Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 11:14, курсовая работа
Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: изучить стратегию маркетинга ММЗ деятельность и на этой основе разработать предложения по совершенствование стратегии маркетинга промышленного предприятия
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
исследование рынка деятельности предприятия;
анализ факторов внутренней среды;
разработка стратегических направлений маркетинговых действий.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Исследование рынка деятельности предприятия 5
1.1 Характеристика состояния рынка 5
1.2 Характеристика потребителей и покупателей (посредников) 8
1.3 Характеристика поставщиков 10
1.4 Характеристика состояния конкуренции на рынке 15
1.5 Тенденции развития внешней среды 17
2 Анализ факторов внутренней среды 28
2.1 Характеристика результатов хозяйственной деятельности предприятия 28
2.2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия 31
2.2.1. Отдел маркетинга и сбыта 31
2.2.2 Анализ товарной политики 38
2.2.4 Анализ сбытовой политики 41
2.2.5 Анализ политики продвижения 44
2.4 Корреляционно–регрессионный анализ влияния маркетинговой среды на деятельность предприятия 50
3 Разработка стратегических направлений маркетинговой деятельности 58
3.1 SWOT–матрица 58
3.2 Автоматизация системы управления взаимоотношений с клиентами 58
3.2 Повышения эффективности отдела маркетинга путем реализации рекламной компании 61
3.3 Пути повышения эффективности использования коммуникационного комплекса ОАО «Машиностроительный завод» в формировании конкурентных преимуществ продукции и предприятия 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
Примечание: Источник – собственная разработка на основании данных предприятия
На балансе предприятия находятся 6 объектов социальной сферы: спорткомплекс и гребная база, дом культуры «20 лет Победы», общежитие, здравпункт.
Ежегодно разрабатывается перспективный план по работе с трудовым коллективом завода, по работе с пенсионерами, ветеранами труда, ветеранами ВОВ завода, с молодежью.
На предприятии функционирует здравпункт. В здравпункте имеется процедурный, перевязочный кабинеты, кабинет приема и стоматологический кабинет. Работникам предприятия оказывают профилактическую и лечебную помощь.
Отдел маркетинга создан в октябре 2002 года. Одновременно им обслуживаются оба направления бизнеса ОАО «Мозырский машиностроительный завод». В ближайшем будущем планируется формирование матричной структуры управления маркетингом завода, предполагающей разделение зон ответственности параллельно как по основным маркетинговым функциям, так и по товарным направлениям. В настоящее время постоянный мониторинг конкурентов не проводится. В 2011 году принят на работу Консультант по маркетингу, который пишет Положение об отделе Маркетинга и Годовой маркетинговый план. Сначала он проводит выборочный анализ конкурентов. Ранее в ОАО «Мозырский машиностроительный завод» проводились только фрагментарные маркетинговые исследования.
Разработан ряд
Цель маркетинга предприятия - обеспечение рентабельности в заданных границах времени. Отсюда - ориентация на долгосрочное (5, 10, 15 лет) прогнозирование всей маркетинговой ситуации, начиная от платежеспособных потребностей и кончая собственными возможностями в этой перспективе. Также целью маркетинга является получение высоких коммерческих результатов, определенной прибыли в заданных границах времени в пределах имеющихся средств и производственных возможностей, завоевание запланированной доли рынка за счет достижения устойчивых связей с определенными сегментами рынка, расширение операций и т.п.
Основной целью маркетинговой политики ОАО «Мозырский машиностроительный завод» является сохранение традиционных устоявшихся связей с потребителями своей продукции, восстановление потерянных по разным причинам связей и поиск новых потребителей при одновременном повышении качества товаров, снижении цен и расширении сервисных услуг.
Для этого ОАО «Мозырский
машиностроительный завод» ежегодно и
на перспективу разрабатываются
мероприятия по совершенствованию
конструкции тракторов и
Предпочтительным направлением
работ по продвижению продукции
ОАО «МОЗЫРСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ
ЗАВОД» на рынки стран СНГ является
привлечение субъектов
Многолетний экспорт продукции ОАО «Мозырский машиностроительный завод» обеспечивается товаропроводящей сетью, которая в 1998 году в дальнем зарубежье охватывала 39 стран. Более 10 стран приобретает продукцию ОАО «Мозырский машиностроительный завод» через 9 компаний, находящихся под полным или паритетным управлением объединения (Венгрия, Германия, Ирландия, Италия, Норвегия, Латвия). В странах Польша, Испания, Египет, Вьетнам и других продукция ОАО «Мозырский машиностроительный завод» реализуется через дистрибьюторов. Устанавливаются прямые контакты с главами администраций крупных сельскохозяйственных и промышленных областей Республике Беларусь, Украины, Молдовы, Азербайджана, Узбекистана и др. стран СНГ.
Положение об Отделе Маркетинга ОАО «Мозырский машиностроительный завод» .
Структура этого документа определена следующим образом:
1. Цели и функции
2. Структура отдела
3. Взаимодействие с
4. Функциональные обязанности
5. Проведение маркетинговых исследований
1. Цели и функции Отдела Маркетинга
Совместно с другими подразделениями предприятия и руководством предприятия Отдел Маркетинга помогает выработать стратегию рыночной деятельности предприятия
Целью отдела маркетинга является выработка рекомендаций и координация деятельности по формированию и проведению закупочной, сбытовой и сервисной политики предприятий.
В функции Отдела маркетинга
входит анализ внутренней и внешней
среды предприятий, анализ конкурентов,
сегментирование рынка и
2. Структура Отдела Маркетинга
Внутри отдела маркетинга выделяются следующие специализации (пример) Численность отдела маркетинга – 4 сотрудника.
В состав отдела входят:
Более четко можно определить нормативы на конкретный вид затрат рабочего времени, то есть определить затраты отдельно на подготовительно-заключительную работу, отдельно на основную, и по полученным данным произвести расчет показателей эффективности использования рабочего времени (таблица 2.2).
Коэффициент использования рабочего времени (Ки.р.в) рассчитывается по формуле:
Ки.р.в = (Тпз + Топ + Тотл) / Тсм * 100 (2.1)
Ки.р.в = (38+407+30)/480*100 = 99%
Следовательно, рабочее время данным исполнителем используется на 99%. Это довольно высокий показатель.
Таблица 2.2 – Фактический и нормативный баланс рабочего времени отдела маркетинга
Индекс |
Наименование затрат рабочего времени |
Фактические затраты |
Нормативные затраты |
Затраты, подлежащие увеличению / уменьшению | ||
мин. |
% к итогу |
мин. |
% к итогу | |||
ПЗ |
Подготовительно-заключительное время |
38 |
7,9 |
30 |
6,2 |
-8 мин. |
ОП |
Оперативное время |
407 |
84,8 |
430 |
89,6 |
+23 мин. |
ОТЛ |
Перерывы на отдых и личные потребности |
30 |
6,3 |
20 |
4,2 |
-10 мин. |
НТД |
Нарушение трудовой дисциплины |
5 |
1,0 |
- |
- |
-5 мин. |
ИТОГО |
480 |
100 |
480 |
100 |
- |
Примечание: Источник – собственная разработка на основании данных предприятия
За счет совершенствования организации рабочих мест, путем повышения квалификации и улучшения трудовой дисциплины коэффициент использования рабочего времени можно увеличить до 100%.
Маркетинговая
политика предприятия состоит
в управлении четырьмя основными
элементами: товаром, ценой, каналами
сбыта и методами
Сбытовая функция маркетинга, включает в себя все то, что происходит с товаром в промежутке времени после его производства и до начала потребления. Для успешного сбыта, необходимы высокий профессионализм сотрудников и их личная заинтересованность в результатах сбыта, что на предприятие не наблюдается.
Инструментом воздействия на потребителя со стороны» в рамках сбытовой политики является сбытовой механизм. Этот механизм включает, с одной стороны, каналы распределения, их структуру, сам процесс выбора сбытовых каналов, а с другой — действия по разработке и реализации товара.
В таблице 2.3 показано взаимодействие отдела маркетинга предприятия с основными отделами ОАО «Мозырский машиностроительный завод».
Таблица 2.3 - Взаимодействие отдела маркетинга ОАО «Мозырский машиностроительный завод» с основными отделами предприятия
Получает: |
Выдает: |
от ГСКБ и ОКБ: - мероприятия по повышению
качества и технического - информационные листы о конструкторских изменениях; -заключения на закупаемые узлы и детали; - программы испытаний продукции; - технические отчеты -отчеты по полевым
и стендовым испытаниям |
ГСКБ и ОКБ: - информацию о продукции конкурентов; - обобщенные сведения о рекламациях, претензиях и предположениях покупателей; - запросы покупателей по комплектации тракторов и требования местных рынков; - предложения по повышению
качества и технического - информация о новых
моделях тракторов и - образцы, инструкций и каталогов зарубежных фирм |
от ООТиЗа: - методические указания
и рекомендации по структуре
подразделений маркетинг- - утвержденное штатное
расписание и штатные - положения о премировании работников и разрешение на выплату премий руководителям, специалистам, техническим исполнителям по результатам работы; |
ООТиЗу: - предложения по - проекты положений о
маркетинг-центре и его |
от ПЭО: - расчет себестоимости продукции - годовые и квартальные объемы реализации и объемы поставок продукции; - утвержденную смету на патентно-лицензионную работу, изобретательство, информационную работу, рекламу и др.; - отчеты по итогам работы
ОАО «Мозырский |
ПЭО: - проекты контрактов для согласования цен на импортную продукцию; -материалы о работе маркетинг - центра для составления отчетов по итогам работы; - проекты планов поставок
на год, квартал по - проекты планов поставок
по номенклатуре с указанием
средневзвешенной контрактной - предложения по снижению
уровня себестоимости |
Примечание: Источник – собственная разработка на основании данных предприятия
Торговые подразделения предоставляют менеджеру по маркетингу информацию о характере и результатах своей деятельности. Отдел маркетинга предоставляет всем подразделениям предприятия информацию, необходимую для их рыночной ориентации их деятельности.
По заказу руководителей подразделений и товарных групп Отдел маркетинга выполняют отдельные виды маркетинговой деятельности. Начальник Отдела маркетинга планирует и координирует деятельность внутри группы.
Отдел Маркетинга и менеджеры по маркетингу предприятий активно взаимодействуют с Начальником отдела PR и рекламы для формирования рекламной компании Решения, влияющие на рыночную ориентацию предприятия, все предприятия принимают на основе рекомендаций и по согласованию с Отделом маркетинга.
2.3 Годовой маркетинговый
план и виды отчетных
Целью маркетингового планирования
деятельности ОАО «Мозырский машиностроительный
завод» является разработка ключевых
мероприятий в области
Годовой и полугодовой маркетинговый план и отчет один из основных и наиболее важных документов, подготовка которых входит в перечень задач, решаемых отделом маркетинга на фирме.
Основные пункты Плана:
1. Введение
2. Основные понятия и определения
3. Общие сведения
4. Описание рынка
5. Тип производства, методов торговли или другого вида бизнеса
6. Описание и характеристика потребителей
7. Описание места расположения
8. Товарная политика (анализ эффективности ассортимента)
9. Ценовая политика.
10. Дополнительные услуги,
дополнительные виды
11. Методы продвижения продуктов.
12. Конкуренция
13. Выводы, прогнозы и рекомендации
14. Приложения
Содержание плана маркетинга ОАО «Мозырский машиностроительный завод» на 2013 год:
1. Введение
2. Маркетинговый аудит
и состояние маркетинговой
3. Заявление о маркетинговых целях
4. Сегментация рынков
5. Позиционирование основных продуктов
6. Профиль и параметры целевых сегментов