Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 11:14, курсовая работа
Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: изучить стратегию маркетинга ММЗ деятельность и на этой основе разработать предложения по совершенствование стратегии маркетинга промышленного предприятия
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
исследование рынка деятельности предприятия;
анализ факторов внутренней среды;
разработка стратегических направлений маркетинговых действий.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Исследование рынка деятельности предприятия 5
1.1 Характеристика состояния рынка 5
1.2 Характеристика потребителей и покупателей (посредников) 8
1.3 Характеристика поставщиков 10
1.4 Характеристика состояния конкуренции на рынке 15
1.5 Тенденции развития внешней среды 17
2 Анализ факторов внутренней среды 28
2.1 Характеристика результатов хозяйственной деятельности предприятия 28
2.2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия 31
2.2.1. Отдел маркетинга и сбыта 31
2.2.2 Анализ товарной политики 38
2.2.4 Анализ сбытовой политики 41
2.2.5 Анализ политики продвижения 44
2.4 Корреляционно–регрессионный анализ влияния маркетинговой среды на деятельность предприятия 50
3 Разработка стратегических направлений маркетинговой деятельности 58
3.1 SWOT–матрица 58
3.2 Автоматизация системы управления взаимоотношений с клиентами 58
3.2 Повышения эффективности отдела маркетинга путем реализации рекламной компании 61
3.3 Пути повышения эффективности использования коммуникационного комплекса ОАО «Машиностроительный завод» в формировании конкурентных преимуществ продукции и предприятия 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
Показатель |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2008 |
Вся промышленность |
26846,1 |
62020,6 |
77837,3 |
80178,0 |
94456,6 |
105939,8 |
Машиностроение и |
7754,3 |
16711,0 |
20655,0 |
20845,0 |
23844,5 |
26028,8 |
Итак, имеет место стабильный рост основного капитала в анализируемой отрасли. Рассмотрим динамику производства отдельных видов строительных и дорожных машин Республики Беларусь за ряд лет.
Таблица 1.4 – Производство спецтехники, шт.
Год |
Экскаваторы |
Бульдозеры |
Бетоносмесители |
Скреперы |
Снегоочистители |
2002 |
149 |
226 |
- |
1847 |
329 |
2005 |
116 |
69 |
177 |
39 |
50 |
2009 |
383 |
32 |
14 |
22 |
3 |
2010 |
535 |
57 |
216 |
19 |
47 |
2011 |
906 |
83 |
203 |
21 |
55 |
2012 |
1315 |
70 |
255 |
45 |
55 |
Итак, проанализируем имеющиеся данные.
Выпуск экскаваторов после трансформационного спада первой половины 90-х годов начиная с 1995 года начал стабильно возрастать и в 2012 году составил 1315 штук.
Производство бульдозеров было наибольшим в 2002 году (226 штук), далее имело место значительное падение до 11 штук в 1995 году. Далее производство развивалось крайне нестабильно, имели место как периоды роста (2009-2011 годы), так и падения (2012 год).
Бенотосмесители на территории Республики Беларусь до 1994 года не производились. В 1995 году их выпуск составил 512 штук, однако потом наступил период резкого падения объемов производства до 177 штук в 2005 году и 14 штук в 2009 году.
Объем выпуска скреперов в Беларуси в 2002 году превысил 1800 шт., что явно превосходило потребности национальной экономики в данном виде техники. Соответственно после развала СССР выпуск сократился до 74 штук в 1995 году и 39 штук в 2005 году.
Падение остановилось лишь в 2012 году, когда выпуск увеличился до 45 штук против 21 штуки в предыдущем году.
Итак, отрасль машиностроения в Республике Беларусь стабильно развивается. Однако производство строительной и дорожной техники в Беларуси развивается нестабильно.
Тотальная заскладированность
предприятий вынуждает
Правительством Белоруссии поставлено задание государственным органам и организациям по наращиванию экспорта товаров на перспективные рынки, к которым отнесены Африка, страны Аравийского полуострова, Латинская Америка и Юго-Восточная Азия. За успех продвижения продукции руководители государственных органов и организаций ответственны лично.
Для продвижения продукции, помимо тоски по советской технике, будет использована схема «агрофинансового инжиниринга»: белорусы обучат зарубежных товаропроизводителей методикам и технологиям эффективного ведения сельского хозяйства и под предоставленные технологии продадут сельскохозяйственную технику
На территории Республики Беларусь основными потребителями продукции ОАО «Мозырский машиностроительный завод» являются:
организации Министерства лесного хозяйства Республики Беларусь;
организации концерна «Беллесбумпром»;
предприятия концерна «Белмелиоводхоз»;
предприятия концерна «Белтопгаз»
оранизации концерна «Белэнерго»;
оранизации концерна «Белнефтехим»;
предприятия АПК;
организации РУП «Белавтодор»;
предприятия Министерства ЖКХ Республики Беларусь;
предприятия Министерства архитектуры и строительства;
предприятия розничной торговли;
ОАО «Промагролизинг».
Т. к. рынки стран СНГ и России всегда являлись приоритетными для продукции ОАО «Мозырский машиностроительный завод», сюда планируется поставить основную часть продукции предприятия.
Важнейшими признаками сегментации рынка сбыта продукции , отражающими главные качественные черты их потребителей, являются:
1. Географическое расположение
организации, приобретающей
2. Вид деятельности покупателя;
3. Тип потребителей.
Исходя из указанных выше признаков, можно выделить следующие основные сегменты рынка сбыта продукции (см. табл. 1.1):
Таблица 1.1 Сегментация рынка сбыта продукции
Признак сегментации |
Выделенные сегменты |
1. Географическое расположение |
1.1. Страны с холодным климатом 1.2. Страны с умеренным климатом 1.3. Страны с жарким климатом |
2. Вид деятельности |
2.1. Промышленность 2.2. С/х |
3. Тип потребителя |
3.1. Торговые предприятия 3.2. СПК 3.3. Машиностроительные заводы 3.4. дилеры 3.5. транспортные хозяйства |
Примечание: Источник – собственная разработка на основании данных организации
За счёт проводимой активной работы по развитию дилерской сети, освоения новых рынков сбыта на территории Российской Федерации, а также за счет того, что продукция завода становится все более востребованной в регионах РФ и пользуется хорошим спросом у покупателей, в 2012г. планируется значительной увеличение поставок техники на рынок РФ.
Для проведения количественной
оценки привлекательности выделенных
сегментов рынка сбыта
На основании данных качественного
анализа привлекательности
1. Ёмкость рынка.
3.Доступность каналов товародвижения (экспертная оценка по 10-бальной шкале)
4. Прогнозируемый уровень рентабельности сбыта.
Результаты количественного
анализа привлекательности
Результаты количественного анализа выделенных сегментов рынка сбыта продукции, приведенные в Приложении Б и Приложении В., показали, что наиболее привлекательными сегментами для сбыта рассматриваемого товара являются следующие:
торговые предприятия и СПК , расположенные в умеренном климате
торговые предприятия и СПК , расположенные в жарком климат.
Проблема своевременного обеспечения производства материальными ресурсами и комплектующими является одной из самых сложных и трудных из-за ограниченности денежных оборотных средств.
По итогам проводимых процедур оформления: закупка материалов на ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» г. Минск; оформление конкурентного листа, процедур запроса ценовых предложений, технические задания, заключаются договора. В вышеуказанных процедурах указываются все показатели по изделию, материалу (цена, вид и сроки оплаты, транспортные расходы) как основного поставщика, так и его конкурентов, производится анализ и выбор наиболее оптимального поставщика, проводится оценка поставщика, определяется его мобильность–способность выполнить заказ в заданной номенклатуре.
В поисках наилучших вариантов удовлетворения требований к качеству и снижения затрат на производство на ОАО «Мозырский машиностроительный завод» реализуется отслеживание рынка поставщиков материальных ресурсов. Показателями для отбора поставщика служат:
уровень качества поставляемой продукции;
приемлемая цена поставки;
обязательность;
гибкость финансовой политики;
перспективность в работе по созданию системы качества.
Преимущество отдается предприятиям-изготовителям, а также их официальным торговым представителям на территории Республики Беларусь, реализующим товары в соответствии с договорами (соглашениями) с этими производителями.
Оценка и выбор поставщика на ОАО «Мозырский машиностроительный завод» производится для поставщиков комплектующих изделий (материалов), применяемых для выполнения производственной программы.
Периодичность поставки комплектующих и материалов зависит от структуры плана, запасов на складах, месторасположения поставщика и отгрузочной нормы, срока годности (по химикатам). При поставках из Республики Беларусь комплектующие поступают в основном один раз в месяц, так как поставка производится согласно раннее поданных заявок с учетом месячной, а иногда двух месячной потребности.
Оптимальный запас материалов и комплектующих – месячная потребность. В отдельных случаях: квартальная, полугодовая потребности. Если на металлургических комбинатах прокат малоиспользуемых профилей изготавливается при наличии портфеля заказов на монтажную норму, то прокат идет один раз в квартал или один – два раза в год.
Из предприятий Беларуси можно выделить следующих поставщиков: г.Бобруйск ОАО «Белшина», г. Бобруйск РТИ, г.Гродно ОАО «Белкард», г.Кобрин ОАО «Гидромаш», г. Жлобин РУП «БМЗ», РУП «Молодечненский трубный завод», г.Могилев ОАО«Могилевский металлургический завод» г. Новополоцк ОАО «Нафтан», Мозырский ОАО «НПЗ», «Минский ЛКЗ», РУП «МТЗ», РУП «Мозырский авторемонтный завод», РУП «Минский завод автоматических линий», РУП «Вистан», ОАО «Завод ПАК», ПРУП «МЗОР», РУП «Четырнадцать», РУП «Гидропривод».
Совершенствуется график поставок по снижению складских запасов в условиях сложившейся экономической ситуации, рационально используется транспорт.
Автоматизирован расчет потребности
в комплектующих и сырьевых ресурсах.
На предприятии создана и
КО – определяет
исходный материал, ТО – нормы
расхода, маршрут, ПЭО – план
производства; ОМТС – расчет в
потребности материалов и
Перечень наиболее значимых поставщиков по сырью и материалам в 2012г.
Сталь листовая:
РУП «МТЗ» г. Минск;
ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» г. Минск;
ГО «Белресурсы», Республика Беларусь
Сталь сортовая конструкционная:
РУП «МТЗ» г. Минск;
РУП «БМЗ, г. Жлобин;
ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» г. Минск;
ГО «Белресурсы», Республика Беларусь
Трубы:
ИП «ЗАО Молодечненский трубопрокатный завод», г. Молодечно;
РУП «Молодечненский завод металлоконструкций», г. Молодечно;
РУП «МТЗ» г. Минск;
РУП «БМЗ, г. Жлобин;
ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» г.Минск;
ГО «Белресурсы», Республика Беларусь
Метизы:
РУП «РМЗ», г. Речица;
ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» г. Минск;
ГО «Белресурсы», Республика Беларусь
Цветные металлы:
ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» г. Минск;»Цветмет» г.Жодино.
Химикаты:
ОАО «Азот», г. Гродно
ОАО «Домановский ПТК», н.п. Домановичи
ООО «Центролаб», г. Гомель
ОАО «Белхим» г. Минск