Позиционирование Москвы: лицо России и субъект мировой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 04:39, дипломная работа

Описание работы

В общественном сознании Россия ассоциируется, в первую очередь, с ее столицей – Москвой. Москва, как политический, экономический и культурный центр России, аккумулирует в себе огромные возможности, и все чаще воспринимается как «государство в государстве». Она выполняет так называемую репрезентативную функцию – представления России на международной арене, выступая в качестве субъекта мировой политики. В связи с этим возрастает актуальность исследования современного позиционирования Москвы, ее инвестиционной, экономической и туристической привлекательности, ее состоятельности как самостоятельного игрока в глобальном мире. Представляется целесообразной разработка проекта по выявлению основных позиций и выработке ключевых тенденций, определяющих место Москвы в мировой политике и имеющих целью формирование достойного образа современной столицы одного из ведущих государств мира, что, безусловно, будет способствовать укреплению международного авторитета Москвы и России в целом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы позиционирования города Москвы……...…....8
1.1. Понятие «позиционирование»…………………………………………………………8
1.2. Соотношение понятий «позиционирование» и «территориальный маркетинг»…..12
1.3. Понятие «позиционирование города»…………………………………………...........21
2. Позиционирование города Москвы на национальном и международном уровнях………………………………………………………29
2.1 Позиционирование города Москвы в рамках концепции «ворота в глобальный мир»……………………………………………………………………………………………..29
2.2 Позиционирование Москвы как столицы России……………………………………...37
2.2.1 Инвестиционная привлекательность Москвы……………………………………………....39
2.2.2 Туристическая привлекательность Москвы………………………………………………...44
2.2.3 Уровень и качество жизни в Москве…………………………………………………………..48
2.3 Позиционирование Москвы в качестве центра международного сотрудничества………………………………………………………………………………....56
2.3.1 Роль Москвы в качестве политического и экономического центра РФ в контексте взаимоотношений Москвы с регионами России………………………………………………..….56
2.3.2 Международная деятельность Москвы как составная часть внешней политики России……………………………………………………………………………………………………….63
3. Рекомендации по повышению эффективности глобального позиционирования Москвы на современном этапе………………………..72
3.2 Рекомендации по повышению эффективности позиционирования города Москвы как города благоприятного для жизни…………………………………………………………….76
3.3 Рекомендации по повышению эффективности позиционирования города Москвы как международного финансового центра в контексте его инвестиционной и туристической привлекательности……………………………………………………………………………..87
Заключение………………………………………………………………...……91
Список литературы……………………………………………………..……...95
Приложения……………………………………………………………………106.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 838.00 Кб (Скачать файл)

На регулярной основе работает «Международная Конференция мэров городов мира», в рамках которой в 2004 году мэры 72 столиц собирались в Москве. Эта организация была учреждена в 2000 году в Париже. Также на регулярной основе работает в рамках СНГ «Международная Ассамблея столиц и крупных городов», которая объединяет 84 города из 12 стран.

Одним из эффективных инструментов взаимодействия Москвы с партнерами в зарубежных странах стали Дома Москвы (московские культурно-деловые центры), которые содействуют установлению межмуниципальных контактов, сотрудничают с организациями соотечественников, осуществляют поиск потребителей продукции московских предприятий, реализуют культурно-просветительские функции и гуманитарные программы, осуществляют научно-техническое и экономическое сотрудничество. Такие Дома успешно работают в Риге, Софии, Ереване и Севастополе.

Особую роль в укреплении всесторонних связей с нашими зарубежными партнерами играют Дни Москвы в столицах зарубежных государств и Дни столиц зарубежных государств в Москве. Во время таких Дней проходят встречи руководителей городов, концерты, выставки, ярмарки, "круглые столы" по широкому кругу актуальных проблем и многие другие мероприятия, способствующие развитию взаимовыгодного сотрудничества.

Правительство Москвы активно участвует в работе такого авторитетного международного объединения, как "Глокал форум", где обсуждаются вопросы роли городов в международных отношениях, внедрения электронных систем управления городским хозяйством, деятельности Международного молодежного парламента, совершенствования работы городских структур, гармонизации процессов глобализации и местного самоуправления.

Москва стремится развивать сотрудничество со странами ЕС, и в этой связи большое значение придает взаимодействию с Комитетом регионов Европейского союза.

Традиционно Москва участвует в заседаниях, которые проводит Конгресс местных и региональных властей Европы (КМРВЕ) Совета Европы в Страсбурге. На них рассматриваются наиболее актуальные проблемы, с которыми приходится сталкиваться крупнейшим регионам Европы.

Перспективным координирующим органом взаимодействия муниципальных властей в мировом сообществе является образованная в 2004 году Всемирная организация «Объединенные города и местные власти», в работе которой Москва принимает самое активное участие.

Зарубежные партнеры участвовали и участвуют в реализации таких важнейших московских проектов, как "Электронная Москва", "Одно окно", "Кадастр города Москвы", реконструкция аэропорта Внуково, Всероссийского выставочного центра и района Лефортово, создание сети мелкооптовых и розничных торговых центров, строительство современных парковочных комплексов. Это позволяет применять самые современные технологии и привлекать иностранные инвестиции.

Формы и методы работы с зарубежными партнерами постоянно совершенствуются, появляются новые, более эффективные. Помимо ставших традиционными Дней Москвы за рубежом и Дней зарубежных городов в Москве все более популярной, особенно среди предпринимателей и торгово-промышленных палат, становятся Дни экономики зарубежных партнеров в Москве и Дни экономики Москвы за рубежом.

Свое дальнейшее развитие получили связи Москвы со странами Юго-Восточной Азии. В феврале 2005 года были организованы Дни Москвы во Вьентьяне (Лаос).

Сегодня Москву с полным правом можно назвать одной из ведущих столиц крупного мирового бизнеса. Расширяется география внешнеторгового сотрудничества города, увеличивается доля промышленно развитых стран в экспорте московских предприятий и в импорте из-за рубежа. В настоящее время в Москве проживает свыше 300 тыс. иностранцев, функционирует около 35 тыс. иностранных представительств, более 5 тыс. иностранных фирм, многие из которых тесно сотрудничают не только со своими деловыми партнерами, но и непосредственно с Правительством Москвы112. Развитая инфраструктура столицы обеспечивает предпосылки для создания и функционирования практически всех форм бизнеса, в том числе для предприятий с участием иностранного капитала. Москва сотрудничает с международными организациями – ОБСЕ, ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и другими, что способствует решению вопросов обеспечения социальных и гражданских прав москвичей, гуманитарных проблем мегаполиса, образования, науки и культуры, проблем демографической ситуации, экологической безопасности и защиты окружающей среды. Так, Москва – единственный город в мире, который имеет прямой договор с ЮНЕСКО. С 2008 года Москва является членом Организации городов всемирного наследия, столица принимала участие в мероприятиях организации Объединенных городов и местных властей. В том же 2008 году Москва завершила совместный с ПРООН проект «Содействие разработке и внедрению системы поддержки экспорта и привлечению инвестиций «Московская экспортная инициатива, кроме того, были созданы интернет-порталы «Инвестиционные ворота Москвы» и «Портал внешнеторговой информации», непосредственно связанные с информационными ресурсами профильных структур ООН.

Также довольно тесные контакты установились у Московской городской думы с Международным Дельфийским советом. Эта общественная организация имеет свои филиалы во всем мире, в том числе и в России. Москвой был создан Московский союз общественных объединений - обществ дружбы с народами зарубежных стран (МСОД).

Соотечественники за рубежом. Особое внимание Правительство Москвы уделяет работе, направленной на поддержку соотечественников за рубежом. Это свыше 30 млн. граждан, проживающих в различных странах мира, которые своей исторической родиной считают Россию. Из года в год эта работа все более расширяется, затрагивая различные аспекты жизни соотечественников.

В соответствии с Постановлением Правительства «Об утверждении Сводного плана мероприятий по осуществлению государственной политики в отношении соотечественников за рубежом» и Законом г. Москвы «О поддержке соотечественников за рубежом органами государственной власти города Москвы»113, Москва рассматривает оказание соотечественникам помощи и поддержки как одну из важных составных частей социальной государственной политики. Главными приоритетами здесь остаются: защита прав соотечественников, поддержка и консолидация общественных объединений и организаций российской диаспоры, оказание медицинской и социальной помощи ветеранам Великой Отечественной войны, поддержка образования на русском языке и русской культуры, развитие экономических связей с зарубежными соотечественниками. Программы поддержки соотечественников реализуются Правительством Москвы во взаимодействии с МИД России, администрацией президента и другими федеральными структурами, среди которых Государственная Дума, Совет Федерации, Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом и другие.

Такая системность позволила наладить прочные связи с организациями соотечественников в более чем 50 странах мира. Налажена работа в национальных и международных судах по защите прав в странах Балтии, в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ).

Сегодня общепризнанно, что Москва в этой деятельности является очевидным лидером среди всех субъектов Российской Федерации.

Так, в декабре 2009 года в Москве прошел III Всемирный конгресс русских соотечественников, проживающих за рубежом. В нем приняли участие более 1тысячи представителей русских диаспор из 90 стран мира.114

Важную роль в процессе координации усилий всех заинтересованных организаций по поддержке российских соотечественников, проживающих за рубежом, призван сыграть созданный в 2004 году по инициативе Правительства Москвы Центр гуманитарного и делового сотрудничества с соотечественниками за рубежом - Московский Дом соотечественника.

За прошедшие годы Московский Дом соотечественника стал центром сосредоточения общественных, научных, культурных, деловых и других объединений зарубежных соотечественников. Дом превратился в источник генерирования идей по созданию условий для удовлетворения национально-культурных и образовательных запросов, полноправного общественного и культурного развития представителей российских диаспор за рубежом, а также плодотворного взаимодействия Москвы с бизнес-структурами зарубежных соотечественников.

Правительство Москвы работает в тесном контакте с Международным советом российских соотечественников (МСРС), в состав которого сегодня входят представители 66 общественных организаций и объединений соотечественников из 38 стран мира115.

Каждый год по итогам вручения награды "Соотечественник года" выходит художественный альбом, посвященный этому событию116.

«Москва является мировым экономическим и политическим центром, мостом между Востоком и Западом, городом науки, знаний, передовых технологий, мировой культурной столицей, комфортной для проживания, обладающей уникальным историческим наследием и богатым творческим потенциалом»117.

Столица проводит активную внешнюю политику, которая не расходится по целям и направлению с внешней политикой всей России.

3. Рекомендации  по повышению эффективности глобального  позиционирования Москвы на современном  этапе.

Очевидно, для  того, чтобы разработать рациональную систему рекомендаций по повышению эффективности глобального позиционирования Москвы в современном мире, - и, как следствие, улучшению инвестиционного климата в столице, повышению туристической привлекательности города и уровня жизни горожан, -  будет целесообразным определиться, прежде всего, с задачами, осуществление которых является важнейшим условием для реализации вышеуказанных целей позиционирования столицы.

Среди задач  можно выделить следующие:

-   определение    в   целях  использования    в практической        работе       основополагающих принципов     позиционирования     Москвы       в современном мире;

  • налаживание и осуществление на постоянной основе системной скоординированной работы всех органов исполнительной власти города Москвы по повышению международного авторитета российской столицы и формированию положительного образа города Москвы в стране и за рубежом;
  • формирование в массовом общественном сознании в стране и за рубежом позитивного образа современной Москвы на основе информации о реальных достижениях города и планах его дальнейшего   развития;
  • активное задействование возможностей общественности, неправительственных организаций, спонсорства и меценатства для международного продвижения города Москвы;
  • преодоление информационного негатива и фактической блокады позитивных сообщений о городе Москве в СМИ путем выхода на непосредственных потребителей информации через сеть Интернет;
  • содействие экономическому, культурному, гуманитарному, спортивному и иному сотрудничеству с зарубежными партнерами в интересах продвижения города Москвы, расширяя использование в этих целях сети Домов Москвы за рубежом;
  • содействие реализации программ   социально-экономического, экологического развития города Москвы посредством использования передового зарубежного опыта;

Рекомендуемые мероприятия для решения указанных задач:

  • изучение опыта городов, удерживающих лидирующие позиции в признанных международных рейтингах, и городов, наиболее динамично повышающих свои позиции в этих рейтингах118 (К числу ведущих мировых городов, в первую очередь, относятся Нью-Йорк, Токио, Париж и Лондон, соответственно именно их опыт представляет интерес при определении стратегических целей позиционирования города Москвы);
  • проведение международных семинаров и конференций по вопросам позиционирования  городов и регионов;
  • издание и распространение информационных материалов о Москве на русском,   и иностранных языках;
  • проведение специализированных мероприятий для улучшения взаимодействия с иностранными журналистами, аккредитованными в Москве; продвижение в зарубежные СМИ, в том числе русскоязычные, материалов о городе Москве и деятельности Правительства Москвы;
  • проведение приемов-презентаций для дипломатического корпуса от имени Мэра Москвы;
  • проведение общегородских массовых общественных акций и кампаний, нацеленных на повышение эффективности позиционирования столицы в общественном сознании москвичей;
  • проведение различных социологических исследований посвященных, например, анализу мнений о Москве иностранных граждан, живущих в России, а также анализу позиций Москвы в координатах зарубежного бизнеса119;
  • разработка дизайна визуальных символов, товарных знаков качества города Москвы и концепции их применения120;

Происходящие в России и в том числе городе Москве позитивные политические, экономические и социальные процессы пока не находят адекватного отражения в российском и зарубежном массовом сознании.

В публикациях о городе Москве по-прежнему преобладает негативная информация. В рейтингах столица Российской Федерации получает заниженные оценки. При этом положительные факторы, характеризующие современную Москву, по сути, игнорируются. Вместе с тем сегодня в Москве ведется широкомасштабное строительство, малый и средний бизнес имеет европейский потенциал, т. е. примерно 50 % населения города связали свою судьбу с малым и средним бизнесом. Москва достигла европейских нормативов крупных цивилизованных городов по торговому обслуживанию населения, а в отдельных случаях превысила многие показатели мировых стандартов. Соответственно, одним из приоритетных направлений деятельности на данном этапе является преодоление негативных подходов и тенденциозности восприятия Москвы в стране и за рубежом.

Информация о работе Позиционирование Москвы: лицо России и субъект мировой политики