Применение системы «Dесisiоn» в задачах маркетингового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 22:38, лабораторная работа

Описание работы

Постановка задачи: «Разработка плана продаж партии детских велосипедов»
Задание 2. Пробный оптимизационный расчет плана
Задание 3. Исследование оптимизационной модели расчета плана
Задание 4. Анализ влияния на план продаж уточнения данных о факторе «Доля конкурентов»
...
Задание 10. Контрольный расчет оптимального плана продаж для принятого решения о розничной цене товара

Файлы: 1 файл

desion.doc

— 1.88 Мб (Скачать файл)

Наименование

параметра

Обозначение парамет-ра в модуле Еquilibrium и его адресация

Размер-ность

парамет-ра

Значение

параметра

Рассчитанный оптимальный план продаж PLopt

Оптимум

[G4:I4]

Шт.

85,74

Надежность

выполнения PLopt

Надежность по

занижению

[G7:I7]

Доли ед.

0,41

Интервальная  оценка PLopt

Интервал  неопре-деленности плана

[J15:J25]

Шт.

[54,30;128,97]

Прирост рисков при отклонении плана от PLopt

Завышение/Занижение

[G5:I5]

Доли ед.

0,51

Ожидаемая прибыль при выполнении PLopt

Прибыль

[G16:I16]

Руб.

214354,95

Ожидаемые затраты на

закупку партии велосипедов

Затраты

[G17:I17]

Руб.

188632,36


 

Выводы:

  1. Рассчитанный оптимальный план продажи велосипедов PLopt составляет 86 шт. (с учетом округления). Случайные колебания значений плана лежат в интервале от 54 шт. до 129 шт.
  2. Затраты   на  закупку    партии  в 86 шт. велосипедов составляют  188632,36 руб., ожидаемая прибыль – 214354,95 руб.
  3. Надежность  плана (вероятность 100%-ного  выполнения) составляет Р=0,41. Согласно  шкале  надежности, ее можно считать удовлетворительной.
  4. Индикатор прироста рисков Z=0,51‹1 указывает на уменьшение плана в окрестности PLopt = 86 шт. создает меньший прирост риска.
  5. Погрешность в оценке PLopt составляет 75 велосипед (129 шт. – 54 шт.) или в процентном выражении ≈ 87 % ( ). Так как погрешность расчетов (точность результата) значительно превышает приемлемую 5%-ную погрешность, интервал неопределенности плана желательно сузить путем сужения интервалов неопределенности факторов.
  6. Поскольку PLopt=86 шт. больше  предложенной партии в 50 шт. велосипедов, закупку партии велосипедов следует считать выгодной.  Даже нижняя граница интервала неопределенности (54 велосипеда) подтверждает выгодность закупки.

 

Задание 3. Исследование оптимизационной модели расчета плана

Цель: Получить информацию о значениях параметров модели, определяющих  точность и достоверность оценки PLopt, а также установить меру влияния на план продаж каждого из факторов и исходных показателей.

Комментарий: В составе модуля Еquilibrium имеется инструмент Исследование, информирующий пользователя о тех значениях параметров, которые определяют качество оптимизационной модели, а также о границах допустимого изменения исходных данных. В этих границах генерируются случайные значения факторов при расчете степени их влияния на PLopt.

Прежде всего  система информирует в 3-х диалоговых окнах о значениях качественных параметров модели, которые предполагается использовать при расчетах  PLopt:  

  • Допустимая погрешность (допустимое отклонение плана от PLopt, выраженное в процентах) – 10%,
  • Стандартное отклонение (исследуемое изменение значений факторов и показателей, выраженное в процентах) – 75 %,
  • Достоверность (желаемая вероятность попадания в окрестность оптимума с допустимой погрешностью) – 0,95,

Согласие  пользователя с предложенными значениями этих 3-х параметров подтверждается командой ОК и означает, что план PLопт должен быть найден с вероятностью  0,95  и иметь погрешность на более чем

[PL-PL*0,1; PL+ PL*0,1].

Ниже  приводится пример экранной формы запросов системы.

 

 

Далее система для каждого из 8-ми факторов и 2-х показателей указывает в соответствующих диалоговых окнах минимальное и максимальное значения параметров.  Эти значения устанавливают, в каких пределах допустимы пробные изменения факторов и показателей при выявлении степени их влияния на PLопт (для демонстрационного примера модели ТЕСТ граничные значения параметров приведены в табл. 4.3).

Таблица 4.3. Граничные значения параметров демонстрационного примера в процедуре Исследование.

 

Наименование  параметра

Размерность

min

max

Количество  семей

Семей

3 250

26 250

С детьми до 7 лет

%

5

43,75

Со  средним и высоким доходом

%

6,25

61,25

Доход

Руб./мес.

8 750

87 500

Доля  затрат на игрушки

%

3,25

26,25

Склонность  к покупке

Доли  ед.

0,175

1

Доля  конкурентов

%

23,25

100

Цена конкурентов

Руб.

575

4 375

Цена

Руб.

-

4 112,5

Себестоимость

Руб.

-

1 925


 

Как правило, пользователь соглашается  с предложенными системой граничными значениями параметров. Коррекция вносится лишь в тех случаях, когда предлагаемый системой вариант не имеет содержательного смысла (например, пробная закупочная цена оказывается выше розничной цены). В лабораторной работе используется вариант «согласиться с предложениями системы», для чего следует активизировать кнопку «ОК»:

Согласовав  с пользователем допустимые изменения  значений каждого фактора и показателя, система в автоматическом режиме рассчитывает коэффициенты эластичности плана PLопт относительно каждого фактора и показателя. Коэффициент эластичности показывает, на сколько %  изменится PLопт при изменении фактора (показателя) на 1%.

Степень влияния фактора (показателя) на PLопт для наглядности выделяется цветом. Соответствие между цветовой гаммой и степенью влияния показано на рис. 4.3.

 

 

Пренебрежимо  малое влияние

 

Слабое  влияние

 

Умеренное влияние

 

Сильное влияние

 

Определяющее  влияние


Рис. 4.3 Соответствие цветовой гаммы и степени влияния параметров

 

Результат: Экранная форма результата представлена на рис. 4.4, табличная форма – в табл. 4.4.

В экранной форме  в столбце Е указанны коэффициенты эластичности, характеризующие степень влияния факторов и показателей на PLopt.

В табл. 4.4. последние  три строки отвечают трем максимальным коэффициентам эластичности (в порядке убывания).

 

Рис.4.4.Результаты процедуры «Исследование»

Таблица 4.4. Результаты процедуры Исследование.

Наименование

параметра

Обозначение

параметра в модуле Еquilibrium

Размер-ность

параметра

Значение

параметра

Рассчитанный оптимальный план продаж PLopt

Оптимум

Шт.

87,28

Надежность

выполнения PLopt

Надежность  по

занижению

Доли ед.

0,41

Прирост рисков при отклонении плана от PLopt

Завышение/

Занижение

Доли ед.

1,05

Ожидаемая прибыль при выполнении PLopt

Прибыль

Руб.

218206,46

Ожидаемые затраты на

закупку партии велосипедов

Затраты

Руб.

192021,69

Наиболее  значимые параметры

Доля конкурентов,

минимальное значение

Доля конкурентов, min

%

12,77

Розничная цена велосипеда

Цена

Руб.

0,71

Максимальный  доход семей

Доход, mаx

Руб.

0,42


Выводы:

  1. План PLopt=87 найден с достоверностью 0,95 и имеет интервал неопределенности не более чем [PL-PL*0,1; PL+ PL*0,1] =

[87,28-87,28* 0,1; 87,28+87,28* 0,1 ] = [78,5 ; 96] шт.,

т.е. погрешность расчета PLopt не превышает 18 шт. велосипедов или в процентном выражении ≈ 21%  ( ). Следовательно, погрешность расчетов плана по сравнению с предыдущем этапом (87%) уменьшилась.

  1. План продаж PLopt=87 шт. незначительно изменился по сравнению с предыдущим расчетом PLopt=86 шт., хотя оба плана рассчитаны  для одних и тех же исходных данных.  Колебания значений PLopt, наблюдаемые при повторных расчетах плана, объясняются тем, что план рассчитывается  с использованием случайных значений факторов, генерируемых датчиком  случайных чисел (колебания плана наблюдаются в пределах его погрешности).
  2. Доминирующее влияние на PLopt оказывает фактор «Доля конкурентов, min» –  13%. Следовательно, при изменении минимальной рыночной доли конкурентов на 1% план PLopt=87 шт. изменяется на 13%, что составляет 11 шт. велосипедов (87*0,13).
  3. Влияние всех других факторов меньше 1%. Из них наибольшее влияние на план оказывают показатель «Розничная цена велосипеда» и фактор «Максимальный доход семей».

 

 

Задание 4. Анализ влияния на план продаж уточнения данных

о факторе «Доля конкурентов».

 Цель: Провести оптимизационный расчет плана продаж при использовании уточненных оценок фактора «Доля конкурентов». Проанализировать, в какой мере уточнение исходной экспертной оценки  данного фактора влияет на результаты расчета.

Комментарий: Если требуется получить более полную информацию о каком-либо факторе, чтобы уточнить его влияние на объем продаж, используется способ задания данного фактора в виде Гистограммы. В системе Dесisiоn гистограммой называется набор значений фактора с указанием вероятностей этих значений.

Согласно  результатам Исследования, проведенного на предыдущем этапе, наибольшую степень влияния на объем продаж оказывает доля конкурентов, в частности, ее минимальное значение. Поэтому целесообразно получить дополнительную информацию именно об этом факторе с тем, чтобы проанализировать, повлияет ли уточнение экспертных оценок на план продаж, и каково это влияние.

Минимальное и максимальное значения фактора  известны – 93% и 100% соответственно, но можно уточнить, что конкуренты скорее всего займут не менее 94% и не более 97% (другие значения на интервале от 93 до 100% также возможны).  Гистограмма  для  фактора  «Доля конкурентов» представлена в табл. 4.5.

    Таблица  4.5. Гистограмма для фактора «Доля конкурентов»

Вероятности

(накопительным итогом)

0,10

0,80

0,90

1,00

Доля  конкурентов

93,00

94,00

97,00

100,00




 

 

Гистограмма вводится на лист Имитаторы в виде массива где в верхней строке указываются вероятности значений фактора накопительным  итогом от 0 до 1, а в нижней строке – значения фактора. 

Для того, чтобы произвести расчет PLopt на основе уточненных оценок фактора, они должны поступить из Имитатора в таблицу с исходными данными (в Форму  1 листа Варианты).

Результат:  Экранная форма результата представлена на рис. 4.5. Надпись Гистограмма  в верхней части листа указывает на применение способа зад ания исходных данных в виде Гистограммы.    

 

Рис.4.5. Задание  фактора «Доля конкурентов» в  виде Гистограммы.

 

Для оптимизационного расчета плана продаж по уточненным оценкам фактора «Доля конкурентов» (или другого фактора) используется еще одна диалоговая процедура.

Результат:  Экранная форма результата представлена на рис. 4.6., табличная форма – в табл. 4.6.

В экранной форме  вместо граничных значений фактора «Доля конкурентов» появляется информация, указывающая на применение Гистограммы: по адресу D17 появляется число -30, по адресу D18 – надпись «Гистограмма».

 

Рис. 4.6. Результат  оптимизационного расчета плана  после замены граничных значений фактора «Доля конкурентов» на гистограмму.

Таблица 4.6. Результаты расчета плана с применением гистограммы для задания фактора «Доля конкурентов».

Наименование

параметра

Обозначение параметра  в модуле Еquilibrium и его адресация

Размерность

параметра

Значение

параметра

Рассчитанный оптимальный план продаж PLopt

Оптимум

Шт.

125,68

Надежность

выполнения PLopt

Надежность  по

занижению

Доли ед.

0,48

Интервальная  оценка PLopt

Интервал  неопреде-ленности плана

[J15:J25]

шт.

[117,46; 146,96]

Прирост рисков при

отклонении плана от PLopt

Завышение/Занижение

Доли ед.

0,73

Ожидаемая прибыль при

выполнении PLopt

Прибыль

Руб.

314189,47

Ожидаемые затраты на

закупку партии велосипедов

Затраты

Руб.

276486486,74

Информация о работе Применение системы «Dесisiоn» в задачах маркетингового планирования