Стратегический маркетинг предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 11:14, курсовая работа

Описание работы

Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: изучить стратегию маркетинга ММЗ деятельность и на этой основе разработать предложения по совершенствование стратегии маркетинга промышленного предприятия
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
исследование рынка деятельности предприятия;
анализ факторов внутренней среды;
разработка стратегических направлений маркетинговых действий.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 Исследование рынка деятельности предприятия 5
1.1 Характеристика состояния рынка 5
1.2 Характеристика потребителей и покупателей (посредников) 8
1.3 Характеристика поставщиков 10
1.4 Характеристика состояния конкуренции на рынке 15
1.5 Тенденции развития внешней среды 17
2 Анализ факторов внутренней среды 28
2.1 Характеристика результатов хозяйственной деятельности предприятия 28
2.2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия 31
2.2.1. Отдел маркетинга и сбыта 31
2.2.2 Анализ товарной политики 38
2.2.4 Анализ сбытовой политики 41
2.2.5 Анализ политики продвижения 44
2.4 Корреляционно–регрессионный анализ влияния маркетинговой среды на деятельность предприятия 50
3 Разработка стратегических направлений маркетинговой деятельности 58
3.1 SWOT–матрица 58
3.2 Автоматизация системы управления взаимоотношений с клиентами 58
3.2 Повышения эффективности отдела маркетинга путем реализации рекламной компании 61
3.3 Пути повышения эффективности использования коммуникационного комплекса ОАО «Машиностроительный завод» в формировании конкурентных преимуществ продукции и предприятия 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69

Файлы: 1 файл

работа.docx

— 378.38 Кб (Скачать файл)

 

На основе результатов  анализа внешней среды предприятия  сделаем оценку значимости проанализированных факторов внешней среды для ОАО  «ММЗ»  при помощи матрицы «Вероятность усиления фактора – воздействие  фактора  на  организацию».   Результаты  анализа сведем в таблицу 1.13.

 

Таблица 1.13 - Оценка  факторов  общей среды   ОАО «ММЗ»

 

Фактор общей среды

Воздействие

Вероятность

Значение

Демографические факторы

1. Уровень рождаемости  населения

Н

С

Н

Политические факторы

2. Международные соглашения  по торговле

С

С

С

Рыночные факторы

3. Уровень доходов населения  и их распределение

С

В

В

4. Уровень конкуренции  в отрасли 

В

В

В

Экономические факторы

5.Темп инфляции

В

В

В

6. Уровень налогообложения

В

В

В

ФАКТОРЫ СРЕДЫ БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ

1. Клиенты

С

В

В

2. Поставщики

С

С

С

3. Конкуренты

В

С

В


 

1.6 Опасности и возможности

 

Опасности и возможности  ОАО «Мозырский машиностроительный завод» представлены в таблице 1.10.

 

 

 

Таблица 1.14 – Опасности и возможности ОАО «Мозырский машиностроительный завод»

 

Возможности

1. долгосрочные связи с потребителем;

2. новые рынки;

3. снижение процентных ставок.

Опасности

1. рост цен на сырье и материалы;

2. более активная деятельность  конкурентов;

3. повышение издержек;

4. снижение объема продаж.

5. недостаточное количество финансовых  средств.

Сильные стороны

1. приемлемый уровень цен

2. широкий ассортимент номенклатуры

3. известность предприятия

1. увеличение доли рынка за  счет недорогой продукции; 

2. сконцентрировать усилия предприятия  на выявлении привлекательных  стратегий рынка.

1. за счет приемлемого уровня  цен отодвинуть активную деятельность  конкурентов.

Слабые  стороны

1. зависимость от результатов  деятельности крупного потребителя  продукции ОАО «ММЗ»

2. высокий износ основных фондов

низкая прибыльность;

освоение новых рынков за счет невысокого качества продукции.

 

1. сокращение персонала;

2. потеря прибыли;

3. сокращение рентабельности.

 

 


Эксперты Евразийского банка  развития (ЕАБР) констатируют, что машиностроительная отрасль Беларуси подвержена ряду серьезных  рисков и, несмотря на имеющийся потенциал  в экспорте, сможет получить развитие только благодаря усилению интеграционных и кооперационных связей с партнерами в России и Казахстане.

Эксперты ЕАБР прогнозируют в среднесрочной перспективе  рост спроса на белорусскую продукцию  машиностроения в России и Казахстане и отмечают, что хорошие перспективы  экспорта этих товаров создают предпосылки  для развития этой отрасли промышленности в республике.

"Белорусское машиностроение  в значительной степени ориентировано  на экспорт. Это касается, главным  образом, его крупнейших отраслей - сельскохозяйственного и транспортного  машиностроения. Беларусь имеет  потенциал роста экспорта машиностроительных  товаров, но он в основном  связан с теми видами продукции,  которые в настоящее время  составляют основу поставок страны  в Россию и Казахстан", - говорится  в отраслевом обзоре "Развитие  машиностроения в государствах-участниках  ЕАБР", подготовленном экспертами  ЕАБР и поступившем в распоряжение  агентства "Интерфакс-Запад".

В то же время эксперты ЕАБР отмечают, что белорусский экспорт  машиностроительной продукции в  основном ориентирован на страны ЕЭП - Россию и Казахстан, на долю которых совокупно приходится около 73% белорусского машиностроительного экспорта.

Иными словами, основной фактор, обеспечивающий рост машиностроительного  экспорта Беларуси - рост спроса на ее продукцию со стороны РФ и Казахстана, а он, вероятно, будет возрастать в связи с развитием интеграционных объединений и прогнозируемым экономическим  ростом в этих страна.

Эксперты ЕАБР констатируют, что "Беларусь имеет развитое машиностроение, прежде всего, сельскохозяйственное и  транспортное". Так, по данным банка, в республике производится более 59 тыс. тракторов, 2 тыс. зерноуборочных комбайнов, 22 тыс. грузовых автомобилей, 2 тыс. автобусов  в год.

"В 2011 году выпуск  машиностроительной продукции в  денежном эквиваленте составил Br58,7 трлн ($12,7 млрд). Из них 46,3% пришлось  на производство машин и оборудования (главным образом, сельскохозяйственной  техники), 32,4% - на выпуск транспортных  средств и оборудования и 21,3% - электрооборудования, электронного  и оптического оборудования", - говорится в обзоре.

Эксперты ЕАБР также отметили, что белорусская машиностроительная промышленность традиционно является экспортоориентированной: в 2011 году на внешние рынки поставлялось 65% от общего объема промпроизводства.

"Практически по всем  крупным позициям как минимум  половина экспорта из Беларуси  направляется в Россию. К примеру,  в 2011 году совокупный экспорт  автобусов и грузовых автомобилей  из Беларуси был равен $1,5 млрд, из которых около 75% приходилось  на Россию", - говорится в обзоре.

Эксперты отмечают, что  из Беларуси в Россию экспортируются прежде всего машины и оборудование для сельского хозяйства ($1,14 млрд в 2011 году), грузовые автомобили ($1,01 млрд) и электрооборудование (около $0,5 млрд).

Между тем, эксперты ЕАБР подчеркивают, что слабой позицией белорусской  машиностроительной промышленности является ее высокая импортоемкость. Высокая  зависимость от импортных комплектующих, необходимость закупок оборудования за пределами страны для модернизации отрасли, а также ряд административных и управленческих факторов могут  оказать негативное влияние на развитие машиностроения в республике.

"Сложившаяся структура  промышленности, недавние финансовые  трудности и неоднозначные перспективы  экономического роста, по- видимому, не позволят произвести быструю модернизацию машиностроения, а без этого импортозамещение труднодостижимо", - говорится в обзоре.

Эксперты ЕАБР также констатируют, что для Беларуси характерны и  такие общие для стран ТС проблемы, как дефицит торгового баланса  машиностроительной продукции, невысокая  доступность финансовых ресурсов для  модернизации. Кроме того, они обращают внимание на риски, с которыми столкнутся белорусские и казахстанские  производители в связи с членством  России в ВТО.

Как отмечается в обзоре, и Беларусь, и РФ, и Казахстан  являются нетто-импортерами машиностроительной продукции, что отрицательно сказывается  на показателях их экономического роста.

Так, РФ в 2011 году импортировала  продукции машиностроения на $152,4 млрд, Казахстан - на $13,9 млрд, Беларусь - на $8,6 млрд. При этом в 2011 году в России чистый экспорт машин, оборудования и транспортных средств был равен  минус 7,3% ВВП. На таком же уровне находились значения этого показателя в Казахстане.

"Только в Беларуси  отрицательный чистый экспорт  продукции машиностроения относительно  невелик и равнялся минус 3,7% ВВП. И только в Беларуси  экспортные и импортные потоки  сопоставимы по величине. В остальных  странах стоимость импортируемых  машин, оборудования и транспортных  средств превышает стоимость  экспортируемых в 8-20 раз", - отмечается  в документе.

Также эксперты ЕАБР вынуждены  констатировать, что отрицательное  влияние на развитие машиностроительных предприятий региона "оказывают  транспортные издержки и высокая  энергоемкость производства, которые  приводят к низкому уровню рентабельности продукции, ее ценовой конкурентоспособности". "Высокий износ основных фондов, устаревшее оборудование и технологии не позволяют производить рентабельную продукцию", - также говорится  в обзоре.

Проблемы в этой связи  могут возникнуть даже у зарубежных машиностроительных компаний, имеющих  в России и других странах ТС предприятия  по промышленной сборке, производству отдельных узлов и комплектующих.

По оценкам ЕАБР, стимулом для интенсивного развития машиностроения является сотрудничество между странами региона, "что будет способствовать увеличению производства и экспорта продукции, расширению источников привлечения  инвестиций и внедрению новых  технологий.

В государственной программе  «Импортозамещение» ОАО «Мозырский машиностроительный завод»   не  участвует.

2 Анализ факторов внутренней среды

          2.1 Характеристика результатов хозяйственной деятельности предприятия

 

Завод  образован  в  1953 году  по  адресу: г.Мозырь-5, ул.Портовая, 17     с  целью  ремонта  экскаваторов. В  дальнейшем  предприятие  расширялось  и  переспециализировалось     на  производство  мелиоративных   машин. 

Предприятие выпускает  гусеничные трактора и спецтехнику на базе колесных тракторов «Беларус» и автомобилей  для сельского, жилищно-коммунального  и лесного хозяйств, дорожно-строительных организаций, энергетического комплекса. Также выпускаются: запасные части;  товары народного потребления; продукция металлургического производства — поковки, стальное литье; инструмент и оснастка.

Основной  вид деятельности - производство  дорожных машин.

ОАО «Мозырский  машиностроительный  завод»  выпускает   особо  сложную  продукцию. Завод   отнесен  к  третьей   группе  по  оплате  труда   руководителей.

В структуру  управления  завода  входят  следующие  подразделения:

цеха  основного  производства - 2;

самостоятельные  участки  основного  производства - 3;

участки  вспомогательного  производства - 4;

непромышленная  группа  завода  в  составе: ДК " 20 лет  Победы ", спортивный  комплекс, з/пункт, столовая, общежитие № 1.

Функциональное     руководство  производством  осуществляется  следующими   отделами   и  службами заводоуправления: 

производственно-диспетчерский  отдел,

планово-экономический  отдел,

отдел  организации  труда  и  заработной  платы,

технологический  отдел,

конструкторский  отдел,

отдел технического контроля и управления качеством,

энерго-механическим  отдел,

отдел маркетинга и сбыта;

отдел материально-технического  снабжения, 

финансовый  отдел,

бухгалтерия,

контрольно-ревизионная  служба

отдел  кадров,

отдел  информационных технологий,

информационно-идеологическая служба,

исполнители  по   юридическим   вопросам,   охране  труда   и технике  безопасности,  капстроительства.

В  составе  структуры   малые  предприятия   отсутствуют.

Завод являлся учредителем  частного производственного унитарного предприятия «Мелорт» за которым  числилась задолженность по платежам в бюджет.

ЧПУП «Мелорт» было ликвидировано  в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве). Хозяйственный суд  Гомельской области  принял решение  о ликвидации ЧПУП «Мелорт» от 10.05.2012 №5-10Б/2012. Мозырский райисполком  принял решение об исключении ЧПУП «Мелорт» из ЕГР от 04.06.2012 №670.

Темп роста производительности труда за 12 месяцев 2012 года составил 107,4 %. За отчетный период среднесписочная  численность работающих составила 887 человек, в том числе промышленно-производственного  персонала 867 человек. По сравнению  с соответствующим периодом прошлого года численность промышленного  персонала уменьшилась на  50 человек.

Среднемесячная заработная плата 1 работающего за 12 месяцев 2012 года достигла 3255430 рублей.

 

Таблица 2.1 – Информация о численности работников и производительности труда

Наименование позиций

Ед.

изм.

2011

2012

Среднесписочная численность  работающих, всего

чел

941

887

В том числе ППП

чел

917

867

Удельный вес среднесписочной  численности ППП в среднесписочной  численности работников

%

97,4

97,7

Численность работников аппарата управления

чел

107

107

Удельный вес численности  аппарата управления в среднесписочной  численности работающих

%

11,4

12,1

Удельный вес основных рабочих в общей численности  ППП

%

42,1

40,5

Производительность труда

тыс.руб

185413

199101

Темп роста производительности труда в сопоставимых условиях

%

125,1

107,4

Доля прироста продукции  за счет повышения производительности труда

%

20,0

8,9

Окончание таблицы 2.1

1

2

3

4

Среднемесячная заработная плата работающих за:

- последний месяц соотв.периода

- год

 

тыс.руб/

долл.США

тыс.руб.

 

2967,0

343

1800,6

 

4362,8

504,4

3255,4

Среднемесячная заработная плата ППП за:

- последний месяц соотв.периода

- год

тыс.руб/

долл.США

тыс.руб.

2982

344,7

1816,7

4396,1

508,2

3279,1

Фонд з/пл без выплат из прибыли

млн.руб.

18819,5

32806

Выплаты из прибыли, включаемые в фонд з/платы

млн.руб.

1570,9

1902,8

Итого фонд заработной платы

млн.руб.

20390,4

34708,8

В том числе:

     

Объемы реализации продукции  работникам предприятия в счет выплаты  заработной платы

млн.руб.

1431,2

211,6

В том числе в процентах  к оплаченной выручке

%

0,9

0,1

В случае питания работников предприятия в счет заработной платы  в столовых, находящихся на балансе  организации, объем реализации столовых

млн.руб.

1631,8

2660,6

В том числе в процентах  к оплаченной выручке организации

%

1,0

0,9

Фонд з/пл. ППП

из него

рабочих

млн.руб.

20001,5

 

13049,5

34140

 

22138,6

Выплаты из прибыли ПП, включаемые в фонд з/платы

млн.руб.

1517,5

1863,7

Удельный вес выплат из прибыли, включаемых в фонд з/платы, в прибыли, оставшейся после налогообложения

%

-

-

Удельный вес выплат из прибыли ППП, включаемых в фонд з/платы, в прибыли оставшейся после налогообложения

%

-

-

Удельный вес заработной платы в:

-затратах на производство  и реализацию продукции (работ,  услуг)

-объеме производства  продукции (работ, услуг)

%

 

18,8

 

17,1

 

21,6

 

16,4

Удельный  вес з/п включаемой в себестоимость продукции в  фонде з/п

%

92,3

94,5

Соотношение темпов роста  производительности труда и темпов роста средней з/п

%

67,8

59,4

Информация о работе Стратегический маркетинг предприятия