Биджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

В рыночной экономике в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Это подтвердили события в мире, обусловленные экономическим кризисом, когда для выхода из него в крупных масштабах были использованы бюджетные средства всех государств. Все это определяет актуальность выбранной темы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Бюджетное устройство и бюджетная система РФ…………………...5
Понятие и сущность бюджетной системы………………………5
Бюджетное устройство РФ…………………………………….…9
Принципы бюджетного устройства РФ………………………..11
Бюджетный федерализм………………………………………...15
Особенности бюджетного процесса в РФ……………………………19
Понятие и принципы бюджетного процесса……………….….19
Этапы бюджетного процесса……………………………...……24
Анализ структуры федерального бюджета и внебюджетных фондов за 2010-2012 годы и основных направлений их развития на плановый период 2013 и 2014 годов…………………………………..……..36
Анализ структуры федерального бюджета за 2010-2012 годы и основные направления развития на плановый период 2013 и 2014 годов…………………………………………………………………………...…36
Динамика объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета во внебюджетные фонды…………………………..48
Заключение……………………………………………………………………...…58
Список используемых источников…………………………………….……….59

Файлы: 1 файл

Финансы КР.docx

— 330.65 Кб (Скачать файл)

Министерство экономики РФ с  участием Министерства финансов РФ, других министерств, Государственного комитета по статистике, Центрального банка РФ в десятидневный срок после постановления Правительства РФ представляет в Правительство основные параметры функционирования экономики страны в планируемом году, т.е.:

- макроэкономические показатели, характеризующие состояние экономики;

- мероприятия по финансовой  и экономической стабилизации;

- другие показатели и материалы,  позволяющие уточнить прогноз  социально-экономического развития  РФ.

Далее происходит много разных согласований и уточнений между министерствами, после чего проект вносится на рассмотрение Госдумы. Одновременно предоставляется:

- прогноз социально - экономического развития РФ на год;

- оценка соответствия прогноза социально - экономического развития РФ и основных направлений бюджетной и налоговой политики на год фактическим показателям;

- прогноз консолидированного бюджета РФ на год;

- проекты федеральных целевых программ и федеральных программ развития регионов, предусмотренных к финансированию из федерального бюджета на год;

- проект федеральной адресной инвестиционной программы на год;

- перечень международных договоров РФ, содержащих ее финансовые обязательства на год;

- проект структуры государственного внутреннего долга РФ на год, проект внутренних заимствований, предусмотренных в году для финансирования дефицита федерального бюджета;

- проект программы государственных внешних заимствований РФ и представляемых РФ государственных кредитов РФ на год, проект структуры внешнего долга РФ в … году по видам задолженности с разбивкой по отдельным государствам;

- проекты программ предоставления гарантий Правительства РФ на год и отчет о предоставлении гарантий Правительства РФ за истекший период года;

- другие необходимые документы и материалы, предусмотренные федеральным законодательством.

Второй этап бюджетного процесса – рассмотрение и утверждение бюджетов.

Проект федерального закона о федеральном  бюджете на очередной финансовый год вместе указанными в ст. 192 БК РФ документами вносится на рассмотрение Государственной Думы Российской Федерации  не позднее 15 августа текущего года (до 1 октября Правительство и  Банк России представляют в ГД дополнительные материалы, указанные в ст. 193 БК РФ). Совет ГД направляет проект в Комитет  ГД по бюджету для подготовки заключения о формальном соответствии представленных документов требованиям закона, после  получения которого проект направляется в Совет Федерации, комитеты Государственной  Думы, другим субъектам законодательной  инициативы для замечаний и предложений  и в Счетную палату РФ на заключение. Федеральный бюджет рассматривается  Госдумой в трёх чтениях [13, c. 45].

В первом чтении принимаются основные параметры бюджета. Рассматривается:

- прогнозируемый объём доходов в очередной год и плановый период, с выделением объёма нефтегазовых доходов;

- приложения, с нормативами распределения доходов между уровнями бюджетной системы;

- общий объём расходов;

- верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга;

- нормативная величина резервного фонда;

- дефицит или профицит федерального бюджета;

По Бюджетному кодексу, в процессе первого чтения Госдума не имеет  права увеличивать доходы и дефицит федерального бюджета, если на эти изменения отсутствует положительное заключение правительства. В случае отклонения в первом чтении проекта федерального бюджета Госдума может:

- предоставить законопроект в согласительную комиссию(состав: совет федерации, правительство, Госдума);

- вернуть в правительство на доработку;

- поставить вопрос о доверии правительству.

Во втором чтении Госдума утверждает бюджет по разделам. Рассматривает:

- приложение к ФЗ, устанавливающие перечень главных администраторов доходов и главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета;

- бюджетные ассигнования по разделам;

- программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

- программа государственно внутренних и внешних заимствований;

В третьем чтении — по подразделам. Утверждается ведомственная структура  расходов федерального бюджета.

 После принятия федерального бюджета Госдумой, в течение 5 дней передает на рассмотрение в Совет Федерации, который рассматривает его, отклоняет или утверждает, в течение 14 дней. Одобренный Советом Федерации, закон передается в течение 5 дней Президенту РФ для подписания и обнародования в СМИ.

В случае отклонения в первом чтении проекта федерального закона Государственная  Дума может передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению, или вернуть законопроект Правительству  РФ на доработку, а также поставить  вопрос о доверии Правительству  Российской Федерации.

Тогда создается согласительная комиссия из представителей Государственной  Думы, Совета Федерации и Правительства  Российской Федерации, и в течение 10 дней должен вырабатываться согласованный  вариант основных характеристик федерального бюджета. Затем согласованный проект вновь выносится на рассмотрение в первом чтении в Государственную Думу.

Принятый Государственной Думой  Федеральный закон о федеральном  бюджете на очередной финансовый год в течение 5 дней со дня его  принятия передается на рассмотрение Совета Федерации. Совет Федераций  рассматривает закон в течение 14 дней со дня представления Государственной  Думой и голосует в целом. В  случае одобрения в течение 5 дней закон направляется Президенту РФ для  подписания и обнародования. В случае отклонения проекта он передается в  согласительную комиссию, перерабатывается, передается в Государственную Думу для утверждения в одном чтении, затем повторно передается в Совет  Федерации для окончательного утверждения. Вето Совета Федерации может быть отклонено Государственной Думой  повторным голосованием не менее  чем двумя третями голосов. В  случае неподписания закона Президентом в течение 14 дней закон направляется в согласительную комиссию и вновь рассматривается Федеральным Собранием. Для преодоления вето Президента требуется не менее двух третей голосов Федерального Собрания [16, c. 83].

Рассмотрение Федерального закона «О федеральном бюджете на ... год» Президентом РФ осуществляется в  соответствии со ст. 107 Конституции  РФ. Закон вступает в силу после  его подписания Президентом РФ и  со дня его официального опубликования  в средствах массовой информации.

Федеральный закон «О федеральном  бюджете» на очередной год регламентирует:

- структуру, содержание, элементы исполнения федерального бюджета;

- элементы контроля за мобилизацией доходов;

- порядок взаимоотношений с субъектами РФ;

- элементы контроля за целевым использованием бюджетных ассигнований;

- размер и источники регулирования дефицита федерального бюджета;

- другие положения, определяющие «финансовый климат» на очередной год.

Как правило, первой же статьей закона утверждается общий объем расходов и доходов федерального бюджета. Устанавливается предельный размер дефицита федерального бюджета на очередной  год, в общей сумме, в процентах  к валовому внутреннему продукту, в процентах к расходам федерального бюджета, внутренние и внешние источники  финансирования дефицита.

Устанавливаются предельные размеры  государственных внешних заимствований, предельный размер государственных  кредитов, предоставляемых в планируемом  году иностранным государствам (за исключением государств-участников СНГ), и отдельной статьей государствам - участникам СНГ.

Если принимается решение о  консолидации в федеральный бюджет каких-либо ранее организованных внебюджетных целевых фондов, это находит отражение  в соответствующей статье закона [15, c.103].

Отдельными статьями закона устанавливаются  источники формирования федерального бюджета — в общей сумме  или в фиксированных долях (процентах), а также особенности исчисления или распределения отдельных  из них между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ.

Самостоятельные статьи закона отражают сумму доходов по источникам и  сумму расходов по разделам функциональной классификации.

Важный раздел закона — регламентация  взаимоотношений с субъектами РФ по трансфертам, где устанавливается, в том числе и порядок формирования Федерального фонда финансовой поддержки  субъектов РФ; по дотациям и субвенциям.

Определяется порядок финансирования отдельных расходов на условиях возвратности и платности; санкции за нецелевое  использование средств федерального бюджета, предоставляемых на безвозвратной  и возвратной основах.

Целый ряд статей закона регламентирует доходы и расходы каждого из бюджетных  целевых фондов.

Устанавливается верхний предел государственного внутреннего и внешнего долга  Российской Федерации на 1 января года, следующего за планируемым. Утверждается перечень защищенных статей расходов федерального бюджета, подлежащих обязательному  финансированию в полном объеме. Может  быть установлен порядок секвестра  расходной части федерального бюджета, условия и законодательная основа его введения.

Регламентируются функции Счетной  палаты Российской Федерации при  исполнении федерального бюджета.

Устанавливаются цели, источники формирования и порядок расходования средств  Бюджета развития, санкции за их нецелевое использование, а также  ряд других положений, регламентирующих исполнение федерального бюджета в  планируемом году [14, c. 231].

В случае, если Федеральный закон  «О федеральном бюджете на ... год» не вступил в силу до 1 января планируемого года, Правительство РФ имеет право  производить расходование бюджетных  средств по соответствующим разделам, подразделам, видам и предметным статьям функциональной и ведомственной  классификации расходов федерального бюджета ежемесячно в размере  одной двенадцатой от сумм фактически произведенных текущих расходов за предшествующий год. Оказание финансовой помощи субъектам РФ из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов  РФ производится в долях, утвержденных соответствующей статьей Федерального закона «О федеральном бюджете» на год, предшествующий планируемому.

Третий этап – исполнение бюджетов. Исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными (представительными) органами власти.

Исполнение бюджета - это важнейший  этап бюджетного процесса  по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица - плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.

Исполнить бюджет по доходам - значит мобилизовать контингента налогов, сборов, других платежей и распределить их по уровням бюджетной системы  в соответствии с существующим законодательством.

Исполнение бюджетов всех уровней  осуществляется на основе бюджетной  росписи - документа о поквартальном  распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающего распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств  и составляемый в соответствии с  бюджетной классификацией РФ [13, c. 49-51].

Исполнение бюджета по доходам  предусматривает:

- перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

- распределение в соответствии с бюджетом регулирующих доходов;

- возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

- учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

Важнейшей частью системы исполнения бюджета является система кассового  исполнения бюджета.

Системой кассового исполнения бюджета принято называть совокупность элементов, которые организуют и  осуществляют прием, хранение, перемещение, выдачу бюджетных средств, а также ведение необходимой отчетности по этим процессам.

Исторически складывались и существуют в различных странах три системы  кассового исполнения бюджета: казначейская (Франция), банковская (Англия), смешанная (США).

В основу кассового исполнения бюджета  положены два принципа:

1) единство кассы, когда средства государства должны поступать на единый консолидированный счет Министерства финансов в Центральном (эмиссионном) банке, с которого производят все расходы;

2) специализация бюджетного кредита, основанная на использовании средств в соответствии с определенными целями бюджета и в точно указанных суммах.

Для надежного банковского и  смешанного кассового исполнения бюджета  необходимы соответствующие оснащенность, квалификация и мораль банковского  сообщества. В противном случае возможны сбои и задержки в прохождении  платежей, чреватые негативными социальными  и экономическими последствиями.

Информация о работе Биджетная система РФ