Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:39, курс лекций
В прошлом способность потреблять обычно опережала способность производить. В этих условиях основное внимание было сосредоточено на производстве товаров. Любое усовершенствование оборудования, позволяющее увеличить производство товаров для продажи и сократить издержки производства, незамедлительно приносило плоды и признавалось полезным. Продавать товары было сравнительно легко.
Тема 1: Предмет, цели и задачи дисциплины 4
1.1 Понятие маркетинга 4
Принципы маркетинга 5
Цели и функции маркетинга 5
Тема 2. Концепции рыночной экономики 6
2.1. Из истории развития рыночных отношений 6
2.2 Концепции маркетинга 7
Тема 3. Структура маркетинговой деятельности и классификация маркетинга 8
Тема 4. Объекты маркетинговой деятельности 9
Потребности и мотивация 9
Спрос Ц
Товар 12
Рынок 12
Тема 5. Субъекты маркетинговой деятельности 13
Классификация участников маркетинговой деятельности 13
Покупательское поведение потребителей 14
Основные типы организационных структур маркетинга 15
Тема 6. Окружающая среда маркетинга 18
Понятие окружающей среды маркетинга 18
Факторы, влияющие на маркетинговую деятельность 18
Тема 7. Конкурентная среда 20
Понятие конкуренции. Её виды 20
Конкурентные стратегии 22
Конкурентоспособность товара и фирмы 24
Тема 8. Методы маркетинга 26
Тема 9. Маркетинговые исследования рынка 27
Информационное обеспечение в системе маркетинга Г. 27
Процесс маркетингового исследования 29
Тема 10. Сегментирование рынка 36
10.1. Понятие сегментирования рынка. Его цели 36
10. 2. Признаки сегментирования рынка 37
Рис. 10.5. Сегментирование рынка женской одежды с помощью дерева сегментации 39
10. 3. Выбор целевых сегментов .' 39
Выбор стратегии охвата рынка 40
Выбор стратегии позиционирования товара 41
Тема 11. Товар, товарная политика 42
11.1. Понятие товара в маркетинге 42
11.2 Жизненный цикл товара 44
11.3. Новый товар 44
Новый товар 45
Товарный ассортимент 46
Товарный знак 46
11.6 Упаковка 49
11.7. Товарные стратегии 50
Тема 12. Ценовая политика 51
Роль цены в системе маркетинга 51
Факторы ценообразования 52
Цели фирмы и их отражение в политике ценообразования 52
Ценовая политика и ценовая стратегия фирмы 53
Этапы разработки ценовой стратегии 54
Выбор типа ценовой стратегии 56
Тема 13. Сбытовая политика 58
13.1 Роль сбыта (распределения) в комплексе маркетинга. Каналы сбыта 58
13.2. Посредники при распределении 59
Характеристика 60
Организационные формы каналов распределения _ 61
Выбор канала сбыта (распределения) 62
Тема 14. Реклама 62
Продвижение в комплексе маркетинга 62
Реклама - важнейшее средство продвижения. Понятие. Классификация рекламы 63
Решения по рекламе 66
Тема 15. Стратегия и планирование маркетинга 69
Стратегия маркетинга. Понятие, виды стратегий маркетинга. Требования к ним 69
Стратегическое планирование маркетинга 71
15. 3. План маркетинга и его содержание 73
Глоссарий 75
Важнейшей и
завершающей стадией
Необходимо постоянно обдумывать возможные ответные шаги конкурентов, глубинные мотивы их поведения, иметь варианты упреждающих действий.
7.3. Конкурентоспособность товара и фирмы
Конечная цель всякого «маркетингового марафона» - победа в конкурентной борьбе. Состоится она или не состоится - зависит от конкурентоспособности товаров или услуг фирмы, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с товарами-аналогами других фирм.
Под конкурентоспособностью товара понимаются преимущества товара на рынке, способствующие его успешной продаже в условиях конкуренции. Это общее понятие раскрывается через определённую систему показателей (рис. 7.7.).
Показатели
конкурентоспособности товара
Качество товара
Экономические параметры товара]
Представлены величиной затрат потребителя на приобретение и использование товара на протяжении всего периода его эксплуатации (Цена изделия, расходы на доставку, установку, эксплуатацию, ремонт, техническое обслуживание, обучение персонала, налоги).
Рис 7.7 Показатели конкурентоспособности товара
Потребительские свойства товаров, их потребительская полезность определяется следующими показателями (рис 7.8)
[Функциональные свойства]
Определяют соответствие продукта его целевому назначению.
[Социальное назначение!
Характеризует соответствие свойств товара потребностям различных групп населения.
Показатели потребительской полезности товаров
[Эргономические свойства!
Обуславливают удобство и комфорт при пользовании товаром, оптимизацию физической и психической нагрузки человека в момент эксплуатации изделия.
[Эстетические свойства)
Характеризуют способность товара выражать в чувственно воспринимаемых признаках формы свою общественную ценность.
[Экологические свойства
Определяются
тем, насколько вредным для
Гигиенические свойства)
Характеризуют возможность неблагоприятного влияния продукта на организм человека и его работоспособность в процессе эксплуатации.
[Надежность товара в
Предусматривает возможность товара в процессе его использования сохранять свои основные характеристики и параметры в течение определенного времени и в заданных режимах эксплуатации.
Рис 7.8 Показатели потребительской полезности товаров
Мировой опыт показывает, что повышение уровня конкурентоспособности товаров развивается в направлении совершенствования полезных для потребителей свойств товара и снижении эксплуатационных расходов.
25
Для оценки конкурентоспособности товара часто используется индексный метод последовательного сравнения показателей изделия с изделием- образцом. Например,
технические показатели- 0,8; потребительские- 0,4; ценовые-0,7; Интегральный показатель -0,63.
Можно сделать вывод, что оцениваемый товар в целом только на 63% соответствует уровню товара-конкурента. Наиболее низким (40%) является уровень, характеризующий потребительские параметры изделия.
Конкурентоспособность товара во многом определяет конкурентоспособность самой фирмы, однако между этими понятиями имеются отличия.
Конкурентоспособность фирмы - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурирующих фирм по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей и по эффективности производственной деятельности и характеризует возможности и динамику приспособления фирмы к условиям рыночной конкуренции.
ТЕМА 8. МЕТОДЫ МАРКЕТИНГА
В ходе своего развития маркетинг впитал в себя и интегрировал мировые достижения в области многих наук и сам фактически превратился в «наукоемкое» направление деятельности. Маркетинг как система методов деятельности определенного рода охарактеризован на рис.8.1.
ТЕМА 9. МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА
9.1 Информационное обеспечение в системе маркетинга
Принятие правильных решений предполагает наличие соответствующей информации.
Маркетинговую информационную систему (МИС) определяют как совокупность приемов, методов, организационных мер и технических средств для сбора, накопления и обработки данных, необходимых для осуществления маркетинговой деятельности предприятия.
Маркетинговая
информационная система представляет
собой важнейшую составную
Маркетинговая информационная система
1
Постоянное накопление данных, необходимых для уменьшения неопределенности при принятии маркетинговых решений
•
Развитая маркетинговая информационная система
включает следующие элементы:
информацию о внутренних возможностях предприятия для эффективного их использования при формировании маркетинговых усилий;
информацию о развитии внешних условий для выработки стратегических и оперативных решений маркетинговой деятельности предприятия на рынке;
информацию о результатах специальных маркетинговых исследований, проводимых с целью получения дополнительных данных;
систему обработки маркетинговой информации (с использованием современных технологий для сбора данных, их анализа и прогнозирования ).
Рис. 9.1. Основные элементы МИС Роль внутренней информации показана на рис 9.2
Внутренняя информация основывается на системе учета материальных и финансовых средств и управленческой отчетности предприятия
'
Раскрывает внутреннее состояние предприятия:
Рис 9.2 Роль внутренней информации 27
Не менее
важна информация о внешних условиях
(рис 9.3)
Информация о внешних условиях
Позволяет получить
информацию о
состоянии рынка
поведении покупателей посредни
Рис 9.3 Роль внешней
информации.
Известны
следующие направления отслежив
Основные направления отслеживания внешней среды
Рис 9.4 Направления отслеживания и регистрации явлений, происходящих во внешней среде При этом широко используются различные данные (рис 9.5).
Статистические данные
Информация радио и телевидения
Источники внешней информации
|
Конъюнктурные обзоры
Специальная и периодическая литература
Материалы выставок, конференций
I
Интервью, встречи, переговоры
Компьютерные информационные сети (онлайновые каналы, интернет)
Рис 9.5 Основные источники внешней информации
Маркетинговую исследовательскую информацию получают путем проведения маркетинговых исследований.
28
Маркетинговые исследования представляют собой сбор, обработку и анализ данных по проблемам маркетинга товаров и услуг.
Область приложения маркетинговых исследований практически не ограничена, можно только выделить виды исследований, наиболее часто встречающихся в мировой практике
Наиболее часто встречающиеся виды исследований
Большинство крупных «фирм» имеют собственные отделы маркетинговых исследований.
В других случаях исследования проводятся специализированными организациями.
Рис 9.6 Виды маркетинговых исследований
Маркетинговая исследовательская информация может быть получена путем проведения исследований:
Для обработки
накопленной маркетинговой
Основу системы
анализа маркетинговой | |
Банк данных -совокупность современных методик статистической обработки информации |
Банк моделей - набор математических моделей, состоящих из совокупности взаимозависимых переменных и способствующих принятию оптимальных решений специалистами по маркетингу. |
Рис 9.7 Основные элементы аналитической маркетинговой системы.
9.2 Процесс маркетингового исследования.
Маркетинговое
исследование включает в себя ряд
последовательно выполняемых
Выявление проблемы и формулирование целей исследования |
Отбор источников информации |
Сбор информации |
Анализ собранной информации |
Представление полученных результатов |
Рис 9.8 Процесс маркетингового исследования.
Ясное, четкое изложение проблемы является ключом к проведению успешного маркетингового исследования.
.
На первом этапе управляющий по маркетингу и исследователь должны определить проблему и согласовать цели исследования. Ведь рынок может быть исследован по сотням разных параметров |
Например, управляющий по маркетингу в авиакомпании и исследователь сошлись на том, что проблема заключается в недостаточном количестве поивлекаемых ею пассажиров. Из этого следуют две пооблемы |
Каким образом пассажир выбирает себе авиакомпанию? Как можно было бы привлечь к полетам на наших самолетах больше пассажиров? |