Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 23:20, курсовая работа
В рыночной экономике в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Это подтвердили события в мире, обусловленные экономическим кризисом, когда для выхода из него в крупных масштабах были использованы бюджетные средства всех государств. Все это определяет актуальность выбранной темы.
Введение……………………………………………………………………………..3
Бюджетное устройство и бюджетная система РФ…………………...5
Понятие и сущность бюджетной системы………………………5
Бюджетное устройство РФ…………………………………….…9
Принципы бюджетного устройства РФ………………………..11
Бюджетный федерализм………………………………………...15
Особенности бюджетного процесса в РФ……………………………19
Понятие и принципы бюджетного процесса……………….….19
Этапы бюджетного процесса……………………………...……24
Анализ структуры федерального бюджета и внебюджетных фондов за 2010-2012 годы и основных направлений их развития на плановый период 2013 и 2014 годов…………………………………..……..36
Анализ структуры федерального бюджета за 2010-2012 годы и основные направления развития на плановый период 2013 и 2014 годов…………………………………………………………………………...…36
Динамика объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета во внебюджетные фонды…………………………..48
Заключение……………………………………………………………………...…58
Список используемых источников…………………………………….……….59
В условиях дефицита федерального бюджета повышается актуальность системы мер, связанных с необходимостью модернизации управления общественными финансами, в первую очередь с повышением эффективности бюджетных расходов и бюджетной дисциплины, усилением контроля за использованием государственных средств
Дефицит федерального бюджета на 2012 год предусмотрен в размере 135,1 млрд. рублей, или 0,2 % ВВП, в 2013 году - 521,4 млрд. рублей (0,8 % ВВП), в 2014 году – 143,6 млрд. рублей (0,2 % ВВП). При этом в источниках финансирования дефицита федерального бюджета предусматриваются ежегодные масштабные заимствования в основном на внутреннем рынке в млрд. рублей до 475,0 млрд. рублей. Одновременно в источниках финансирования дефицита федерального бюджета предусматривается увеличение Резервного фонда с 811,5 млрд. рублей в 2012 году до 3882,2 млрд. рублей в 2014 году, или в 4,8 раза.
Пополнение средств Резервного фонда планируется за счет нефтегазовых доходов в 2012 году в сумме 512,3 млрд. рублей, в 2013 году – 570,9 млрд. рублей, в 2014 году – 957,3 млрд. рублей. Формирование Резервного фонда регулируется статьей 24 законопроекта только на 2012 год.
В 2012 – 2014 годах предусматривается накопление средств Резервного фонда и к концу 2014 года объем Резервного фонда составит 3882,2 млрд. рублей, или 5,2 % ВВП.
Средства Фонда национального благосостояния в 2012-2014 годах планируется использовать в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан.
Фонд национального
Динамика средств Резервного фонда и ФНБ в 2010 – 2014 годах представлена в таблице 4.
Таблица 4 - Динамика средств Резервного фонда и ФНБ в 2010–2014 годах (млрд. рублей)
Показатели |
2010 год (отчет) |
2011 год (отчет) |
2012 год (оценка) |
2013 год (прогноз) |
2014 год (прогноз) |
Изменение 2014 года к 2011 году | |
млрд. рублей |
% | ||||||
Объем Резервного фонда на начало года |
1830,5 |
775,2 |
811,5 |
2 781,8 |
3 173,8 |
2398,6 |
309,4 |
% к ВВП |
4,1 |
1,5 |
1,3 |
4,2 |
4,3 |
||
Курсовая разница |
-67,5 |
-27,3 |
43,8 |
18,5 |
112,1 |
||
Пополнение средств Резервного фонда |
910,6 |
1090,4 |
|||||
увеличение средств Резервного фонда |
836,1 |
373,4 |
596,3 |
||||
Объем Резервного фонда на конец года |
343,7 |
1658,5 |
2 781,8 |
3 173,8 |
3 882,2 |
2223,7 |
134,1 |
% ВВП |
0,7 |
3,1 |
4,5 |
4,8 |
5,2 |
||
Объем ФНБ на начало года |
2769,0 |
2695,5 |
2 794,4 |
2 759,6 |
2 769,8 |
74,3 |
2,8 |
% ВВП |
6,1 |
5,1 |
4,6 |
4,1 |
3,7 |
||
Курсовая разница |
-70,4 |
-87,9 |
-27,3 |
15,9 |
80,9 |
||
Использование средств ФНБ |
|||||||
(софинансирование пенсионных |
|||||||
накоплений) |
-2,5 |
-3,4 |
-7,5 |
-5,7 |
-7,5 |
||
Объем ФНБ на конец года |
2696,1 |
2604,3 |
2 759,6 |
2 769,8 |
2 843,2 |
238,9 |
9,2 |
% ВВП |
6,0 |
4,9 |
4,5 |
4,2 |
3,8 |
Доходы от управления средствами фондов, зачисленные в федеральный бюджет, составят в 2012 году 61,7 млрд. рублей, в 2013 году – 63,2 млрд. рублей, в 2014 году – 71,4 млрд. рублей.
Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных заимствований и средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.
Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование и обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Правовой статус и порядок деятельности государственных внебюджетных фондов определяются федеральными законами.
Анализ основных проектируемых показателей бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации свидетельствует о существенном росте в прогнозируемом периоде как доходов, так и расходов указанных бюджетов. В 2014 году доходы и расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по сравнению с 2011 годом увеличатся на 47,9 % и на 48 % соответственно.
Доходы и расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в 2014 году по сравнению с 2011 годом увеличатся с 10,3 % ВВП до 11,2 % ВВП.
Рост основных параметров указанных бюджетов в основном связан с мероприятиями, проводимыми в ходе реформы здравоохранения.
Одним из основных приоритетов бюджетной политики в 2012 – 2014 годах остается обеспечение в полном объеме действующих и вновь принимаемых расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
В этих целях законопроектом предусматривается выделение из федерального бюджета существенных бюджетных ассигнований, в том числе на обеспечение сбалансированности пенсионной системы.
Обеспечение сбалансированности пенсионной системы является одной из наиболее серьезных проблем. В 2012 – 2014 годах сохраняется тенденция устойчивого роста расходов федерального бюджета на межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР).
Данные о межбюджетных трансфертах бюджету Пенсионного фонда представлены в таблице 5.
Таблица 5 - Межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда РФ, млрд. рублей
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год | ||||
закон |
в % к преды-дущему году |
проект |
в % к преды-дущему году |
проект |
в % к преды-дущему году | |||
Всего |
2534,5 |
2341,7 |
2893,2 |
123,5 |
3145,7 |
108,7 |
3121,7 |
99,2 |
в том числе на: |
||||||||
Пенсионное обеспечение |
2032,8 |
1 794,2 |
2287,0 |
127,5 |
2514,8 |
110,0 |
2459,4 |
97,8 |
из них: |
||||||||
Покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации |
1166,3 |
875,9 |
1075,1 |
122,7 |
1192,7 |
110,9 |
1300,6 |
109,0 |
Валоризация пенсионных прав граждан |
502,2 |
527,7 |
566,5 |
107,4 |
622,2 |
109,8 |
684,5 |
110,0 |
Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению |
252,8 |
278,4 |
291,3 |
104,7 |
318,7 |
109,4 |
360,4 |
113,1 |
Компенсация выпадающих доходов
в связи с установлением |
72,8 |
69,6 |
304,4 |
437,7 |
324,2 |
106,5 |
56,4 |
17,4 |
Федеральная социальная доплата к пенсии |
31,9 |
34,5 |
38,5 |
111,5 |
42,9 |
111,4 |
42,9 |
100,0 |
Возмещение расходов по нестраховым периодам |
4,1 |
3,2 |
3,6 |
115,0 |
4,1 |
114,0 |
4,7 |
112,7 |
Софинансирование формирования пенсионных накоплений |
2,5 |
5,0 |
7,5 |
150,0 |
10,0 |
133,3 |
10,0 |
100,0 |
Администрируе-мые расходы |
501,7 |
547,4 |
606,2 |
110,7 |
630,9 |
104,1 |
662,3 |
105,0 |
из них: |
||||||||
Осуществление ежемесячных денежных выплат |
343,8 |
365,3 |
378,5 |
103,6 |
397,6 |
105,0 |
417,3 |
105,0 |
Предоставление материнского (семейного) капитала |
102,0 |
120,8 |
162,7 |
134,7 |
164,1 |
100,9 |
171,3 |
104,4 |
Осуществление компенсационных выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособны-ми гражданами |
30,3 |
40,4 |
44,0 |
108,8 |
49,3 |
112,0 |
54,2 |
110,0 |
Дополнительное ежемесячное материальное обеспечение некоторым категориям граждан |
11,1 |
10,0 |
8,9 |
89,0 |
8,0 |
89,9 |
7,2 |
90,0 |
Выплата социального пособия на погребение |
0,2 |
0,2 |
0,26 |
114,1 |
0,3 |
108,7 |
0,3 |
108,2 |
Иные социальные выплаты |
14,5 |
10,7 |
11,9 |
111,1 |
11,7 |
98,6 |
12,0 |
102,4 |
Продолжение таблицы 5
Для выполнения в полном
объеме принятых обязательств по пенсионному
и социальному обеспечению
Также в связи с необходимостью обеспечения сбалансированности бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (ФСС), вызванной увеличением с 2010 года размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособий по уходу за ребенком и соответствующим ростом расходов на их выплату, предусматривается направить на покрытие дефицита бюджета ФСС средства федерального бюджета в 2012 году в сумме 84,5 млрд. рублей, в 2013 году – 33,5 млрд. рублей и в 2014 году – 57,3 млрд. рублей.
Общий объем доходов бюджета Фонда на 2013 год определен в сумме 590,2 млрд. рублей, на 2014 год – 662,5 млрд. рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 414,2 млрд. рублей и 478,2 млрд. рублей соответственно.
Компенсация выпадающих доходов
бюджетов государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации в связи
с установлением пониженных тарифов
страховых взносов
При формировании бюджетных
ассигнований федерального бюджета
в сфере социального
Основные направления
использования межбюджетных трансфертов
из федерального бюджета, передаваемых
бюджету Фонда социального
Таблица 6 - Межбюджетные трансферты
бюджету Фонда социального
2010 год |
2011 год |
2012 год (закон с учетом изменений) |
2013 год |
2014 год | |||
проект |
% к преды-дущему году |
проект |
% к преды-дущему году | ||||
Всего |
61,6 |
73,1 |
177,7 |
69,7 |
39,2 |
75,6 |
108,5 |
в том числе: |
|||||||
Покрытие дефицита бюджета Фонда |
84,5 |
33,5 |
39,6 |
57,3 |
171,0 | ||
Компенсация выпадающих доходов
бюджета Фонда в связи с
установлением пониженных тарифов
страховых взносов для |
0,0 |
4,8 |
22,5 |
23,6 |
104,9 |
5,6 |
23,7 |
Администрируемые расходы: |
61,6 |
68,3 |
70,7 |
12,6 |
17,9 |
12,7 |
100,8 |
Выплата пособий по уходу
за ребенком до достижения им возраста
полутора лет гражданам, не подлежащим
обязательному социальному |
45,8 |
49,3 |
52,3 |
55,1 |
105,3 |
57,8 |
104,9 |
Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации |
8,5 |
10,8 |
9,0 |
9,0 |
100,0 |
9,0 |
100,0 |
Средства федерального бюджета, передаваемые Фонду на выплату пособий при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию |
5,3 |
5,7 |
6,0 |
* |
* |
* |
* |
Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации |
1,2 |
1,4 |
1,9 |
1,7 |
89,4 |
1,6 |
94,1 |
Иные |
0,77 |
1,12 |
1,5 |
1,9 |
128,0 |
2,1 |
110,4 |
Примечание: * Бюджетные ассигнования
на указанные цели будут учтены в
предельных объемах бюджетных |
В общем объеме межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету ФСС, указанные расходы федерального бюджета составят в 2012-2014 годах 60,2 %, 57 % и 52 % соответственно. При этом за счет средств федерального бюджета будет обеспечены выплаты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 25,6 %, 22,2 % и 17,8 % общей их суммы, прогнозируемой ФСС на 2012 -2014 годы соответственно.
За счет средств федерального бюджета в 2012 – 2014 годах продолжится выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию. В 2012 году на указанные выплаты предусматривается направить 52 298,0 млн. рублей, что на 2 964,4 млн. рублей (на 6 %) больше, чем в 2011 году, а их доля составит 29,4 % общего объема межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету ФСС.
В 2013 – 2014 годах с учетом прогнозируемого уровня инфляции на эти цели будет направлено 55 174,4 млн. рублей и 57 868,8 млн. рублей соответственно.
В 2012 году действует временный
порядок выплаты
Таким образом, в 2012 – 2014 годах сохранится проблема обеспечения сбалансированности бюджетов ПФР и ФСС и потребность указанных фондов в значительных бюджетных ассигнованиях из федерального бюджета на эти цели.
Основные параметры бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов характеризуются общей тенденцией их роста. Объемы доходов и расходов указанных бюджетов в 2014 году увеличатся до 1 168,8 млрд. рублей, и превысят показатели 2011 года на 38,5 %. Основной объем трансфертов бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования представлен в таблице 7.
Таблица 7 - Межбюджетные трансферты бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования, млрд. рублей
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год | ||||
закон |
в % к преды-дущему году |
проект |
в % к преды-дущему году |
проект |
в % к преды-дущему году | ||
Всего |
21,2 |
51,8 |
245,1 |
50,4 |
97,3 |
18,8 |
37,3 |
в том числе: |
|||||||
Компенсация выпадающих доходов
бюджета Фонда в связи с
установлением пониженных тарифов
страховых взносов для |
16,3 |
46,9 |
288,7 |
50,4 |
107,5 |
18,8 |
37,3 |
Администрируемые расходы: |
4,9 |
4,9 |
100,0 |
- |
- |
- |
- |
Проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации |
0,9 |
0,9 |
100,0 |
- |
- |
- |
- |
Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан |
4,0 |
4,0 |
100,0 |
- |
- |
- |
- |