Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 08:33, курсовая работа
Цель данного курсового проекта заключается в разработке программы маркетинга для компании ОАО «ЛУКОЙЛ».
Так как маркетинговая программа представляет собой разработанный на основе комплексных маркетинговых исследований план-рекомендацию относительно создания и внедрения на рынок нового вида услуг, с учетом запросов потребителе и согласно выдвинутым целям и стратегиям, то достижение поставленной цели возможно через решение следующих задач:
- исследование рынка товара;
- выявление желаний покупателей;
- разработка соответствующей ценовой, сбытовой и коммуникационной политики.
Введение.………………………………………………………………………………..5
1 Фирменный стиль организации 7
2 Сущность и назначение различных видов маркетинговых программ 14
3 Краткая характеристика объекта исследования 16
4 Формулирование миссии предприятия 22
5 Маркетинговое исследование рынка товаров бытовой химии и его сегментирование 23
6 Выбор цели и разработка маркетинговой стратегии предприятия…………………43
7 Разработка товарной политики 46
8 Разработка ценовой политики 77
9 Разработка сбытовой политики компании 83
10 Разработка коммуникационной политики компании ООО «Посуда Центр» 87
Заключение 96
Список используемых источников 98
Приложение А………………………………………………………………………......100
На предприятии создан первый в России полный цикл производства, переработки газа, выработки на его основе собственной электроэнергии, получения готового продукта и сырья для нефтехимии. Пятьдесят девять структурных подразделений предприятия осуществляют весь комплекс работ по разведке и разработке месторождений, по строительству производственных объектов и трубопроводов, по обеспечению экологической безопасности производства и по автоматизации производственных процессов. Одним из значимых конкурентных преимуществ предприятия является наличие в его составе мощных сервисных подразделений, которые обеспечивают высокую эффективность внедрения передовых технологий нефтегазодобычи. Нефть поставляется как на российские нефтеперерабатывающие заводы, так и за рубеж - в страны СНГ и Западной Европы.
Из приведенных выше характеристик конкурентов компании ОАО «ЛУКОЙЛ» следует, что данные компании обладают рядом преимуществ, привлекательных для потребителей, что делает борьбу за покупателей еще более жесткой.
Для определения статуса компании ОАО «ЛУКОЙЛ» построим Матрицу Бостонской консультационной группы, используя данные об объемах продаж и емкости рынка нефтепродуктов.
Каждое хозяйственное
подразделение представлено в виде
кружка, размер которого определяется
долей прибыли данного
Для построения матрицы БКГ необходимы данные, представленные в таблице 7.
Таблица 7 - Исходные данные для построения матрицы БКГ
Торговая марка |
Емкость рынка нефти в 2009 году, млн. долларов |
Емкость рынка нефти в 2010 году, млн. долларов |
Объем продаж ОАО «ЛУКОЙЛ» в 2009 году, млн. долларов |
Объем продаж схожих товаров основными конкурентами ОАО «ЛУКОЙЛ» в 2009 году, млн. долларов |
ЛУКОЙЛ |
151 |
180 |
112 461 |
108 035 |
Темпы прироста рынка вычислим по формуле:
,
где – темпы прироста емкости рынка «ЛУКОЙЛ», %;
– емкость рынка «ЛУКОЙЛа»
соответственно в 2009 и 2010
годах, млн.
долларов.
При расчете относительной доли рынка будем использовать формулу:
, (8)
где – относительная доля рынка ОАО «ЛУКОЙЛ», доли ед.;
– абсолютная доля рынка
ОАО «ЛУКОЙЛ» и основных
Если , то доля фирмы оценивается как высокая, если , то доля фирмы считается низкой.
Темпы прироста рынка нефти:
Относительная доля рынка нефти марки Лукойл:
долей ед.
Полученные расчеты наносим на матрицу «Бостон Консалтинг Групп».
Рисунок 7 – Матрица БКГ
Согласно матрице БКГ нефтепродукты компании ОАО «ЛУКОЙЛ» относится к статусу «Звезды», так как зaнимaют лидиpyющee пoлoжeниe в быcтpo paзвивaющeйcя oтpacли. Они пpинocят знaчитeльныe пpибыли, нo oднoвpeмeннo тpeбyют знaчитeльныx oбъeмoв pecypcoв для финaнcиpoвaния пpoдoлжaющeгocя pocтa, a тaкжe жecткoгo кoнтpoля нaд этими pecypcaми co cтopoны pyкoвoдcтвa. Стpaтeгия "Звезды" нaпpaвлeнa нa yвeличeниe или пoддepжaниe дoли нa pынкe. Оcнoвнaя зaдaчa компании «ЛУКОЙЛ» зaключaeтcя в пoддepжaнии oтличитeльныx ocoбeннocтeй cвoeй пpoдyкции пpи pacтyщeй кoнкypeнции. По мере замедления темпов развития «Звезда» пpeвpaщaeтcя в «Дoйнyю кopoвy».
7.6 Позиционирование компании ОАО «ЛУКОЙЛ» и ее продукции
Важный
шаг в выборе направлений рыночной
ориентации деятельности организации
заключается в определении
Позиционирование обычно осуществляется в три этапа:
- проводится детальное исследование рынка с целью определения, какие параметры являются важными для данного рыночного сегмента, и устанавливается приоритетность этих параметров;
- составляется перечень конкурирующих продуктов, обладающих выявленными параметрами;
- устанавливается идеальный уровень значений параметров для конкретного сегмента рынка. Проводится сравнительная оценка параметров позиционируемой марки продукта по сравнению с идеальным уровнем и по сравнению с продуктами конкурентов [19].
Таким образом, позиционирование предполагает проведение глубоких маркетинговых исследований, направленных на понимание того, как потребители воспринимают продукт, какие параметры, по их мнению, являются наиболее важными.
Далее необходимо
построить карту
Оценивание параметров качества проводилось по пятибалльной шкале:
максимальная (лучшая) оценка – «5»; минимальная (худшая) – «1».
По цене: максимальная оценка «5» соответствует более высокой цене.
Таблица 8– Характеристика нефтепродуктов фирм-производителей
Наименование фирмы |
Наименование |
Доля рынка, % | |
Средняя экспертная оценка параметра, баллы | |||
Цена |
Качество | ||
1. ОАО «ЛУКОЙЛ» |
4,5 |
5 |
5 |
2. ОАО «Роснефть» |
3,5 |
4,5 |
3 |
3. ОАО «ТАТНЕФТЬ» |
3 |
4 |
3,5 |
4. ОАО «Газпром» |
4 |
5 |
4,5 |
5. ОАО «Сургутнефтегаз» |
3 |
3,5 |
3 |
Построим матрицы позиционирования товаров «Цена-Качество», «Цена-Доля продаж», «Качество – Доля продаж». Конкурентные карты дают возможность определить идеальный для потребителя товар и использовать эту информацию в товарной политике и в стратегии позиционирования.
Рисунок 8 – Форма карты позиционирования «Цена-качество»
Рисунок 9 – Форма карты позиционирования «Цена-доля рынка»
Рисунок 10 – Форма карты позиционирования «Качество-доля рынка»
Как следует из позиционных карт «Доля продаж – качество», «Доля продаж – цена» и «Цена - качество», нефтяная компания ОАО «ЛУКОЙЛ» занимает очень хорошие позиции на рынке, однако основным конкурентом для компании будет являться НК «ГАЗПРОМ», т. к качество высокое, а цена более низкая, чем у компании «ЛУКОЙЛ». Для того чтобы компания «ЛУКОЙЛ» стала абсолютным лидером, необходимо снижения цены на продукцию. Это позволит компании еще больше расширить круг потребителей и усилить свои конкурентные преимущества, т. к большая часть населения при приобретение товара в первую очередь обращает внимание на стоимость.
7.7 Оценка конкурентоспособности продукции ОАО «ЛУКОЙЛ»
Конкуренция – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.
Конкурентоспособность товара – решающий фактор его коммерческого успеха на развитом конкурентном рынке. Это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка, конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, техническим, экономическим, эстетическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (цена, сроки поставки, каналы сбыта, сервис, реклама). Более того, важной составной частью конкурентоспособности товара является уровень затрат потребителя за время эксплуатации.
Конкурентные преимущества ОАО "ЛУКОЙЛ":
- лидер российского рынка масел с высокой деловой репутацией;
- профессионализм
и гибкость корпоративного
- высокое качество
продукции, основанное на
- мощная современная
производственная база в
- собственное производство присадок;
- широкий ассортимент
продукции для индустриальных п
- возможность
производства редких видов
- помощь предприятиям
в составлении оптимальной
- оптимальное соотношение цены и качества продукции;
- обширная сбытовая сеть во всех регионах России и за рубежом [21].
Для анализа конкурентоспособности ОАО «ЛУКОЙЛ» будем использовать метод построения профилей товаров с помощью семантического дифференциала и расчета коэффициентов «цена-качество» и Буля.
Применение метода построения профилей основано на использовании экспертной оценки в баллах, результаты которой представлены в таблице 9.
Оценивание параметров проводилось по десятибалльной шкале: максимальная (лучшая) оценка – «5»; минимальная (худшая) – «-5».
По цене максимальная оценка «5» соответствует более низкой цене.
Таблица 9 – Результаты экспертной оценки нефтепродуктов, баллы
Показатели |
Наименование фирм-конкурентов | ||||
ЛУКОЙЛ |
Газпром |
Роснефть |
Сургутнефтегаз |
Татнефть | |
Качество |
5 |
5 |
4 |
4 |
4 |
Дизайн товара |
5 |
4 |
3,5 |
3 |
4 |
Реклама |
5 |
5 |
3 |
2,5 |
3,5 |
Средняя цена |
3,5 |
3 |
2,5 |
2,5 |
3 |
Появление товаров-новинок |
5 |
4 |
3,5 |
3 |
4 |
Инновационность |
5 |
4 |
2,5 |
2,5 |
3 |
Сумма баллов |
28,5 |
25 |
19 |
17,5 |
18,5 |
Информация о работе Разработка программы маркетинга для ОАО «ЛУКОЙЛ»