Биджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

В рыночной экономике в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Это подтвердили события в мире, обусловленные экономическим кризисом, когда для выхода из него в крупных масштабах были использованы бюджетные средства всех государств. Все это определяет актуальность выбранной темы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Бюджетное устройство и бюджетная система РФ…………………...5
Понятие и сущность бюджетной системы………………………5
Бюджетное устройство РФ…………………………………….…9
Принципы бюджетного устройства РФ………………………..11
Бюджетный федерализм………………………………………...15
Особенности бюджетного процесса в РФ……………………………19
Понятие и принципы бюджетного процесса……………….….19
Этапы бюджетного процесса……………………………...……24
Анализ структуры федерального бюджета и внебюджетных фондов за 2010-2012 годы и основных направлений их развития на плановый период 2013 и 2014 годов…………………………………..……..36
Анализ структуры федерального бюджета за 2010-2012 годы и основные направления развития на плановый период 2013 и 2014 годов…………………………………………………………………………...…36
Динамика объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета во внебюджетные фонды…………………………..48
Заключение……………………………………………………………………...…58
Список используемых источников…………………………………….……….59

Файлы: 1 файл

Финансы КР.docx

— 330.65 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Брянская государственная инженерно-технологическая академия»

(ФГБОУ ВПО «БГИТА»)

Экономический факультет

Кафедра «Государственное управление и финансы»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине:

«Финансы, денежное обращение и ипотека»

на тему:

ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ

КР–2068029.270115.202.12

Автор работы         __________                _____________          Н.А. Бердникова

                                                подпись                                        дата

Группа                      ЭУН-501                           № зач. кн.                     08-8.202

Факультет, форма и срок обучения               строительный, очная, 5 лет

Специальность             270115 «Экспертиза и управление недвижимостью»

Дата и номер                   

регистрации           __________                  ______________   

                                                подпись                                        дата

Нормоконтролер,

асс.                           ____________              _____________             О.В. Михеенко

                                                 подпись                                        дата

Допуск к защите     ____________               _____________            О.В. Михеенко

                                                 подпись                                       дата

Дата защиты           ____________              Оценка:               __________________

Руководитель

работы, асс.          ____________             _____________              О.В. Михеенко

                                                 подпись                                       дата

Члены комиссии:

к.э.н., доц.                ____________             _____________           В.Н. Кольчихина

                                                 подпись                                       дата

 

Брянск 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение……………………………………………………………………………..3

  1. Бюджетное устройство и бюджетная система РФ…………………...5
    1. Понятие и сущность бюджетной системы………………………5
    2. Бюджетное устройство РФ…………………………………….…9
    3. Принципы бюджетного устройства РФ………………………..11
    4. Бюджетный федерализм………………………………………...15
  2. Особенности бюджетного процесса в РФ……………………………19
    1. Понятие и принципы бюджетного процесса……………….….19
    2. Этапы бюджетного процесса……………………………...……24
  3. Анализ структуры федерального бюджета и внебюджетных фондов за 2010-2012 годы и основных направлений их развития на плановый период 2013 и 2014 годов…………………………………..……..36
    1. Анализ структуры федерального бюджета за 2010-2012 годы и основные направления развития на плановый период 2013 и 2014 годов…………………………………………………………………………...…36
    2. Динамика объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета во внебюджетные фонды…………………………... 48

Заключение……………………………………………………………………...…58

Список используемых источников…………………………………….……….59

Приложения………………………………………………………………………..63

Приложение А   Федеральный закон № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»… 64

Приложение Б   Федеральный закон № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»….68

Приложение В   Бюджетное послание Президента РФ Федеральному собранию от 28.06.2012 «О бюджетной политике в 2013 - 2015 годах»……………………………………………………71 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов государства, его административно-территориальных образований, самостоятельных в бюджетном отношении государственных учреждений и фондов, основанных на экономических отношениях, государственном устройстве и правовых нормах.

Бюджетная система является одним из важнейших институтов государства. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах общества.

В рыночной экономике в  условиях сузившихся возможностей государства  оказывать влияние на экономические  процессы в стране значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Это подтвердили  события в мире, обусловленные  экономическим кризисом, когда для  выхода из него в крупных масштабах  были использованы бюджетные средства всех государств. Все это определяет актуальность выбранной темы.

Современная ситуация в бюджетной сфере России свидетельствует о необходимости усиления регулирующей роли государства в системе бюджетных отношений между органами управления, ответственными за формирование бюджетов, распределение бюджетных ресурсов и пополнение доходов в бюджет. С одной стороны, это объясняется тем, что в условиях рыночных отношений сужаются возможности государства оказывать влияние

на экономические процессы. С другой стороны, заметно возрастание роли и значения бюджетов как важнейших инструментов государственного регулирования экономики и социальной сферы территориальных образований.

Целью данной курсовой работы является рассмотрение сущности бюджетной системы РФ.

Задачи курсовой работы можно свести к следующим:

- рассмотреть  сущность и принципы бюджетного устройства и бюджетной системы РФ;

- рассмотреть особенности бюджетного процесса в РФ;

- проанализировать структуру  федерального бюджета и внебюджетных

фондов за 2010-2012 годы и основные направления их развития на плановый период 2013 и 2014 годов.

В курсовой работе использовались учебные пособия таких ведущих экономистов как Годин А.М., Данилов В.И, Денисова И.П., Нешитой А.С. и др. 

1 Бюджетное устройство  и бюджетная система РФ

 

1.1 Понятие и  сущность бюджетной системы

 

 

Согласно главе 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная  система - это основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами  права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов [2].

Бюджетная система РФ состоит  из бюджетов следующих уровней (ст. 10 БК РФ):

1) федеральный бюджет  и бюджеты государственных внебюджетных  фондов;

2) бюджеты субъектов РФ  и бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов;

3) местные бюджеты, в  том числе:

а) бюджеты муниципальных  районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных  образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

б) бюджеты городских и  сельских поселений.

Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой Правительством РФ. Через параметры федерального бюджета государство регулирует темпы экономического развития, а также взаимоотношения с территориями.

Схему бюджетной системы  Российской Федерации иллюстрирует рисунок 1.

 

Рисунок 1 - Схема бюджетной  системы Российской Федерации

 

Основываясь на федеральном  принципе построения Российской Федерации  и ее административно-территориальном  делении, можно констатировать факт, что бюджетная система РФ организационно и функционально объединяет:

- один федеральный бюджет;

- 21 республиканский бюджет республик, входящих в состав РФ;

- 55 краевых и областных бюджетов;

- два бюджета городов Москвы и Санкт-Петербурга;

- один бюджет автономной области;

- 10 окружных бюджетов и бюджетов автономных округов;

- около 29 тысяч местных бюджетов (районных, городских, поселковых, сельских).

Федеральная компонента представлена двумя составляющими: федеральным  бюджетом и федеральными внебюджетными  фондами, представляющих централизованный фонд финансовых ресурсов или финансовый план государства, имеющий статус закона на финансовый год. Через федеральный  бюджет происходит перераспределение  денежных средств между всеми  уровнями бюджетной системы.

Государственные внебюджетные фонды являются централизованными  фондами денежных средств, которые  образуются вне федерального бюджета  и бюджетов субъектов РФ. Они предназначаются  для реализации прав граждан на социальную защиту (пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую  помощь). Целевые бюджетные фонды  являются специальными централизованными  фондами денежных средств, создаваемых  из средств бюджетов или из средств  в порядке отчислений от других видов  доходов. Средства фондов не могут быть использованы на цели, не соответствующие  назначению целевого бюджетного фонда [8, c. 91].

Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда  предназначены для исполнения расходных  обязательств субъекта Российской Федерации. В бюджетах субъектов РФ в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются  средства, направляемые на исполнение расходных обязательств субъектов  РФ, возникающих в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов  РФ полномочий по предметам ведения  субъектов РФ и полномочий по предметам  совместного ведения, и расходных  обязательств субъектов РФ, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета  межбюджетных трансфертов между  этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) – форма образования  и расходования денежных средств  в расчете на финансовый год, предназначенных  для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

В местных бюджетах, в  соответствии с бюджетной классификацией РФ, раздельно предусматриваются  средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных  образований в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных  обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из бюджетов других уровней для осуществления  отдельных государственных полномочий.

Бюджет муниципального района, т. е. районный бюджет, и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, образуют консолидированный бюджет муниципального района [11, c. 68-70].

Федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Аналогично бюджеты субъектов РФ, бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов и местные бюджеты  разрабатываются и утверждаются в форме законов, издаваемых субъектами РФ, и постановлений, принимаемых  органами власти местного самоуправления. Это означает, что бюджеты, составляющие бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются в бюджетную систему  вышестоящего уровня.

В законодательстве и практике применяется термин «консолидированный бюджет» – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.

 Консолидированный бюджет  составляется для целей прогноза, анализа бюджетных показателей.  В обязательном порядке он  представляется в вышестоящие органы власти, а также для депутатского корпуса в пакете документов, сопровождающих законопроект (проект решения) о бюджете, но, в отличие от бюджета, законодательно не утверждается [9, c. 35].

Консолидированный бюджет, объединяя все бюджетные показатели какой-либо территории, выполняет, в основном, информационную функцию. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

Консолидированный бюджет не имеет правовой нагрузки, однако его  параметры широко используются в  процессе сводного планирования, отчетности, анализа.

Построение российской бюджетной  системы осуществляется на основе принципа равенства бюджетов субъектов Российской Федерации во взаимоотношениях с  федеральным бюджетом, который предполагает установление единых для всех субъектов  Российской Федерации нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов в бюджеты субъектов Российской Федерации и единого порядка  уплаты федеральных налогов и  сборов.

 

 

    1. Бюджетное устройство

 

 

Бюджетное устройство Российской Федерации – это организация бюджетной системы, принципы ее построения.

Основы бюджетного устройства определяются формой государственного устройства страны, действующими в  ней основными законодательными актами, ролью бюджета в общественном воспроизводстве и социальных процессах.

Информация о работе Биджетная система РФ