Биджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

В рыночной экономике в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Это подтвердили события в мире, обусловленные экономическим кризисом, когда для выхода из него в крупных масштабах были использованы бюджетные средства всех государств. Все это определяет актуальность выбранной темы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Бюджетное устройство и бюджетная система РФ…………………...5
Понятие и сущность бюджетной системы………………………5
Бюджетное устройство РФ…………………………………….…9
Принципы бюджетного устройства РФ………………………..11
Бюджетный федерализм………………………………………...15
Особенности бюджетного процесса в РФ……………………………19
Понятие и принципы бюджетного процесса……………….….19
Этапы бюджетного процесса……………………………...……24
Анализ структуры федерального бюджета и внебюджетных фондов за 2010-2012 годы и основных направлений их развития на плановый период 2013 и 2014 годов…………………………………..……..36
Анализ структуры федерального бюджета за 2010-2012 годы и основные направления развития на плановый период 2013 и 2014 годов…………………………………………………………………………...…36
Динамика объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета во внебюджетные фонды…………………………..48
Заключение……………………………………………………………………...…58
Список используемых источников…………………………………….……….59

Файлы: 1 файл

Финансы КР.docx

— 330.65 Кб (Скачать файл)

Бюджетная система считается  вертикально сбалансированной, если объем поступлений в совокупных бюджетах на каждом уровне власти в  целом достаточен для осуществления  их функций. Таким образом, существует равенство расходных и доходных полномочий. Важным моментом для вертикального  выравнивания является четкое разграничение  обязанностей между всеми уровнями власти и наделение их доходами, достаточными для выполнения этих обязанностей.

Под горизонтальной сбалансированностью  понимается общее соответствие доходов  расходам бюджетов разных уровней.

Более важной и сложной  задачей является обеспечение вертикального  выравнивания. Даже при равенстве  совокупных доходов и расходов бюджетов разных уровней, как правило, сохраняются  существенные различия в бюджетном  положении отдельных территорий и регионов. Чаще всего это обусловлено  не зависящими от местных властей  факторами: уровнем экономического развития территории; хозяйственной  специализацией; численностью и плотностью населения; природно-климатическими особенностями  и др.

Вертикальное выравнивание происходит за счет дотаций, субсидий, субвенций, бюджетной ссуды, бюджетного кредита.

Выравнивание может осуществляться также за счет предоставления отдельным  регионам особого экономического режима. В мировой практике существуют три основных подхода центра к требованиям регионов о предоставлении особого экономического режима [12, c. 94].

Первый - индивидуально-договорный подход, когда центр договаривается с каждым регионом в отдельности  о распределении налоговых поступлений  или других условиях. Этот подход распространен  в некоторых странах, например в  Китае.

Второй подход - это создание специальных бюджетных режимов, в рамках которых отдельным регионам предоставляются особые права в  вопросах налогов и расходов. Официально такие режимы для отдельных территорий существуют лишь в нескольких странах - на Филиппинах, в Австралии, Малайзии.

И третий подход - применение нормативно-расчетной формулы субсидий с целью частичного выравнивания бюджетных условий регионов. Его  использует большинство стран для  решения проблем вертикального  и горизонтального выравнивания между регионами.

Таким образом, бюджетный  федерализм есть одно из сложнейших направлений экономических реформ, охватывающих область экономических, финансовых и политических отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Бюджетный процесс

 

    1.  Понятие и принципы бюджетного процесса

 

 

Выполнение государством возложенных  на него функций связано с наличием у него необходимых финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует  концентрации в бюджете части  денежных средств, создаваемых в  государстве.

В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают  финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения  строятся в соответствии с финансово-бюджетной  политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная  политика включает действия государственных  и территориальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой  и других областях финансов. Финансово-бюджетная  политика осуществляется главным образом  в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в  бюджет и их использованию, т.е. в  ходе бюджетного процесса.

Бюджетный процесс – регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность государства  по составлению, рассмотрению и утверждению  бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об его исполнении [13, c. 41].

Нормы бюджетного процесса предписывают правила и порядок применения норм материального бюджетного права. В них регламентирован весь цикл формирования бюджета от момента  его составления до момента утверждения  отчёта об его исполнении, порядок  и последовательность вступления в  бюджетные правоотношения различных  субъектов – участников этих правоотношений на разных стадиях бюджетного процесса.

Финансово-бюджетная политика государства  ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации. На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти. Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк России), контрольно-счетных органов (Контрольно-счетная палата Российской Федерации и палаты субъектов Российской Федерации, другие контрольные органы исполнительной власти).

В Российской Федерации бюджетный  период, т.е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря; следовательно, он совпадает  с календарным годом. Продолжительность  бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в  бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и  других действий. Бюджетный период (цикл) – это время, в течении которого длится бюджетный процесс. Бюджетный процесс длится около трех с половиной лет.

Бюджетный процесс осуществляется органами, наделенными в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, т.е. правами и обязанностями  участников бюджетного процесса. Такими полномочиями наделены:

- органы представительной и  исполнительной власти;

- финансовые и налоговые органы;

- органы денежно-кредитного регулирования  и органы государственного финансового  контроля;

- главные распорядители бюджетных  средств и распорядители бюджетных  средств;

- государственные целевые внебюджетные  фонды.

Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.

Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов [11, c. 208].

Банк Российской Федерации совместно  с Правительством России разрабатывает  и представляет на рассмотрение Государстве  Думы основные направления денежно-кредитной  политики государства, обслуживает  денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных  целевых внебюджетных фондов счета  территориальных бюджетов.

Главный распорядитель бюджетных  средств - это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных  средств, имеющий право распределять средства между распорядителя получателями бюджетных средств. Он готовит роспись  бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучатёлям, доводит до них уведомления о  бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае невидимости распределение  средств между статьями утвержденной них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым пользованием бюджетополучателем бюджетных средств.

Распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, доводит до них уведомления о  бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование  ими бюджетных средств [9, c. 62].

Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) - это организация, созданная органом  исполнительной власти для осуществления  функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая  из бюджета или внебюджетных фондов.

Контрольно-счетные органы (Счетная  палата Российской Федерации, контрольно-счетные  палаты субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов.

Все перечисленные органы власти и  учреждения являются участниками бюджетного процесса.

В основе бюджетного процесса лежат определённые принципы, соблюдение которых даёт возможность правильно  составить, утвердить и исполнить  бюджет так, чтобы средства государства  были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. В  связи с принятием Бюджетного кодекса РФ для всей бюджетной  системы предусмотрены общие  принципы [11, c. 215].

Однако некоторые из них  имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои особенные  принципы. Так, во-первых, в основе бюджетного процесса лежит принцип последовательности вступления в бюджетную деятельность органов исполнительной и представительной власти, где проект бюджета обязательно  составляют исполнительные органы, закон  или решение о бюджете принимаются  представительным органом, а исполняют  бюджеты всех уровней органы исполнительной власти.

Очень важен принцип ежегодности бюджета, который включает в себя такое важное основополагающее правило, как обязательное принятие бюджета до начала планируемого года. Выполнение именно этого правила делает бюджетную деятельность более прозрачной и обеспечивает более эффективную возможность осуществлять бюджетный контроль за всеми потоками бюджетных средств. Кроме того, ежегодность даёт возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т. д.

Особое внимание в бюджетном  процессе заслуживает принцип публичности  и гласности, которые для бюджетного процесса предполагают, что проект бюджета до его принятия широко обсуждается  как представительными органами, так и общественностью. Принятый бюджет обязательно публикуется в печати. Широкое обсуждение проектов бюджетов, их обязательное опубликование после принятия, а также отчётность исполнительных органов власти перед представительными об исполнении бюджета также служат обеспечению прозрачности бюджетной деятельности в государстве и таким образом помогают исполнить бюджет реально и с наименьшими потерями. Гласным должно быть и отклонение бюджета [12, c. 104].

В случае принятия решения  об отклонении проекта бюджета или  о неутверждении отчётов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения. Кроме того, решения представительных органов по бюджету должны публиковаться в печати.

Органы представительной и исполнительной власти также постоянно  отчитываются перед широкой общественностью  о ходе исполнения бюджета.

Важным для бюджетного процесса остаётся принцип специализации  бюджетных показателей, который  состоит в том, что в основе и составления, и исполнения бюджета  лежит бюджетная классификация, которая предполагает группировку  всех доходов бюджетов всех уровней  по источнику возникновения, а расходов по целевому назначению, по направлениям деятельности.

Принцип специализации показателей  бюджета осуществляется на всех стадиях  бюджетного процесса. Бюджетная классификация  – специальный юридический акт, ледащий в основе всей бюджетной  деятельности финансовых органов. Следует  иметь в виду, что бюджетная  классификация имеет значение не только для процессуального бюджетного права, но и лежит в основе материального  бюджетного права.

 

 

 

 

    1.  Этапы бюджетного процесса

 

 

Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:

1) составление проектов бюджетов;

2) рассмотрение и утверждение бюджетов;

3) исполнение бюджетов;

4) составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование - перераспределение финансовых ресурсов меду бюджетами разного уровня.

Первый этап бюджетного процесса - составление проектов бюджетов. Процесс  формирования федерального бюджета  начинается с Указа Президента РФ «О формировании федерального бюджета  РФ и взаимоотношениях с бюджетами  субъектов Федерации на ... год», в  котором регламентируются принципиальные положения финансово-бюджетной политики; особенности структуры бюджета  на очередной год; организация взаимоотношений  с территориями и другие позиции. Следующий документ - постановление Правительства РФ «О разработке прогноза социально-экономического развития РФ и проекта федерального бюджета на ... год».

Формирование федерального бюджета  организуется и осуществляется Правительством РФ, которое своим постановлением поручает Министерству экономики РФ организовать разработку прогноза социально-экономического развития РФ на планируемый год и  уточнение прогноза социально-экономического развития РФ [8, c. 353].

Министерство финансов РФ по поручению  Правительства РФ организует разработку федерального бюджета на планируемый  год и проектировок основных расходов федерального бюджета.

Информация о работе Биджетная система РФ