Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 11:14, курсовая работа
Исходя из актуальности темы и степени ее разработанности в настоящем исследовании была поставлена следующая цель: изучить стратегию маркетинга ММЗ деятельность и на этой основе разработать предложения по совершенствование стратегии маркетинга промышленного предприятия
Исходя из поставленной цели, задачами настоящей работы являются:
исследование рынка деятельности предприятия;
анализ факторов внутренней среды;
разработка стратегических направлений маркетинговых действий.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Исследование рынка деятельности предприятия 5
1.1 Характеристика состояния рынка 5
1.2 Характеристика потребителей и покупателей (посредников) 8
1.3 Характеристика поставщиков 10
1.4 Характеристика состояния конкуренции на рынке 15
1.5 Тенденции развития внешней среды 17
2 Анализ факторов внутренней среды 28
2.1 Характеристика результатов хозяйственной деятельности предприятия 28
2.2 Анализ маркетинговой деятельности предприятия 31
2.2.1. Отдел маркетинга и сбыта 31
2.2.2 Анализ товарной политики 38
2.2.4 Анализ сбытовой политики 41
2.2.5 Анализ политики продвижения 44
2.4 Корреляционно–регрессионный анализ влияния маркетинговой среды на деятельность предприятия 50
3 Разработка стратегических направлений маркетинговой деятельности 58
3.1 SWOT–матрица 58
3.2 Автоматизация системы управления взаимоотношений с клиентами 58
3.2 Повышения эффективности отдела маркетинга путем реализации рекламной компании 61
3.3 Пути повышения эффективности использования коммуникационного комплекса ОАО «Машиностроительный завод» в формировании конкурентных преимуществ продукции и предприятия 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
Помимо износа имеющейся техники, важным фактором, способствующими повышению спроса на спецтехнику, являются различного рода федеральные и региональные программы модернизации дорожной сети, предусматривающие выделение от 7 до 20% от общего объема ресурса на техническое перевооружение дорожно-строительных организаций.
Насыщение зарубежных рынков
заставляет мировых производителей
все более активно действовать.
Наряду с такими крупными игроками,
как Caterpillar (США), Volvo (Швеция), Hitachi и Komatsu
(Япония), JCB (Великобритания), рынок
осваивают китайские и
Среди производителей дорожно-строительной техники на российском рынке лидером является подразделение «Группы ГАЗ» - Дивизион «Спецтехника». Дивизион «Спецтехника» объединяет ряд заводов: ОАО «Тверской экскаватор», ООО «Экскаваторный завод «Ковровец»«, ОАО «Брянский арсенал», ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины», ОАО «Заволжский завод гусеничных тягачей».
Под управлением «Группы ГАЗ» производится более половины экскаваторов в России. Вторым по значимости видом продукции, выпускаемой заводами Дивизиона «Спецтехника» являются автогрейдеры – их доля на российском рынке составляет 70%.
Также дивизион выпускает фронтальные погрузчики, бульдозеры, асфальтоукладчики, дорожные фрезы, лесозаготовительную технику, вилочные погрузчики, полуприцепы. Конкурентом группы ГАЗ является концерн «Тракторные заводы», который сконцентрировался на бульдозерном производстве. Он занимает 12% рынка дорожно-строительной техники.
Процессы, происходящие на российском
рынке лесной техники, в целом
аналогичны рассмотренным ранее
тенденциям развития рынка дорожно-строительной
техники. В отечественном
Таблица 2.5 - Доля предприятия на разных рынках
Страна |
Доля ОАО «Мозыркий | |||
Рынок гусеничных тракторов |
Рынок лесохозяйственной техники |
рынок фронтальных погрузчиков на базе тракторов «БЕЛАРУС» и погрузочного оборудования |
рынок прочей спецтехники, агрегатируемой с тракторами «БЕЛАРУС» | |
Республика Беларусь |
30 |
40 |
40 |
30 |
Российская Федерация |
1 |
10 |
7 |
5 |
Республика Казахстан |
5 |
5 |
15 |
5 |
Украина |
1 |
5 |
3 |
5 |
Латвия |
1 |
5 |
0 |
5 |
Венгрия |
1 |
5 |
1 |
3 |
Примечание: Источник – собственная разработка на основании данных организации
При анализе процессов, связанных с ценообразованием на мировых товарных рынках, необходимо внимательное изучение всех факторов, оказывающих влияние на формирование цен. В условиях рыночной экономики ценообразование во внешней торговле, также как и на внутреннем рынке, осуществляется под воздействием конкретной рыночной ситуации. Основными факторами, влияющими на изменение рынков, являются: состояние совокупного спроса и предложения; инфляция; издержки; прибыль; налоги и сборы; потребительские свойства: качество, надежность, внешний вид, престижность; сезонность; эксплуатационные расходы; гарантии и условия сервиса; специальные, т. е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов (государственное регулирование, валютный курс и т.п.)
Для эффективной реализации товарной стратегии и организации маркетинговой деятельности большое значение имеют характер и продолжительность жизненного цикла товара, специфика его стадий, особенности перехода от одной стадии к другой, что оказывает существенное влияние на объемы продаж и уровень прибыли предприятия[12, с.154].
Главной задачей отдела маркетинга является своевременная реализация намеченных мероприятий и промакций, а так же создание благоприятных для их осуществления условий.
ОАО «Мозырский машиностроительный завод» имеет большое количество поставщиков даже одной и той же продукции. Это дает большие гарантии отсутствия перебоев в снабжении товаром, нежели в случае с одним поставщиком. Также это дает возможность найти наиболее подходящего поставщика с наиболее выгодными условиями поставки. Исследуемое нами предприятие функционирует на рынке несовершенной конкуренции. Можно также сделать вывод что на рынке присутствуют все три вида конкуренции – функциональная, так как предприятия-конкуренты продают товары удовлетворяющие одни и те же потребности; видовая, так как на рынке присутствует соперничество между различными товарами удовлетворяющими одну и туже потребность (товары различных марок).
Сильнейшим оружием неценовой конкуренции всегда была реклама, сегодня ее роль возросла многократно. С помощью рекламы изучаемое предприятие не только доносит до покупателей информацию о потребительских свойствах своих товаров, но и формирует доверие к своей товарной, ценовой, сбытовой политике. Элементов незаконной конкуренции во время прохождения практики обнаружено не было.
Потребители реализуемого товара на рынке ведут себя адекватно сложившейся ситуации.
Ценовая политика – система
принципов и методов управления
деятельностью по установлению цен
в процессе достижения целей предприятия.
Ценовая политика – важное средство
конкурентной борьбы. Ценовая политика
исследуемого предприятия определяется
стремлением уменьшить
В программу стимулирования сбыта на исследуемом предприятии входит:
1. Ежемесячная акция «Суперцена» с печатной продукцией;
2. Система дисконтных карт;
3. Промакции поставщиков;
4. Совместные акции с поставщиками;
5. Сезонные акции.
Ежемесячная акция «Суперцена» с полиграфией предусматривает следующую рекламную поддержку:
1. Каталог.
График выпуска: 4 тиража в году (март, май, сентябрь, декабрь).
Принципы оформления: коллажная
фотосъемка товаров, на первой странице
издания специальной дизайн-
2. Оригинальное издание.
График выпуска: 5 тиражей в году (февраль, апрель, июль, октябрь, ноябрь).
Принципы оформления: модульная сетка, на первой странице издания - специальное дизайн-изображение товара «ШОК-ЦЕНА».
Распространение: рассылка прямая и через сеть рекламных агенств.
3. Специальные ценники в местах продаж (формат А6)
4. Плакаты на входной группе.
5. Реклама в единой аудио-видео системе.
6. Расширенная выкладка промотируемых товаров.
Список товаров, участвующих в акции «Суперцена», принципиально делится на разделы:
1. «новинки» - товары, недавно выведенные производителем на товарный рынок и вводимые в ассортимент магазина;
2. «с лучшей ценой» - (большинство
участников). Выставление цен происходит
при совместном снижении цен
поставки поставщиков и
3. «шок-цена» - товары с
минимально возможными ценами (2-3
позиции), реклама которых должна
даваться на первой полосе
издания, обычно участники
Промакции поставщиков.
Включает в себя: консультации, лотереи, подарки за покупку, интервьюирование. Акции направлены на стимулирование продаж и повышения лояльности у покупателей к ОАО «Мозырский машиностроительный завод» .
Совместные акции с поставщиками.
Принимает участие один или два взаимодополняющие друг друга поставщика. Наиболее интересным в данной группе акций по итогам проводимых акций признаны:
1. семплинги;
2. беспроигрышные мгновенные лотереи;
3. подарки за покупку.
Под эгидой внедрения современных
технологий и инноваций в развитие
аграрного сектора Казахстана, ознакомления
с новыми тенденциями аграрного
рынка в период с 13 по 15 марта текущего
года в г. Астана на площадях международного
выставочного комплекса «Корме»
состоялось одно из важнейших сельскохозяйственных
мероприятий в Казахстане - 8-я
международная
Сезонные акции.
Существует два вида сезонных акций:
1. Акции, приуроченные
к праздникам –при подготовке
к массовым праздникам на
2. Акции, напрямую связанные
с сезоном года – акцент
делается с учетом специфики
продажи товаров в сети
Помимо вышеперечисленных средств продвижения товаров и повышения спроса на них, предприятие активно размещает рекламу на рекламных щитах (6х3) в разных частях города. Также активно используется реклама на одной из наиболее прослушиваемых радиостанций города Минска – «Хит FM».
В целом маркетинговой стратегии ОАО «Мозырский машиностроительный завод» присущи следующие положительные черты.
Маркетинг ОАО «Мозырский машиностроительный завод» руководствуется в своей деятельности продуманной стратегией, которая ориентирована в основном на свойства товара, его новизну и спрос, а не на его закупочную цену. Сотрудничество ведется с проверенными и надежными поставщиками, что позволяет обеспечить поставки товаров надлежащего качества и в планируемые сроки.
Ассортиментная политика
на предприятии имеет
Значительное внимание уделяется ценовой политике и политике стимулирования сбыта.
Службой маркетинга постоянно изучается жизненный цикл многих продаваемых товаров, то есть цена на него не постоянна с начала его реализации и до продажи последней единицы продукции. Это соответствует концепции установления цены на товар в течении всей его жизни. Таким образом, предприятие ускоряет темпы реализации продукции и получает максимум прибыли, которая могла быть получена только в момент максимального спроса на продукцию и соответственно установленной максимальной цены.
ОАО «Мозырский машиностроительный
завод» присутствуют каналы обратной
связи с покупателями, то есть у
руководства компании существует представление
о покупательских предпочтениях
и желаниях. Руководство предприятия
имеет возможность заранее
На предприятии значительное внимание уделяется PR – акциям, основная задача которых - создание и сохранение имиджа фирмы.
Закупочная политика ОАО
«Мозырский машиностроительный завод»
ориентированна не только на работу с
постоянными поставщиками продукции,
но и на поиск новых с возможно
более выгодными условиями
Тем не менее, в маркетинговой стратегии ОАО «Мозырский машиностроительный завод» присутствует также ряд недостатков:
В своей деятельности ОАО «Мозырский машиностроительный завод» использует различные средства рекламы: