарфоровофаянсовая и керамич. посуда |
38,9 |
37,9 |
97,4 |
68 |
67 |
98,5 |
86 |
65 |
75,6 |
Часы |
5,4 |
5,1 |
94,4 |
3 |
3 |
100,0 |
5 |
5 |
100,0 |
Электротовары |
329,1 |
222,4 |
67,6 |
454 |
399 |
87,9 |
559 |
370 |
66,2 |
Инструменты |
21,1 |
13,4 |
63,5 |
35 |
11 |
31,4 |
17 |
3 |
17,6 |
Бумажно-беловые товары |
52,7 |
49,6 |
94,1 |
72 |
64 |
88,9 |
83 |
73 |
88,0 |
Школьно-письменные и канц. принадлежности |
22,9 |
2,6 |
11,4 |
27 |
7 |
25,9 |
17 |
4 |
23,5 |
Печатные издания |
7,6 |
2,5 |
32,9 |
11 |
5 |
45,5 |
21 |
9 |
42,9 |
Велосипеды и мтооциклы |
44,6 |
44,6 |
100,0 |
60 |
58 |
96,7 |
86 |
82 |
95,3 |
Товары для физ. культуры |
2,1 |
0,0 |
2 |
0 |
0,0 |
4 |
0 |
0,0 | |
Телерадиотовары |
186,2 |
174,7 |
93,8 |
210 |
190 |
90,5 |
273 |
248 |
90,8 |
Продолжение табл.2.2.3 | |||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Игрушки |
12,1 |
9,1 |
75,2 |
25 |
18 |
72,0 |
1 |
1 |
100,0 |
Прочие культтовары |
11,4 |
11,3 |
99,1 |
18 |
17 |
94,4 |
32 |
24 |
75,0 |
Сельскохоз-й инструмент |
16,0 |
10 |
62,5 |
32 |
31 |
96,9 |
141 |
30 |
21,3 |
Хоз. товары |
143,9 |
135,3 |
94,0 |
194 |
168 |
86,6 |
224 |
196 |
85,3 |
Носители аудио и видео информации |
0,2 |
0,2 |
100,0 |
0 |
0 |
- |
1 |
1 |
100 |
Строй материалы |
33,9 |
319,1 |
941,3 |
526 |
482 |
91,6 |
742 |
705 |
95,0 |
Обзорно – шорные изд-я |
2,6 |
2,6 |
100,0 |
1 |
1 |
100,0 |
2 |
2 |
100,0 |
Товары бытовой химии |
171,9 |
161,9 |
94,2 |
202 |
182 |
90,1 |
234 |
310 |
132,5 |
Другие непродовольственные товары |
106,2 |
101,8 |
95,9 |
215 |
197 |
91,6 |
282 |
266 |
94,3 |
Итого непродовольственных товаров |
15476 |
14322 |
92,5 |
20136 |
18441 |
91,6 |
5765 |
5050 |
87,6 |
Как видно из табл. 2.2.3, в 2007 году сократился удельный вес отечественных непродовольственных товаров и составил 87,6%. Это произошло вследствие изменения структуры реализации синтетических моющих средств, мыла туалетного, ковров, стеклянной посуды и др. На рис.4 представлен состав реализации непродовольственных товаров Светлогорским райпо за 2007г.
Рис. 4 Структура реализации непродовольственных товаров Светлогорского райпо за 2007 год
Как видно из рис.4, наибольший вес в реализации имеют табачные изделия и составляет 29%, затем идут стройматериалы (13%), электротовары (10%).
Проанализируем товарные запасы организации, используя табл. 2.2.4
Таблица 2.2.4
Влияние обеспеченности товарными ресурсами и эффективности их использования на розничный товарооборот
Показатели |
2005 |
2006 |
2007 |
Темп изменения, % | ||
2006 / 2005 |
2007 / 2006 |
2007 / 2005 | ||||
Запасы товаров на начало периода |
1507 |
1210 |
1816 |
80% |
150% |
121% |
Поступление товаров |
15698 |
21198 |
25631 |
135% |
121% |
163% |
Баланс |
17205 |
22408 |
27447 |
130% |
122% |
160% |
Розничный товарооборот |
15478 |
20136 |
24958 |
130% |
124% |
161% |
Прочее выбытие товаров на конец периода |
517 |
456 |
129 |
88% |
28% |
25% |
Запасы товаров на конец периода |
1210 |
1816 |
2360 |
150% |
130% |
195% |
Баланс |
17205 |
22408 |
27447 |
130% |
122% |
160% |
Как видно из табл. 2.2.4, за исключением прочего выбытия товаров на конец периода все показатели обеспеченности организации товарными ресурсами увеличились. Показатели товарного баланса оказали влияние на увеличение отдельных товарных групп и товаров в различных направлениях: одни в сторону увеличения объема продаж (товарные запасы на начало года и поступление товаров), другие в сторону уменьшения розничной реализации (товарные запасы на конец года, прочее выбытие товаров).
Формирование ассортимента товаров в розничных торговых организациях - сложный процесс, базирующийся на учете действия многих факторов. Покупательский спрос выступает в качестве основного фактора, который рассматривает торговый отдел Светлогорского райпо при формировании ассортимента.
Основным методом, которым пользуются специалисты Светлогорского райпо при формировании ассортимента, является метод ассортиментного перечня. Разработка ассортиментных перечней осуществляется по типоразмерам розничных организаций, предусмотренных номенклатурой типов магазинов потребительской кооперации, утвержденной распоряжением Правления Белкоопсоюза № 84, п.1 от 27.08.96 г. и с учетом требований, изложенных в постановлении Министерства торговли Республики Беларусь №34 от 7 июля 2005 года «Об утверждении рекомендаций по разработке и утверждению обязательных минимальных ассортиментных перечней товаров для торговых объектов». Еще один документ, которым руководствуются товароведы при разработке ассортиментных перечней - Постановление № 171 от 14.04.2004 года «О методических указаниях по управлению товарными ресурсами в потребительской кооперации». Согласно этому Положению ассортиментные перечни разрабатываются сроком на два года. Помимо этого регламентируется удельный вес товаров отечественного производства в общем объеме розничного товарооборота. Он не должен быть менее 70 %.
Утверждаются ассортиментные перечни на правлении райпо и через 10 дней они доводятся до магазинов. Перечень вывешивается на видном для покупателей месте.
Также факторами, оказывающими влияние на формирование ассортимента, являются тип магазина, его месторасположение, наличие торгово-технологического оборудования, численность обслуживаемого населения, наличие конкурентов.
Продажу продовольственных товаров в райпо осуществляет 80 магазинов. Специалисты Светлогорского райпо ведут работу по формированию ассортимента в розничной торговле в постоянно меняющихся условиях. Изменяются экономическая ситуация, социальная и демографическая обстановка, денежные доходы потребителей, потребительские запросы. Эта изменения положены в основу формирования конкурентоспособности ассортимента в магазинах райпо.
Информация о работе Понятие и сущность ассортиментной политики предприятия