Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 11:14, курсовая работа
Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: изучить стратегию маркетинга ММЗ деятельность и на этой основе разработать предложения по совершенствование стратегии маркетинга промышленного предприятия
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
исследование рынка деятельности предприятия;
анализ факторов внутренней среды;
разработка стратегических направлений маркетинговых действий.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Исследование рынка деятельности предприятия 5
1.1 Характеристика состояния рынка 5
1.2 Характеристика потребителей и покупателей (посредников) 8
1.3 Характеристика поставщиков 10
1.4 Характеристика состояния конкуренции на рынке 15
1.5 Тенденции развития внешней среды 17
2 Анализ факторов внутренней среды 28
2.1 Характеристика результатов хозяйственной деятельности предприятия 28
2.2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия 31
2.2.1. Отдел маркетинга и сбыта 31
2.2.2 Анализ товарной политики 38
2.2.4 Анализ сбытовой политики 41
2.2.5 Анализ политики продвижения 44
2.4 Корреляционно–регрессионный анализ влияния маркетинговой среды на деятельность предприятия 50
3 Разработка стратегических направлений маркетинговой деятельности 58
3.1 SWOT–матрица 58
3.2 Автоматизация системы управления взаимоотношений с клиентами 58
3.2 Повышения эффективности отдела маркетинга путем реализации рекламной компании 61
3.3 Пути повышения эффективности использования коммуникационного комплекса ОАО «Машиностроительный завод» в формировании конкурентных преимуществ продукции и предприятия 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Исследование рынка
1.1 Характеристика состояния рынка 5
1.2 Характеристика потребителей и покупателей (посредников) 8
1.3 Характеристика поставщиков 10
1.4 Характеристика состояния конкуренции на рынке 15
1.5 Тенденции развития внешней среды 17
2 Анализ факторов внутренней среды 28
2.1 Характеристика результатов хозяйственной деятельности предприятия 28
2.2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия 31
2.2.1. Отдел маркетинга и сбыта 31
2.2.2 Анализ товарной политики 38
2.2.4 Анализ сбытовой политики 41
2.2.5 Анализ политики продвижения 44
2.4 Корреляционно–регрессионный анализ влияния маркетинговой среды на деятельность предприятия 50
3 Разработка стратегических
3.1 SWOT–матрица 58
3.2 Автоматизация системы управления взаимоотношений с клиентами 58
3.2 Повышения эффективности отдела маркетинга путем реализации рекламной компании 61
3.3 Пути повышения эффективности использования коммуникационного комплекса ОАО «Машиностроительный завод» в формировании конкурентных преимуществ продукции и предприятия 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
Существование проблем в обществе и экономике, встроенность экономики в экономику мировую, процесс глобализации экономики и необходимость полноправного участия в этом процессе Республики Беларусь приводят к необходимости, во-первых, исследования этих проблем, во-вторых, поиска возможных путей их решения.
Одной из значимых проблем современной экономики, характеризующейся относительной стабильностью рыночной ситуации, ростом основных макроэкономических показателей, является определенное несоответствие модели поведения основных рыночных субъектов - предприятий новым условиям хозяйствования, понимание предприятиями рынка как системы хозяйствования, основанной исключительно на конкуренции, доминирование конкурентных отношений над отношениями сотрудничества, отсутствие явно выраженного стремления предприятий к осуществлению скоординированных действий на рынке, к сотрудничеству и интеграции. До недавнего времени превалировали дезинтеграционная тенденция, стремление к автономии на рынке, недоверие по отношению к другим предприятиям. Затруднено осуществление предприятиями на рынке скоординированной стратегии, ведущей к достижению согласованной цели, консенсусу экономических интересов, консолидации финансовых, информационных и других ресурсов и, в конечном счете, к росту эффективности использования ресурсов взаимосвязанными предприятиями.
Проблема формирования на рынке партнерских, доверительных отношений между предприятиями актуальна еще и в связи с процессами глобализации, которые в полной мере распространяются и на сферу экономики. Административные границы государств становятся все более проницаемыми для потоков товаров, финансов, информации. На белорусский рынок приходят зарубежные компании, представляющие крупный иностранный капитал. Автономно функционирующие предприятия, особенно - малые и средние, оказываются в заведомо сложной ситуации. Конкурировать с глобальными и транснациональными компаниями возможно при консолидации ресурсов и возможностей нескольких предприятий. Альтернативами являются: поглощение предприятия глобальной компанией, слияние предприятия с другими или ориентация предприятия на работу с узкой рыночной нишей.
Одним из проявлений «тектонических
сдвигов» в развитии отношений между
предприятиями является рост интереса
в теории и на практике к концепции
маркетинга отношений. Маркетинг отношений
рассматривается специалистами
как современная и
Маркетинг используется и в тех случаях, когда речь идет о промышленных продуктах (они используются для производства других продуктов). В данном случае для привлечения потенциальных потребителей реклама будет ориентироваться на торговые журналы, персональные предложения опционов, использование телефонной и компьютерной связи. Маркетинговая стратегия зависит не только от продукта, но и от того, является ли конечный потребитель частным или промышленным.
Деятельность любого предприятия
охватывает практически все вопросы
его взаимодействия с рынком. Поэтому
в настоящее время организации-
Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: изучить стратегию маркетинга ММЗ деятельность и на этой основе разработать предложения по совершенствование стратегии маркетинга промышленного предприятия
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
Объектом исследования выступает – ОАО «Мозырский машиностроительный завод»
Предмет исследования - стратегия маркетинга ММЗ.
Поставленные задачи определили структуру работы, которая включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников, приложения.
Методология исследования базируется на диалектическом методе познания, системном подходе, методах дедукции, сравнительного и экономического анализа, экономико-статистических и социологических методах. Основными методами изучения проблем создания и функционирования маркетинга являются анализ и синтез, индукция и дедукция, экономико-математическое моделирование.
В границах Таможенного Союза Республика Беларусь, возглавляемая несменяемым с 1996 года Александром Лукашенко, похожа на Китай в миниатюре. Но если Китай — фабрика всего мира, то Белоруссия — сборочный цех Таможенного Союза, производящий огромное разнообразие продукции, от компонентов микроэлектроники до карьерных самосвалов.
Доля машиностроения в белорусской обрабатывающей промышленности составляет примерно 19%. По состоянию на 2012 год в структуре обрабатывающей промышленности на производство машин и оборудования приходилось 10,2%, производство транспортных средств и оборудования к ним составляло 4,9%, ещё 3,8% — доля электрооборудования, оптических приборов и электроники.
Свыше 60% продукции машпрома реализуется за рубежом. Порядка 73% машиностроительного экспорта приходится на страны Таможенного Союза.
Белорусами завоёвана треть мирового рынка карьерных самосвалов, четверть рынка электротранспорта, каждый десятый трактор, продаваемый в мире, — белорусский.
Серьёзная работа проводится
в сфере научных исследований
и опытно-конструкторских
Китами транспортного машиностроения в РБ являются: РУП «Минский тракторный завод», ОАО «Минский моторный завод», ПО «Гомсельмаш», холдинг «БелавтоМАЗ»; широкую номенклатуру спецтехники производит ОАО «Амкорд».
В прошлом году в республике было произведено порядка 71 тысячи сельскохозяйственных тракторов. На Украине за весь 2012 год было собрано меньше тракторов, чем в Белоруссии производят за месяц. Традиционные рынки сбыта продукции МТЗ — Таможенный Союз и Украина.
ПО «Гомсельмаш» освоило
производство самоходных зерноуборочных
комбайнов пропускной способностью
от 7 до 16 кг/сек и впервые в
своей истории отгрузило
В связи с началом
ОАО «МАЗ» ведёт переговоры со Шри-Ланкой: ожидается, что она станет стартовой площадкой для экспансии МАЗа на рынок Южной Азии.
По сравнению с 2011 годом,
в 2012 производство троллейбусов снизилось.
Попытка наладить совместный выпуск
троллейбусов с украинской компанией
«Эталон» завершилась неудачей и
международным скандалом: Украина,
получив техническую
Налаживается производство новых поездов для Российской Федерации на строящемся в Фаниполе заводе.
К сожалению, на сегодняшний день нерешённой остаётся проблема со складской затаренностью «МТЗ»; похожая проблема с продукцией «БелАЗа». К первому апреля сего года запасы карьерных самосвалов составили 551 штуку, что эквивалентно четырём среднемесячным объёмам производства. Лишь с января по март этого года складские запасы выросли на 188 машин — это означает, что полтора месяца из трёх «БелАЗ» не продавал продукцию. И это несмотря на то, что в прошлом году карьерная техника белорусского производства поставлялась в 32 страны мира, в том числе Индию, Индонезию и Австралию. А в этом году предприятие пытается завоевать рынок США и Мексики, потеснив продукцию Caterpillar.
Развитие отрасли строительно-
Проанализируем динамику объемов производства в разрезе отраслей промышленности. Данные приведены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Динамика объемов производства отраслей промышленности в 2002-2012 годах
2002 |
2005 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Вся промышленность |
42 |
10501 |
33387 |
48530 |
62545 |
77267 |
95515 |
Машиностроение и |
14,4 |
2152,7 |
7278,4 |
10773,7 |
14010,1 |
18389,5 |
23401,2 |
В стоимостном выражении отрасль машиностроения демонстрирует стабильное увеличение объемов производства.
Рассчитаем удельные веса отрасли машиностроения за ряд лет. Результаты расчетов занесем в таблицу 1.2.
Таблица 1.2 - Удельный вес продукции отдельных отраслей в общем объеме продукции промышленности (в процентах к итогу)
2002 |
1995 |
2005 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Вся промышленность |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Машиностроение и |
34,2 |
23,3 |
20,5 |
21,8 |
22,2 |
22,4 |
23,8 |
24,5 |
Можно заметить, что структура промышленного производства в целом стабильна. Наибольшая доля машиностроительной промышленности имела место в 2002 году (34,2%), наименьшая – в 2005 году (20,5)%.
В 2002-2005 годах имело место снижение удельного веса отрасли, однако на протяжении 2008-2012 годов она демонстрирует устойчивый рост.
Рассмотрим динамику стоимости основных фондов по отрасли. Данные приведены в таблице 1.3.
Таблица 1.3 - Производственно-промышленные основные средства по отраслям промышленности на начало года по восстановительной стоимости, млрд.руб.