Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 11:04, курсовая работа
Актуальность темы вызвана тем, что в хозяйственной деятельности предприятия основными вопросами являются снабжение, производство и сбыт (реализация) готовой продукции. Под готовой продукцией подразумеваются законченные производством на данном предприятии изделия, работы и услуги, которые могут быть предложены рынку как товары.
Работа предприятий в новых экономических условиях предполагает реструктурирование всех функциональных сфер деятельности хозяйствующих субъектов, но главным образом это касается сферы сбыта готовой продукции. Переход на рыночную форму хозяйствования коренным образом меняет подходы к планированию и контролю сбытовой деятельности. Нет сомнений в том, что для успешной работы в рыночных условиях российским предприятиям необходима комплексная структурная перестройка системы управления сбытом, созданной при плановом ведении хозяйства.
Расчет, проведенный в таблице 2.5 показывает, что большая часть основных средств представлена основными средствами, при этом их доля за период сократилась до 56.55% или на 7.62%.
Из данных, приведенных в таблице 5, видно, что за отчетный период сумма оборотных средств выросла на 887 тыс. руб., в том числе запасы увеличились на 535 тыс. руб. и их удельный вес в общей сумме оборотных средств увеличился на 4.19%, сумма дебиторской задолженности увеличилась на 285 тыс. руб., ее удельный вес вырос на 2.78%, сумма краткосрочных вложений уменьшилась на 3 тыс. руб., удельный вес ее уменьшился на 0.03%, денежные средства в банке и кассе выросли на 70 тыс. руб., а их удельный вес увеличился на 0.68%.
Таким образом, прирост оборотных средств произошел за счет существенного увеличения запасов, дебиторской задолженности.
Для проведения анализа источников имущества предприятия ООО СП «ПЛ-Люченте» в 2010 - 2012 годы составим таблицу 2.6.
Таблица 2.6
Динамика состава и структуры имущества предприятия
Показатель |
2010 год |
2011 год |
Отклонение |
2012 год |
Отклонение | ||
+/- |
% |
+/- |
% | ||||
Собственный капитал – всего |
8 686 |
9010 |
+324 |
+3.73 |
9080 |
+70 |
+0.77 |
В том числе: |
|||||||
- уставной капитал |
7 236 |
6883 |
-353 |
-4.88 |
7128 |
+245 |
+3.56 |
- добавочный капитал |
250 |
250 |
- |
- |
250 |
- |
- |
- нераспределенная прибыль |
1 200 |
1877 |
+677 |
+56.42 |
1702 |
-175 |
-9.32 |
Краткосрочные обязательства – всего |
925 |
915 |
-10 |
-1.08 |
885 |
-40 |
-4.37 |
В том числе: |
|||||||
- кредиты и займы |
10 |
- |
-10 |
-100 |
- |
- |
- |
- кредиторская задолженность |
640 |
619 |
-21 |
-3.28 |
495 |
-124 |
-20.03 |
- задолженность участникам по выплате доходов |
115 |
216 |
+101 |
+87.82 |
205 |
-11 |
-5.09 |
- прочие краткосрочные |
160 |
80 |
-80 |
-50 |
185 |
+105 |
+131.25 |
Всего источников |
9 611 |
9925 |
+314 |
+3.27 |
9965 |
+40 |
+0.4 |
Как показывают данные таблицы 2.6, общее повышение источников средств за период составило 354 тыс. руб. Положительной тенденцией является увеличение объема собственного капитала на 394 тыс руб при одновременном сокращении обязательств и займов на 40 тыс руб.
На данные изменения оказал влияние фактор увеличения нераспределенной прибыли на 502 тыс руб, что позволило руководству предприятия существенно сократить объем обязательств и таким образом, повысить долю собственного капитала в структуре имущества.
Рисунок 2.5 характеризует динамику изменения структуры источников имущества в 2010 – 2012 годы.
Рисунок 2.5 – Динамика структуры источников имущества предприятия в 2010 – 2012 годы
В таблице 2.7 проанализируем влияние факторов на изменение оборачиваемости предприятия в 2010 - 2012 годы.
Таблица 2.7
Расчет влияния факторов на изменение оборачиваемости
Показатель |
2010 год |
2011 год |
Отклонение |
2012 год |
Отклонение | ||
+/- |
% |
+/- |
% | ||||
Выручка от продаж, тыс руб |
2 510 |
3980 |
+1 470 |
+58.56 |
4 070 |
+90 |
+2.26 |
Стоимость оборотных средств, тыс руб, в том числе: |
3 443 |
4275 |
+832 |
+24.16 |
4 330 |
+55 |
+1.28 |
- дебиторской задолженности |
250 |
560 |
+310 |
+124 |
535 |
-25 |
-4.46 |
Удельный вес дебиторской задолженности в составе оборотных активов, % Коэффициент оборачиваемости (число оборотов): |
0.072 |
0.131 |
+0.059 |
+81.95 |
0.123 |
-0.008 |
-6.1 |
оборотных активов |
0.73 |
0.93 |
+0.2 |
+27.4 |
0.94 |
+0.01 |
+1.07 |
дебиторской задолженности |
10.04 |
7.11 |
-2.93 |
-29.18 |
7.61 |
+0.5 |
+7.03 |
Влияние на изменение коэффициента оборачиваемости оборотных активов: |
|||||||
удельного веса дебиторской задолженности |
Х |
Х |
+0.59 |
Х |
Х |
-0.06 |
Х |
числа оборотов дебиторской задолженности |
Х |
Х |
-0.39 |
Х |
Х |
+0.05 |
Х |
Итак, в соответствии с факторным анализом оборачиваемости предприятия, проведенным в таблице 2.7, выявлена тенденция к ее увеличению на 0.21 раза, что приводит к защите капитала от влияния инфляции, а также снижению потребности во внешних источниках финансирования. При этом можно отметить, что на снижение оборачиваемости оказало негативное влияние снижение количества оборотов на 2.43 раза.
Увеличение доли дебиторской задолженности на 5.1% привело к приросту оборачиваемости на 0.51 раза.
Таким образом, анализ основных показателей финансово – хозяйственной деятельности ООО СП «ПЛ-Люченте», проведенный за 2010 – 2012 годы, дает возможность сделать выводы об ухудшении, так как несмотря на прирост чистой выручки на 1 560 тыс руб, объем чистой прибыли снизился на 37 тыс руб., что явилось результатом уменьшения прибыли от продаж на 110 тыс руб.
Положительным моментом явился прирост оборачиваемости оборотных активов на 0.21 раза, что приводит к высвобождению средств из оборота, снижению потребности в привлечении заемного капитала и улучшению финансовой устойчивости предприятия.
На деятельность компании оказывают влияние многочисленные факторы как внешней, так и внутренней среды. Относительно внешней среды, их можно объединить в следующие группы: политические, экономические, социальные, технологические что упрощает проведение знаменитого PEST – анализа, который проведем ниже.
В целом можно отметить, что позиция компании на рынке можно охарактеризовать как устойчивую, преимуществами является развитая договорная политика, налаженные деловые отношения, наличие постоянной клиентуры, высокое качество продукции.
Однако данная сфера бизнеса отличается высокой степенью подвижности и наличием значительного количества конкурентов, что приводит к потребности в функционировании отдела маркетинга и постоянном мониторинге рынка.
Для обобщения и анализа собранной информации о факторах макросреды отрасли составим вспомогательную таблицу 2.8.
Таблица 2.8
Оценка факторов макросреды отрасли
Фактор |
- (негативное влияние) |
+ (позитивное влияние) | ||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 | |
Размер рынка |
+ |
|||||
Сила конкурентного соперничества |
+ |
|||||
Скорость роста рынка и стадия жизненного цикла продукции |
+ | |||||
Уровень конкуренции |
+ |
|||||
Число покупателей и их относительные размеры |
+ | |||||
Интеграция развития бизнеса |
+ |
|||||
Легкость входа и выхода |
+ |
|||||
Степень дифференциации продукции |
+ |
|||||
Уровень технологических изменений |
+ |
|||||
Влияние экономики на масштабы производства |
+ |
|||||
Степень использования мощностей для достижения минимальной эффективности |
+ |
|||||
Зависимость цены от объема продаж |
+ (неэластичный спрос, но много конкурентов) |
|||||
Требования к капиталу |
+ |
|||||
Уровень рентабельности |
+ |
Оценка характера (направленности) влияния на предприятие осуществим по следующей оценочной шкале:
+ 1 балл – положительное влияние
- 1 балл – негативное влияние
Оценка степени воздействия фактора на предприятие осуществляется экспертным путем по следующей шкале:
3 балла – сильное влияние
2 балла – умеренное влияние
1 балл – слабое влияние
0 – отсутствие влияния
На основании данных составим перечень возможностей и угроз, с которыми предприятие может столкнуться в будущем. Для этого ранжируем все исследуемые факторы макросреды на группу факторов благоприятного воздействия на предприятие (возможности) и неблагоприятного воздействия (угрозы).
Таким образом, анализ факторов макроокружения завершается выполнением возможностей и угроз в макросреде по отношению к предприятию и систематизацией их в форме таблицы 2.9.
Таблица 2.9
Анализ возможностей и угроз внешней среды
Возможности |
Возможные действия |
Угрозы |
Возможные действия |
Быстрый рост рынка |
Необходимо расширять ассортимент, разработать гибкую ценовую политику |
Уровень конкуренции |
Необходимо провести сравнительный анализ цен на основе конкурентоспособности и разработать более эффективные цены |
Большое количество покупателей |
Нужно применять систему скидок, которая позволит увеличить объем продаж и привлечь новых клиентов |
Степень использования мощностей для достижения минимальной эффективности |
Так как необходимо значительное вовлечение капитала, то нужно увеличивать объемы продаж, для чего применять новые инструменты маркетинга |
Размер рынка |
Нужно открывать новые филиалы, особенно в труднодоступных регионах (Крайний Север, Дальний Восток), где конкурентов меньше |
Требования к капиталу |
Поскольку реализация подобных товаров является капиталоемкой, нужно сокращать объем запасов путем исследования спроса (анкетирование покупателей), затем провести анализ по регионам и выявить региональные особенности спроса |
В общем можно отметить высокую степень привлекательности рынка, так как спрос постоянно пользуется спросом, имеет место тенденция к его увеличению и существуют перспективы компании для расширения своей деятельности.
Однако недостатком является высокая степень конкуренции и капиталоемкость отрасли, так как наличие значительных запасов продукции приводит к потребности в больших складских площадях и складском оборудовании.
Оценку характера влияния факторов (таблица 2.10) осуществляется экспертным путем по шкале, используемой для оценки факторов макросреды.
Таблица 2.10
Оценка факторов микросреды
Группа факторов |
Факторы |
Проявление (состояние фактора) |
Характер влияния фактора на предприятие |
Оценка фактора по степени воздействия на предприятие, в баллах | |||
Потребители |
Состояние и тенденции развития целевого рынка |
Быстро растет |
+ |
3 | |||
Состояние и тенденции спроса на товары предприятия |
Увеличивается пропорционально развитию рынка |
+ |
3 | ||||
Степень изменчивости потребностей, требований, вкусов покупателей |
Высокая |
+ |
3 | ||||
Торговая сила покупателей |
Высокий уровень |
+ |
2 | ||||
Степень приверженности покупателей к товарам предприятия |
Средняя |
- |
2 | ||||
Поставщики |
Конкурентная сила поставщиков |
Высокий уровень |
+ |
3 | |||
Степень привлекательности поставщиков |
Значительная |
+ |
3 | ||||
Целесообразность договорной политики |
Отвечает требованиям деятельности |
+ |
2 | ||||
Конкуренты |
Состояние конкурентной борьбы в сфере деятельности предприятия |
Жесткая |
- |
3 | |||
Сила конкурентного давления |
Значительное |
- |
3
2 | ||||
Число активных конкурентов |
3 |
- |
В результате ранжирования факторов микросреды составляется перечень возможностей и угроз в микросреде, с которыми предприятие может столкнуться в будущем (таблица 2.11).
Таблица 2.11
Перечень возможностей и угроз непосредственного окружения предприятия
Факторы |
Оценка степени воздействия фактора на предприятие, в баллах |
Возможные варианты ответных действий предприятия |
Возможности | ||
Состояние и тенденции развития целевого рынка |
2 |
|
Состояние и тенденции спроса на товары предприятия |
2 |
|
Степень изменчивости потребностей, требований, вкусов покупателей |
3 |
|
Торговая сила покупателей |
2 |
|
Конкурентная сила поставщиков |
3 |
|
Степень привлекательности поставщиков |
3 |
|
Целесообразность договорной политики |
2 |
|
Угрозы | ||
Степень приверженности покупателей к товарам предприятия |
2 |
Необходимо предоставлять большое число скидок, послепродажный сервис с целью увеличить число потенциальных клиентов |
Состояние конкурентной борьбы в сфере деятельности предприятия |
3 |
Широко использовать методы неценовой конкуренции |
Сила конкурентного давления |
3 |
Повысив качество продукции и разработав комплекс СТИС будет ослабевать конкурентное давление |
Информация о работе Совершенствование сбытовой политики предприятия