Анализ производства зерна в СПК «Красная Нива» Сергачского района Нижегородской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 01:16, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является анализ производства и реализации зерна, а также выявление резервов роста его эффективности.
Объектом использования служит СПК «Красная Нива» Сергачского района Нижегородской области.
Методы исследования: графический, математический, метод сравнения и факторный анализ.
В качестве источников для написания работы используются различные нормативные, плановые и отчетные материалы, данные производственно-финансового плана, годовых отчетов хозяйства за последние три года. Кроме того, используется учебная литература и данные периодической печати.

Содержание работы

Введение…………………………………………………….……..3
1. Природно-экономические условия ведения сельскохозяйственного производства
в СПК «Красная Нива»……………………………………….....5
2. Анализ производства и реализации зерна в СПК «Красная Нива»………………………………………………………………15
3. Анализ эффективности производства и реализации зерна в СПК «Красная Нива»:
3.1. Анализ себестоимости и производительности труда на производстве зерна………………………………………..…..20
3.2. Анализ использования и реализации зерна………….......25
4. Резервы роста производства зерна и повышение его эффективности в СПК «Красная Нива»………………………30
Выводы и предложения………………………………………….34
Список использованной литературы………………………….36

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 499.50 Кб (Скачать файл)

Для более полного  выявления резервов и объективной  оценки деятельности хозяйства при  анализе себестоимости продукции  рассматривается структура себестоимости 1 ц зерна по статьям затрат (Таблица 3.1.4)

Таблица 3.1.4

Структура себестоимости 1 ц зерна в СПК «Красная Нива»

Статьи затрат

2003

2004

2005

2005г. В % к 2003г.

руб.

%

руб.

%

руб.

%

Оплата труда с отчислениями на социальные нужды

31,26

16,67

37,60

12,49

56,46

22,93

180,61

Семена и посадочный материал

24,53

13,08

49,07

16,31

45,57

18,51

185,77

Удобрения минеральные  и органические

34,51

18,41

62,03

20,62

11,36

4,61

32,92

Содержание основных средств

95,64

51,01

143,75

47,77

132,79

53,95

138,84

Прочие

1,54

0,83

8,44

2,81

-

-

-

Итого денежно-материальных затрат

187,48

100,00

300,89

100,00

246,18

100,00

131,31


 

 

Резкое повышение цен  на горючее и смазочные материалы, электроэнергию, рост других затрат привели  к существенному увеличению себестоимости  зерна, изменению структуры. Так, в исследуемом хозяйстве в 2005 году наибольший удельный вес в структуре затрат приходится на содержание основных средств (53,95%), что составляет 38,84% к уровню 2003 года. Увеличение затрат на семена и посадочный материал составило 85,77%, на оплату труда 80,61%. Однако, в структуре затрат доля оплаты труда продолжает занимать небольшую часть (22,93% в 2005 году), поскольку большинство работ большинство работ на производстве зерновых выполняется механизировано. Необходимо выделить также резкое сокращение затрат  на удобрения на 67,08%, что обуславливается финансовыми трудностями в хозяйстве, в связи с которыми на удобрения уходит всего 4,61% материальных затрат.

Так как себестоимость  продукции является важнейшим показателем  характеризующим работу предприятия  целесообразным является рассмотрение основных факторов влияющих на её уровень. Для этого был проведен факторный анализ себестоимости методом цепных подстановок (Приложение 3). Влияние факторов на себестоимость 1 ц зерна в СПК «Красная Нива» представлено в таблице 3.1.5.

Таблица 3.1.5

Влияние факторов на себестоимость 1 ц зерна в СПК «Красная Нива»

Вид продукции

Денежно-материальные затраты на 1 га, руб.

Урожайность, ц/га.

Себестоимость 1ц, руб.

Отклонение(+,-) 2005г. К 2003г.,чел-час.

2003

2005

2003

2005

2003

2005

условный

общее

втом числе  за счёт

материальных затрат

урожайности

Зерновые

                   

в т.ч.

6927

6091

38,5

24,7

179,92

246,59

158,21

68,67

-19,71

88,38

Озимые

4837

5400

25,7

21,8

188,21

247,71

210,12

59,50

21,91

37,59

Яровые

7799

6907

41,6

28,3

187,48

244,06

166,03

56,58

21,45

78,03


 

 

С 2003 года по 2005 год себестоимости 1 ц зерна увеличилась на 68,67 рублей. Существенное значение оказало сокращение урожайности, в результате чего себестоимость  выросла на 88,38 рубля. Небольшое уменьшение материальных затрат на 1 га способствовало снижению себестоимости 1 ц зерна на 19,71 рубля. Таким образом, резервом сокращение стоимости зерновых в СПК «Красная Нива» является повышение урожайности и снижение затрат на производства зерна , за счёт снижения потерь непроизводственных расходов и экономичного использования материальных ресурсов. 
3.2. Анализ использования и реализации зерна.

Объём производства и  реализации продукции взаимозависимые  показатели. В условиях ограниченных производственных возможностей и при  неограниченном спросе на первое место выдвигается объём производства продукции. Но по мере насыщения рынка не производство определяет объём продаж, а наоборот возможный объём продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно столько производить продукции, сколько оно реально может организовать (таблица 3.2.1).

Таблица 3.2.1

Товарность зерновых культур в СПК «Красная Нива».

Вид продукции

2003

2004

2005

Произведено,ц

Реализовано,ц

Товарность,%

Произведено,ц

Реализовано,ц

Товарность,%

Произведено,ц

Реализовано,ц

Товарность,%

Зерновые

18141

7911

43,61

13510

5672

41,98

16898

5998

35,49


 

Основным источником информации при анализе реализации продукции служит форма №9 «Сведения о производстве, затратах, себестоимости и реализации продукции растениеводства» (приложение 4).

В 2005 году по сравнению  с 2003 годом в СПК «Красная Нива»  наблюдается снижение уровня товарности на 18,62%. Это связано с сокращением  производства, а следовательно и  реализации зерновых культур.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают, главным образом, от реализации продукции.

Объём реализации, величина прибыли и уровень рентабельности зависят от производственной, снабженческой, сбытовой и коммерческой деятельности предприятия, иначе говоря, эти показатели отражают все стороны хозяйствования ( таблица 3.2.2)

Таблица 3.2.2

Показатели эффективности  реализации зерна в СПК «Красная Нива»

Показатели

2003

2004

2005

2005г.к 2003г.,%

Выручка от реализации тыс.руб.

1350

1366

933

69,11

Цена реализации 1ц, руб.

170,6

240,8

155,6

91,21

Полная себестоимость, тыс.руб.

1123

1275

1469

130,81

в том числе на 1 ц  зерна, руб.

141,9

224,7

244,9

172,59

Прибыль(убыток), тыс.руб.

227

91

-536

-

в том числе на 1 ц зерна, руб.

28,7

16,1

-89,3

-

Уровень рентабельности(убыточности),%

20,21

7,31

-36,49

-

Уровень продаж,%

16,81

6,66

-57,45

-


 

За исследуемый период в СПК «Красная Нива» наблюдается  сокращение выручки от реализации зерна  на 30,89%, цены 1 Ц. на 8,79%, и увеличение полной себестоимости на 30,81%, в том числе на 1 Ц. зерна на 72,59%. Большие экономические потери несёт хозяйство от диспаритета цен на зерно и промышленную продукцию, в следствие чего процесс реализации зерна в 2005 году стал убыточным, убыток составил 536 тысяч рублей, в том числе на 1 ц зерна 89,3 рубля.

Важным показателем  деятельности с.-х. предприятия является качество продукции. Высокий уровень  качества продукции способствует увеличению сумм прибылей не только за счёт объёма продаж но и за счёт более высоких цен реализации. Чем выше качество продукции тем выше зачётная масса и цены, хозяйство реализующее продукцию низкого качества то есть не стандартную, много теряют в зачётной массе.

Для расчёта влияния  данного фактора на объём реализации продукции физическая зачётная масса сопоставляется с зачётной и определяются потери хозяйства ( таблица 3.2.3)

 

Таблица 3.2.3

Анализ качества реализованного зерна в СПК «Красная Нива»

Вид продукции

реализовано

Потери(-),выигрыш(+)

Физическая масса,ц

Зачётная масса,ц

ц

%

Зерно(пшеница)

3803

3782

-21

-0,55


 

 

В 2005 году хозяйство получило потери от реализации пшеницы в размере 21 ц или в процентном соотношении  это составит 0,55%. На снижение величины зачётной массы повлияло качество продукции.

В условиях перехода к  рыночным отношениям в сельском хозяйстве  сложился ряд реализации продукции  и создаются необходимые условия  их функционирования. Реализация продукции  по различным каналам для конкретного  с.-х. предприятия является сложной  проблемой, как в организационном, так и в экономических аспектах.

Основные каналы реализации СПК «Красная Нива» представлены в таблице 3.2.4.

Таблица 3.2.4

Каналы реализации зерна  в СПК «Красная Нива»

Канал реализации

Объём реализации

2005г. в % к 2003г.

2003

2004

2005

ц

%

ц

%

ц

%

Организациям и предпринимателям

4256

53,79

2963

52,24

1250

20,84

29,37

Работникам хозяйства

3655

46,21

2709

47,76

4748

79,16

129,9

Итого

7911

100,00

5672

100,00

5998

100,00

75,82


 

 

В изучаемом хозяйстве  с 2003 год по 2005 год наблюдается тенденция увеличения реализации зерна работникам предприятия (на 29,9%). В 2005 году на их долю в структуре приходится 79,16%. Реализация организациям и предпринимателям составляет незначительную часть (20,84%). Основным покупателем зерна СПК «Красная Нива» является ОАО «Элеватор», расположенный в городе Сергаче.

Завершающим этапом анализа  использования и реализации зерна  являются определения основных причин влияющих на финансовый результат деятельности предприятия. Для этого следует  изучить соотношение отчётного года с базисным и динамику прибыли от реализации зерна, величина которой зависит от трёх факторов первого порядка: объёмов продажи продукции себестоимости и среднереализационных цен. Расчёт влияния факторов на прибыль производится по методу абсолютных разниц (приложение 5).

Сумма прибыли в изучаемом хозяйстве с 2003 год по 2005 год уменьшилась на 763 тысячи рублей и достигла уровня убытка 536 тысяч рублей в том числе за счёт уменьшения объёма реализации зерна прибыль сократилась на 57 тысяч рублей, за счёт уменьшения цены прибыль снизилась на 90 тысяч рублей, за счёт роста себестоимости 1 ц зерна прибыль уменьшилась на 616 тысяч рублей.

Таблица 3.2.5.

Влияние факторов на прибыль от реализации зерна в СПК «Красная Нива»

Вид продукции

Количество реализованной продукции,ц

Средняя цена реализации 1ц, тыс.руб.

Себестоимость 1ц продукции, тыс.руб

Сумма прибыли  от реализации, тыс.руб

Отклонение (+,-) 2005г в % к 2003г.

2003

2005

2003

2005

2003

2005

2003

2005

Общее

в том числе  за счёт

Объёма реализации

Цены

Себесоимости

Зерно

7911

5998

0,171

0,156

0,142

0,245

227

-536

-736

-57

-90

-616


 

В целом, можно сказать  что за весь изучаемый период, с 2003 года по 2005 год, что за весь изучаемый период, с  года по  год, в СПК «Красная Нива» произошло не только снижение урожая зерна, но и уменьшение эффективности его производства и реализации. Темпы роста себестоимости единицы продукции значительно превышают темпы роста цены реализации. Причиной является действующий диспаритет цен на зерно и промышленную продукцию, а также резкое сокращение государственной поддержки зерновой отрасли и отсутствие активного регулирования зернового рынка.

Информация о работе Анализ производства зерна в СПК «Красная Нива» Сергачского района Нижегородской области