Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2014 в 13:12, курсовая работа
Маркетинговое исследование услуги или ее рыночного окружения представляет собой систематические мероприятия по получению оперативной информации в отношении данных, описывающих текущее или перспективное (прогнозное) состояние самой услуги или ее маркетингового окружения, а также анализ и отражение данных в форме, необходимой для решения стратегических и тактических задач, стоящих перед фирмой.
Введение ………………………………………………………………………… 2
Глава 1. Сущность маркетингового исследования
услуг на основе маркетинговой информации ………………………………… 3
1.1 Задачи маркетинговых исследований ………………………………………3
1.2 Назначение и типы маркетинговых исследований ……………………….. 7
1.3 Маркетинговая информация и ее классификация ……………………… 10
1.4 Источники маркетинговой информации и принципы их отбора ………. 13
Глава 2. Опрос как один из методов маркетингового исследования ………. 18
2.1 Опрос (потребительская экспертиза) …………………………………….. 18
2.2 Формы опроса ……………………………………………………………… 20
2.3 Типы вопросов ……………………………………………………………... 26
2.4 Накопление и обработка результатов опроса ……………………………. 31
Заключение ……………………………………………………………………...33
Список использованной литературы …………………………………………. 35
Рис. 2.3. Варианты представления шкалы опроса семантического дифференциала
Как показали исследования, оба способа (A, Б) имеют как ряд достоинств, так и ряд недостатков. Достоинство способа представления по типу А заключается в удобстве осуществления переноса данных из опросного листа в базу данных, что является достаточно длительным по времени процессом (при отсутствии соответствующей сканирующей и распознающей техники), а также в скорости ответа на данный вопрос, но только для респондента с достаточно высоким уровнем развития абстрактного мышления. Недостатком же способа А является не адекватность понимания цифровых оценок респондентом и интервьюером, а также длительность ответа и его неточность при ответе респондента с низким уровнем развития абстрактного мышления. Достоинствами способа представления по типу Б являются наглядность и полная идентичность понимания ответа как респондентом, так и самим опрашивающим. Недостатком же такого способа являются большие затраты по времени на обработку опросных листов, увеличивающиеся на 30% в сравнении со способом А. Поскольку оба способа обладают как рядом достоинств, так и рядом недостатков, выбор одного из них для проведения опроса нужно производить в зависимости от условий опроса и в первую очередь в зависимости от изучаемого сегмента.
Открытый вопрос.
"Открытый" тип вопросов подразумевает свободный, не ограниченный ничем кроме условий вопроса и личного времени респондента ответ на поставленный вопрос. Например:
"Как часто Вы посещаете ночные клубы? Опишите в двух- трех предложениях периодичность (и ее причины) посещения ночных клубов?"
Условия применения:
- при отсутствии гипотез в отношении сегмента по заданной в вопросе проблеме, то есть в тех случаях, когда использование закрытых форм невозможно из-за неопределенности составляющих семантического дифференциала;
- при оценке эстетических параметров и качественных параметров составляющих услуги или объекта исследования;
при поиске ассоциативных оценок.
Достоинства:
- не формируется предвзятое мнение респондента заданными вариантами ответов (не будет неправильных ответов, респондент свободен в своем изъявлении предпочтений и не ограничен "нашими представлениями о нем");
- возможно формирование гипотез проблемы по результатам проведенного опроса, вариант постановки "открытой проблемы перед респондентом (например, "вы ничего не приобрели из наших услуг. Почему?").
Недостатки:
- неопределенность постановки вопроса может увести респондента от высказывания мнения по заданной теме к высказыванию мыслей "вообще";
сложность ввода и накопления результатов опроса;
низкая скорость ответа;
- низкая вероятность получения ответа на вопрос (очевидно, что респондент не всегда настроен на ответ в "свободной" форме);
большое количество выбраковываемого материала.1
2.4 Накопление и обработка результатов опроса
Накопление и обработка результатов опроса производится на основе их "расшифровки". Расшифровка рассматривается как процесс декодирования, извлечения информации из результатов опроса. "Расшифрованные" данные переносятся в базы данных, которые служат для накопления, хранения и обработки (анализа) информации.
Для расшифровки и накопления данных формируют базы с интерфейсом для ввода результатов опроса (рис. 2.4). Представим, что наш опрос состоит из трех вопросов (два "закрытых" и один "открытый" - 3):
1. Насколько высоко Вы
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
2. В какой степени Вам
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Укажите Ваше место работы и должность:
В "закрытых" вопросах (1-2) вариантом ответа будет соответствующий пункт семантического дифференциала, значение от 1 до 10, который заносится в поле (таблица 2-1) базы данных. Обработка "открытых" вопросов производится только по окончании проведения опроса: по визуальному анализу накопленных материалов выделяется ряд "закрытых" мотивационных схем поведения, которые формируют в семантический дифференциал аналогично "закрытым" вопросам, с последующим занесением в базу данных как и "закрытых". Например, в результате опроса установлено, что в большинстве случаев при указании "места работы и должности" было выделено 5 вариантов поведения, которые заносятся в базу данных цифрами от 1 до 5.
Таблица 1.1 Накопление результатов опроса в формате базы данных
Номер опросного листа |
Репутация |
Эстетика |
Должность |
1 |
2 |
6 |
2 |
2 |
3 |
7 |
1 |
3 |
4 |
3 |
1 |
4 |
5 |
4 |
3 |
Маркетинговое исследование услуги или ее рыночного окружения представляет собой систематические мероприятия по получению оперативной информации в отношении данных, описывающих текущее или перспективное состояние самой услуги или ее маркетингового окружения, а также анализ и отражение данных в форме, необходимой для решения стратегических и тактических задач, стоящих перед фирмой.
Маркетинговые исследования классифицируются по назначению и типу в соответствии с областью предпринимательской активности, субъектом исполнения и плановостью проводимого исследования.
Маркетинговые исследования используются в следующих областях предпринимательской деятельности:
Ассортиментная политика услуг: позволяет провести оценку спроса и предложения, характера изменения спроса при увеличении или снижении цены, характера изменения объема продаж при изменении влияющих на него факторов (цена, упаковка и т.д.).
Каналы распределения: позволяют оценить объемы продаж по регионам, времени покупательской насыщенности; различия структуры сбыта и каналов распределения нашей фирмы и конкурентов; возможные формы совершенствования каналов сбыта и привлечения покупателей по каждому каналу.
Ценовая политика: определяется структура себестоимости товаров, соотношение "качество - цена", оптимальный ценовой сегмент.
Послепродажный сервис: выясняется, каков жизненный цикл услуги, характер кривой жизненного цикла, каково соотношение объема вложений в послепродажный сервис и покупательской отдачи.
Маркетинговые исследования услуги разделяются по характеру выполнения исследования на "плановые" и "внеплановые" мероприятия. Плановые мероприятия - это комплекс маркетинговых исследований, ориентированных на получение стандартизированного объема (по количеству и составу) ряда параметров, необходимых для принятия тактических и стратегических решений на рынке. Плановые исследования являются повседневным базисом работы отдела маркетинга (маркетинговых исследований) предприятия и проводятся в соответствии с определенным графиком и четко поставленными методически определенными задачами, опирающимися на традиционные методы маркетинговых исследований. Внеплановые исследования проводятся чаще внешними сервисными фирмами для решения локальных (периодически возникающих) задач, обычно связанных с "неожиданно" возникающими проблемами в предпринимательской деятельности фирмы. Для решения проблемных внеплановых задач фирмы, обеспечивающие их решение, часто прибегают к использованию нетрадиционных методов маркетингового исследования, стандартизация которых практически невозможна.
Список использованной литературы
1. Аренков И. А. Маркетинговые исследования: основы теории и методики. СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1992.
2. Васильев, Г. А. Основы маркетинга. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
3. Герчикова И. Методика проведения маркетинговых исследований // Маркетинг. - 1995. № 3.
4. Голубков Е. Маркетинговые исследования // Маркетинг. М., 1996. № 2.
5. Мотышина М. С. Методы и модели маркетинговых исследований. СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1996.
6. Песоцкая, Е.В. Маркетинг услуг. СПб.: Питер, 2000.
7. Прытков, Э. Маркетинг услуг // Маркетинговые коммуникации - 2004. №1.
8. Стаханов, В.Н. Маркетинг сферы услуг. М.: Экспертное бюро, ПРИОР, 2001.
9. Федорец М.Н. Маркетинговые исследования и анализ потребителя рынка услуг // Маркетинг в России и за рубежом. - 2002. № 6.
10. Федько В.П. Основы маркетинга. Ростов н/Д : Феникс, 2001.
11. Хлебович Д.И. Сфера услуг. Маркетинг / Д.И. Хлебович - М.: Кнорус, 2007.
1 Васильев, Г.А. Основы маркетинга. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
1 Герчикова И. Методика проведения маркетинговых исследований // Маркетинг. - 1995. № 3.
1 Стаханов, В.Н. Маркетинг сферы услуг. М.: Экспертное бюро, ПРИОР, 2001.
1 Голубков Е. Маркетинговые исследования // Маркетинг. М., 1996. № 2.
1 Стаханов, В.Н. Маркетинг сферы услуг. М.: Экспертное бюро, ПРИОР, 2001.
1 Песоцкая, Е.В. Маркетинг услуг. СПб.: Питер, 2000.
1 Аренков И. А. Маркетинговые исследования: основы теории и методики. СПб: Изд-во СПбУЭФ, 1992.