Позиционирование Москвы: лицо России и субъект мировой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 04:39, дипломная работа

Описание работы

В общественном сознании Россия ассоциируется, в первую очередь, с ее столицей – Москвой. Москва, как политический, экономический и культурный центр России, аккумулирует в себе огромные возможности, и все чаще воспринимается как «государство в государстве». Она выполняет так называемую репрезентативную функцию – представления России на международной арене, выступая в качестве субъекта мировой политики. В связи с этим возрастает актуальность исследования современного позиционирования Москвы, ее инвестиционной, экономической и туристической привлекательности, ее состоятельности как самостоятельного игрока в глобальном мире. Представляется целесообразной разработка проекта по выявлению основных позиций и выработке ключевых тенденций, определяющих место Москвы в мировой политике и имеющих целью формирование достойного образа современной столицы одного из ведущих государств мира, что, безусловно, будет способствовать укреплению международного авторитета Москвы и России в целом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы позиционирования города Москвы……...…....8
1.1. Понятие «позиционирование»…………………………………………………………8
1.2. Соотношение понятий «позиционирование» и «территориальный маркетинг»…..12
1.3. Понятие «позиционирование города»…………………………………………...........21
2. Позиционирование города Москвы на национальном и международном уровнях………………………………………………………29
2.1 Позиционирование города Москвы в рамках концепции «ворота в глобальный мир»……………………………………………………………………………………………..29
2.2 Позиционирование Москвы как столицы России……………………………………...37
2.2.1 Инвестиционная привлекательность Москвы……………………………………………....39
2.2.2 Туристическая привлекательность Москвы………………………………………………...44
2.2.3 Уровень и качество жизни в Москве…………………………………………………………..48
2.3 Позиционирование Москвы в качестве центра международного сотрудничества………………………………………………………………………………....56
2.3.1 Роль Москвы в качестве политического и экономического центра РФ в контексте взаимоотношений Москвы с регионами России………………………………………………..….56
2.3.2 Международная деятельность Москвы как составная часть внешней политики России……………………………………………………………………………………………………….63
3. Рекомендации по повышению эффективности глобального позиционирования Москвы на современном этапе………………………..72
3.2 Рекомендации по повышению эффективности позиционирования города Москвы как города благоприятного для жизни…………………………………………………………….76
3.3 Рекомендации по повышению эффективности позиционирования города Москвы как международного финансового центра в контексте его инвестиционной и туристической привлекательности……………………………………………………………………………..87
Заключение………………………………………………………………...……91
Список литературы……………………………………………………..……...95
Приложения……………………………………………………………………106.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 838.00 Кб (Скачать файл)

Многие новые районы Москвы в экологическом отношении вполне благополучны. Здесь создаются зеленые зоны, парки. Между домами планируются большие и удобные дворы, детские площадки, газоны, кустарник, деревья. Одновременно с жилыми кварталами строятся новые магазины и супермаркеты.

В составе правительства Москвы существует Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. В начале 2005 года была разработана Экологическая доктрина города Москвы95, которая должна действовать до конца текущего 2010 года. Городская дума приняла много законов по экологии. Из Москвы выводятся многие промышленные предприятия, а на месте прежних промышленных зон, а также городских свалок разбиваются парки и строятся жилые дома. Для озеленения столицы в город завозится ежегодно до 800 тысяч кубометров растительного грунта. На каждого жителя столицы в настоящее время приходится в среднем по 16 кв. м зеленых насаждений 96.

Необходимо отметить, что в области экологии не полностью решена кадровая проблема – государственная служба не является привлекательным местом работы для экологов-выпускников вузов в связи низкой оплатой труда в сравнении со сферой частного бизнеса.

2.3 Позиционирование Москвы в качестве центра международного сотрудничества.

2.3.1 Роль Москвы в качестве политического и экономического центра РФ в контексте взаимоотношений Москвы с регионами России.

Москва — это столица очень большого федеративного государства, центр московской агломерации и межрегионального взаимодействия, ее связи с регионами чрезвычайно многообразны и интенсивны. Через Москву регионы общаются друг с другом, обмениваясь людьми, культурными ценностями, товарами. Так происходит в любой европейской стране, где понятия «главный город страны» и «столица» — синонимы. Эти понятия не совпадают в Америке, в Австралии и во многих странах Азии. В США, в Китае или в Индии несколько крупных городов соперничают друг с другом как центры культуры, науки и промышленности. Но в России именно Москва доминирует не только как политический, но и как экономический и культурный центр, и лишь Санкт-Петербург может с ней конкурировать, хотя и не по всем направлениям. В Германии или Англии уровень жизни граждан в провинции не ниже, чем в столице, а во многих случаях даже выше. Жители Калифорнии в США живут даже лучше, чем жители Нью-Йорка и Вашингтона. Но Москва по уровню и качеству жизни обгоняет другие города России. Однако суждения о том, что Москва живет хорошо за счет регионов, что она эксплуатирует всю Россию или даже «жирует» за счет областей и республик — эти суждения слишком примитивны и ошибочны.

Проблема отношений столицы и провинции, Москвы и регионов России многогранна, здесь перемешаны экономические, культурные и исторические проблемы. Имеют значение и личные качества лидеров. Москва не сразу стала «стольным» или «первопрестольным» городом и собирателем русских земель.

В условиях советской сверхцентрализации и при отсутствии свободы передвижения многие из талантливых людей из провинции не могли обосноваться для работы в Москве, и это мешало раскрытию их талантов. Но и талантливые люди из числа москвичей не хотели переезжать в провинцию, где их деловые способности и таланты могли бы раскрыться полнее, чем в переполненной способными и амбициозными людьми, а также начальниками всех видов Москве. Сегодня большая часть прежних барьеров отпала. Однако появилось много новых барьеров в обмене людьми и ресурсами между провинцией и столицей. Логика авторитарной власти вела к раздроблению регионов по формуле «сильный центр — слабые регионы». В условиях демократии и для ускорения экономического, культурного и научного прогресса было лучше иметь более самостоятельные и более крупные регионы по формуле «сильные регионы — сильный центр. В Российской Федерации сегодня 87 регионов, и это создает немалые трудности для управления.

На сегодняшний день Москва многое делает для регионов. На конец 2006 года у Москвы имелось около 300 действующих межрегиональных соглашений, и партнерами Москвы по этим соглашениям выступали 79 субъектов Российской Федерации97. Кроме того, Москва имела отдельные договоры о сотрудничестве с 23 городами России. Это взаимовыгодное сотрудничество, которое учитывает и общероссийские интересы. Так, например, овощи и фрукты идут в Москву из 55 крупных хозяйств, расположенных в двенадцати российских регионах. В снабжении Москвы мясомолочной продукцией доля российских регионов упала в 1991 — 1996 годах до 12%, но сегодня она поднялась до 35%. Еще 40% такой продукции Москва получала из ближнего зарубежья — Белоруссии, Украины, Прибалтики. Эти связи сложились еще в советское время, и разрывать их было бы ошибочно. Кроме собственно Московской области поставщиками продовольствия в столицу являются главным образом Ярославская, Калужская, Белгородская, Липецкая и Самарская области, а также Ставропольский и Краснодарский края. Эти поставки растут. При этом Москва не просто открывает для регионов свои рынки или проводит на 250 площадках «ярмарки выходного дня», но и вкладывает немалые средства в сельское хозяйство регионов. Москва вложила немалые средства в развитие мясомолочной отрасли Калужской и Белгородской областей. Один из самых больших овощеводческих комбинатов юга России — «Южный» в Карачаево-Черкесии — является собственностью московского правительства. За право на реконструкцию этого комбината боролись фирмы Израиля, Испании, Франции и Голландии. Однако тендер выиграла одна из голландских фирм. Ее вложения в развитие комбината и в новые технологии были гарантированы московским правительством. Москва помогла восстановить производство одному из самых крупных заводов по производству конструкций для мостов и фундаментов — ЗАО «Воронежстальмост». Этот завод выполняет теперь не только крупные заказы из Москвы, но и из других городов, даже из Вьетнама. По московским чертежам и по заказам столицы работает завод лифтового оборудования в Ярославле. Москва не просто закупает продовольствие в соседних с ней областях, но строит здесь агрохолдинги, свиноводческие фермы, животноводческие комплексы. Объем инвестиций Москвы в промышленность и сельское хозяйство центральных областей превысил миллиард долларов на начало 2006 года98.

Более чем в 50 областях России Москва не просто ведет строительство жилья, школ, больниц, но и помогает становлению местного строительного производства. Московские строительные компании приходят в регион, чтобы «раскрутить» строительную отрасль. Москва начинает организацию строительства, доводит до конца несколько намеченных объектов, а затем может уйти в другой регион, оставив области налаженный строительный комплекс, технику и обученный новым технологиям персонал. Многие объекты Москва строит безвозмездно. Так, например, в Буденновске Москва построила новую больницу, а в Беслане — две больших школы. В 2004 году Москва построила в регионах России около 400 тысяч м2 жилья. В 2007 году — около 1 млн м2. Для руководства и координации строительных программ в регионах в Московском департаменте по градостроительству и реконструкции г. Москвы было создано специальное управление — ГУП «Регионстройинвест».

Москва, как известно, является самым крупным из доноров федерального бюджета. В настоящее время 25% всех расходуемых россиянами денежных средств тратятся в Москве.99 Столица является третьим городом в мире по величине городского бюджета, составившего в 2008 году 48 млрд долларов США.100 На состояние 1 июля 2008 года в Москве и Московской области работали 481 коммерческий банк (42,3% от общего числа действующих в России банков).101 По объемам строительства жилой, коммерческой и офисной недвижимости Москва – лидер среди регионов России.102 В 2008 году доля Москвы в обороте розничной торговли России составила порядка 19%.103 По оценкам Министерства финансов РФ Москва относится к недотационным субъектам Федерации, так как располагает достаточными источниками доходов для самостоятельного финансирования расходной части своего бюджета.104 Но Москва оказывает финансовую поддержку регионам не только через бюджет, но и непосредственно — через кредиты. В Москве зарегистрировано более 50% всех коммерческих банков страны, их доля составляет более 85% активов всей банковской системы РФ.105Конечно, занимать деньги было бы дешевле за границей, чем внутри страны. Однако крупные западные банки считают слишком рискованным давать займы непосредственно властям и бизнесу далеких от них российских регионов. Такое кредитование идет через систему банков, в том числе и через московские муниципальные банки, включая и Банк Москвы. И московские начинания в строительстве, и помощь кредитами — это, конечно же, большая помощь регионам, но не благотворительность. Это работа или бизнес, который приносит московским компаниям хорошую прибыль. Косвенно выигрывают от всего этого бизнеса и рядовые жители Москвы.

Конечно, жители Москвы имеют несомненные преимущества с точки зрения информации, услуг образования и печати. Москвичи больше, чем жители провинции покупают и читают книг, газет и журналов. По многим отраслям науки способные люди могут работать и делать карьеру только в Москве. Наследие советской сверхцентрализации еще не преодолено. В столицах всех стран мира концентрируется национальная и политическая элита этих стран. Здесь принимаются наиболее важные решения. Для гостей Москвы трудно провести различие между теми сферами деятельности, за которые отвечает непосредственно московское правительство, и теми, за которые отвечают федеральные власти. Почти все столичные вузы работают под руководством федеральных властей, но их чаще всего называют не «российскими», а «московскими». На сегодня роль Москвы в подготовке кадров для всей России очень велика — во всех сферах экономики, культуры, науки и государственного строительства. Выпускники московских вузов работают во всех регионах России. Во многих крупных городах России созданы филиалы московских вузов. В течение последних пяти лет существенно расширилась система московских международных институтов и университетов, в том числе и создаваемых на коммерческой частной основе. В этих учебных заведениях могут учиться студенты из всех стран мира. Но здесь также читают курсы лекций, которые с помощью специальных телевизионных каналов можно слушать в аудиториях далеких от Москвы городов. Такие аудитории и группы из студентов, знающих русский язык, создаются на платной основе в регионах России, в странах СНГ, в Китае и в Монголии, в Румынии, Болгарии и в Израиле. Образовательные услуги Москва предоставляет и через Интернет. В любом случае Москва служит для всех регионов России самым важным центром научной и культурной информации и новостей. Через Москву регионы осуществляют многие виды связи друг с другом и со всем миром.

В последние несколько лет социологи проводили изучение имиджа Москвы в провинции. Как воспринимают Москву жители малых и средних городов России? Что они говорят о Москве и москвичах? Для многих московских патриотов данные этих исследований были не слишком приятны. Да, конечно, главы администраций почти всех других городов и регионов относятся к столице и к ее мэру Юрию Лужкову с должным уважением. Это можно сказать и о региональной элите. Пример Москвы носит для большинства регионов стимулирующий характер. В Москву любят приезжать, хотя далеко не все хотели бы здесь жить. Богатые люди из регионов вкладывают деньги в московскую недвижимость.

Однако в восприятии Москвы жителями провинции много мифов, предубеждений, даже отрицательных эмоций. По данным Института комплексных социальных исследований РАН106, который представил в декабре 2003 года результаты опроса по теме «Мегаполисы и провинция в современной России», мало кто из жителей провинции поддержал крайние тезисы вроде того, что «Москва — это центр преступного мира». Назвать Москву «сердцем России» готовы были 42% самих москвичей, 35% жителей небольших городов, 26% жителей областных центров и 23% жителей Санкт-Петербурга. Тезис о том, что «Москва богатеет за счет всей остальной страны», поддержали почти 60% жителей провинциальных городов. И самим москвичам, и жителям провинции Москва представляется не только сильным, но и жестоким городом. Отмечая признаки и отличия московской жизни, 60% москвичей и 70% жителей провинции отметили, что Москва для них — это карьера, образованность, развитие, благосостояние, деловитость, культура, насилие, энергия, интеллект, заносчивость, наркотики — именно в такой последовательности. Москвичи включили еще и пьянство, но жители провинции с этим не согласились. В конце концов все согласились с тем, что жизнь пока еще одинаково трудна и в столице, и в провинции. В любом случае все поддержали тезис, что Москва и Россия — это часть и целое, и друг от друга они неотделимы.

2.3.2 Международная деятельность Москвы как составная часть внешней политики России.

Москва — это не только один из мегаполисов и не только столица Российской Федерации. Это одна из мировых столиц, что накладывает на власти и жителей Москвы дополнительную ответственность. Столица РФ занимает выгодное геополитическое положение, находясь на границе европейского и азиатского экономических пространств, являясь пересечением крупнейших транспортных путей, финансовых и товарных потоков. По заключению аналитиков Mastercard Worlwide, с точки зрения возможностей для бизнеса Москва выделяется среди крупнейших городов мира.107

Советский тоталитаризм превратил Москву в командно-административный центр всего СССР, а потом и всего советского блока. Однако Москва не являлась в прошлые десятилетия городом, открытым для сотрудничества со всем миром. Это был в значительной мере закрытый город, столица военной и политическом империи, жители которого не имели права на свободное перемещение даже в пределах стран Варшавского договора. Сегодня Москва — это открытый город, который развивает все виды туризма и поощряет все разумные формы международного сотрудничества. Сегодня рядовых москвичей можно встретить в Стамбуле и в Каире, в Пекине и в Нью-Йорке, в Бразилии и в Таиланде. Масштабы и возможности Москвы, а также значительные суверенные права российской столицы как одного из субъектов Российской Федерации позволяют московскому правительству действовать по многим важным направлениям международного сотрудничества вполне самостоятельно. И по Конституции Российской Федерации108, и в соответствии с федеральным законом109, и Уставом города Москвы110, Москва имеет право заключать соглашения с зарубежными государствами, если на то есть согласие другой стороны. Как субъект Федерации, Москва может заключать экономические и торговые соглашения за пределами России, она может получать и выдавать кредиты, выпускать городские ценные бумаги, заключать соглашения о культурном сотрудничестве и т. д. Московская городская дума в рамках своей компетенции, определенной статьей 77 Устава города Москвы, заключает соглашения о сотрудничестве с законодательными (представительными) органами государственной власти иностранных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, непосредственно осуществляет международные и межрегиональные связи с органами представительной власти городов и регионов иностранных государств, международными межпарламентскими и иными зарубежными организациями.

 Интересы такого мегаполиса, каким является Москва, объективно требуют поддержания и постоянного развития активных связей с зарубежными партнерами. На сегодняшний день столица сотрудничает с городами, регионами и государствами на всех континентах, на различных уровнях и в самом широком диапазоне. В настоящее время Москва поддерживает регулярные контакты с более чем с 150 зарубежными городами и регионами, осуществляет сотрудничество с 203 странами мира.

Приоритетным  направлением двусторонних связей признано сотрудничество с партнерами в странах  СНГ и Балтии. Договорные отношения имеются со многими областями и городами Белоруссии, Казахстана, Украины, Узбекистана. Существует целый ряд соглашений, подписанных Правительством Москвы с правительствами Армении, Азербайджана, Киргизии и других стран, главным образом стран СНГ.

Москва также  поддерживает довольно тесные контакты с Пекином и Ханоем, Токио и  Сеулом, Бангкоком и Вьентьяном, Анкарой и Катманду, Нью-Йорком и  Оттавой. Среди партнеров российской столицы есть целые штаты США  и сравнительно небольшие города, например, Варна и Трир. С ними сотрудничают московские префектуры и управы. Таким образом, с Варной сотрудничает префектура Южного округа столицы, а с Триром – район Вешняки Восточного округа Москвы.

Установлены связи  также и на латиноамериканском континенте – с Каракасом (Венесуэла). Продолжают развиваться партнерские отношения со столицами Центральной и Южной Америки: с Боготой, Кито, Гаваной, Ла-Пасом.

Столица имеет более десяти соглашений с регионами зарубежных стран. В ФРГ — это Бавария, Гессен и Северный Рейн-Вестфалия, в США — штат Юта, в Бразилии - штат Санта-Катарина. Москва имеет соглашение о сотрудничестве с властями более чем 80 столиц во всех частях света. Довольно тесные контакты Москва поддерживает с Софией, Берлином, Мюнхеном, Брюсселем, Веной, Дюссельдорфом, Флоренцией, Краковом, Пекином, Улан-Батором. Наконец, партнерами Москвы являются крупнейшие мегаполисы, которые не являются столицами, - Шанхай, Нью-Йорк, Монреаль, Стамбул, Сан-Пауло, Дюссельдорф и другие. В Департаменте внешнеэкономических и международных связей города Москвы зарегистрированы более 140 действующих соглашений с ее партнерами за рубежом111. Таким образом, с Нью-Йорком Москва сотрудничает в работе по возведению сверхвысоких зданий; с Монреалем Москва сотрудничает при возведении крупных подземных объектов и тоннелей; проходческие щиты для московских тоннелей изготовлены в ФРГ; с властями Вены и других европейских столиц Москва сотрудничает при решении своих экологических проблем; с американским штатом Юта Москва проводила совместные детские и юношеские спортивные игры; с бразильским штатом Санта-Катарина Москва поддерживает отношения в сфере торговли и культуры.

Информация о работе Позиционирование Москвы: лицо России и субъект мировой политики