Стратегический маркетинг предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: изучить стратегию маркетинга ММЗ деятельность и на этой основе разработать предложения по совершенствование стратегии маркетинга промышленного предприятия
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
исследование рынка деятельности предприятия;
анализ факторов внутренней среды;
разработка стратегических направлений маркетинговых действий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Исследование рынка деятельности предприятия 5
1.1 Характеристика состояния рынка 5
1.2 Характеристика потребителей и покупателей (посредников) 8
1.3 Характеристика поставщиков 10
1.4 Характеристика состояния конкуренции на рынке 15
1.5 Тенденции развития внешней среды 17
2 Анализ факторов внутренней среды 28
2.1 Характеристика результатов хозяйственной деятельности предприятия 28
2.2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия 31
2.2.1. Отдел маркетинга и сбыта 31
2.2.2 Анализ товарной политики 38
2.2.4 Анализ сбытовой политики 41
2.2.5 Анализ политики продвижения 44
2.4 Корреляционно–регрессионный анализ влияния маркетинговой среды на деятельность предприятия 50
3 Разработка стратегических направлений маркетинговой деятельности 58
3.1 SWOT–матрица 58
3.2 Автоматизация системы управления взаимоотношений с клиентами 58
3.2 Повышения эффективности отдела маркетинга путем реализации рекламной компании 61
3.3 Пути повышения эффективности использования коммуникационного комплекса ОАО «Машиностроительный завод» в формировании конкурентных преимуществ продукции и предприятия 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 378.38 Кб (Скачать файл)

 

Примечание: Источник – собственная  разработка на основании данных предприятия

 

На балансе предприятия  находятся 6 объектов социальной сферы: спорткомплекс и гребная база, дом культуры «20 лет Победы», общежитие, здравпункт.

Ежегодно разрабатывается  перспективный план по работе с трудовым коллективом завода, по работе с  пенсионерами, ветеранами труда, ветеранами ВОВ завода, с молодежью.

На предприятии функционирует  здравпункт. В здравпункте имеется  процедурный, перевязочный кабинеты, кабинет  приема и стоматологический кабинет. Работникам предприятия оказывают  профилактическую и лечебную помощь.

           2.2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия

          2.2.1. Отдел маркетинга и сбыта

 

        Отдел маркетинга создан в октябре 2002 года. Одновременно им обслуживаются оба направления бизнеса ОАО «Мозырский машиностроительный завод». В ближайшем будущем планируется формирование матричной структуры управления маркетингом завода, предполагающей разделение зон ответственности параллельно как по основным маркетинговым функциям, так и по товарным направлениям. В настоящее время постоянный мониторинг конкурентов не проводится.  В 2011  году принят на работу Консультант по маркетингу, который пишет Положение об отделе Маркетинга и Годовой маркетинговый план. Сначала он проводит выборочный анализ конкурентов. Ранее в  ОАО «Мозырский машиностроительный завод»   проводились только фрагментарные маркетинговые исследования.

Разработан ряд внутрифирменных  документов в области маркетинга компании:

  • PEST анализ ОАО «Мозырский машиностроительный завод»  ;
  • SWOT анализ ОАО «Мозырский машиностроительный завод»  ;
  • Годовой маркетинговый план;
  • Положение об отделе маркетинга;
  • Должностные инструкции сотрудников отдела маркетинга;
  • Положение о дилерской сети;
  • Анкета для анализа конкурентов ОАО «Мозырский машиностроительный завод»  .

Цель маркетинга предприятия - обеспечение рентабельности в заданных границах времени. Отсюда - ориентация на долгосрочное (5, 10, 15 лет) прогнозирование  всей маркетинговой ситуации, начиная  от платежеспособных потребностей и кончая собственными возможностями в этой перспективе. Также целью маркетинга является получение высоких коммерческих результатов, определенной прибыли в заданных границах времени в пределах имеющихся средств и производственных возможностей, завоевание запланированной доли рынка за счет достижения устойчивых связей с определенными сегментами рынка, расширение операций и т.п.

Основной целью маркетинговой  политики ОАО «Мозырский машиностроительный завод» является сохранение традиционных устоявшихся связей с потребителями  своей продукции, восстановление потерянных по разным причинам связей и поиск  новых потребителей при одновременном  повышении качества товаров, снижении цен и расширении сервисных услуг.

Для этого ОАО «Мозырский машиностроительный завод» ежегодно и  на перспективу разрабатываются  мероприятия по совершенствованию  конструкции тракторов и освоению новых прогрессивных технологических  процессов, механизации и автоматизации  производственных процессов, совершенствованию  системы метрологического контроля, повышению эффективности производства за счет создания гибких переналаживаемых технологий.

Предпочтительным направлением работ по продвижению продукции  ОАО «МОЗЫРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД» на рынки стран СНГ является привлечение субъектов хозяйствования этих стран в качестве дилеров  на договорной основе. В отдельных, наиболее крупных регионах возможно образование СП, а в исключительных случаях - полностью принадлежащих  ОАО «Мозырский машиностроительный завод».

Многолетний экспорт продукции  ОАО «Мозырский машиностроительный завод» обеспечивается товаропроводящей сетью, которая в 1998 году в дальнем  зарубежье охватывала 39 стран. Более 10 стран приобретает продукцию  ОАО «Мозырский машиностроительный завод» через 9 компаний, находящихся  под полным или паритетным управлением  объединения (Венгрия, Германия, Ирландия, Италия, Норвегия, Латвия). В странах  Польша, Испания, Египет, Вьетнам и  других продукция ОАО «Мозырский машиностроительный завод» реализуется  через дистрибьюторов. Устанавливаются  прямые контакты с главами администраций  крупных сельскохозяйственных и  промышленных областей Республике Беларусь, Украины, Молдовы, Азербайджана, Узбекистана  и др. стран СНГ.

Положение об Отделе Маркетинга ОАО «Мозырский машиностроительный завод»  .

Структура этого документа  определена следующим образом:

1. Цели и функции 

2. Структура отдела 

3. Взаимодействие с подразделениями  компаниями 

4. Функциональные обязанности 

5. Проведение маркетинговых  исследований 

1. Цели  и функции Отдела Маркетинга 

Совместно с другими подразделениями  предприятия и руководством предприятия  Отдел Маркетинга помогает выработать стратегию рыночной деятельности предприятия 

Целью отдела маркетинга является выработка рекомендаций и координация  деятельности по формированию и проведению закупочной, сбытовой и сервисной  политики предприятий.

В функции Отдела маркетинга входит анализ внутренней и внешней  среды предприятий, анализ конкурентов, сегментирование рынка и позиционирование товара, ценообразование, формирование ассортимента и формулирование требований к качеству продукции и обслуживанию клиентов, продвижение продукции, формирование и поддержание имиджа предприятия  и торговых марок.

2. Структура  Отдела Маркетинга 

Внутри отдела маркетинга выделяются следующие специализации (пример) Численность отдела маркетинга – 4 сотрудника.

В состав отдела входят:

  • начальник Отдела Маркетинга
  • маркетолог / Менеджер по маркетингу
  • маркетолог / Аналитик
  • маркетолог / Менеджер по интернет–маркетингу

Более четко можно определить нормативы на конкретный вид затрат рабочего времени, то есть определить затраты отдельно на подготовительно-заключительную работу, отдельно на основную, и по полученным данным произвести расчет показателей  эффективности использования рабочего времени (таблица 2.2).

Коэффициент использования  рабочего времени (Ки.р.в) рассчитывается по формуле:

 

Ки.р.в = (Тпз + Топ + Тотл) / Тсм * 100  (2.1)

 

Ки.р.в = (38+407+30)/480*100 = 99%

 

Следовательно, рабочее время  данным исполнителем используется на 99%. Это довольно высокий показатель.

Таблица 2.2 – Фактический  и нормативный баланс рабочего времени  отдела маркетинга

Индекс

Наименование затрат рабочего

времени

Фактические затраты

Нормативные

затраты

Затраты, подлежащие увеличению / уменьшению

мин.

% к итогу

мин.

% к

итогу

ПЗ

Подготовительно-заключительное

время

38

7,9

30

6,2

-8 мин.

ОП

Оперативное время

407

84,8

430

89,6

+23 мин.

 

ОТЛ

Перерывы на отдых и личные потребности

30

6,3

20

4,2

-10 мин.

НТД

Нарушение трудовой дисциплины

5

1,0

-

-

-5 мин.

 

ИТОГО

480

100

480

100

-


 

Примечание: Источник – собственная  разработка на основании данных предприятия

 

За счет совершенствования  организации рабочих мест, путем  повышения квалификации и улучшения  трудовой дисциплины коэффициент использования  рабочего времени можно увеличить  до 100%.

      Маркетинговая  политика предприятия состоит  в управлении четырьмя  основными  элементами: товаром, ценой, каналами  сбыта и методами стимулирования, но должного внимания этим  элементам со стороны сотрудников  не уделяется.

Сбытовая функция маркетинга, включает в себя все то, что происходит с товаром в промежутке времени  после его производства и до начала потребления. Для успешного сбыта, необходимы высокий профессионализм  сотрудников  и их личная заинтересованность в результатах сбыта, что на предприятие  не наблюдается.

Инструментом воздействия  на потребителя со стороны»  в  рамках сбытовой политики является сбытовой механизм. Этот механизм включает, с  одной стороны, каналы распределения, их структуру, сам процесс выбора сбытовых каналов, а с другой —  действия по разработке и реализации товара.

В таблице 2.3 показано взаимодействие отдела маркетинга предприятия с основными отделами ОАО «Мозырский машиностроительный завод».

 

 

 

 

Таблица 2.3 - Взаимодействие отдела маркетинга ОАО «Мозырский машиностроительный завод» с основными отделами предприятия

Получает:

Выдает:

от ГСКБ и ОКБ:

- мероприятия по повышению  качества и технического уровня;

- информационные листы  о конструкторских изменениях;

-заключения на закупаемые  узлы и детали;

- программы испытаний  продукции;

- технические отчеты специалистов  по загранкомандировкам;

-отчеты по полевым  и стендовым испытаниям продукции  ОАО «Мозырский машиностроительный  завод» и зарубежных материалов  и комплектующих;

ГСКБ и ОКБ:

- информацию о продукции  конкурентов;

- обобщенные сведения  о рекламациях, претензиях и  предположениях покупателей;

- запросы покупателей  по комплектации тракторов и  требования местных рынков;

- предложения по повышению  качества и технического уровня:

- информация о новых  моделях тракторов и комплектующих;

- образцы, инструкций  и каталогов зарубежных фирм

от ООТиЗа:

- методические указания  и рекомендации по структуре  подразделений маркетинг-центра;

- утвержденное штатное  расписание и штатные расстановки  по всем категориям работающих;

- положения о премировании  работников и разрешение на  выплату премий руководителям,  специалистам, техническим исполнителям  по результатам работы;

ООТиЗу:

- предложения по совершенствованию  структуры управления, об установлении  должностных окладов и персональных  надбавок к должностным окладам;

- проекты положений о  маркетинг-центре и его структурных  подразделений и должностные  инструкции на согласование;

от ПЭО:

- расчет себестоимости  продукции - годовые и квартальные  объемы реализации и объемы  поставок продукции;

- утвержденную смету на  патентно-лицензионную работу, изобретательство, информационную работу, рекламу  и др.;

- отчеты по итогам работы  ОАО «Мозырский машиностроительный  завод» за месяц, квартал, год.

ПЭО:

- проекты контрактов для  согласования цен на импортную  продукцию;

-материалы о работе  маркетинг - центра для составления  отчетов по итогам работы;

- проекты планов поставок  на год, квартал по номенклатуре, а также месячные производственные  задания;

- проекты планов поставок  по номенклатуре с указанием  средневзвешенной контрактной и  чистойцены по моделям поставляемых  тракторов;

- предложения по снижению  уровня себестоимости выпускаемой  продукции, рассчитанному исходя  из конкурентоспособной розничной  цены на предполагаемых рынках  продаж;


Примечание: Источник – собственная  разработка на основании данных предприятия

Торговые подразделения  предоставляют менеджеру по маркетингу информацию о характере и результатах  своей деятельности. Отдел маркетинга предоставляет всем подразделениям предприятия информацию, необходимую  для их рыночной ориентации их деятельности.

По заказу руководителей  подразделений и товарных групп  Отдел маркетинга выполняют отдельные  виды маркетинговой деятельности. Начальник  Отдела маркетинга планирует и координирует деятельность внутри группы.

Отдел Маркетинга и менеджеры  по маркетингу предприятий активно  взаимодействуют с Начальником  отдела PR и рекламы для формирования рекламной компании Решения, влияющие на рыночную ориентацию предприятия, все  предприятия принимают на основе рекомендаций и по согласованию с  Отделом маркетинга.

2.3 Годовой маркетинговый  план и виды отчетных документов

Целью маркетингового планирования деятельности ОАО «Мозырский машиностроительный завод»   является разработка ключевых мероприятий в области маркетинга посредством разработки маркетинговой  стратегии и маркетингового комплекса.

Годовой и полугодовой  маркетинговый план и отчет один из основных и наиболее важных документов, подготовка которых входит в перечень задач, решаемых отделом маркетинга на фирме.

Основные пункты Плана:

1. Введение

2. Основные понятия и  определения

3. Общие сведения 

4. Описание рынка 

5. Тип производства, методов  торговли или другого вида  бизнеса 

6. Описание и характеристика  потребителей 

7. Описание места расположения 

8. Товарная политика (анализ  эффективности ассортимента)

9. Ценовая политика.

10. Дополнительные услуги, дополнительные виды деятельности.

11. Методы продвижения  продуктов. 

12. Конкуренция 

13. Выводы, прогнозы и рекомендации 

14. Приложения 

Содержание плана маркетинга ОАО «Мозырский машиностроительный завод»   на 2013 год:

1. Введение 

2. Маркетинговый аудит  и состояние маркетинговой работы  на предприятии 

3. Заявление о маркетинговых  целях 

4. Сегментация рынков 

5. Позиционирование основных  продуктов 

6. Профиль и параметры  целевых сегментов 

Информация о работе Стратегический маркетинг предприятия