Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 23:20, курсовая работа
В рыночной экономике в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Это подтвердили события в мире, обусловленные экономическим кризисом, когда для выхода из него в крупных масштабах были использованы бюджетные средства всех государств. Все это определяет актуальность выбранной темы.
Введение……………………………………………………………………………..3
Бюджетное устройство и бюджетная система РФ…………………...5
Понятие и сущность бюджетной системы………………………5
Бюджетное устройство РФ…………………………………….…9
Принципы бюджетного устройства РФ………………………..11
Бюджетный федерализм………………………………………...15
Особенности бюджетного процесса в РФ……………………………19
Понятие и принципы бюджетного процесса……………….….19
Этапы бюджетного процесса……………………………...……24
Анализ структуры федерального бюджета и внебюджетных фондов за 2010-2012 годы и основных направлений их развития на плановый период 2013 и 2014 годов…………………………………..……..36
Анализ структуры федерального бюджета за 2010-2012 годы и основные направления развития на плановый период 2013 и 2014 годов…………………………………………………………………………...…36
Динамика объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета во внебюджетные фонды…………………………..48
Заключение……………………………………………………………………...…58
Список используемых источников…………………………………….……….59
Министерство экономики РФ с участием Министерства финансов РФ, других министерств, Государственного комитета по статистике, Центрального банка РФ в десятидневный срок после постановления Правительства РФ представляет в Правительство основные параметры функционирования экономики страны в планируемом году, т.е.:
- макроэкономические показатели,
характеризующие состояние
- мероприятия по финансовой и экономической стабилизации;
- другие показатели и материалы,
Далее происходит много разных согласований
и уточнений между
- прогноз социально - экономического развития РФ на год;
- оценка соответствия прогноза социально - экономического развития РФ и основных направлений бюджетной и налоговой политики на год фактическим показателям;
- прогноз консолидированного бюджета РФ на год;
- проекты федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на год;
- проект федеральной адресной инвестиционной программы на год;
- перечень международных договоров РФ, содержащих ее финансовые обязательства на год;
- проект структуры государственного внутреннего долга РФ на год, проект внутренних заимствований, предусмотренных в году для финансирования дефицита федерального бюджета;
- проект программы государственных внешних заимствований РФ и представляемых РФ государственных кредитов РФ на год, проект структуры внешнего долга РФ в … году по видам задолженности с разбивкой по отдельным государствам;
- проекты программ предоставления гарантий Правительства РФ на год и отчет о предоставлении гарантий Правительства РФ за истекший период года;
- другие необходимые документы и материалы, предусмотренные федеральным законодательством.
Второй этап бюджетного процесса – рассмотрение и утверждение бюджетов.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вместе указанными в ст. 192 БК РФ документами вносится на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации не позднее 15 августа текущего года (до 1 октября Правительство и Банк России представляют в ГД дополнительные материалы, указанные в ст. 193 БК РФ). Совет ГД направляет проект в Комитет ГД по бюджету для подготовки заключения о формальном соответствии представленных документов требованиям закона, после получения которого проект направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам законодательной инициативы для замечаний и предложений и в Счетную палату РФ на заключение. Федеральный бюджет рассматривается Госдумой в трёх чтениях [13, c. 45].
В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. Рассматривается:
- прогнозируемый объём доходов в очередной год и плановый период, с выделением объёма нефтегазовых доходов;
- приложения, с нормативами распределения доходов между уровнями бюджетной системы;
- общий объём расходов;
- верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга;
- нормативная величина резервного фонда;
- дефицит или профицит федерального бюджета;
По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального бюджета Госдума может:
- предоставить законопроект в согласительную комиссию(состав: совет федерации, правительство, Госдума);
- вернуть в правительство на доработку;
- поставить вопрос о доверии правительству.
Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам. Рассматривает:
- приложение к ФЗ, устанавливающие перечень главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
- бюджетные ассигнования по разделам;
- программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;
- программа государственно внутренних и внешних заимствований;
В третьем чтении — по подразделам. Утверждается ведомственная структура расходов федерального бюджета.
После принятия федерального бюджета Госдумой, в течение 5 дней передает на рассмотрение в Совет Федерации, который рассматривает его, отклоняет или утверждает, в течение 14 дней. Одобренный Советом Федерации, закон передается в течение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародования в СМИ.
В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона Государственная Дума может передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению, или вернуть законопроект Правительству РФ на доработку, а также поставить вопрос о доверии Правительству Российской Федерации.
Тогда создается согласительная комиссия из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства Российской Федерации, и в течение 10 дней должен вырабатываться согласованный вариант основных характеристик федерального бюджета. Затем согласованный проект вновь выносится на рассмотрение в первом чтении в Государственную Думу.
Принятый Государственной
Рассмотрение Федерального закона «О федеральном бюджете на ... год» Президентом РФ осуществляется в соответствии со ст. 107 Конституции РФ. Закон вступает в силу после его подписания Президентом РФ и со дня его официального опубликования в средствах массовой информации.
Федеральный закон «О федеральном бюджете» на очередной год регламентирует:
- структуру, содержание, элементы исполнения федерального бюджета;
- элементы контроля за мобилизацией доходов;
- порядок взаимоотношений с субъектами РФ;
- элементы контроля за целевым использованием бюджетных ассигнований;
- размер и источники регулирования дефицита федерального бюджета;
- другие положения, определяющие «финансовый климат» на очередной год.
Как правило, первой же статьей закона утверждается общий объем расходов и доходов федерального бюджета. Устанавливается предельный размер дефицита федерального бюджета на очередной год, в общей сумме, в процентах к валовому внутреннему продукту, в процентах к расходам федерального бюджета, внутренние и внешние источники финансирования дефицита.
Устанавливаются предельные размеры
государственных внешних
Если принимается решение о консолидации в федеральный бюджет каких-либо ранее организованных внебюджетных целевых фондов, это находит отражение в соответствующей статье закона [15, c.103].
Отдельными статьями закона устанавливаются источники формирования федерального бюджета — в общей сумме или в фиксированных долях (процентах), а также особенности исчисления или распределения отдельных из них между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ.
Самостоятельные статьи закона отражают сумму доходов по источникам и сумму расходов по разделам функциональной классификации.
Важный раздел закона — регламентация
взаимоотношений с субъектами РФ
по трансфертам, где устанавливается,
в том числе и порядок
Определяется порядок
Целый ряд статей закона регламентирует доходы и расходы каждого из бюджетных целевых фондов.
Устанавливается верхний предел государственного
внутреннего и внешнего долга
Российской Федерации на 1 января года,
следующего за планируемым. Утверждается
перечень защищенных статей расходов
федерального бюджета, подлежащих обязательному
финансированию в полном объеме. Может
быть установлен порядок секвестра
расходной части федерального бюджета,
условия и законодательная
Регламентируются функции
Устанавливаются цели, источники формирования и порядок расходования средств Бюджета развития, санкции за их нецелевое использование, а также ряд других положений, регламентирующих исполнение федерального бюджета в планируемом году [14, c. 231].
В случае, если Федеральный закон
«О федеральном бюджете на ... год»
не вступил в силу до 1 января планируемого
года, Правительство РФ имеет право
производить расходование бюджетных
средств по соответствующим разделам,
подразделам, видам и предметным
статьям функциональной и ведомственной
классификации расходов федерального
бюджета ежемесячно в размере
одной двенадцатой от сумм фактически
произведенных текущих расходов
за предшествующий год. Оказание финансовой
помощи субъектам РФ из Федерального
фонда финансовой поддержки субъектов
РФ производится в долях, утвержденных
соответствующей статьей
Третий этап – исполнение бюджетов. Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными (представительными) органами власти.
Исполнение бюджета - это важнейший этап бюджетного процесса по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица - плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.
Исполнить бюджет по доходам - значит мобилизовать контингента налогов, сборов, других платежей и распределить их по уровням бюджетной системы в соответствии с существующим законодательством.
Исполнение бюджетов всех уровней
осуществляется на основе бюджетной
росписи - документа о поквартальном
распределении доходов и
Исполнение бюджета по доходам предусматривает:
- перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
- распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;
- возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
- учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.
Важнейшей частью системы исполнения бюджета является система кассового исполнения бюджета.
Системой кассового исполнения бюджета принято называть совокупность элементов, которые организуют и осуществляют прием, хранение, перемещение, выдачу бюджетных средств, а также ведение необходимой отчетности по этим процессам.
Исторически складывались и существуют
в различных странах три
В основу кассового исполнения бюджета положены два принципа:
1) единство кассы, когда средства государства должны поступать на единый консолидированный счет Министерства финансов в Центральном (эмиссионном) банке, с которого производят все расходы;
2) специализация бюджетного кредита, основанная на использовании средств в соответствии с определенными целями бюджета и в точно указанных суммах.
Для надежного банковского и смешанного кассового исполнения бюджета необходимы соответствующие оснащенность, квалификация и мораль банковского сообщества. В противном случае возможны сбои и задержки в прохождении платежей, чреватые негативными социальными и экономическими последствиями.