Теоретико-методологические основы муниципального маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 12:01, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – изучить сущность, цели и задачи муниципального маркетинга республики Бурятия.
Задачи исследования
– раскрыть понятие и сущность муниципального маркетинга;
– изучить функции, цели, задачи и принципы муниципального маркетинга;
– выявить основные направления муниципального маркетинга;
– представить механизм реализации концепции маркетинга в управлении развитием города.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Функции муниципального управления………………………………….5
1.1 Понятие и сущность функций муниципального управления........................... 5
1.2 Классификация функций управления…………………………………………..7
1.3 Правовое содержание функций органов муниципального управления…….13
Глава 2. Теоретико-методологические основы муниципального маркетинга…………………………………………………………………………16
2.1 Понятие и сущность муниципального маркетинга…………………………. 16
2.2 Виды муниципального маркетинга и его организационное обеспечение …………………………………………………………………………………….....19
2.3 Принципы муниципального маркетинга…………………………………..... 21
Заключение …………………………………………………………………………34
Литература…………………………………………………………

Файлы: 1 файл

гму.docx

— 47.69 Кб (Скачать файл)

При моделировании  конкретного социально-экономического явления необходимо, прежде всего, четко  и полно сформулировать те условия, допущения и ограничения, в рамках которых можно применять построенную  модель. Использование математической теории бывает оправдано в той  степени, в какой выполняются  предпосылки ее применения. В то же самое время формальный математический аппарат не должен заменять экономический  анализ и интуицию исследователя, потому что цель анализа - сущность социально-экономических  закономерностей, а не математические формулы.

Используя корреляционный и регрессионный методы в маркетинговых  исследованиях, необходимо учитывать  их особенности: многомерность, немногочисленность (по сравнению с естественными  микроявлениями), быструю изменчивость, дискретность, наличие случайной  компоненты. Использование этих методов  может быть только тогда эффективным, когда достаточно последовательно  будут выполнены их теоретико-вероятностные  предпосылки. Это связано как  с переходом к рыночным отношениям, так и с усилением воздействия  на экономику социальных и экологических  процессов, имеющих стохастический характер. К настоящему времени опубликовано большое количество работ, авторы которых  применяют корреляционный и регрессионный  анализы в экономических исследованиях. Однако следует отметить, что в  некоторых из них авторы не принимают  во внимание того, что приступая  к изучению социально-экономических  явлений, исследователь выдвигает  определенную гипотезу о существовании, характере и форме связи и  на заключительном этапе исследования может с определенным уровнем  вероятности принять ее или отвергнуть, поэтому весьма часто исследователи  делают неправильные и необоснованные выводы, заменяя конкретный причинный  анализ изучаемых явлений чисто  формальным.

 

2.2 Виды муниципального маркетинга и его организационное обеспечение

 

В свою очередь  маркетинг в сфере управления должен объединять и интегрировать  все виды управленческой деятельности, которые основываются на выявлении  и учете потребностей и интересов  как всего общества в целом, так  и отдельных социальных слоев  и групп населения, на стимулировании полезных обществу новых потребностей и интересов. Отдельные социальные группы и слои населения должны видеть, что действия структур управления приводят к комплексному эффекту удовлетворения их нужд, запросов и потребностей. Однако, это возможно только в том случае, если управляющие системы будут  способны проводить маркетинговые  исследования с целью выявления  ожидаемых последствий этапов прогнозируемых циклов в социально-экономической  и политической среде и выбирать приоритетные направления этих исследований. Такими приоритетами, как показывают исследования, являются: кадровый и  политический маркетинг, маркетинг  жилищной сферы, маркетинг услуг  образования и здравоохранения. [10; с. 85]

Результативность  управления определяется, прежде всего, обоснованностью методологии решения  проблем, то есть подходов, принципов, методов. Анализ теории и практики экономического управления различными объектами позволил установить практику применения к менеджменту  следующих 13 научных подходов: системный, комплексный, интеграционный, маркетинговый, функциональный, динамический, воспроизводственный, процессный, нормативный, математический, административный, поведенческий, ситуационный. Каждый из перечисленных подходов отражает или характеризует один из аспектов менеджмента и может быть приоритетным на конкретном этапе развития. [8; с. 64]

В условиях становления  рыночных отношений и рыночной инфраструктуры приоритетным выступает маркетинговый  подход, который предусматривает  ориентацию управляющей подсистемы при решении любых задач на потребителя. Приоритеты выбора критериев  маркетинга:

·     повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителей;

·     экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества;

·     экономия ресурсов в производстве за счет фактора масштаба производства, научно-технического прогресса, применения системы маркетинга;

·     кадровый маркетинг.

 

2.3 Основные элементы маркетингового механизма в муниципальном управлении

 

Всякое развитие требует адекватных систем управления. Развитие в рыночных условиях основывается на маркетинговых концепциях и соответствующих  механизмов управления, в этом контексте  одним из приоритетных направлений  управленческой деятельности городской  администрации будет развитие муниципального маркетинга.

Для реализации данного подхода необходимо разработать  программу «Муниципальный маркетинг», которая может использоваться как базовый элемент стратегического управления СЭР. Цели муниципальной экономической политики определяют направленность развития воспроизводственных процессов в субъекте страны, а муниципальный маркетинг способен выступать в качестве механизма ее реализации.

Основными принципами муниципального маркетинга являются:

тщательный  учет потребностей всех потребителей (населения, хозяйствующих субъектов, внешних потребителей), состояния  и динамики формируемых муниципальных  рынков (труда, муниципальных общественных продуктов и услуг, потребительских  товаров, промышленного, продовольственного, архитектурно-градостроительного, земельного, информационного и др.), интересов  государства;

создание  условий для адаптации муниципальной  экономики к факторам внешней  среды;

формирование  привлекательного имиджа муниципального образования, а также лоббирование муниципальных интересов на межрегиональном, федеральном, а возможно, и на международном уровнях.

Механизм  реализации концепции маркетинга в  управлении развитием субъекта РФ включает несколько этапов:

Анализ социально-экономической ситуации в данном муниципальном образовании, для комплексной оценки возможностей конкретной территории в сравнении с другими территориями (муниципальными образованиями) и определения его (муниципальное образование) как относительных преимуществ и недостатков, так и положительных тенденций и угроз на рынке.

Постановка  маркетинговой цели развития. В рыночных условиях для эффективного управления развитием важно иметь видение  его желаемого состояния и  предпочтительные пути развития. Цель муниципального развития состоит в  укреплении производственного потенциала субъекта как необходимого условия и источника решения социальных проблем, фактора снижения социальной напряженности. Задача местных органов власти будет состоять в разработке стратегии муниципального маркетинга, одно из центральных мест в которой отводится повышению деловой активности и улучшению инвестиционного климата муниципального образования. [4; с. 18]

Выбор целевых  муниципальных рынков. Муниципальный  маркетинг представляет новое понимание  планирования и управления СЭР субъекта РФ и определяется двумя основными положениями: субъекты как муниципальные образования имеют свои достижения и возможности на рынке и находятся в конкуренции с другими муниципальными образованиями и регионами.

Регионы страны как субъекты рыночной деятельности имеют рынки: промышленный, потребительский, рынок труда, рынок природных ресурсов, архитектурно-градостроительный, земельный, рынок муниципальных общественных продуктов и услуг, информационный, продовольственный и др. На этих рынках находятся целевые сегменты региона, важнейшими из которых являются население и экономика. Эти сегменты, в свою очередь, дифференцируются в соответствии с определенными переменными сегментации. Целесообразно обобщать основные отличительные характеристики регионов как муниципальных образований через систему муниципальных критериев сегментации, в том числе: численность и плотность населения; уровень и специфику доходов; культурные, социальные ценности и другие факторы; состояние транспортной сети; климат; структуру коммерческой деятельности; доступность средств массовой информации; динамику развития; юридические ограничения.

Процесс сегментации  рынков и выбор из них наиболее привлекательного является результатом  складывающихся условий развития региона в рыночной среде. При этом необходимо учитывать, что муниципальная стратегия СЭР разрабатывается с учетом статистических и аналитических данных и опирается на изучение долгосрочных потребностей различных муниципальных целевых рыночных сегментов. В качестве целевого рынка/сегмента выбирается привлекательный сегмент в соответствии с критериями его привлекательности.

Позиционирование. В качестве инструмента позиционирования муниципального маркетинга можно использовать рейтинг инвестиционной привлекательности  региона в координатах «инвестиционный потенциал — риск». Предположительно оценка фактических показателей инвестиционного потенциала и риска сможет отразить высокую степень дифференциации инвестиционных условий различных регионов. [6; с.72]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На основе проведенных данных можно  сделать следующие выводы и предложения:

Под функциями  местного самоуправления понимаются основные направления муниципальной деятельности.

Функции местного самоуправления обусловлены его  природой, местом муниципального самоуправления в системе народовластия, теми задачами и целями, к достижению которых  направлена муниципальная деятельность.

Под термином «функция муниципального управления»  понимается комплекс однородных работ  либо по осуществлению управления соответствующим  территориальным образованием в  целом (общая функция) или отдельной  отраслью хозяйства (частная функция), либо по обеспечению деятельности органа управления (вспомогательная функция).

Функции муниципального управления служат основой для формирования организационной структуры и  процесса муниципального управления соответствующим  территориальным образованием.

Муниципальный маркетинг - это организуемый органами муниципальной власти и управления систематизированный процесс, направленный на определение, прогнозирование и  удовлетворение потребностей жителей  муниципального образования в товарах  и услугах.

Совершенно новыми для  регионов являются исследование и прогнозирование  процессов формирования муниципальных  рынков труда, жилья, услуг образования  и здравоохранения, политического  товара. Рыночные отношения требуют  становления индустрии информации. В управлении она ведет не просто к отдельным усовершенствованиям, а к формированию новых моделей  деятельности, отличающихся более высоким  удельным весом творческих операций при выработке и реализации управленческих решений в муниципальном образовании.

Поэтому необходимо провести маркетинговое исследование конкретных нужд потребителей статистической информации, изучить специфику вопросов, над  которыми работают руководители и исполнители  на уровне области и ее районов. Нужно  разработать хорошо продуманную  политику информатизации на уровне области, как части информационного пространства России.

Приоритеты  выбора критериев маркетинга:

·     повышение качества объекта в соответствии с нуждами потребителей;

·     экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества;

·     экономия ресурсов в производстве за счет фактора масштаба производства, научно-технического прогресса, применения системы маркетинга;

·     кадровый маркетинг.

Основными принципами муниципального маркетинга являются:

тщательный  учет потребностей всех потребителей (населения, хозяйствующих субъектов, внешних потребителей), состояния  и динамики формируемых муниципальных  рынков (труда, муниципальных общественных продуктов и услуг, потребительских  товаров, промышленного, продовольственного, архитектурно-градостроительного, земельного, информационного и др.), интересов  государства;

создание  условий для адаптации муниципальной  экономики к факторам внешней  среды;

формирование  привлекательного имиджа муниципального образования, а также лоббирование муниципальных интересов на межрегиональном, федеральном, а возможно, и на международном  уровнях.

Целесообразно обобщать основные отличительные характеристики регионов как муниципальных образований  через систему муниципальных  критериев сегментации, в том  числе: численность и плотность  населения; уровень и специфику  доходов; культурные, социальные ценности и другие факторы; состояние транспортной сети; климат; структуру коммерческой деятельности; доступность средств  массовой информации; динамику развития; юридические ограничения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой литературы

  1. Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ
  2. Анимица Е.Г., Тертышный А.Г. Основы местного самоуправления. М.: ИНФОРА, 2005.
  3. Арженовский И.В.Маркетинг регионов // Маркетинг в России и за рубежом - 2007. - №4.
  4. Васильев А.А. Муниципальное управление: Конспект лекций. Н. Новгород, 2007.
  5. Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город: Учеб. пособие. М.: Омега-А, 2006.
  6. Зотов В.Б., Макашева З.М. Муниципальное управление: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  7. Карпова Т.Ю. Муниципальный маркетинг как инновация в муниципальном управлении «Научный вестник» Выпуск №507 (51). – 2011.
  8. Колечкина И.П. Маркетинг  в  муниципальном  управлении. - М: "Наука", 2005.
  9. Кудрявцев Ю.Н. Харченко А.В. Территориальный маркетинг как основа стратегии устойчивого развития муниципальных образований // Маркетолог. - 2008.- №1.
  10. Морозова Г.А. Муниципальный маркетинг. Н. Новгород: Волго-Вятское кн. Изд-во, 2007.
  11. Панкрухин А.П. Маркетинг территорий: Учебник. – СПб.: Питер, 2006.
  12. Сачук Т.В. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов //  Проблемы современной экономики. – 2009 .-№ 1(13).
  13. Сачук, Т. Территориальный маркетинг: основные понятия и методы /Т.Сачук  //Муниципальная власть. - 2010. - N 1.
  14. Старцев Ю., Иванов Е. Синергетические основы муниципального маркетинга // «Городское управление». – 2010. - № 3(18).

Информация о работе Теоретико-методологические основы муниципального маркетинга