Позиционирование Москвы: лицо России и субъект мировой политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 04:39, дипломная работа

Описание работы

В общественном сознании Россия ассоциируется, в первую очередь, с ее столицей – Москвой. Москва, как политический, экономический и культурный центр России, аккумулирует в себе огромные возможности, и все чаще воспринимается как «государство в государстве». Она выполняет так называемую репрезентативную функцию – представления России на международной арене, выступая в качестве субъекта мировой политики. В связи с этим возрастает актуальность исследования современного позиционирования Москвы, ее инвестиционной, экономической и туристической привлекательности, ее состоятельности как самостоятельного игрока в глобальном мире. Представляется целесообразной разработка проекта по выявлению основных позиций и выработке ключевых тенденций, определяющих место Москвы в мировой политике и имеющих целью формирование достойного образа современной столицы одного из ведущих государств мира, что, безусловно, будет способствовать укреплению международного авторитета Москвы и России в целом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы позиционирования города Москвы……...…....8
1.1. Понятие «позиционирование»…………………………………………………………8
1.2. Соотношение понятий «позиционирование» и «территориальный маркетинг»…..12
1.3. Понятие «позиционирование города»…………………………………………...........21
2. Позиционирование города Москвы на национальном и международном уровнях………………………………………………………29
2.1 Позиционирование города Москвы в рамках концепции «ворота в глобальный мир»……………………………………………………………………………………………..29
2.2 Позиционирование Москвы как столицы России……………………………………...37
2.2.1 Инвестиционная привлекательность Москвы……………………………………………....39
2.2.2 Туристическая привлекательность Москвы………………………………………………...44
2.2.3 Уровень и качество жизни в Москве…………………………………………………………..48
2.3 Позиционирование Москвы в качестве центра международного сотрудничества………………………………………………………………………………....56
2.3.1 Роль Москвы в качестве политического и экономического центра РФ в контексте взаимоотношений Москвы с регионами России………………………………………………..….56
2.3.2 Международная деятельность Москвы как составная часть внешней политики России……………………………………………………………………………………………………….63
3. Рекомендации по повышению эффективности глобального позиционирования Москвы на современном этапе………………………..72
3.2 Рекомендации по повышению эффективности позиционирования города Москвы как города благоприятного для жизни…………………………………………………………….76
3.3 Рекомендации по повышению эффективности позиционирования города Москвы как международного финансового центра в контексте его инвестиционной и туристической привлекательности……………………………………………………………………………..87
Заключение………………………………………………………………...……91
Список литературы……………………………………………………..……...95
Приложения……………………………………………………………………106.

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 838.00 Кб (Скачать файл)

Преобладание негативных материалов о российской столице в определенной мере объясняется недостатком положительной информации в отечественных СМИ, являющихся в значительной степени источником для зарубежных средств массовой информации. Важно ликвидировать этот ныне существующий дефицит. Для этого необходимо наладить работу по производству позитивной информации о городе Москве и ее распространению на постоянной основе.

В настоящее время иностранные информационные агентства и журналисты не обеспечиваются в достаточной мере качественной информацией о достижениях российской столицы. Вместе с тем обильно поставляется негатив о взрывах, авариях, терактах (как, например, информация о терактах в Московском метрополитене 29 марта 2010 моментально стала предметом обсуждения во всем мире) и т.п.

На восприятии столицы за рубежом негативно сказывается то, что за рубежом город перестали считать безопасным. При этом предоставляется крайне мало информации о том, что в отличие от многих других городов в городе Москве создана современная система предупреждения и отражения угроз жизнедеятельности и что по уровню безопасности город Москва опережает многие сопоставимые мегаполисы мира.

Необходимо продвигать город Москву как город, благоприятный для международного сотрудничества бизнеса и инвестиций. Город Москва как субъект Российской Федерации обладает правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей и тем самым возможностью самостоятельно участвовать в развернувшейся сегодня в мире конкурентной борьбе городов121.

Важную роль в повышении международного авторитета города Москвы могут сыграть интернет-технологии, которые активно используются как мощный информационный ресурс.

3.1 Рекомендации по повышению эффективности позиционирования города Москвы как города благоприятного для жизни.

1. Необходима системная, комплексная и   целенаправленная   информационно-разъяснительная работа, показывающая реальные достижения и возможности столицы   Российской Федерации, в том числе с руководством городов-партнеров и международных организаций,   с представителями политических и общественных кругов, деятелями науки, культуры и искусства, средствами массовой информации,   предпринимательскими и другими структурами, оказывающими влияние на формирование общественного мнения о городе Москве. Необходимо также наладить постоянные контакты с иностранными  журналистами и информационными агентствами в целях объективного освещения ими ситуации в городе Москве и создания   благоприятного для города   информационного поля как внутри страны,   так и за рубежом. Информация о Москве должна быть объективной. При этом не стоит бояться и отрицательных моментов, освещая те или иные события.   Важно,   чтобы все то, что сегодня является характеристикой   города,   объективно освещалось не только в России, но и за рубежом.

Построение системы взаимоотношений с российскими и зарубежными СМИ предполагает:

  • налаживание информационного сотрудничества с зарубежными СМИ через их представительства в России, осуществление непосредственно через зарубежные редакции индивидуальной работы с журналистами;
  • размещение в зарубежных СМИ материалов о городе Москве и деятельности Правительства Москвы;
  • оперативное информирование редакций отечественных и зарубежных СМИ о важных событиях, происходящих в городе Москве;
  • издание и рассылку информационных материалов для зарубежных партнеров и российских учреждений, находящихся за рубежом;
  • приглашение иностранных журналистов на важные мероприятия, проводимые в городе Москве;
  • задействование в интересах города Москвы зарубежных рейтинговых агентств122;
  • организацию на регулярной основе встреч Мэра Москвы с зарубежными журналистами и дипломатическим корпусом;
  • оперативное и адекватное реагирование на негативные публикации и кризисные ситуации, наносящие ущерб репутации города Москвы.
  • информирование мировой общественности о мерах, предпринимаемых Правительством Москвы на тех направлениях, которые сдерживают развитие города или вызывают недовольство его жителей и гостей.

2. Необходимо осуществлять продвижение кандидатуры города Москвы как места проведения крупных международных мероприятий, в том числе конференций, симпозиумов и других общественно значимых форумов, а также спортивных - Олимпийских игр, чемпионатов мира и Европы по футболу, хоккею, конькобежному спорту, водным видам спорта, автогонок, а также проведения под эгидой Олимпийского комитета международных спортивных форумов, выставок и семинаров. Осуществлять активное сотрудничество с международными спортивными организациями (Международным Олимпийским комитетом, спортивными федерациями)123.

Проведение таких спортивных мероприятий экономически выгодно, помогает быть в центре внимания мировой спортивной общественности, а также в решении вопросов развития города, его инфраструктуры. В этой связи важно постоянно информировать мировую общественность о том, что Москва имеет все возможности для проведения таких спортивных мероприятий (спортивные сооружения, крупные выставочные центры, инфраструктуру и т.д.) и способна полностью обеспечить безопасность их организаторов, участников и зрителей.

3. Актуально позиционирование Москвы как динамично развивающегося мегаполиса, успешно отвечающего вызовам XXI века.

С этой целью, как уже было сказано, видится целесообразным широкое информирование мировой общественности о проводимых в Москве крупных международных мероприятиях - конференциях, симпозиумах, фестивалях, выставках, спортивных соревнованиях и т. д. (В частности, было бы весьма актуальным придать большую международную значимость и общественный резонанс ежегодно проводимой Неделе моды в Москве, что, несомненно, приблизит Москву по этому показателю в мире моды к Парижу, Нью-Йорку, Лондону и Милану).

4.   Важное место занимает популяризация объектов культурного наследия города Москвы. Работа в этом плане предполагает привлечение спонсоров и меценатов, налаживание контактов с международными организациями по вопросам охраны памятников, привлечения иностранных инвестиций124.

5. Укрепление репутации города Москвы как одного из современных мегаполисов, имеющих опыт решения серьезных проблем городского развития, предполагает продвижение опыта Правительства Москвы в таких областях, как градостроительство, экология, обеспечение безопасности при проведении крупных спортивных и иных мероприятий национального и международного масштаба125.

Наиболее эффективными средствами при этом являются:

  • взаимодействие с международными институтами по вопросам устойчивого развития мегаполисов в XXI веке126;
  • пропаганда достижений работающих в городе Москве российских ученых, деятелей культуры и спорта;
  • распространение информации о высоких оценках города Москвы специалистами, спортсменами, деятелями науки и культуры, студентами и аспирантами, обучавшимися или стажировавшимися в российской столице;
  • освещение деятельности Правительства Москвы по поддержанию в городе атмосферы толерантности и веротерпимости, по реставрации культурных сооружений и сохранению исторического наследия.

6. Актуальным представляется создание эффективной системы информирования зарубежных аудиторий, включающей в себя как традиционные каналы работы с целевыми аудиториями (СМИ, крупные мероприятия), так и более сложные, к которым, в частности, относится работа и взаимодействие с лидерами общественного мнения - видными общественными и политическими деятелями, бизнесменами, выдающимися представителями науки, культуры и спорта, готовыми оказывать поддержку городу Москве. Их авторитетное мнение, высказанное в широкой аудитории, средствах массовой информации, может оказать значительное воздействие на формирование позитивного восприятия города Москвы как ведущего делового, культурного и политического центра мирового значения127.

7. Важным показателем, на основе которого формируют свое отношение иностранные журналисты, аналитики, общественные деятели и бизнесмены, являются ежегодные рейтинги, оценивающие уровень жизни в мировых столицах по различным критериям - от состояния системы здравоохранения или водоснабжения до уровня инвестиционной привлекательности.

Формирование позитивного общественного мнения о городе Москве предусматривает:

  • взаимодействие с экспертами и разработчиками рейтингов, международными рейтинговыми, исследовательскими и аналитическими центрами, организациями городов;
  • сотрудничество с Обществами Дружбы128, "Клубами друзей Москвы"129, авторитетными зарубежными учеными, политиками, деятелями культуры, образования, представителями деловых и общественных структур;
  • разработку и реализацию системы мониторинга, учета и последующего использования мнения политических, бизнес, общественных и научных кругов ведущих зарубежных стран;
  • привлечение к разработке и проведению мероприятий по повышению международного авторитета столицы иностранцев, проживающих в России и имеющих авторитет на международном уровне. Учитывая высокий потенциал российской образовательной системы, необходимо решать проблемы по образованию, высшей школе для тех граждан зарубежных стран, которые хотели бы учиться в городе Москве.

8. Мощным ресурсом повышения международного авторитета города Москвы являются организации и объединения российских соотечественников, проживающих за рубежом130, Международный Совет российских соотечественников131 и Международная ассоциация молодежных организаций российских соотечественников132. Речь идет о развитии их всесторонних связей с Правительством Москвы, общественными организациями и другими структурами города, о привлечении экономического, творческого и духовного потенциала соотечественников к работе по созданию привлекательного образа Москвы за рубежом, формированию эффективной системы информационного взаимодействия на этом направлении. Необходимо рассматривать соотечественников и как потенциальных инвесторов, покупателей московских товаров и услуг в странах их проживания. В рамках этой деятельности представляется важным расширение использования потенциала Московского союза обществ дружбы.

9. Важно активно использовать возможности Интернет как одного из каналов работы с целевыми аудиториями. Оперативный доступ в режиме реального времени к новостям из жизни города, к информации об инициативах Правительства Москвы, направленных на улучшение экономической, социальной и политической ситуации в столице, например, обеспечивается посредством современного информационного портала133. Хорошо структурированная информация, переведенная на основные языки международного общения, дискуссионные форумы в рамках портала позволяют сделать его не только информационной площадкой для всех, кто интересуется новостями о городе Москве, но и демонстрируют открытость российской столицы мировому сообществу.

Важным в этом смысле является также разработка методики выявления и предупреждения   потенциальных   кризисных ситуаций в информационном поле с целью быстрого и адекватного   реагирования   на  информацию, способную нанести ущерб репутации города Москвы. Необходимо осуществлять профилактические мероприятия в этом направлении.

10. Необходимо на регулярной основе проводить рейтинговые исследования, посвященные обобщению и анализу информации о современном образе города Москвы, складывающемся в сознании как российской, так и мировой общественности.

11. Приоритетными в решении социальных задач столицы являются следующие направления:

1.) Улучшение качества услуг социальной сферы и жилищно-коммунального хозяйства:

-развитие и совершенствование инфраструктуры электроэнергетики города в целях повышения надежности электроснабжения потребителей города;

-реализация мероприятий по повышению надежности водоснабжения и водоотведения, улучшению качества питьевой воды в городе Москве.

-модернизация и дальнейшее ускоренное развитие системы централизованного теплоснабжения в городе Москве.

2.) Развитие транспортной инфраструктуры города Москвы:

- развитие московского метрополитена;

- расширение, реконструкция сети автомобильных дорог;

-разработка пересадочного узла скоростного железнодорожного транспорта, связывающего аэропорты Шереметьево, Домодедово, Внуково.

3.) Реализация мероприятий по развитию системы здравоохранения в городе Москве, вывод качества медицинских услуг на мировой уровень, совершенствование страховой медицины. Развитие социальной инфраструктуры города Москвы, в том числе развитие службы быта, повышение стандарта оказываемых услуг.

12. Особого внимания требуют такие темы, как обеспечение безопасности города, борьба с терроризмом, преступностью, коррупцией. Для обеспечения общественной безопасности и правопорядка требуется жесткий контроль над криминальной ситуацией, усиление борьбы с преступностью, проведение постоянной работы по профилактике правонарушений, прежде всего, в молодежной среде. С этой целью предлагается:

- анализировать и рассматривать в установленном порядке на координационных совещаниях представительных и исполнительных органов состояние и характер преступности в городе, причины и условия, способствующие развитию коррупции и совершению преступлений организованными преступными группами; вырабатывать на них подходы к решению задач по снижению преступности и профилактике преступлений;

Информация о работе Позиционирование Москвы: лицо России и субъект мировой политики