Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 21:25, курсовая работа
Маркетинговые исследования являются важной частью системы, обеспечивающей получение таких данных. Исследования позволяют повысить качество принимаемых управленческих решений. Информация, которая может быть получена в результате проведения маркетингового исследования, способствует разработке оптимальных стратегий. Таким образом, маркетинговое исследование позволяет решить многие проблемы предприятия,
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………...…….3
ГЛАВА 1 Теоретическая часть……………………………………………....…6
1.1Понятие маркетингового исследования. Основные этапы…………....6
1.2Определение проблемы и постановка целей…………………………...7
1.3Проведение предварительного исследования и формулирование гипотез………………………………………………………………………........8
1.4Разработка схемы маркетингового исследования малого предприятия и международных рынков……………….……………………………….……10
1.5 Сбор данных: вторичная и первичная информация…………...…….12
1.6 Отчет о результатах исследования……………………………...…….17
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА малого предприятия ООО «Оптифуд»…………… ………….…...18
2.1Общие сведения. Организационная структура и структура управления предприятия……………………………………………………....................18
2.2 Наличие и использование ресурсов ……………..……………………25
2.3 Анализ финансового состояния ………………………………….…....26
ГЛАВА 3 АНАЛИЗ СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Малого предприятия ООО «Оптифуд»………………………...…..28
3.1 Организация снабженческой деятельности……………………...........28
3.2 Организация сбыта готовой продукции……………………........…….31
3.3 Анализ маркетинговой деятельности………………………….............33
ГЛАВА 4 Разработка оптимальной схемы маркетингового исследования малого предприятия и международных рынков…………………………………………………………………..…....38
4.1 Опросы как один из методов сбора первичной информации…..........38
4.2 Формулирование вопросов анкеты, выбор измерительных шкал.......47
4.3Определение физических параметров анкеты и последовательности расположения вопросов…………………………………………………..........53
4.4 Предварительное тестирование и совершенствование анкеты….......54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................57
.
Фондоотдача – показатель выпуска продукции, приходящейся на 1 рубль стоимости основных фондов. Данный показатель характеризует эффективность использования основных средств предприятия. В 2008 году на 1 рубль стоимости основных средств предприятия приходилось 2,93 тыс. руб. услуг и продукции, в 2009 году – 3,05 тыс. руб., в 2010 году – 2,93 тыс. руб.. Таким образом, наблюдается увеличение фондоотдачи на 0,12 тыс. руб. или 3,93% в 2009 году по сравнению с 2008 годом, и снижение на 0,12 тыс. руб. или 3,84% в 2010 году по сравнению с уровнем 2009 года.
Эффективность использования основных средств предприятия также можно охарактеризовать показателем фондоемкости. Фондоемкость – показатель, обратный фондоотдаче. В 2008 году на рубль выручки от продажи товаров приходилось 0,34 тыс. руб. стоимости основных средств, в 2009 году – 0,33 тыс. руб., в 2010 году - 0,34тыс. руб. Снижение фондоемкости (увеличение фондоотдачи) означает повышение эффективности использования основных средств.
Фондовооруженность
Рентабельность основного капитала рассчитываем делением прибыли от продаж на среднегодовую стоимость основных средств. Данный показатель увеличивается с 20,91% до 24,02% в 2009 году по сравнению с 2008 годом и до 25,50% в 2010 году.
Таким образом, можно сделать вывод о достаточно эффективном использования основных средств в анализируемом периоде на ООО «ОПТИФУД».
2.3 Анализ финансового состояния
Для анализа финансовой устойчивости и платежеспособности организации используем методику Минфина РБ. Основной целью проведения анализа финансового состояния организации на основе Инструкции является обоснование решения о признании структуры бухгалтерского баланса неудовлетворительной, а организации – неплатежеспособной. Расчет показателей, предусмотренных Инструкцией, представлен в таблице 5.
Таблица 5 Анализ показателей финансовой устойчивости организации 2009-2010 гг.
№ п/п |
Наименование показателя |
На начало периода |
На момент установления неплатежеспособности |
Норматив коэффициента | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | |
1 |
Коэффициент текущей ликвидности (К1): |
1,483 |
1,106 |
K1>=1 | |
2 |
Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2): |
0,093 |
0,096 |
K2>=0 | |
|
Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3) : |
0,882 |
0,883 |
К3 <= 0,85 | |
4 |
Коэффициент абсолютной ликвидности (Кабсл) |
0,08 |
0,07 |
Кабсл>=0,2 | |
5 |
Коэффициент обеспеченности просроченных финансовых обязательств активами (К4) |
- |
- |
К4 <= 0,5 | |
6 |
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств |
5,73 |
4,97 |
оборачиваемость оборотных средств снизилась |
Таким образом из таблицы 5 видно, что коэффициенты текущей и абсолютной ликвидности и в 2010 году снизились на 0,3 и 0,01 соответственно. Коэффициент автономии характеризует долю собственного капитала организации в общей сумме средств, авансированных в ее деятельность. Коэффициент отражает степень независимости организации от заемных средств. Увеличение коэффициента должно осуществляться преимущественно за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации.
Значения таблицы 5 позволяет сделать вывод о том, что организация является платежеспособной.
3. АНАЛИЗ СНАБЖЕНЧЕСКО-СБЫТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Малого предприятия ООО «Оптифуд»
3.1 Организация снабженческой деятельности
В ООО «ОПТИФУД» визирование проектов договоров осуществляется в следующем порядке:
-договоры с поставщиками нерезидентами и покупателями нерезидентами визируются исполнителем, его начальником, начальником финансовоэкономического отдела, главным бухгалтером, начальником юридического отдела; директором.
- договоры с поставщиками резидентами визируются исполнителем, его начальником, начальником ФЭО, главным бухгалтером, начальником юридического отдела; директором.
- договоры с потребителями
визируются исполнителем, его начальником,
начальником ФЭО и начальником
юридического отдела. Допускается
тиражирование стандартных
- договоры аренды и
хранения визируются
- иные договоры, связанные с основной деятельностью по закупке и реализации товаров, визируются исполнителем, его начальником, начальником ФЭО, главным бухгалтером и начальником юридического отдела;
- договоры, опосредующие осуществление вспомогательной деятельности ООО «ОПТИФУД», визируются исполнителем, его начальником, начальниками функциональных служб в зависимости от наличия в договорах условий, проверяемых соответствующими службами, и начальником юридического отдела.
В исключительных случаях допускается подписание договора без соблюдения процедуры визирования либо с соблюдением процедуры визирования не в полном объеме, если просрочка в заключении договора нанесет ущерб интересам ООО «ОПТИФУД» . В Приложении В – договор на поставку продукции ООО «Оптифуд», договор оптовой торговли.
При планировании закупки по каждому наименованию товара заполняется специальный рабочий лист. В нем представлена информация по товарам, полученным от поставщиков, и он эту информацию может использовать как базу заказа на поставку продукции отдельный рабочий лист заполняется по каждому поставщику. Информация с рабочих листов переносится отдельно по каждому поставщику в заказ полностью или с незначительными изменениями.
При планировании закупок по каждому наименованию товара ведется специальная карточка. В ней содержится информация о количестве товарных запасов, максимальном и минимальном объеме заказов, характеристике товаров, объеме ближайшей поставки и т.д. Картотека организуется в последовательности, принятой производителем при группировке выпускаемой продукции. При подготовке заказа нужная информация извлекается из карточки и переносится в заказ. Подготовка заказа на поставку осуществляется автоматически. Заказ подготавливается в нужном количестве экземпляров. Оригинал пересылается поставщику. К нему прикладывается копия заказа, в которой поставщик по требованию компании предварительно до отгрузки продукции по каждому наименованию товара указывает действующие цены. Остальные копии заказа распределяются по функциональным подразделениям внутри компании. Подготовленный заказ нуждается в тщательной проверке. После того как заказ подготовлен, агент по закупке осуществляет его окончательную проверку. В результате проверки устанавливается правильность выбора поставщика, методов отгрузки и доставки товаров, условия поставки. Затем проект заказа представляется на рассмотрение администрации для принятия окончательного решения по реализации закупки.
Поскольку заказ на поставку продукции связан со значительными денежными расходами, он имеет юридическую силу только при его подписании директором, коммерческим директором (он же начальник отдела маркетинга).
После того, как заказ направлен поставщику, агент по закупкам формирует временное дело, в которое заносится вся документация, относящаяся к данному заказу. Все изменения в процессе его выполнения фиксируются и заносятся в дело. Прием товара от поставщика и размещение его на складе завершают работы с данным заказом.
Алгоритм подтверждения заявки представлен на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 Алгоритм подтверждения заявки
Примечание – Источник: данные компании.
В таблице 3.1 отражена динамика и структура закупок по поставщикам.
Таблица 3.1 Информация о динамике и структуре закупок ООО «ОПТИФУД»
Наименования товарных групп |
2009г. Предыдущий год |
2010г. Отчетный год |
Темп роста, % |
Отклонения | |||
(+,-) | |||||||
млн. руб. |
уд. вес, % |
млн. руб. |
уд. вес, % |
абсолютное млн. руб. |
относительное | ||
% | |||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
Сладости |
6 670 |
14,81% |
6 794 |
14,84% |
101,86% |
124 |
0,03% |
Разное |
652 |
1,45% |
703 |
1,54% |
107,82% |
51 |
0,09% |
Снэковая группа |
2 281 |
5,06% |
2 311 |
5,05% |
101,32% |
30 |
-0,01% |
Чаи |
2 978 |
6,61% |
3 007 |
6,57% |
100,97% |
29 |
-0,04% |
Кофе |
2 999 |
6,65% |
3 069 |
6,70% |
102,33% |
70 |
0,05% |
Соки и нектары |
4 693 |
10,42% |
4 909 |
10,72% |
104,60% |
216 |
0,30% |
Кулинария |
16 087 |
35,71% |
16 100 |
35,17% |
100,08% |
13 |
-0,54% |
Примечание – Источник: отчетность департамента продаж
3.2 Организация сбыта готовой продукции
Из рекламных объявлений
в прессе можно указать об ассортименте
реализуемых товаров в
Ежедневные и еженедельные
газеты, несмотря на свою короткую жизнь,
позволяют придать рекламе
Печатная реклама наиболее широко используется и наиболее эффективна. В ООО «Оптифуд» печатная реклама (объявления, вкладыши, памятки, визитки и т.д.) не требует больших затрат, проста, воздействует на человека непосредственно содержанием и формой.
Средства печатной рекламы в ООО «Оптифуд» представлены буклетами, проспектами на предлагаемую продукцию. Печатная реклама распространяется непосредственно на предприятии, а также в ходе выставок, презентаций. Буклеты и проспекты имеет каждый торговый представитель компании.
Радио — и телереклама являются, пожалуй, самыми массовыми по охвату потребителей средствами распространения рекламы. Самыми распространенными видами рекламы по радио являются радиоролики, рекламные радиообъявления, рекламные радиорепортажи. Наиболее эффективны они при рекламе товаров и услуг, рассчитанных на широкие слои населения. Радиореклама обычно используется для информирования и напоминания. Ее подготовка в большинстве случаев требует участия опытных специалистов в этой области, которые должны проделать большую работу от разработки подходящего сценария до его воплощения в аудиозаписи.
В ООО «Оптифуд» из средств радиорекламы чаще всего применяются рекламные радиообъявления с информацией о режиме работы предприятия, продлении режима работы в предпраздничные и праздничные дни, о выставках-продажах, о реализуемых товарах и услугах.
Телевизионная реклама обладает целым рядом специфических черт. Прежде всего, телевидение имеет широкие возможности оказывать целенаправленное воздействие и вызывать желаемую ответную реакцию зрительской аудитории. Благодаря комбинации изображения, цвета, движения и звука достигается высокая степень привлечения внимания. Кроме того, телевидение обеспечивает широкий охват, а также хорошую географическую и демографическую избирательность.
Из рекламных сувениров в ООО «Оптифуд» широко используются рекламные пакеты, неизменными атрибутами их художественного оформления являются товарный знак и адрес предприятия, режим работы, телефоны.
Эффективным средством
для представления
Среди многообразия видов и разновидностей наружной рекламы ООО «Оптифуд» использует световую рекламу фасада, световые вывески, вывески, витрины, элементы внутренней рекламы (указатели, информационные табло, ценники и т. д.), спецодежду обслуживающего персонала. Оконные витрины украшают не только предприятие, но и становятся элементом оформления улиц.
Выставки и ярмарки занимают особое место в арсенале средств рекламного воздействия, так как представляют очень широкие возможности демонстрации рекламируемых товаров и установления прямых контактов с непосредственными покупателями и деловыми партнерами. Особенно эффективны выставочные мероприятия в сочетании с комплексом других средств рекламы. Выставки-продажи — один из наиболее эффективных видов рекламы. На них демонстрируется вся продукция, которая реализуется предприятием. Однако проводятся они периодически, что снижает их эффективность.
На протяжении всей истории работы компании наибольший удельный вес продаж приходится на рынки (всегда больше 30%). Пример приведен в таблице продаж по каналам сбыта за четыре месяца (см. таблицу 3.2).
Таблица 3.2 Анализ продаж по каналам сбыта
Каналы сбыта |
Период продаж, тыс. руб | |||||
Сентябрь 2010 |
Октябрь 2010 |
Ноябрь 2010 |
Декабрь 2010 |
СР ЗНАЧ |
УД Вес | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Супермаркеты |
37 294 222 |
28 988 129 |
32 872 507 |
29 937 761 |
32 273 155 |
21,65% |
Ключевая розница |
24 401 531 |
33 150 373 |
25 420 006 |
36 986 079 |
29 989 497 |
20,12% |
Посредники |
6 017 383 |
13 218 585 |
17 867 505 |
8 838 497 |
11 485 493 |
7,71% |
Рынки |
41 777 834 |
37 314 707 |
51 985 656 |
56 860 318 |
46 984 629 |
31,52% |
Традиционная розница |
16 269 699 |
41 261 123 |
24 044 429 |
31 692 899 |
28 317 038 |
19,00% |
Информация о работе Специфика маркетинговых исследований для малого бизнеса и международных рынков