Стратегии реализации комплекса маркетинга на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотреть теоретические аспекты претворения в жизнь комплекса маркетинга на предприятии.
В соответствии с целью можно выделить основные задачи курсовой работы:
изучить теоретические основы разработки комплекса маркетинга;
исследовать процесс функционирования комплекса маркетинга на предприятии;
рассмотреть основные элементы комплекса маркетинга на предприятии;

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы разработки комплекса маркетинга на предприятии 6
1.1. Сущность маркетинга и специфика сфер реализации маркетинговых функций 6
1.2. Процесс управления маркетингом на предприятии 18
1.3. Вспомогательные системы реализации маркетинговой деятельности предприятия 32
2. Элементы комплекса маркетинга 38
2.1. Цели, задачи, этапы реализации товарной политики на предприятии 38
2.2. Ценовая политика предприятия: цели разработки, факторы формирования, основные процедуры 46
2.3. Политика сбыта товаров предприятия: задачи, функции, этапы формирования 58
2.4. Методы и инструменты продвижения продукции предприятия 66
3. Стратегии реализации комплекса маркетинга на предприятии 72
3.1. Стратегические решения товарной политики предприятия 72
3.2. Модификация цен и ценовые стратегии предприятия
3.3. Стратегические решения в области сбыта продукции предприятия
3.4. Стратегические решения в области продвижения продукции предприятия
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая основвы.doc

— 1.17 Мб (Скачать файл)

 

В зависимости  от состояния спроса на рынке на тот или иной товар (услугу) специалисты по маркетингу на предприятии применяют различные инструменты и методы воздействия на потребителей. Состояние спроса определяет соответствующий тип маркетинга. Выделяют восемь типов маркетинга:

1) конверсионный  маркетинг;

2) стимулирующий  маркетинг;

3) развивающий  маркетинг;

4) ремаркетинг;

5) синхромаркетинг;

6) поддерживающий  маркетинг;

7) демаркетинг;

8) противодействующий  маркетинг.

Рассмотрим  типы маркетинга в зависимости от состояния спроса, дадим им краткую характеристику и приведем примеры в табл.3.

Таблица 3 - Типы маркетинга в зависимости от состояния спроса

Тип маркетинга

Проблемы

Примеры

А

Б

В

1. Конверсионный (используется, когда на

рынке существует отрицательный спрос)

Снять негативное отношение потребителей к товару, зародить и развивать спрос

на товар

Предприниматели уходят от уплаты налогов – программа, направленная на предпринимателей, по уплате налогов, «пора выйти из тени»

2. Стимулирующий

маркетинг (необходим,

когда потребители  не

заинтересованы  в товаре)

Дать информацию, показать выгоды и преимущества товара, сформировать

новые стереотипы восприятия товара

Потребители не ассоциировали фотографии и компьютерные технологии – продвижение цифровых фотоаппаратов на рынок

3. Развивающий

(эффективен, когда  на рынке существует спрос на определенный товар, но нет товаров, которые ему соответствуют)

Оценка потенциального

спроса, разработка товара,

создание продаж

В городах существуют довольно большие очереди на улучшение жилищных условий – развитие системы ипотечного кредитования ведущими банками

4. Ремаркетинг

(используется, когда

фиксируется снижение

рыночного спроса на товар предприятия)

Оживление спроса у той

же группы потребителей и/или формирование другого стратегического подхода.

В 1990-е годы резко  снизилось количество отдыхающих на черноморских курортах России – проведенные специальные программы продвижения отдыха в г. Сочи и на курортах региона позволили значительно

улучшить ситуацию

Синхромаркетинг

(применяется,  когда спрос на товар не регулярен)

Выравнивание  спроса с

помощью тактических

приемов и/или  создание

механизма работы в условиях нестабильного спроса

Посещаемость  ресторанов в

дневное время  незначительна – организация бизнес-ланчей по заниженным фиксированным ценам в дневное время

6. Поддерживающий

(необходим,  когда на

рынке существует устойчивый спрос на товар компании)

Поддержание спроса

Высокая известность  марки

Coca-Cola на российском  рынке – рекламные кампании в период празднования Нового года и Рождества

7. Демаркетинг (используется, когда спрос

на товар  существенно

превышает предложение)

Снизить спрос  путем его

рационализации  или перевода в отложенный спрос

Существует  проблема загруженности центров  крупных городов – программа  введения платы за проезд по Садовому кольцу в

Продолжение табл.3

А

Б

В

   

Москве

8. Противодействующий (используется, когда на рынке существует иррациональный спрос на товар)

Противодействие и ограничение его развития

Проблема распространения  наркотиков – программа «Рок против наркотиков»


 

Классификация сфер маркетинговой деятельности может  быть представлена следующим образом:

1. Маркетинг  товаров:

1.1. Маркетинг  товаров производственного назначения (промышленный маркетинг).

1.2. Маркетинг  товаров потребительского назначения.

2. Маркетинг  услуг:

2.1. Маркетинг  потребительских услуг;

1.1. Маркетинг  производственных услуг.

3. Международный  маркетинг:

3.1. Международный  маркетинг товаров;

Международный маркетинг услуг.

4. Некоммерческий  маркетинг:

4.1. Маркетинг организаций.

4.2. Маркетинг  лиц.

4.3. Маркетинг  идей.

4.4. Маркетинг  территорий.

Для пояснения  определения термина «маркетинг» рассмотрим следующие понятия, через которые проявляется сущность маркетинга: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.

Исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд. Нужда ― чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Нужды людей многообразны и сложны. Тут и основные физиологические нужды в пище, одежде, тепле и безопасности; и социальные нужды в духовной близости, влиянии и привязанности; и личные нужды в знаниях и самовыражении. Эти нужды являются исходными составляющими природы человека [20].

Потребность ― нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограниченны. Так что человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей [20].

Запрос ― это потребность, подкрепленная покупательной способностью.

Человеческие  нужды, потребности и запросы  наводят на мысль о существовании товаров для их удовлетворения [7].

Товар ― все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления [7].

Можно изобразить конкретный товар и конкретную человеческую потребность в виде кругов, а способность  товара удовлетворить эту потребность представить в виде степени их совмещения. На рис. 3 показано, что товар А не удовлетворяет потребность X, товар Б удовлетворяет ее частично, а товар В ― полностью. В этом случае товар В будет называться «идеальным товаром» [20].

Рисунок 3 - Три степени удовлетворения товаром потребителя [20]

 

Понятие «товар»  не ограничивается физическими объектами. Товаром можно назвать все, что способно оказать услугу, т.е. удовлетворить нужду. Помимо изделий и услуг, это могут быть личности, места, организации, виды деятельности и идеи. Потребитель решает, какую именно развлекательную передачу посмотреть по телевидению, куда отправиться на отдых, каким организациям оказать помощь, какие идеи поддержать. И если использование термина «товар» временами кажется неестественным, его можно заменить другими – «удовлетворитель потребности», «средство возмещения» или «предложение». Все эти слова имеют определенное ценностное значение для разных лиц [20].

Маркетинг имеет  место в тех случаях, когда  люди решают удовлетворить свои нужды и запросы с помощью обмена.

Обмен ― акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен. Обмен ― основное понятие маркетинга как научной дисциплины. Для совершения добровольного обмена необходимо соблюдение пяти условий:

  • Сторон должно быть как минимум две.
  • Каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представить ценность для другой стороны.
  • Каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникацию и доставку своего товара.
  • Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны.
  • Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной [24].

Если обмен  ― основное понятие маркетинга как  научной дисциплины, то основной единицей измерения в сфере маркетинга является сделка. Сделка ― коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами. Для этого нужно, чтобы сторона А передала стороне Б объект Икс и получила от нее взамен объект Игрек. Скажем, Джонс дает Смиту 400 долл. и получает телевизор. Это классическая денежная сделка, хотя присутствие денег в качестве коммерчески обмениваемых ценностей совсем не обязательно. При бартерной сделке в обмен на телевизор Джонс даст Смиту холодильник. Вместо товаров в ходе бартерной сделки могут обмениваться услуги, например когда юрист Джонс составляет завещание врачу Смиту в обмен на медицинское обследование [20].

Понятие «сделка» ― непосредственно подводит нас  к понятию «рынок». Рынок ― совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.

Может сформироваться рынок на какой-то товар, услугу или иной объект, имеющий ценностную значимость. Например, рынок труда состоит из людей, желающих предложить свою рабочую силу в обмен на заработную плату или товары. Для облегчения функционирования рынка труда вокруг него возникают и множатся различные учреждения типа контор и консультационных фирм по трудоустройству. Денежный рынок ― еще один важный рынок, удовлетворяющий людские нужды, который дает возможность занимать, ссужать, копить деньги и гарантировать их сохранность. Формируется и рынок пожертвователей, призванный удовлетворять финансовые нужды некоммерческих организаций, дабы они могли продолжать свою деятельность.

Понятие «рынок»  приводит нас, наконец, к завершающему понятию цикла ― «маркетингу». Маркетинг - это человеческая деятельность, так или иначе имеющая отношение к рынку. Маркетинг - это работа с рынком ради осуществления обменов, цель которых ― удовлетворение человеческих нужд и потребностей. Таким образом, мы возвращаемся к нашему определению маркетинга как вида человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена [20].

Сущность маркетинга в действии определяется функциями  маркетинга. Функции маркетинга реализуются через товарную политику, ценообразование, коммуникации, сбыт. Товарная политика прежде всего определяет тип товара, а точнее – какую проблему клиента он будет решать. Ценообразование – одна из наиболее трудных проблем, которая заключается в определении оптимальной цены на новый товар. Важнейший и самый объемный блок проблем при реализации коммуникаций – проблемы рекламы как любой формы неличного представления и продвижение идей, товаров и услуг, оплачиваемой четко установленным заказчиком. Сбыт, продажи – здесь прежде всего важно хорошо ориентироваться в типах и функциональном назначении многообразных категорий посредников и каналов сбыта [24].

Таким образом, сущность понятия маркетинга проявляется через набор таких взаимосвязанных понятий как:  нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка и рынок. Понимание данных определений приводит нас к пониманию ключевого термина «маркетинг», под которым будем понимать вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

 

1.2. Процесс управления  маркетингом на предприятии.

Управление  маркетингом – это целенаправленная деятельность предприятия по регулированию своей позиции на рынке посредством планирования, организации, учета, контроля исполнения каждой фазы позиционно-деятельностного поведения предприятия с учетом влияния закономерностей развития рыночного пространства, конкурентной среды для достижения прибыльности и эффективности деятельности субъекта на рынке [9].

Процесс управления маркетингом является частным случаем любого процесса управления. Каждое предприятие заинтересовано в эффективном управлении своей маркетинговой деятельностью. В частности, ему нужно знать, как с позиций маркетинга анализировать рыночные возможности, отбирать подходящие целевые рынки, разрабатывать активный комплекс маркетинга (микс-маркетинг) и успешно управлять претворением в жизнь маркетинговых усилий [2].

Все это и  составляет процесс управления маркетингом.

Процесс управления маркетингом состоит из:

1) анализа рыночных возможностей;

2)  отбора  целевых   рынков;

3) разработки  комплекса маркетинга;

4) претворения  в жизнь маркетинговых мероприятий. [20]

Все эти этапы подробно представлены на рис.4.

  • Анализ рыночных возможностей предприятия.

По Котлеру, эффективный маркетинг начинается с исследования (исследование рынка  или анализ рыночных возможностей предприятия). Руководству предприятия необходимо знать, как следует выявлять и оценивать эти возможности. С помощью методов маркетинга предприятие может найти значительно более широкие возможности, работая с сеткой развития товара и

рынка и обращая внимание на новые привлекательные сферы (ниши) деятельности. При этом каждую возможность нужно оценить на соответствие целям и наличным ресурсам предприятия (людским, материальным, финансовым, предпринимательским и т. д.).

Рассмотрим  подробно анализ рыночных возможностей предприятия. Согласно данным рис. 5, анализ рыночных возможностей предприятия представляет собой комплекс мероприятий, состоящий из: системы маркетинговых исследований, маркетинговой информации (МИС), среды маркетинга, оптовых розничных рынков предприятия.

 

Рисунок 4 - Процесс управления маркетингом [20]

 

 

Рисунок 5 - Структура анализа рыночных возможностей предприятия [9]

 

Маркетинговое исследование – это систематический сбор, обобщение и анализ данных о проблемах, связанных с маркетингом товаров и услуг. Маркетинговое исследование представляет собой функцию, связывающую потребителя, покупателя и рынок в целом с маркетологом посредством информации, используемой для интенсификации и определения маркетинговых возможностей и проблем, а также разработки, совершенствования и оценки маркетинговых мероприятий, отслеживание процесса рыночной деятельности и получение более полного представления о маркетинге как об особом виде деятельности. Маркетинговое исследование позволяет определить спектр информации, необходимой для решения поставленных проблем, выбрать метод сбора информации, осуществлять управление сбором данных, анализировать полученные результаты и сообщать о их значимости [24].

Основные цели маркетингового исследования – уменьшение неопределенности и минимизация  риска в процессе планирования деятельности предприятия на рынке, а также  слежение за процессом реализации планов и программ [11].

Информация о работе Стратегии реализации комплекса маркетинга на предприятии