Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 15:40, дипломная работа
Целью работы является создание эффективной программы коммуникации, для усиления позиций магазина среди существующих покупателей, а также для реализации появившейся возможности выхода на новый рынок корпоративных клиентов.
Предмет исследования - деятельность магазина в области продвижения своего нового предложения.
Для получения эффекта от рекламы необходимо реализовать следующие задачи:
- провести исследование макро и микро среды организации;
- провести исследование целевых сегментов, узнать потребности, интересы и мотивы потенциальных покупателей;
Введение 3
Глава 1 Маркетинговая среда магазина «Ритм» 5
1.1 Анализ внешней среды предприятия 5
1.2 Внутренняя среда магазина 15
1.3 Анализ поставщиков 29
1.4 Анализ конкурентов 32
1.5 Общий портрет потребителей 39
1.6 SWOT – анализ 39
Глава 2 Планирование программы коммуникации 44
2.1 Определение целей программы коммуникации 44
2.2 Профиль целевой аудитории и формулировка позиции 46
2.3 Определение предварительной суммы на реализацию коммуникационной программы 52
2.4 Разработка рекламной темы 53
2.5 Определение средств рекламы и оптимальных каналов коммуникации 54
2.6 Разработка текста коммуникации 66
2.7 Выбор эффективного варианта плана использования каналов коммуникации 70
2.8 План коммуникационной программы и подсчет затрат 72
2.9 Определение эффективности применяемых средств коммуникации 75
Заключение 79
Список использованных источников 82
Приложение 83
- дополнение позиции магазина в глазах существующих оптовых покупателей и розничных посетителей новыми качественными характеристиками (уровень сервиса, широкий выбор ассортимента на заказ);
- создание имиджа в глазах
корпоративных клиентов, выражающегося
в гарантии мобильности и
Коммуникационные цели отсюда для магазина сводятся к информированию и убеждению:
- информирование в 2006 году около 70 (что в 2 раза превышает запланированное число контрактов) представителей корпоративного сегмента о существовании магазина предлагающего полное обслуживание по снабжению фирм офисными канцтоварами;
- формирование представления у
корпоративных покупателей о
магазине как о выгодном
- в целом формирование имиджа фирмы как надежной, мобильной организации обеспечивающей взаимовыгодное сотрудничество.
В итоге коммуникационные усилия должны создать новую клиентскую базу, обеспечивающую 20% рост продаж в магазине год.
Так как при этом целью магазина является сохранение и расширение количества существующих покупателей, будет параллельно реализовываться программа коммуникации, направленная на розничных и мелкооптовых клиентов. Целью этой программы будет поддержание и совершенствование двусторонней коммуникации магазина с данными покупателями.
Целевая аудитория магазина включат в себя несколько совершенно различных сегментов. Поэтому анализ будет касаться каждого. Помимо анализа потребителей при помощи вторичной информации, было проведено анкетирование каждого сегмента, которое помогло дополнить информацию о них по необходимым вопросам. Анкетирование розничных (100 человек) и оптовых (50 представителей) потребителей проводилось среди тех, кто посещает магазин. Часть розничных покупателей опрашивалось на улицах города (преимущественно в микрорайоне 132). Опрос офисного сегмента (50 представителей) предполагал обход и беседу с представителями различных малых организаций города. Образцы анкет, составленных для каждого сегмента, представлены в приложении Г.
Розничный сегмент (учащиеся)
В данном сегменте канцтовары, приобретаются для дома и учебы и не являются для большинства потребителей неким особым товаром. Как правило, крупные закупки производятся не чаще 1-2 раз в год, в семьях, где есть школьники или студенты.
Часть подобного розничного спроса
удовлетворяют небольшие
У данного сегмента максимум спроса приходится на период с 15 августа по 15 сентября (тогда оборот фирм возрастает в три раза). Увеличение продаж в августе происходит на 250% в сравнении со среднегодовыми. За «провальным» ноябрем (падение на 50%) следует 70-80-процентный зимний рост, связанный с новогодним бумом потребления и закупками школьников и студентов ко второй половине учебного цикла. Когда в большом количестве закупаются подарки к Новому Году, в качестве которых могут выступать многие канцелярские товары (ручки, фломастеры для детей и так далее). С марта же торговля практически замирает. Конец мая, отмеченный приобретением подарков выпускникам детских садов и школ, является самым небольшим всплеском продаж: рост от среднегодовых показателей на 20-25%.
Таким образом, традиционные всплески потребительской активности в этом сегменте наблюдаются несколько раз в году.
Ответы на вопрос анкеты
В первую очередь было важно выяснить, почему покупатели обращаются именно в магазин «Ритм». На рисунке 10 видно, что покупателей, прежде всего, привлекает относительно низкий уровень цен на продукцию. Также большинство приобретает товары здесь в силу того, что он находится, можно сказать, «по пути». Среди своих вариантов ответа клиенты отмечали чаще всего, что покупают канцтовары за одно с приобретением технических носителей информации, а также из-за хорошей работы продавцов.
Рисунок 10 - Причины выбора магазина розничными покупателями
Среди пожеланий относительно работы магазина «Ритм» подавляющее большинство высказалось за исключение из графика обеденного перерыва и работу магазина в один из выходных. Также многие порекомендовали улучшить оформление магазина, придать ему более уютный и достойный интерьер.
Оптовики
Клиенты, которые приобретают канцтовары
с целью перепродажи, также характеризуются
сезонностью спроса. Только данный
спрос имеет косвенное
В принципе руководство магазина, имея большой опыт на этом рынке, имеет о нем хорошее представление. Практически вся необходимая дополнительная информация о данном сегменте была получена из анкетирования.
Ответ на общий для розницы вопрос о причинах выбора магазина дал отличные результаты, что говорит о различных подходах к выбору поставщика канцтоваров. Так, например, в качестве своего варианта ответа отмечалось хорошее и долгое сотрудничество с магазином. При этом видна большая удовлетворенность ассортиментом, так как данные клиенты имеют возможность предварительного заказа.
Рисунок 11 - Причины выбора магазина мелкооптовыми покупателями
На вопрос о частоте осуществления закупок большинство (примерно по 47%) указало вариант 2 раза в месяц или же 1 раз в месяц. Таким образом, еженедельная поставка продукции в магазин способна удовлетворить каждого заказчика регулярностью обновления. При этом, размер единовременных заказов в среднем колеблется от 7тыс. рублей до 10тыс. рублей.
Компании, занимающиеся мелким оптом, в основном имеют свой транспорт и чаще предпочитают заказывать и забирать канцтовары непосредственно в магазине «Ритм». Вследствие этого около 90% отказалось от услуги доставки заказов к месту расположения клиента.
Следует отметить, что пожелания в отношении работы магазина оказались схожи с рекомендациями розничных покупателей. Большинство обратили внимание на плохое оформление магазина как снаружи, так и внутри. Многих клиентов не устраивает обеденный перерыв в работе.
Офисный сегмент
Его основные характеристики:
1) "Канцелярия" для офиса сезонных ограничений не имеет и пользуется постоянным спросом практически круглый год.
2) Доходность в офисном сегменте выше, чем в школьном, и это, разумеется, привлекает
работающие на рынке торговые компании к развитию именно офисного ассортимента
В свою очередь, офисный сегмент подразделяется на:
- сектор розничной торговли,
- сектор корпоративных продаж.
Наибольшие доходы приносит именно работа с государственными или корпоративными клиентами. В отличие от крупных фирм, государственные организации в большинстве своем не имеют постоянного поставщика канцтоваров и на крупные их партии объявляют тендеры.
Рост корпоративных
Хотя и в офисном ассортименте можно выделить группы канцелярских товаров, по которым наблюдаются спады продаж в определенное время.
Единственным заметным пиком является декабрь, поскольку в преддверии новогодних и рождественских праздников закупается максимум сувениров, бизнес -аксессуаров и канцтоваров. "Высокий" сезон длится около полутора месяцев: с 15 ноября по 31 декабря. Рост объема продаж в новогодний период по этим видам продукции в десять раз превышает среднемесячный показатель по году. Есть товары, которые реализуются, в основном, только под Новый год. Например, датированная продукция. Рост продаж, по словам представителей компаний, торгующих канцтоварами, связан не только с наступающим годом, но и с тем, что многие фирмы в декабре лихорадочно пытаются освоить остающийся бюджет на обеспечение офисными товарами.
Результаты анкетирования в первую очередь дали понять, что данный сегмент необходимо поделить дополнительно в зависимости от объемов заказов. Эта необходимость объясняется разными покупательскими характеристиками, а также возможностями самой фирмы.
Объемы заказов представителей корпоративных клиентов колеблются в зависимости от размеров фирмы респондента, специфики его деятельности, а также уровня развития менеджмента в организации. Так можно сказать, что один небольшой торговый магазин тратит на канцтовары около 300 рублей в месяц, при этом чаще всего часть канцтоваров покупает персонал фирмы за свой счет. Для таких компаний создание и поддержание определенного стиля, имиджа (внутреннего маркетинга) за счет акцента на офисные канцтовары в принципе не целесообразно. Поэтому данных представителей малого бизнеса не следует рассматривать как потенциальных корпоративных покупателей. Хотя необходимо поддерживать доброжелательные контакты периодически отслеживать развитие подобных фирм, для того, чтобы изначально, в случае их расширения, зарекомендовать свою фирму и свое предложение как наиболее выгодное и подходящее.
Существуют также фирмы, расходы которых на канцтовары составляют более 4 или 5 тысяч рублей. Работа с данными покупателями очень выгодна, что очевидно. Но на данный момент возможности магазина не позволяют обслуживать значительное количество подобных клиентов на высоком уровне. В силу того, что их заказы отличаются очень широким и разнообразным набором продукции. Также высоки требования к срокам и гарантиям поставок. Начинать осваивать бизнес с обслуживания подобных клиентов неразумно по причине отсутствия опыта, установившейся схемы работы и также рекомендаций, которые очень важны при совершении любых крупных поставок. Поэтому магазину «Ритм» на данный момент необходимо активно поддерживать связь с данными покупателями, постепенно знакомить с появляющимися результатами сотрудничества с другими фирмами. То есть рассматривать их как основных клиентов возможно будет только после освоения рынка и получения хорошего опыта.
Таким образом, лучшим вариантом выхода на рынок является обслуживание заказов на сумму около 1000 рублей и выше в среднем до 3000 рублей. Поэтому анкетирование было направлено в первую очередь на выявление конкретных характеристик именно данного подсегмента.
В первую очередь необходимо назвать характеристики деятельности подпадающих под выбранный критерий представителей мелкого бизнеса. Это сети магазинов, небольшие конторы, специфика которых требует больших объемов закупок, (нотариальные конторы, рекламные агентства), фирмы с большой долей бухгалтерской отчетности.
При выборе поставщика канцтоваров, важным для подобных корпоративных покупателей являются характеристики, представленные в таблице 9 (степень важности оценивалась по 5-тибалльной шкале).
Таблица 9 – Степень важности критериев оценки поставщиков канцтоваров для корпоративных клиентов
Широта ассортимента |
4,99 |
Наличие дополнительных услуг |
4,89 |
Цена |
4,50 |
Качество |
4,40 |
Наличие системы скидок |
4,2 |
Надежность |
3,9 |
Репутация |
3,7 |
Ответы на данный вопрос наглядно
демонстрируют несколько
Существует также отличие в частоте осуществления заказов. Корпоративные клиенты заказывают продукцию реже. В основном это происходит 1 раз месяц (отметило около 85% респондентов) или реже.
Большинство респондентов (92%) отметило, что доставка заказанной продукции в удобное для покупателя место просто необходима.
Были также исследованы медиа-
Совмещать оба вида деятельности для компаний, торгующих канцтоварами, удобно с точки зрения не только ассортиментного ряда, но и абсолютно разных сезонных пиков покупательского интереса.
Таким образом, учитывая цели компании и специфику рынка, можно описать конкретный портрет целевого покупателя.
Корпоративный сегмент – представители малого бизнеса города Магнитогорска, покупающие офисную продукцию для конечного пользования в рамках своей фирмы. Среднемесячный объем закупок канцтоваров данных организаций составляет 1-2 тыс. руб. Небольшой объем поставок для одной фирмы объясняется учетом возможностей магазина «Ритм», отсутствием опыта работы на рынке. В основном это те компании, которые стремятся во всем поддерживать свой стиль, применяют социально-ответственный стиль руководства и поэтому предпочитают приобретать качественную продукцию за умеренную цену.