Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 11:14, курсовая работа
Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: изучить стратегию маркетинга ММЗ деятельность и на этой основе разработать предложения по совершенствование стратегии маркетинга промышленного предприятия
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
исследование рынка деятельности предприятия;
анализ факторов внутренней среды;
разработка стратегических направлений маркетинговых действий.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Исследование рынка деятельности предприятия 5
1.1 Характеристика состояния рынка 5
1.2 Характеристика потребителей и покупателей (посредников) 8
1.3 Характеристика поставщиков 10
1.4 Характеристика состояния конкуренции на рынке 15
1.5 Тенденции развития внешней среды 17
2 Анализ факторов внутренней среды 28
2.1 Характеристика результатов хозяйственной деятельности предприятия 28
2.2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия 31
2.2.1. Отдел маркетинга и сбыта 31
2.2.2 Анализ товарной политики 38
2.2.4 Анализ сбытовой политики 41
2.2.5 Анализ политики продвижения 44
2.4 Корреляционно–регрессионный анализ влияния маркетинговой среды на деятельность предприятия 50
3 Разработка стратегических направлений маркетинговой деятельности 58
3.1 SWOT–матрица 58
3.2 Автоматизация системы управления взаимоотношений с клиентами 58
3.2 Повышения эффективности отдела маркетинга путем реализации рекламной компании 61
3.3 Пути повышения эффективности использования коммуникационного комплекса ОАО «Машиностроительный завод» в формировании конкурентных преимуществ продукции и предприятия 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
На основе результатов
анализа внешней среды
Таблица 1.13 - Оценка факторов общей среды ОАО «ММЗ»
Фактор общей среды |
Воздействие |
Вероятность |
Значение |
Демографические факторы | |||
1. Уровень рождаемости населения |
Н |
С |
Н |
Политические факторы | |||
2. Международные соглашения по торговле |
С |
С |
С |
Рыночные факторы | |||
3. Уровень доходов населения и их распределение |
С |
В |
В |
4. Уровень конкуренции в отрасли |
В |
В |
В |
Экономические факторы | |||
5.Темп инфляции |
В |
В |
В |
6. Уровень налогообложения |
В |
В |
В |
ФАКТОРЫ СРЕДЫ БЛИЖАЙШЕГО ОКРУЖЕНИЯ | |||
1. Клиенты |
С |
В |
В |
2. Поставщики |
С |
С |
С |
3. Конкуренты |
В |
С |
В |
1.6 Опасности и возможности
Опасности и возможности ОАО «Мозырский машиностроительный завод» представлены в таблице 1.10.
Таблица 1.14 – Опасности и возможности ОАО «Мозырский машиностроительный завод»
Возможности 1. долгосрочные связи с 2. новые рынки; 3. снижение процентных ставок. |
Опасности 1. рост цен на сырье и материалы; 2. более активная деятельность конкурентов; 3. повышение издержек; 4. снижение объема продаж. 5. недостаточное количество | |
Сильные стороны 1. приемлемый уровень цен 2. широкий ассортимент 3. известность предприятия |
1. увеличение доли рынка за счет недорогой продукции; 2. сконцентрировать усилия |
1. за счет приемлемого уровня
цен отодвинуть активную |
Слабые стороны 1. зависимость от результатов
деятельности крупного 2. высокий износ основных фондов |
низкая прибыльность; освоение новых рынков за счет невысокого качества продукции.
|
1. сокращение персонала; 2. потеря прибыли; 3. сокращение рентабельности.
|
Эксперты Евразийского банка развития (ЕАБР) констатируют, что машиностроительная отрасль Беларуси подвержена ряду серьезных рисков и, несмотря на имеющийся потенциал в экспорте, сможет получить развитие только благодаря усилению интеграционных и кооперационных связей с партнерами в России и Казахстане.
Эксперты ЕАБР прогнозируют в среднесрочной перспективе рост спроса на белорусскую продукцию машиностроения в России и Казахстане и отмечают, что хорошие перспективы экспорта этих товаров создают предпосылки для развития этой отрасли промышленности в республике.
"Белорусское машиностроение
в значительной степени
В то же время эксперты ЕАБР отмечают, что белорусский экспорт машиностроительной продукции в основном ориентирован на страны ЕЭП - Россию и Казахстан, на долю которых совокупно приходится около 73% белорусского машиностроительного экспорта.
Иными словами, основной фактор,
обеспечивающий рост машиностроительного
экспорта Беларуси - рост спроса на ее
продукцию со стороны РФ и Казахстана,
а он, вероятно, будет возрастать
в связи с развитием
Эксперты ЕАБР констатируют, что "Беларусь имеет развитое машиностроение, прежде всего, сельскохозяйственное и транспортное". Так, по данным банка, в республике производится более 59 тыс. тракторов, 2 тыс. зерноуборочных комбайнов, 22 тыс. грузовых автомобилей, 2 тыс. автобусов в год.
"В 2011 году выпуск
машиностроительной продукции
Эксперты ЕАБР также отметили,
что белорусская
"Практически по всем
крупным позициям как минимум
половина экспорта из Беларуси
направляется в Россию. К примеру,
в 2011 году совокупный экспорт
автобусов и грузовых
Эксперты отмечают, что из Беларуси в Россию экспортируются прежде всего машины и оборудование для сельского хозяйства ($1,14 млрд в 2011 году), грузовые автомобили ($1,01 млрд) и электрооборудование (около $0,5 млрд).
Между тем, эксперты ЕАБР подчеркивают,
что слабой позицией белорусской
машиностроительной промышленности является
ее высокая импортоемкость. Высокая
зависимость от импортных комплектующих,
необходимость закупок
"Сложившаяся структура
промышленности, недавние финансовые
трудности и неоднозначные
Эксперты ЕАБР также констатируют,
что для Беларуси характерны и
такие общие для стран ТС проблемы,
как дефицит торгового баланса
машиностроительной продукции, невысокая
доступность финансовых ресурсов для
модернизации. Кроме того, они обращают
внимание на риски, с которыми столкнутся
белорусские и казахстанские
производители в связи с
Как отмечается в обзоре,
и Беларусь, и РФ, и Казахстан
являются нетто-импортерами
Так, РФ в 2011 году импортировала продукции машиностроения на $152,4 млрд, Казахстан - на $13,9 млрд, Беларусь - на $8,6 млрд. При этом в 2011 году в России чистый экспорт машин, оборудования и транспортных средств был равен минус 7,3% ВВП. На таком же уровне находились значения этого показателя в Казахстане.
"Только в Беларуси
отрицательный чистый экспорт
продукции машиностроения
Также эксперты ЕАБР вынуждены
констатировать, что отрицательное
влияние на развитие машиностроительных
предприятий региона "оказывают
транспортные издержки и высокая
энергоемкость производства, которые
приводят к низкому уровню рентабельности
продукции, ее ценовой конкурентоспособности"
Проблемы в этой связи
могут возникнуть даже у зарубежных
машиностроительных компаний, имеющих
в России и других странах ТС предприятия
по промышленной сборке, производству
отдельных узлов и
По оценкам ЕАБР, стимулом для интенсивного развития машиностроения является сотрудничество между странами региона, "что будет способствовать увеличению производства и экспорта продукции, расширению источников привлечения инвестиций и внедрению новых технологий.
В государственной программе «Импортозамещение» ОАО «Мозырский машиностроительный завод» не участвует.
2 Анализ факторов внутренней среды
Завод образован в 1953 году по адресу: г.Мозырь-5, ул.Портовая, 17 с целью ремонта экскаваторов. В дальнейшем предприятие расширялось и переспециализировалось на производство мелиоративных машин.
Предприятие выпускает гусеничные
трактора и спецтехнику на базе колесных
тракторов «Беларус» и
Основной вид деятельности - производство дорожных машин.
ОАО «Мозырский машиностроительный завод» выпускает особо сложную продукцию. Завод отнесен к третьей группе по оплате труда руководителей.
В структуру управления завода входят следующие подразделения:
цеха основного производства - 2;
самостоятельные участки основного производства - 3;
участки вспомогательного производства - 4;
непромышленная группа завода в составе: ДК " 20 лет Победы ", спортивный комплекс, з/пункт, столовая, общежитие № 1.
Функциональное руководство производством осуществляется следующими отделами и службами заводоуправления:
производственно-диспетчерский отдел,
планово-экономический отдел,
отдел организации труда и заработной платы,
технологический отдел,
конструкторский отдел,
отдел технического контроля и управления качеством,
энерго-механическим отдел,
отдел маркетинга и сбыта;
отдел материально-технического снабжения,
финансовый отдел,
бухгалтерия,
контрольно-ревизионная служба
отдел кадров,
отдел информационных технологий,
информационно-идеологическая служба,
исполнители по юридическим вопросам, охране труда и технике безопасности, капстроительства.
В составе структуры малые предприятия отсутствуют.
Завод являлся учредителем частного производственного унитарного предприятия «Мелорт» за которым числилась задолженность по платежам в бюджет.
ЧПУП «Мелорт» было ликвидировано
в соответствии с Законом Республики
Беларусь «Об экономической
Темп роста производительности
труда за 12 месяцев 2012 года составил
107,4 %. За отчетный период среднесписочная
численность работающих составила
887 человек, в том числе промышленно-
Среднемесячная заработная плата 1 работающего за 12 месяцев 2012 года достигла 3255430 рублей.
Таблица 2.1 – Информация о численности работников и производительности труда
Наименование позиций |
Ед. изм. |
2011 |
2012 |
Среднесписочная численность работающих, всего |
чел |
941 |
887 |
В том числе ППП |
чел |
917 |
867 |
Удельный вес среднесписочной
численности ППП в |
% |
97,4 |
97,7 |
Численность работников аппарата управления |
чел |
107 |
107 |
Удельный вес численности аппарата управления в среднесписочной численности работающих |
% |
11,4 |
12,1 |
Удельный вес основных рабочих в общей численности ППП |
% |
42,1 |
40,5 |
Производительность труда |
тыс.руб |
185413 |
199101 |
Темп роста производительности труда в сопоставимых условиях |
% |
125,1 |
107,4 |
Доля прироста продукции за счет повышения производительности труда |
% |
20,0 |
8,9 |
Окончание таблицы 2.1 | |||
1 |
2 |
3 |
4 |
Среднемесячная заработная плата работающих за: - последний месяц соотв.периода - год |
тыс.руб/ долл.США тыс.руб. |
2967,0 343 1800,6 |
4362,8 504,4 3255,4 |
Среднемесячная заработная плата ППП за: - последний месяц соотв.периода - год |
тыс.руб/ долл.США тыс.руб. |
2982 344,7 1816,7 |
4396,1 508,2 3279,1 |
Фонд з/пл без выплат из прибыли |
млн.руб. |
18819,5 |
32806 |
Выплаты из прибыли, включаемые в фонд з/платы |
млн.руб. |
1570,9 |
1902,8 |
Итого фонд заработной платы |
млн.руб. |
20390,4 |
34708,8 |
В том числе: |
|||
Объемы реализации продукции работникам предприятия в счет выплаты заработной платы |
млн.руб. |
1431,2 |
211,6 |
В том числе в процентах к оплаченной выручке |
% |
0,9 |
0,1 |
В случае питания работников предприятия в счет заработной платы в столовых, находящихся на балансе организации, объем реализации столовых |
млн.руб. |
1631,8 |
2660,6 |
В том числе в процентах к оплаченной выручке организации |
% |
1,0 |
0,9 |
Фонд з/пл. ППП из него рабочих |
млн.руб. |
20001,5
13049,5 |
34140
22138,6 |
Выплаты из прибыли ПП, включаемые в фонд з/платы |
млн.руб. |
1517,5 |
1863,7 |
Удельный вес выплат из прибыли, включаемых в фонд з/платы, в прибыли, оставшейся после налогообложения |
% |
- |
- |
Удельный вес выплат из прибыли ППП, включаемых в фонд з/платы, в прибыли оставшейся после налогообложения |
% |
- |
- |
Удельный вес заработной платы в: -затратах на производство
и реализацию продукции (работ, -объеме производства продукции (работ, услуг) |
% |
18,8
17,1 |
21,6
16,4 |
Удельный вес з/п включаемой в себестоимость продукции в фонде з/п |
% |
92,3 |
94,5 |
Соотношение темпов роста производительности труда и темпов роста средней з/п |
% |
67,8 |
59,4 |