Биджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

В рыночной экономике в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Это подтвердили события в мире, обусловленные экономическим кризисом, когда для выхода из него в крупных масштабах были использованы бюджетные средства всех государств. Все это определяет актуальность выбранной темы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Бюджетное устройство и бюджетная система РФ…………………...5
Понятие и сущность бюджетной системы………………………5
Бюджетное устройство РФ…………………………………….…9
Принципы бюджетного устройства РФ………………………..11
Бюджетный федерализм………………………………………...15
Особенности бюджетного процесса в РФ……………………………19
Понятие и принципы бюджетного процесса……………….….19
Этапы бюджетного процесса……………………………...……24
Анализ структуры федерального бюджета и внебюджетных фондов за 2010-2012 годы и основных направлений их развития на плановый период 2013 и 2014 годов…………………………………..……..36
Анализ структуры федерального бюджета за 2010-2012 годы и основные направления развития на плановый период 2013 и 2014 годов…………………………………………………………………………...…36
Динамика объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета во внебюджетные фонды…………………………..48
Заключение……………………………………………………………………...…58
Список используемых источников…………………………………….……….59

Файлы: 1 файл

Финансы КР.docx

— 330.65 Кб (Скачать файл)

 

Некоторое увеличение показателя, характеризующего отношение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП, в 2012 – 2014 годах по сравнению с 2011 годом связано в основном с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость (с 6 % к ВВП в 2011 г. до 6,3 % к ВВП в 2014 г.) и акцизам (с 0,5% к ВВП в 2011 г. до 1,0 % к ВВП в 2014 г.).

Основную долю доходов  федерального бюджета в 2012 – 2014 годах  будут составлять доходы от уплаты налога на добавленную стоимость (28,2%, 31,9 %, 33,4 %), таможенных пошлин (38,6 %, 34,2 %, 32,4 %), налога на добычу полезных ископаемых (19,1 %, 18,3 %, 18,3 %).

Анализ основных показателей исполнения доходов федерального бюджета за 2010 год свидетельствует о том, что доходы федерального бюджета по сравнению с законодательно установленными показателями в целом перевыполнены на 430,5 млрд. рублей, или на 5,5 %, а в 2011 году на 246,3 млрд. рублей, или на 2,2 %.

В 2012 году 87,1 % налоговых доходов составляли поступления НДС (51,7 %) и НДПИ (35,4 %). Структура налоговых доходов за 2012 год представлена на рисунке 2.

 

 

Рисунок 2 – Структура налоговых доходов в 2012 году

 

Налог на прибыль организаций  за 2012 год поступил на 9,7 % больше по сравнению с соответствующим периодом 2011 года. По данным Росстата, в 2012 году сальдированный финансовый результат организаций в действующих ценах составил 4 524,9 млрд. рублей. Доля прибыльных организаций в общем их числе составила  70,7 %, что на 3,8 процентного пункта больше, чем в 2011 году.

Увеличение поступления  НДПИ за 2012 год по сравнению с соответствующим периодом 2011 года в 1,2 раза обусловлено ростом экспортной цены на нефть.

На поступление НДС  на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории Российской Федерации, значительное влияние оказывает увеличение сумм фактического возмещения налога.

Увеличение поступления акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ, за 2012 год по сравнению с соответствующим периодом 2011 года в 1,4 раза обусловлено прежде всего вступившими в силу с 1 января 2012 года изменениями бюджетного законодательства РФ.

В общем объеме поступлений акцизов по подакцизным  товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, основная доля приходится на акцизы на табачную продукцию (53,7 %). За 2012 год их поступление составило 132 239,3 млн. рублей, или 72,1 % уточненного прогноза поступлений на год. По сравнению с соответствующим периодом 2011 года указанные доходы увеличились в 1,3 раза, что в значительной мере обусловлено увеличением ставок акцизов на табачную продукцию и ростом потребительских цен на нее.

Увеличение поступления НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, за 2012 год по сравнению с соответствующим периодом 2011 года на 14,1 % обусловлено увеличением налогооблагаемого объема импорта, акцизов по подакцизным товарам (продукции), ввозимым на территорию Российской Федерации, в 1,4 раза – ростом объемов импорта товаров и ставок акцизов.

Структура неналоговых доходов 2012 года представлена на рисунке 3.

 

 

Рисунок 3 – Структура неналоговых доходов федерального бюджета в 2012 г.

 

Основную часть неналоговых  доходов составили поступления  от внешнеэкономической деятельности, прежде всего от уплаты таможенных пошлин (70,6 %).

Совокупный объем доходов  от взимания ввозных таможенных пошлин за 2012 год составил 547 109,8 млн. рублей, или 71,5 % уточненного прогноза поступлений на год.

Поступление вывозных таможенных пошлин за 2012 год составило 2 979 766,4 млн. рублей, или 73,8 % уточненного прогноза поступлений на год, и на 388 696,0 млн. рублей, или на 15 %, превысило уровень соответствующего периода 2011 года. На увеличение поступлений доходов от вывозных таможенных пошлин существенное влияние оказало улучшение внешнеэкономической конъюнктуры.

По ввозным таможенным пошлинам объем льгот составил 64 768,1 млн. рублей, по НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, – 87 321,9 млн. рублей, по вывозным таможенным пошлинам – 153 668,2 млн. рублей.

Поступление доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, составило 300 534,9 млн. рублей, или 93,5 % уточненного прогноза на год.

Поступление доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, составило 159 852,8 млн. рублей, или 105,7 % уточненного прогноза на год и в 2,1 раза увеличилось по сравнению с соответствующим периодом 2011 года. Значительный объем поступлений указанных доходов обеспечен, главным образом, перечислением в федеральный бюджет акционерными обществами, пакеты акций которых находятся в федеральной собственности, дивидендов по результатам деятельности за 2011 год.

Поступления процентов по государственным кредитам составило 12 682,8 млн. рублей, или 91,6 % уточненного прогноза на год, что связано в основном с увеличением объемов использования иностранными заемщиками российских кредитных ресурсов.

Поступление платежей при пользовании природными ресурсами за 2012 год составило 70,3 % уточненного прогноза на год и уменьшилось по сравнению с соответствующим периодом 2011 года на 8 047,8 млн. рублей, или на 13 %, при этом поступление платежей при пользовании недрами, составляющих 46,3 % платежей при пользовании природными ресурсами, уменьшилось на 14 293,5 млн. рублей, или на 36,5 %.

Основной причиной, повлиявшей на уменьшение поступления платежей при пользовании недрами, является отсутствие у недропользователей заинтересованности в участии в проводимых Роснедрами аукционах на право пользования недрами (отсутствие оборотных средств, дорогие кредиты). Из 609 запланированных в 2012 году аукционов состоялись лишь 255, или 41,9 %, 331 аукцион не состоялся, 23 аукциона были отменены.

Поступление доходов в  виде доли прибыльной продукции государства  при выполнении соглашения о разделе  продукции, относящихся к доходам от продажи материальных и нематериальных активов, составило 17 992,8 млн. рублей, или 83,9 % уточненного прогноза на год (проект «Сахалин-1», проект «Сахалин-2» и проект «Харьягинское месторождение»). Факторами, влияющими на поступление указанных доходов, являются объемы добычи, производства и продаж углеводородов, изменение уровня цен на нефть.

В 2012-2014 годах планируется  рост расходов федерального бюджета.

Как указано в Бюджетном  послании,  необходима концентрация расходов на приоритетных направлениях, прежде всего,  связанных с улучшением условий жизни человека,  адресном решении социальных проблем, повышении  качества государственных и муниципальных  услуг, стимулировании инновационного развития страны, в том числе исходя из:

- безусловного исполнения  законодательно установленных обязательств  по выплате социальных пособий  и компенсаций в сфере социальной  защиты населения, включая пенсионное  обеспечение военнослужащих;

- обеспечения сбалансированности  бюджета Пенсионного фонда Российской  Федерации;

- индексации в 2012 году  фондов оплаты труда работников  федеральных государственных учреждений, денежного содержания (заработной  платы) судей и прокурорских  работников, федеральных государственных  гражданских служащих, денежного  довольствия военнослужащих и  приравненных к ним лиц, и  выплат, зависящих от размера  денежного довольствия;

- обеспечения реализации  программ модернизации здравоохранения  и образования;

- обеспечения закупки  новых видов вооружения, совершенствования  боевой подготовки, реализации социальных  гарантий для военнослужащих, обеспечения  постоянным и служебным жильем  военных;

- обеспечения реформы  денежного довольствия военнослужащих  и сотрудников правоохранительных  органов;

- обеспечения с 2012 года  полиции за счет средств федерального  бюджета;

- поддержке инновационного  и инвестиционного развития.

Распределение бюджетных  ассигнований по разделам классификации  расходов бюджета обеспечивает исполнение действующих и принимаемых в  соответствии с приоритетами государственной  политики расходных обязательств. В таблице 3 представлена структура расходов федерального бюджета.

 

Таблица 3 - Структура расходов федерального бюджета по разделам классификации расходов, млрд. рублей

 

 

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

оценка

% к ВВП

проект

% к ВВП

проект

% к ВВП

ВСЕГО

10117,5

1019,4

12817,8

19,9

13387,3

20,1

14207,0

19,2

Условно утвержденные

           

355,2

0,5

ВСЕГО (без учета условно утвержденных)

10117,5

11019,4

12817,8

19,9

13387,3

20,1

1 851,8

18,7

в том числе:

               

Общегосударствен-ные вопросы

887,9

847,9

857,5

1,2

914,7

1,4

880,9

1,2

Национальная оборона

1 253,2

1 521,9

1861,3

2,8

2141,2

3,2

2501,4

3,4

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 062,4

1245,5

1848,9

2,6

2029,8

3,1

2110,5

2,9

Национальная экономика 

1 347,1

1926,9

1788,5

2,6

1740,8

2,6

1751,8

2,4

Жилищно-коммунальное хозяйство

137,7

274,3

142,2

0,2

157,6

0,2

145,1

0,2

Охрана окружающей среды

12,3

17,7

22,3

0,0

24,8

0,0

26,2

0,0

Образование

398,7

551,9

617,7

1,1

627,1

0,9

569,3

0,8

Культура,  кинематография

73,6

85,8

91,5

0,1

97,4

0,1

95,6

0,1

Здравоохранение

307,4

470,1

614,5

0,9

506,5

0,8

457,4

0,6


Продолжение таблицы 3

Социальная политика

328,7

3 205,5

3902,2

6,6

3963,2

6,0

4116,8

5,6

Физическая культура и спорт

25,2

43,2

43,8

0,1

52,3

0,1

30,9

0,0

Средства массовой информации

34,6

61,3

75,5

0,1

72,5

0,1

65,6

0,1

Обслуживание государственного и  муниципального долга

304,0

350,7

383,3

0,6

425,3

0,6

476,0

0,6

Межбюджетные трансферты общего характера

3 719,3

602,7

568,5

1,0

634,1

1,0

624,3

0,8


 

Анализируя таблицу 3, можно  сделать вывод, что крупнейшими направлениями расходов федерального бюджета в 2012-2014 годах будут являться расходы на социальную политику (3 902,2 млрд. руб. в 2012 году), национальную оборону (1 861,3 млрд. руб.), национальную безопасность и правоохранительную деятельность (1 848,9 млрд. руб.). На национальную экономику приходится 12,6% расходов бюджета.

Условно утверждаемые расходы  федерального бюджета (не распределяемые в 2012 и 2013 гг.) предусматриваются на 2014 год в сумме 355,2 млрд. рублей, или 2,5 % общей суммы расходов. Частью третьей статьи 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что общий объем условно утверждаемых расходов в случае утверждения бюджета на очередной финансовый год и на плановый период на первый год планового периода устанавливается в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов бюджета, на второй год планового периода - в объеме не менее 5 процентов общего объема расходов бюджета.

В 2013 - 2014 годах объемы бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств, являются относительно стабильными (2013 год – 533,2 млрд. рублей, 2014 год – 556,5 млрд. рублей) и по сравнению с предыдущим годом в 2013 году увеличиваются на 2,8 %, в 2014 году - на 4,4 %. В структуре общих расходов федерального бюджета указанные расходные обязательства составят: в 2012 году – 4,1 %, в 2013 году – 4,0 %, в 2014 году – 3,9 %.

Информация о работе Биджетная система РФ