Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 18:59, курсовая работа
Цель данной курсовой работы - рассмотреть теоретические аспекты претворения в жизнь комплекса маркетинга на предприятии.
В соответствии с целью можно выделить основные задачи курсовой работы:
изучить теоретические основы разработки комплекса маркетинга;
исследовать процесс функционирования комплекса маркетинга на предприятии;
рассмотреть основные элементы комплекса маркетинга на предприятии;
Введение 3
1. Теоретические основы разработки комплекса маркетинга на предприятии 6
1.1. Сущность маркетинга и специфика сфер реализации маркетинговых функций 6
1.2. Процесс управления маркетингом на предприятии 18
1.3. Вспомогательные системы реализации маркетинговой деятельности предприятия 32
2. Элементы комплекса маркетинга 38
2.1. Цели, задачи, этапы реализации товарной политики на предприятии 38
2.2. Ценовая политика предприятия: цели разработки, факторы формирования, основные процедуры 46
2.3. Политика сбыта товаров предприятия: задачи, функции, этапы формирования 58
2.4. Методы и инструменты продвижения продукции предприятия 66
3. Стратегии реализации комплекса маркетинга на предприятии 72
3.1. Стратегические решения товарной политики предприятия 72
3.2. Модификация цен и ценовые стратегии предприятия
3.3. Стратегические решения в области сбыта продукции предприятия
3.4. Стратегические решения в области продвижения продукции предприятия
Заключение
Библиографический список
2.3. Политика сбыта предприятия: задачи, функции, этапы формирования.
Сбытовая политика - это комплекс мер, касающихся выбора канала товародвижения, отбора участников этого канала, стимулирования участников канала и сотрудников службы сбыта [34].
Процесс товародвижения включает распределение (англ. — Distribution). Под этим термином понимают выбор способа движения товара от сферы производства до сферы потребления.
Субъектами
рынка сбыта выступают продавцы
и покупатели, а объектом сбыта
является непосредственно товар
в маркетинговом понимании
Таблица 5 - Цепочка субъектов рынка сбыта и их интересов
Производитель товара |
Оптовый посредник |
Розничный посредник |
Потребитель |
Хочет: - продавать один вид товара; - продавать массово; - производить с низкой себестоимостью; - продавать по высокой цене |
Хочет: - покупать по низкой цене; - товар, удобный с технологической точки зрения; - быстрореализуемый товар; - покупать и продавать вагонами |
Хочет: - покупать по низкой цене; - выбор товаров в магазине (для оборота); - мелкими партиями (без создания товарного знака); - товар, который хочет потребитель |
Хочет: - товар высокого качества; - с низкой ценой; - там, где удобно покупать; - услуги и информация; - разнообразие гарантии |
Производителю надо продать свой товар |
Продавать любой товар |
Купить необходимый товар в условиях выбора | |
Уязвимое положение производителя |
Сопротивление производителю |
Давление массы потребителей |
[9]
Маркетинговая деятельность должна быть направлена на постоянное увеличение числа своих потребителей, заботиться о том, чтобы наладить с ним прочные отношения. Важно сохранить старого потребителя. Привлечь нового потребителя в 5 раз дороже, чем сохранить имеющегося. [12]
Главным содержанием элемента комплекса маркетинга «доведение продукта до потребителя» является выбор оптимальной схемы доставки продукции от производителя к потребителю, ее физическая реализация, называемая физическим распределением, или товародвижением (организация транспортировки, хранения, обработки груза), а также послепродажное (сервисное) обслуживание потребителей. [29]
Сбытовая политика
- система решений, принимаемых продавцом,
с целью реализации выбранных
стратегий и получения
Исходя из определения, можно сформулировать главную цель политики сбыта – определение тактики, в соответствии с которой будет достигаться необходимый уровень результатов сбытовой деятельности с наименьшими потерями при реализации продукции.
Для достижения поставленной цели фирма определяет для себя ряд задач, выполнение которых может привести к желанному результату деятельности.
Задачи системы
сбыта товаров и услуг могут
быть стратегическими и
Всякие изменения
сбытовой политики предопределяет
существенные структурные перестроения
в уже налаженном канале сбыта.
Для того, чтобы этот процесс проходил
более организованно и по возможности
с меньшими издержками, такие изменения
должны соответствовать следующим этапам
формирования сбытовой политики (рис.21).
Таблица 6 – Задачи системы сбыта товаров и услуг
Стратегические, т.е. связанные с организационной функцией сбыта, с формированием и организацией сбытовых каналов |
Тактические |
· прогнозирование и планирование перспективных потенциальных каналов и путей сбыта; · обоснование и выбор прямого или непрямого типа сбыта товаров, т. е. без или с включением промежуточных звеньев (субъектов) на пути товара от производителя к потребителю (прямая поставка самой фирмой- производителем; оптовой или розничной организацией); · организация физического перемещения товара к потребителю: задачи маркетинг-логистики,
связанные с выбором каналов и путей сбыта, размещение складов (их функции, количество, ёмкость) и т.д. |
· работа с уже существующими клиентами; · реализация программ по привлечению новых покупателей; · поиска и отбора коммерческих предложений на поставку товара или предоставление услуг; · организация стимулирования оплаты заказов; · установление путей следования коммивояжеров, их численности, мотивации и контроля; · проверка деятельности внешней службы фирмы- производителя, в частности, наличия и достаточности торговых запасов, необходимости презентации товара, мероприятий по поддержке сбыта; · установление структуры и величины как общих затрат, так и затрат по каждой составляющей расходов, связанных с физическим распределением товара, а также сравнения этих затрат с уровнем сервиса поставки; · анализ и развитие компьютерного обеспечения в системе распределения для оперативного отслеживания спроса и предложения, а также развития самообслуживания, системы учета и контроля над объемами продаж и ценами реализованных товаров для принятия оперативных маркетинговых мероприятий. |
[33]
Начальным этапом планирования сбыта (как и других в системе маркетинговой деятельности предприятия) является изучение внешних и внутренних условий функционирования предприятия. В зависимости от изменений внешних условий возникает необходимость корректировки внутренних. Выявляются имеющиеся проблемы, связанные со сбытом продукции, устанавливаются цели, достижение которых будет способствовать их решению.
Рисунок 21 – Этапы формирования сбытовой политики
Такими целями могут быть:
· достижение определенного размера дохода, объема продажи, доли рынка
сбыта и оптового товарооборота в ассортиментном разрезе;
· установление оптимальных хозяйственных связей;
· повышение эффективности работы сбытового персонала;
· оптимизация запасов готовой продукции;
· эффективность дополнительных услуг, предоставляемых потребителю;
· рационализация товародвижения;
· повышение действенности претензионной работы;
· выбор оптимальных каналов реализации продукции; минимизация затрат на транспортировку;
· оптимизация всех видов затрат по сбыту; повышение доходности внешнеторговых сделок предприятия;
· усиление действенности рекламной политики предприятия; стимулирование спроса покупателей.
Перечень целей может быть различным как на разных предприятиях, так и в разные периоды на одном и том же предприятии.
Канал распределения - совокупность фирм или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать кому-то другому право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю. [4]
Использование посредников в сфере обращения выгодно, прежде всего, производителям. В этом случае им приходиться иметь дело с ограниченным кругом заинтересованных лиц по реализации продукции. Кроме того, обеспечивается широкая доступность товара при движении его непосредственно до рынка сбыта. С помощью посредников, возможно, сократить количество прямых контактов производителей с потребителями продукции. [5]
Во всех случаях наличие каналов распределения должно обеспечить выполнение ряда функций, призванных способствовать более эффективной деятельности производителей, и созданию условий для более полного удовлетворения конкретных потребностей потребителей. Основными из таких функций являются следующие:
1. Исследовательская работа - сбор информации, необходимой для планирования и облегчения обмена.
2. Стимулирование сбыта - создание и распространение увещевательных коммуникаций о товаре.
3. Установление контактов
- налаживание и поддержание
4. Приспособление
товара - подгонка товара под
5. Проведение переговоров - попытки согласования цен и прочих условий для последующего осуществления акта передачи собственности или владения.
6. Организация
товародвижения –
7. Финансирование
- изыскание и использование
8. Принятие риска - принятие на себя ответственности за функционирование канала. [6]
Таким образом, для функционирования деятельности производителя посредники являются необходимым элементом для достижения высоких как качественных, так и количественных показателей.
Фирма-производитель может осуществлять реализацию своей продукции согласно одному из методов сбыта (распределения):
1. Прямой метод сбыта или прямые каналы связаны с перемещением товаров и услуг без участия посреднических организаций. Они чаще всего устанавливаются между изготовителями и потребителями, которые сами контролируют свою маркетинговую программу и располагают ограниченными целевыми рынками.
2. Косвенные каналы связаны с перемещением товаров и услуг сначала от изготовителя к незнакомому участнику-посреднику, а затем от него — к потребителю. Такие каналы обычно привлекают предприятия и фирмы, которые с целью увеличения своих рынков и объемов сбыта согласны отказаться от многих сбытовых функций и расходов и соответственно от определенной доли контроля над сбытом, а также готовы несколько ослабить контакты с потребителями. При косвенном сбыте трудно осуществить поддержание имиджа торговой марки производителя, организовать необходимый сервис, контролировать цены. Отсутствует контакт с конечным потребителем, что витоге может сказаться на конкурентоспособности товара.
3.Смешанные каналы объединяют черты первых двух каналов товародвижения. [10]
Различают:
- канал нулевого уровня;
- одноуровневый канал;
- двухуровневый канал;
- трехуровневый канал.
Наиболее разветвленная сеть каналов распределения и довольно сложная их структура характерны для потребительских товаров. Несколько маркетинговых каналов разной протяженности представлено на рис. 22.
Рисунок 22 – Маркетинговые каналы разной протяженности
Задача производителей
состоит в том, чтобы среди
всех возможных каналов сбыта
выбрать те, которые позволяют
фирме обеспечить более эффективную
предпринимательскую
· Необходимость наличия определенного количества мест продажи, позволяющих сделать товар доступным для покупателей, т.е. обеспечить охват рынка;
· Целесообразность оптимизации затрат, обусловленных реализацией политики распределения;
· Необходимость осуществления контроля за передвижением товара от производителя к потребителю.
· Целесообразность оказания потребителю дополнительных услуг;
· Необходимость ускоренной доставки товаров к местам их продажи;
· Возможности увеличения емкости целевого рынка. [21]
Не каждая фирма может взять на себя затраты, обусловленные созданием и функционированием каналов распределения. Прежде всего, это не могут сделать мелкие фирмы. Такие организации, как и ряд крупных фирм, нуждаются в посредниках, которые способны взять на себя соответствующие затраты по реализации отдельных функций политики распределения.
Одной из важных задач производителя является установление контроля за передвижением его товаров к потребителям. Если такой контроль ему удается установить, то он имеет возможность оказывать непосредственное влияние на рынок, обеспечивая эффективную политику передвижения товаров.
Отсутствие же должного контроля может привести к полнейшему провалу маркетинговой стратегии фирмы. [13]
Таким образом, в основе организации распределения продукции производителя лежит принципиальная ориентация удовлетворения многообразных запросов конечного потребителя. Вследствие этого можно сделать вывод: сбытовая деятельность является неотъемлемой, играет важную роль при организации всей деятельности фирмы.
2.4. Методы и
инструменты продвижения
В последние годы одновременно с возрастанием роли маркетинга увеличилась и роль маркетинговых коммуникаций. Действительно, эффективные коммуникации с потребителями стали ключевыми факторами успеха любой организации.
Информация о работе Стратегии реализации комплекса маркетинга на предприятии