Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2014 в 11:04, курсовая работа
Актуальность темы вызвана тем, что в хозяйственной деятельности предприятия основными вопросами являются снабжение, производство и сбыт (реализация) готовой продукции. Под готовой продукцией подразумеваются законченные производством на данном предприятии изделия, работы и услуги, которые могут быть предложены рынку как товары.
Работа предприятий в новых экономических условиях предполагает реструктурирование всех функциональных сфер деятельности хозяйствующих субъектов, но главным образом это касается сферы сбыта готовой продукции. Переход на рыночную форму хозяйствования коренным образом меняет подходы к планированию и контролю сбытовой деятельности. Нет сомнений в том, что для успешной работы в рыночных условиях российским предприятиям необходима комплексная структурная перестройка системы управления сбытом, созданной при плановом ведении хозяйства.
Сильные и слабые стороны предприятия также как угрозы и возможности во внешней среде определяют условия успешного функционирования предприятия. Поэтому необходимо осуществить оценку ее факторов. Результаты оценки отражаются в профиле деятельности предприятия (таблица 2.12), используя методику SNW – анализа:
3 балла
свидетельствуют о сильной
2 балла – нейтральная позиция (N)
1 балл о слабой стороне деятельности предприятия (W)
Таблица 2.12
Профиль деятельности предприятия
Показатели |
SNW – анализ | ||
S (3) |
N (2) |
W (1) | |
Степень достижения целей |
+ |
||
Уровень риска |
+ |
||
Степень целесообразности организационной культуры |
+ |
||
Уровень коммуникационных связей в предприятии |
+ |
||
Стиль руководства |
+ |
||
Уровень прибыли |
+ |
||
Доля рынка |
+ | ||
Система контроля качества товара |
+ | ||
Широта ассортимента |
+ | ||
Гибкость ценовой политики |
+ |
||
Целесообразность договорной политики |
+ |
||
Система организации сбыта |
+ |
||
Уровень сервиса |
+ |
||
Система стимулирования покупателей |
+ |
||
Степень маркетинговой активности |
+ |
||
Исследование и разработки |
+ | ||
Состояние материально – технической базы |
+ |
||
Квалификационный состав кадров |
+ |
||
Оценка движения кадров |
+ |
||
Степень мотивации кадров |
+ |
||
Финансовые возможности предприятия |
+ |
||
Организационная культура |
+ |
||
Рейтинговая оценка предприятия |
+ |
Таблица 2.13
Перечень сильных и слабых сторон организации
Аспект внутренней среды |
Сильные стороны |
Оценка факторов, в баллах |
Слабые стороны |
Оценка фактора, в баллах |
Организация управления |
Эффективная организация сбыта |
2 |
Низкий уровень организации маркетинговой деятельности |
2 |
Маркетинг |
Эффективная реклама |
3 |
Несовершенная система маркетинговой информации |
3 |
Исследования и разработки |
Передовая технология, современное оборудование |
2 |
||
Технология |
Наличие инновационных возможностей |
2 |
||
Персонал |
Высокая квалификация персонала |
3 |
||
Высокая компетентность персонала |
3 |
|||
Финансы |
Высокий финансовый потенциал |
2 |
Высокие издержки |
3 |
Высокая рентабельность |
2 |
Законодательные ограничения по качеству лечебных оптических приборов |
2 | |
Имидж предприятия |
Преимущества в области качества товаров |
3 |
Несовершенная система контроля качества продукции |
2 |
Для определения направлений стратегического развития проанализируем проблемы и возможности развития.
Для определения цепочек связей составим матрицу – SWOT.
В левую часть матрицы – SWOT впишем выявленные сильные и слабые стороны предприятия с оценкой их значимости, а в верхнюю часть матрицы впишем выявленные возможности и угрозы внешней среды с оценкой их значимости для предприятия.
Как показывает матрица, на данный момент у компании конкурентные позиции можно определить как поле Weakness – Opportunities, для этого сектора характерны такие стратегии как создание совместных предприятий, проявление интеграции.
Таким образом, необходимо выходить на новые рынки сбыта.
Таблица 2.14
Данные для составления перечня стратегических проблем развития предприятия
Поле матрицы |
Стратегические проблемы, сформулированные на основе выявления парных комбинаций сильных и слабых сторон предприятия с возможностями и угрозами во внешней среде |
Оценка факторов, баллов |
СиВ |
- |
- |
СлВ |
Наличие значительных конкурентов на рынках, реализующих аналогичную продукцию невысокого качества и снижающие покупательную способность населения |
2 = 1 + 3 / 2 |
СиУ |
- |
- |
СлУ |
Высокий уровень инфляции и усиление приверженности к покупателям; Высокие требования государственных стандартов |
3 + 2 + 2 + 2 / 4 = 2.25 |
Выбор стратегии предприятия осуществим следующими действиями:
- ранжирование
стратегических проблем и
- разработка (корректировка) системы стратегических целей предприятия;
- генерирование
альтернативных стратегий
Для ранжирования и выявления наиболее значимых стратегических проблем предприятия, а также оценки степени воздействия соответствующей среды на деятельность предприятия необходимо составить «Профиль среды» предприятия (таблица 2.15).
Таблица 2.15
Данные для проведения SPACE - анализа
Важность |
Степень влияния на предприятие |
Характер влияния на предприятие |
Интегральный показатель степени важности фактора | |
Факторы макросреды: |
||||
- слабая правовая база |
1 |
2 |
+ |
3 |
- высокий уровень инфляции |
3 |
3 |
- |
-6 |
ИТОГО |
4 |
5 |
-3 | |
Факторы микросреды |
||||
- большое число конкурентов |
2 |
2 |
- |
-4 |
- высокая зависимость от |
2 |
2 |
+ |
4 |
ИТОГО |
4 |
4 |
0 | |
Факторы внутренней среды |
||||
- высокий предел |
2 |
3 |
- |
-5 |
- низкая покупательная |
2 |
2 |
- |
-4 |
ИТОГО |
4 |
5 |
- |
-9 |
ВСЕГО |
12 |
14 |
- |
-12 |
Определим конкурентную позицию фирмы на рынке, оперируя следующими переменными:
- факторы внутренней среды
А) недостаточно развита политика стимулирования сбыта;
Б) уровень успешности договорной политики фирмы;
- факторы внешней среды:
А) значительный уровень инфляции;
Б) значительное число конкурентов.
Таблица 2.16
Оценка слабых сторон фирмы в соответствии со SPACE – анализом (по 6 – балльной системе)
Фактор |
Оценка по 6 – балльной системе |
Уровень развития системы стимулирования сбыта |
-4 |
Уровень успешности договорной политики |
3 |
Темп инфляции |
-6 |
Качество продукции |
4 |
Конкурентную позицию компании можно оценить как оборонительную.
Проведенный выше анализ показывает, что предприятие имеет следующие конкурентные преимущества: развитая договорная политика с поставщиками, что позволяет сформировать широкий ассортимент продукции, а также оперировать ценами на продукцию. Другим значительным преимуществом является высокое качество реализуемой продукции.
Относительно маркетинговой стратегии позиционирования можно отметить, что предприятие делает упор на потребителях со средним уровнем доходов, в связи с чем цены являются среднерыночными.
С целью усиления конкурентной позиции и развития стратегии позиционирования предприятия можно предложить следующие мероприятия, которые могут оказаться наиболее эффективными в современных условиях экономического кризиса:
- проведение
анализа эластичности спроса
с целью определения
- разработка средств стимулирования продаж, основным направлением которых может служить проведение распродаж наименее эффективных позиций ассортимента предлагаемой продукции;
- проведение
маркетинговых исследований
Данные мероприятия приведут к частичной нейтрализации таких негативных факторов как:
- значительный темп роста инфляции;
- средний
уровень реального дохода
- значительное число конкурентов.
Рассмотрим динамику торговли предприятия в 2011 – 2012 годы в таблице 2.17.
Таблица 2.17
Динамика торговых процессов компании ООО СП «ПЛ-Люченте» в 2010 – 2012 годы
Характер торговых процессов |
2010 год |
2012 год | ||
Тыс руб |
Удельный вес, % |
Тыс руб |
Удельный вес, % | |
Оптовая торговля |
3 003 |
78 |
3 296.7 |
81 |
Розничная торговля |
847 |
22 |
773.3 |
19 |
ИТОГО |
3 850 |
100 |
4 070 |
100 |
Таблица 2.17 показывает существенные изменения в характер торговых процессов: так, например, увеличилась доля оптовой торговли на 3%, что в стоимостном выражении отразилось на росте объема оптовых продаж с 3 003 тыс руб в 2010 году до 3 296.7 тыс руб в 2012 году. Это является положительным моментом, так как характеризует постоянный приток денежной наличности в компании, однако требует затрат по содержанию складских помещений для хранения продукции.
Рассмотрим структуру основных товарных групп продаж в 2010 – 2012 годы.
Таблица 2.18
Основные сегменты продаж компании ООО СП «ПЛ-Люченте»
Группы клиентов |
2010 год |
2012 год | ||
Тыс руб |
Удельный вес, % |
Тыс руб |
Удельный вес, % | |
Серебро |
1 351.35 |
45 |
1 516.48 |
46 |
Золото |
450.45 |
15 |
527.47 |
16 |
Платина |
540.54 |
18 |
527.47 |
16 |
Бижутерия |
510.51 |
17 |
593.4 |
18 |
Прочие |
150.15 |
5 |
131.88 |
4 |
ИТОГО |
3 003 |
100 |
3 296.7 |
100 |
Информация о работе Совершенствование сбытовой политики предприятия