Стратегии реализации комплекса маркетинга на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 18:59, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотреть теоретические аспекты претворения в жизнь комплекса маркетинга на предприятии.
В соответствии с целью можно выделить основные задачи курсовой работы:
изучить теоретические основы разработки комплекса маркетинга;
исследовать процесс функционирования комплекса маркетинга на предприятии;
рассмотреть основные элементы комплекса маркетинга на предприятии;

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретические основы разработки комплекса маркетинга на предприятии 6
1.1. Сущность маркетинга и специфика сфер реализации маркетинговых функций 6
1.2. Процесс управления маркетингом на предприятии 18
1.3. Вспомогательные системы реализации маркетинговой деятельности предприятия 32
2. Элементы комплекса маркетинга 38
2.1. Цели, задачи, этапы реализации товарной политики на предприятии 38
2.2. Ценовая политика предприятия: цели разработки, факторы формирования, основные процедуры 46
2.3. Политика сбыта товаров предприятия: задачи, функции, этапы формирования 58
2.4. Методы и инструменты продвижения продукции предприятия 66
3. Стратегии реализации комплекса маркетинга на предприятии 72
3.1. Стратегические решения товарной политики предприятия 72
3.2. Модификация цен и ценовые стратегии предприятия
3.3. Стратегические решения в области сбыта продукции предприятия
3.4. Стратегические решения в области продвижения продукции предприятия
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

курсовая основвы.doc

— 1.17 Мб (Скачать файл)

Слово «коммуникация» происходит от латинского communico – делаю общим, связываю, общаюсь. Под коммуникациями в человеческом обществе подразумевают общение, обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения и т.п., направленными на взаимное обогащение идеями другого, собеседника.

Маркетинговая коммуникация фирмы – это комплексное  воздействие фирмы на внутреннюю и внешнюю среду с целью  создания благоприятных условий  для стабильной прибыльной деятельности на рынке [14].

Маркетинговые коммуникации — это процесс взаимодействия субъектов маркетинговой системы по поводу согласования и принятия тактических и стратегических решений в маркетинговой  деятельности.

По мнению Е.Н. Голубковой [18] подчиненными, развивающими по отношению к ним, выступают такие цели:

1. Мотивация  потребителя.

2. Генерирование,  формирование и актуализация  потребностей покупателя.

3. Поддержание  доброжелательных отношений и  взаимопонимания между организацией  и общественностью, партнерами по маркетинговой деятельности.

4. Формирование  благоприятного образа организации.

5. Информирование  общественности о деятельности  организации.

6. Привлечение  внимания желательных аудиторий.

7. Предоставление  информации о товарах, производимых фирмой.

8. Формирование  у покупателей благорасположения  к марке фирмы.

9. Стимулирование  акта покупки

10.Напоминание  о фирме, ее товарах и т.д.

В свою очередь, выбор целей маркетинговых коммуникаций во многом определяет средства, используемые для их достижения.

Из существующих подходов к классификации коммуникационного  инструментария наибольшее распространение  получил подход, согласно которому набор средств коммуникационного  воздействия классифицируется с  помощью понятия комплекса продвижения, содержание которого может варьироваться в зависимости от уровня рыночного развития и особенностей типа рынка (рис. 23). В общем виде комплекс продвижения является составной частью комплекса маркетинга.


Рисунок 23 –  Коммуникативная модель [36]

 

Составляющая  комплекса маркетинга – продвижение  – непосредственно имеет дело с управлением маркетинговыми коммуникациями. Традиционно в рамках этого подхода  выделяют четыре основных средства коммуникации: реклама, личные продажи, стимулирование сбыта и связи с общественностью. При этом в литературе часто понятия продвижение и коммуникации отождествляются.

П.С. Завьялов считает, что для российских предприятий  наибольшую значимость представляет классификация, где комплекс коммуникаций состоит из четырех основных элементов: реклама, личные продажи, стимулирование сбыта и связи с общественностью (табл. 7).

 

Таблица 7 - Основные средства воздействия в комплексе  маркетинговых коммуникаций

Вид коммуникации

Определение

Реклама

Любая форма  неличного представления и продвижения идей, товаров и услуг, прежде всего через средства массовой информации от имени известного инициатора.

Стимулирование  сбыта

Преимущественно кратковременные побудительные  меры поощрения покупки или продажи  товара

PR (связи с общественностью)

Неличное стимулирование спроса на товар, услугу или идею посредством  распространения о них коммерчески  важных сведений, популяризация его  любым законным путем.

Личная продажа

Устное представление  товара в ходе беседы с одним или  несколькими потенциальными покупателями с целью совершения продажи или получения согласия на покупку.


 

Также основные элементы маркетинговых коммуникаций можно представить в виде следующего рисунка (рис. 24).


Рисунок 24 - Основные элементы маркетинговых коммуникаций

Реклама – оплаченная форма презентации и продвижения товаров и услуг, осуществляемая по конкретному заказу (СМИ – газеты, журналы, радио, телевидение, рекламные щиты; прямое обращение к покупателю - почтовые отправления, телефонные обращения.

Паблисити – обычно оформляется и реализуется в форме сообщения новостей или комментариев в прессе о продуктах или услугах той или иной компании. Однако рыночные реалии показали, что более целесообразно использовать весь возможный арсенал средств связей с общественностью, то есть паблик рилейшнз, который значительно шире, чем паблисити.

Стимулирование  сбыта включает в себя все виды маркетинговой деятельности, направленные на стимулирование действия покупателя, другими словами, способные стимулировать незамедлительную продажу продукта. Эта деятельность конкретизируется в виде ярмарок, выставок, аукционов, оформления витрин, как элемента мерчендайзинга, семплинг панелей, скидок и вспомогательных средств, которые направлены на активизацию ответных действий оптовиков и розничных торговцев, а также использование купонов, премий, раздачу бесплатных образцов, конкурсов, скидок и многое другое.

Специальные средства для стимулирования торговли и рекламно- оформительские средства для мест продажи – подразумевается использование средств, доставляющих маркетинговое обращение непосредственно в места продажи и повышающих вероятность приобретения товаров покупателями (купоны, дисконтные карты).

Упаковка – средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, а окружающую среду от загрязнении, и

способствующих  рациональной организации процесса хранения, реализации и транспортировки  продукта.

Маркировка – нанесение знаков, надписей и рисунков на товар или упаковку для их опознания и указания способов перевозки, обработки и хранения. Фирменный стиль – совокупность приемов (графических, цветовых, языковых), которые обеспечивают, с одной стороны, некоторое единство всех изделий фирмы, а с другой стороны – противопоставляют фирму и ее изделия конкурентам и их товарам.

Реклама в местах продажи – используют дисплеи, плакаты, надписи и ряд других средств, призванных оказывать влияние на покупательское решение в месте продажи.

Персональные  продажи – это коммуникации личного характера (лицом к лицу), в ходе которых продавец пытается убедить возможных покупателей приобрести продукты или услуги компании.

Прямой маркетинг – интерактивная система маркетинга, позволяющая потребителям легко получать интересующие их сведения и приобретать товары с помощью использования различных каналов распространения информации (прямая почтовая рассылка, печатные каталоги, продажа по каталогам он-лайн).

Личная продажа – установление личного контакта с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью продажи товара (телефонные переговоры региональных представителей фирмы-производителя с местными компаниями, выборочные звонки потенциальным покупателям непосредственно на дом или продажа товаров по телефонным заказам)

Сетевой маркетинг – это система сбыта, позволяющая потребителям стать распространителями произведенного товара и создавать новые уровни – сети по продаже товаров. При этом все участники сети на различных иерархических ступенях сети участвуют в прибылях своей сети и нижележащих сетей.

Специальные сувениры – бесплатные подарки, служащие напоминанием о компании, производящей товар, и об ее фирменной марке.

Спонсорство – финансовая поддержка, оказываемая компанией некоммерческим организациям при проведении различных мероприятий в обмен на право установления с ними особых отношений. Спонсорская деятельность может повысить престиж компании и сформировать позитивное представление о ее деятельности.

Предоставление  лицензии – практика продажи права на использование фирменных символов компании или ее товара.

Сервисное обслуживание – система сопровождающих или подкрепляющих товар воздействий, т. е. услуг, являющихся частью поддержания маркетинговых коммуникаций.

Незапланированные обращения включают в себя все  прочие способы передачи потенциальным клиентам различной информации о компании и о ее торговой марке.

Воздействие элементов  коммуникации на рыночную стратегию  предприятия показано на рис. 25.


Рисунок 25 - Воздействие  элементов маркетинговых коммуникаций на

элементы рыночной стратегии предприятия [34]

Таким образом, можно сделать вывод, что под коммуникациями понимаются разнообразные формы распространения, передачи информации, сообщений в виде мыслей, сведений, новостей и т. п., то есть все методы и формы информационного сервиса, оказывающие влияние на целевую аудиторию или конкретных адресатов.

 

3. Стратегии реализации  комплекса маркетинга на предприятии.

3.1. Стратегические  решения товарной политики предприятия.

  • Сущность понятия «товарная стратегия»

К решению задач  товарной политики на любом хозяйственном  уровне необходим стратегический подход. Это означает, что любое решение  в указанной области должно приниматься  не только с точки зрения текущих  интересов, но и с учетом того, как  оно работает на «конечные цели». Такой подход требует концентрации усилий на решающих направлениях[41].

Товарная стратегия  – это долговременный курс товарной политики, рассчитанной на перспективу, предусматривающий решение принципиальных задач. Разработанная применительно к тому или иному периоду (3-5 лет и более), она в основе своей в течение длительного времени остается, как правило, неизменной [4].

Постановка  целей и задач товарной политики происходит в зависимости от выбранной  генеральной стратегии предприятия: выживания, стабилизации и роста (рис.26).


Рисунок 26 –  Генеральные стратегии предприятия

  • Виды стратегий

Результатом реализации задач товарно-ассортиментной политики с учетом поставленных стратегических целей будет являться товарная стратегия в отношении каждого вида продукции и оптимизация товарного ассортимента и объема производства товаров.

Поскольку любая  товарная стратегия разрабатывается  на перспективу, следует выделить три  стратегических направления по улучшению имеющегося на фирме товарного ассортимента (рис.27): элиминация товара, вариация товара, инновация товара[41].


Рисунок 27 –  Товарные стратегии фирмы [41]

  1. Стратегия элиминации товара

Эффективная товарная политика предусматривает постоянный контроль и регулирование производственной программы и товарной номенклатуры предприятия, что направлено на предупреждение снижения объемов производства и улучшение ассортимента. Однако объективными причинами снижения объемов производства являются: старение товара, изменение потребительских предпочтений, обострение конкурентной борьбы. Если предприятию не удается стабилизировать свое товарное положение, то оно должно разрабатывать стратегию элиминации. Стратегия состоит в выделении таких товаров, которые выглядят сомнительно с точки зрения привлекательности на рынке, и подлежит переоценке. Это не всегда означает однозначное решение о закрытии производства. Возможны следующие решения: разработка мероприятий для функционирования фирмы в условиях спада, изъятие товара из номенклатуры и продолжение работы с оставшимся ассортиментом, снятие товара с данного рынка. Для принятия решения об исключении товара из товарной номенклатуры могут быть рассмотрены следующие возможности: продажа товара другим фирмам, ускоренная распродажа при обслуживании бывших покупателей[41].

  1. Стратегия вариации товара

Под вариацией  понимается изменение стиля и  внешней формы самого товара, его  упаковки, наиболее существенных технико-эксплуатационных свойств, характеризующих не изменение состояния товара, а изменение формы и технической оснастки существующего товара. Предметов вариации может быть один или несколько следующих элементов товара: физические и функциональные свойства, эстетические свойства, рабочая атрибутика товара (имя, товарный знак, марка), сопровождение товара (гарантия, обслуживание). Вариация товара призвана делать его унифицированным, комплексным и удобным, что повышает степень привлекательности данной товарной позиции[41].

  1. Стратегия инновации товара

Данная стратегия  определяет программу разработки и  внедрения новых товаров. Однако выражение «новый товар» имеет самое  различное толкование и используется как для обозначения усовершенствования, обновления существующих товаров, так  и для характеристики абсолютно новых потребительских благ. Понятие «инновация» в существующих теории и практике является синонимом понятий «нововведение» и «новшество».  Она может быть представлена новым продуктом или услугой, способом их производства и сбыта, новшеством в организационной, финансовой, научно-исследовательской, маркетинговой и других сферах деятельности[41]. Рассмотрим классификацию инноваций (рис.28).

Информация о работе Стратегии реализации комплекса маркетинга на предприятии