Биджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

В рыночной экономике в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Это подтвердили события в мире, обусловленные экономическим кризисом, когда для выхода из него в крупных масштабах были использованы бюджетные средства всех государств. Все это определяет актуальность выбранной темы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Бюджетное устройство и бюджетная система РФ…………………...5
Понятие и сущность бюджетной системы………………………5
Бюджетное устройство РФ…………………………………….…9
Принципы бюджетного устройства РФ………………………..11
Бюджетный федерализм………………………………………...15
Особенности бюджетного процесса в РФ……………………………19
Понятие и принципы бюджетного процесса……………….….19
Этапы бюджетного процесса……………………………...……24
Анализ структуры федерального бюджета и внебюджетных фондов за 2010-2012 годы и основных направлений их развития на плановый период 2013 и 2014 годов…………………………………..……..36
Анализ структуры федерального бюджета за 2010-2012 годы и основные направления развития на плановый период 2013 и 2014 годов…………………………………………………………………………...…36
Динамика объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета во внебюджетные фонды…………………………..48
Заключение……………………………………………………………………...…58
Список используемых источников…………………………………….……….59

Файлы: 1 файл

Финансы КР.docx

— 330.65 Кб (Скачать файл)

По степени распределения  власти между центром и административно-территориальными образованиями все государства  подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные.

Унитарное (простое, единое) государство - это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные  образования не имеют собственной  государственности или автономии. В стране действует единая конституция, общая для всех систем права, и  единые органы власти, централизованное управление экономическими, социальными  и политическими процессами в  государстве. В унитарных государствах бюджетная система состоит из двух звеньев - государственного бюджета  и местных бюджетов, находящихся  в ведении органов местного самоуправления (доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, формируются и используются территориями самостоятельно). Примером унитарных  государств являются - Франция, Турция, Италия, Япония, Великобритания, Испания.

Федеративное (объединенное, союзное) государство - это форма  государственного устройства, при которой  государственные образования или  административно-территориальные образования, входящие в государство, имеют собственную  государственность и обладают определённой политической самостоятельностью в  пределах распределённых между ними и центром компетенций. Для бюджетной  системы федеративного государства  характерны три звена - государственный  федеральный бюджет (иногда его называют бюджетом центрального правительства), бюджеты субъектов федерации (штатов - в США, провинций - в Канаде, республик, областей и др.), и местные бюджеты. В федеративных государствах местные  бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а бюджеты членов федерации  не включаются в федеральный бюджет, т.е. все бюджетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам  и расходам в вышестоящие бюджеты. Примером федеративных государств являются - РФ, США, Германия, Индия, Бразилия, Канада, Мексика [10, c. 19-20].

Конфедеративное (союзное) государство - это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов  входящих в конфедерацию государств. У государств - членов конфедерации - действуют свои бюджетные и налоговые системы.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.

Основы бюджетного устройства РФ определяются конституцией страны и ее государственного устройства как  к федеративной республике, субъектами которой являются республики в составе  РФ, края, области, автономные округа.

Бюджетная система основывается на законодательно регулируемых экономических  отношениях между органами власти и  совокупностью бюджетов: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов.

Бюджетное устройство в Российской Федерации основывается на принципах  единства, полноты, достоверности, прозрачности, самостоятельности бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ и ряд  других принципов.

 

 

1.3 Принципы бюджетного  устройства РФ

 

 

Наиболее полное выражение  бюджетное устройство находит в  принципах бюджетной системы. Бюджетным  Кодексом РФ законодательно закреплены основные принципы, на которых строится бюджетная система страны.

Бюджетная система РФ, согласно БК РФ, действует на принципах:

1) принцип единства бюджетной  системы РФ – это единство  бюджетного законодательства РФ, форм бюджетной документации  и отчетности, принципов организации  и функционирования бюджетной  системы, бюджетной классификации бюджетной системы РФ, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ;

2) принцип разграничения  доходов и расходов между бюджетами  разных уровней – это закрепление  в соответствии с законодательством  РФ доходов и расходов за  бюджетами бюджетной системы  РФ, определение полномочий органов  государственной власти по формированию  доходов, установлению и исполнению  расходных обязательств;

3) принцип самостоятельности  бюджетов означает:

а) право и обязанность  органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечивать самостоятельно сбалансированность бюджетов и эффективность использования  бюджетных средств;

б) право и обязанность  органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный  процесс;

в) право органов государственной  власти и органов местного самоуправления устанавливать налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджеты соответствующего уровня бюджетной системы РФ;

г) право органов государственной  власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять формы и  направления расходования средств  бюджетов;

д) недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств  бюджетов двух и более уровней  бюджетной системы РФ, или за счет средств консолидированных бюджетов, или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных  обязательств;

е) недопустимость непосредственного  исполнения расходных обязательств органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств бюджетов других уровней;

ж) недопустимость введения в действие в течение финансового  года органами государственной власти решений и изменений бюджетного законодательства и законодательства о налогах и сборах, которые  приведут к увеличению расходов и  снижению доходов бюджетов других уровней  без внесения изменений в законы о соответствующих бюджетах, предусматривающих  компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

з) недопустимость изъятия  дополнительных доходов в течение  года, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов;

3) принцип равенства бюджетных  прав субъектов РФ, муниципальных  образований – это определение  бюджетных полномочий органов  государственной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных  обязательств, формирование налоговых  и неналоговых доходов бюджетов  субъектов РФ и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка  предоставления межбюджетных трансфертов  в соответствии с едиными принципами  и требованиями, установленными  БК РФ;

4) принцип полноты отражения  доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных  фондов означает, что все доходы  и расходы бюджетов, бюджетов  государственных внебюджетных фондов  и иные обязательные поступления,  определенные налоговым и бюджетным  законодательством РФ, законами  о государственных внебюджетных  фондах, подлежат отражению в  бюджетах, бюджетах государственных  внебюджетных фондов в обязательном  порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные  расходы подлежат финансированию  за счет бюджетных средств,  средств государственных внебюджетных  фондов, аккумулированных в бюджетной  системе РФ;

5) принцип сбалансированности  бюджета означает, что объем предусмотренных  бюджетом расходов должен соответствовать  суммарному объему доходов бюджета  и поступлений из источников  финансирования его дефицита.

При составлении, утверждении  и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размера дефицита бюджета;

6) принцип эффективности  и экономности использования  бюджетных средств означает, что  при составлении и исполнении  бюджетов уполномоченные органы  и получатели бюджетных средств  должны исходить из необходимости  достижения заданных результатов  с использованием наименьшего  объема средств или достижения  наилучшего результата с использованием  определенного бюджетом объема  средств;

7) принцип общего покрытия  расходов означает, что все расходы  бюджета должны покрываться общей  суммой доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования  его дефицита.

Доходы бюджета и поступления  из источников финансирования его дефицита не могут быть увязаны с определенными  расходами бюджета, за исключением  доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных  кредитов, а также в случае централизации  средств из бюджетов других уровней  бюджетной системы РФ;

8) принцип гласности означает:

а) обязательное опубликование  в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту  представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность  иных сведений по решению законодательных  органов государственной власти, органов местного самоуправления;

б) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и  принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами государственной власти;

9) принцип достоверности  бюджета – это надежность показателей  прогноза социально-экономического  развития соответствующей территории  и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета;

10) принцип адресности  и целевого характера бюджетных  средств означает, что бюджетные  средства выделяются в распоряжение  конкретных получателей бюджетных  средств с обозначением направления  их на финансирование конкретных  целей. Любые действия, приводящие  к нарушению адресности, являются  нарушением бюджетного законодательства  РФ [14, c. 40-43].

 

 

    1. Бюджетный федерализм

 

 

Важной проблемой развития бюджетного устройства Российской Федерации  является пересмотр сложившихся  отношений между бюджетами различных  уровней. При трехуровневой бюджетной  системе для России чрезвычайно  актуальна проблема построения бюджетного устройства, основанного на принципах  бюджетного федерализма, под которым  понимается система налогово-бюджетных  взаимоотношений органов власти и управления различных уровней  на всех стадиях бюджетного процесса [15, c. 108].

Бюджетный федерализм реализуется  главным образом в ходе бюджетного процесса при мобилизации бюджетных  доходов и расходование бюджетных  средств. Бюджетный федерализм базируется на следующих основных принципах:

1. Самостоятельность бюджетов  разных уровней (закрепление за  каждым уровнем власти и управления  собственных источников доходов,  право самостоятельно определять  направления их расходования, недопустимость  изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты, право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления, право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов).

2. Законодательное разграничение  бюджетной ответственности и  расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами  власти и управления.

3. Соответствие финансовых  ресурсов органов власти и  выполняемых ими функций (обеспечение  вертикального и горизонтального  выравнивания доходов нижестоящих  бюджетов).

4. Нормативно-расчетные (формализованные)  методы регулирования межбюджетных  отношений и предоставление финансовой  помощи.

5. Наличие специальных  процедур предотвращения и разрешения  конфликтов между различными  уровнями власти и управления, достижение взаимосогласованных  решений по вопросам налогово-бюджетной  политики.

Конкретные воплощения концепции  бюджетного федерализма опираются  на определенное сочетание двух взаимодополняющих  тенденций: конкуренции между региональными  органами на рынке социальных услуг, с одной стороны, и выравнивания условий этой конкуренции и обеспечения  на всей территории страны общенациональных минимальных стандартов - с другой [14, c. 182].

Идеальная модель бюджетного федерализма предполагает, что объем  доходных полномочий членов Федерации  должен полностью соответствовать  объему расходных полномочий, закрепленному  за данным уровнем государственной  власти. Однако это возможно только теоретически, а на практике между  расходными полномочиями и доходными  возможностями существует разрыв. В  результате возникает «вертикальный  дисбаланс», или «вертикальный финансовый разрыв». Существует также и «горизонтальный  финансовый дисбаланс», обусловленный  неравномерным распределением доходной базы по различным регионам. Поэтому  бюджетный федерализм предполагает вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетных систем.

Информация о работе Биджетная система РФ