Биджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

В рыночной экономике в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Это подтвердили события в мире, обусловленные экономическим кризисом, когда для выхода из него в крупных масштабах были использованы бюджетные средства всех государств. Все это определяет актуальность выбранной темы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Бюджетное устройство и бюджетная система РФ…………………...5
Понятие и сущность бюджетной системы………………………5
Бюджетное устройство РФ…………………………………….…9
Принципы бюджетного устройства РФ………………………..11
Бюджетный федерализм………………………………………...15
Особенности бюджетного процесса в РФ……………………………19
Понятие и принципы бюджетного процесса……………….….19
Этапы бюджетного процесса……………………………...……24
Анализ структуры федерального бюджета и внебюджетных фондов за 2010-2012 годы и основных направлений их развития на плановый период 2013 и 2014 годов…………………………………..……..36
Анализ структуры федерального бюджета за 2010-2012 годы и основные направления развития на плановый период 2013 и 2014 годов…………………………………………………………………………...…36
Динамика объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета во внебюджетные фонды…………………………..48
Заключение……………………………………………………………………...…58
Список используемых источников…………………………………….……….59

Файлы: 1 файл

Финансы КР.docx

— 330.65 Кб (Скачать файл)

В условиях дефицита федерального бюджета повышается актуальность системы  мер, связанных с необходимостью модернизации управления общественными финансами, в первую очередь с повышением эффективности бюджетных расходов и бюджетной дисциплины, усилением контроля за использованием государственных средств

Дефицит федерального бюджета  на 2012 год предусмотрен в размере  135,1 млрд. рублей, или 0,2 % ВВП, в 2013 году - 521,4 млрд. рублей (0,8 % ВВП), в 2014 году – 143,6 млрд. рублей (0,2 % ВВП). При этом в источниках финансирования дефицита федерального бюджета предусматриваются ежегодные масштабные заимствования в основном на внутреннем рынке в млрд. рублей до 475,0 млрд. рублей. Одновременно в источниках финансирования дефицита федерального бюджета предусматривается увеличение Резервного фонда с 811,5 млрд. рублей в 2012 году до 3882,2 млрд. рублей в 2014 году, или в 4,8 раза.

Пополнение средств Резервного фонда планируется за счет нефтегазовых доходов в 2012 году в сумме 512,3 млрд. рублей, в 2013 году – 570,9 млрд. рублей, в 2014 году – 957,3  млрд.  рублей.   Формирование Резервного фонда регулируется статьей 24 законопроекта только на 2012 год.

В 2012 – 2014 годах предусматривается  накопление средств Резервного фонда  и к концу 2014 года объем Резервного фонда составит 3882,2 млрд. рублей, или 5,2 % ВВП.

Средства Фонда национального  благосостояния в 2012-2014 годах планируется  использовать в объеме, равном софинансированию формирования пенсионных накоплений граждан.

Фонд национального благосостояния на конец 2014 года составит 2843,2 млрд. рублей, или увеличится на 238,9 млрд. рублей по сравнению с 2011 годом.

Динамика средств Резервного фонда и ФНБ в 2010 – 2014 годах представлена в таблице 4.

Таблица 4 - Динамика средств Резервного фонда и ФНБ в 2010–2014 годах (млрд. рублей)

 

Показатели

2010

год

(отчет)

2011

год

(отчет)

2012

год (оценка)

2013

год (прогноз)

2014

год

(прогноз)

Изменение 2014

года к 2011 году

млрд.

рублей

%

Объем Резервного фонда на начало года

1830,5

775,2

811,5

2 781,8

3 173,8

2398,6

309,4

% к ВВП

4,1

1,5

1,3

4,2

4,3

   

Курсовая разница

-67,5

-27,3

43,8

18,5

112,1

   

Пополнение средств Резервного фонда

 

910,6

1090,4

       

увеличение средств Резервного фонда

   

836,1

373,4

596,3

   

Объем Резервного фонда на конец года

343,7

1658,5

2 781,8

3 173,8

3 882,2

2223,7

134,1

% ВВП

0,7

3,1

4,5

4,8

5,2

   

Объем ФНБ на начало года

2769,0

2695,5

2 794,4

2 759,6

2 769,8

74,3

2,8

% ВВП

6,1

5,1

4,6

4,1

3,7

   

Курсовая разница

-70,4

-87,9

-27,3

15,9

80,9

   

Использование средств ФНБ

             

(софинансирование пенсионных

             

накоплений)

-2,5

-3,4

-7,5

-5,7

-7,5

   

Объем ФНБ на конец года

2696,1

2604,3

2 759,6

2 769,8

2 843,2

238,9

9,2

% ВВП

6,0

4,9

4,5

4,2

3,8

   

 

 

Доходы от управления средствами фондов, зачисленные в федеральный  бюджет, составят в 2012 году 61,7 млрд. рублей, в 2013 году – 63,2 млрд. рублей, в 2014 году – 71,4 млрд. рублей.

Финансирование дефицита федерального бюджета будет осуществляться преимущественно за счет государственных  заимствований и средств, поступающих  от приватизации федеральной собственности.

 

 

    1.  Динамика объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета во внебюджетные фонды

 

 

Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование и обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Правовой статус и порядок деятельности государственных внебюджетных фондов определяются федеральными законами.

Анализ основных проектируемых  показателей бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  свидетельствует о существенном росте в прогнозируемом периоде как доходов, так и расходов указанных бюджетов. В 2014 году доходы и расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации по сравнению с 2011 годом увеличатся на 47,9 % и на 48 % соответственно.

Доходы и расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в 2014 году по сравнению  с 2011 годом увеличатся с 10,3 % ВВП до 11,2 % ВВП.

Рост основных параметров указанных бюджетов в основном связан с мероприятиями, проводимыми в  ходе реформы здравоохранения.

Одним из основных приоритетов бюджетной политики в 2012 – 2014 годах остается обеспечение в полном объеме действующих и вновь принимаемых расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

В этих целях законопроектом предусматривается выделение из федерального бюджета существенных бюджетных ассигнований, в том числе на обеспечение сбалансированности пенсионной системы.

Обеспечение сбалансированности пенсионной системы является одной из наиболее серьезных проблем. В 2012 – 2014 годах сохраняется тенденция устойчивого роста расходов федерального бюджета на межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР).

Данные о межбюджетных трансфертах бюджету Пенсионного фонда представлены в таблице 5.

 

Таблица 5 - Межбюджетные трансферты бюджету Пенсионного фонда РФ, млрд. рублей

 

 

2010 год

2011 год 

2012 год

2013 год

2014 год

закон

в % к преды-дущему году

проект

в % к преды-дущему году

проект

в % к преды-дущему году

Всего

2534,5

2341,7

2893,2

123,5

3145,7

108,7

3121,7

99,2

в том числе на:

               

Пенсионное обеспечение

2032,8

1 794,2

2287,0

127,5

2514,8

110,0

2459,4

97,8

из них:

               

Покрытие дефицита бюджета  Пенсионного фонда Российской Федерации

1166,3

875,9

1075,1

122,7

1192,7

110,9

1300,6

109,0

Валоризация пенсионных прав граждан

502,2

527,7

566,5

107,4

622,2

109,8

684,5

110,0

Выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению

252,8

278,4

291,3

104,7

318,7

109,4

360,4

113,1

Компенсация выпадающих доходов  в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

72,8

69,6

304,4

437,7

324,2

106,5

56,4

17,4


Федеральная социальная доплата  к пенсии

31,9

34,5

38,5

111,5

42,9

111,4

42,9

100,0

Возмещение расходов по нестраховым периодам

4,1

3,2

3,6

115,0

4,1

114,0

4,7

112,7

Софинансирование формирования пенсионных накоплений

2,5

5,0

7,5

150,0

10,0

133,3

10,0

100,0

Администрируе-мые расходы

501,7

547,4

606,2

110,7

630,9

104,1

662,3

105,0

из них:

               

Осуществление ежемесячных  денежных выплат

343,8

365,3

378,5

103,6

397,6

105,0

417,3

105,0

Предоставление материнского (семейного) капитала

102,0

120,8

162,7

134,7

164,1

100,9

171,3

104,4

Осуществление компенсационных  выплат лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособны-ми гражданами

30,3

40,4

44,0

108,8

49,3

112,0

54,2

110,0

Дополнительное ежемесячное  материальное обеспечение некоторым  категориям граждан

11,1

10,0

8,9

89,0

8,0

89,9

7,2

90,0

Выплата социального пособия  на погребение

0,2

0,2

0,26

114,1

0,3

108,7

0,3

108,2

Иные социальные выплаты

14,5

10,7

11,9

111,1

11,7

98,6

12,0

102,4





Продолжение таблицы 5

 

Для выполнения в полном объеме принятых обязательств по пенсионному  и социальному обеспечению населения  из федерального бюджета бюджету  ПФР предусматривается увеличить  межбюджетные трансферты с 2 893,2 млрд. рублей в 2012 году до 3 121,7 млрд. рублей в 2014 году, что составляет 47,5 % общих расходов бюджета ПФР. Сбалансированность бюджета ПФР в основном обеспечивается за счет выделения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на покрытие его дефицита, объем которого составит в 2012 году 1 075,1 млрд. рублей, в 2013 году – 1 192,7 млрд. рублей, в 2014 году -1 300,6 млрд. рублей (1,8 % ВВП).

Также в связи с необходимостью обеспечения сбалансированности бюджета  Фонда социального страхования  Российской Федерации (ФСС), вызванной  увеличением с 2010 года размеров пособий  по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособий по уходу за ребенком и соответствующим ростом расходов на их выплату, предусматривается направить на покрытие дефицита бюджета ФСС средства федерального бюджета в 2012 году в сумме 84,5 млрд. рублей, в 2013 году – 33,5 млрд. рублей и в 2014 году – 57,3 млрд. рублей.

Общий объем доходов бюджета  Фонда на 2013 год определен в  сумме 590,2 млрд. рублей, на 2014 год – 662,5 млрд. рублей, в том числе по обязательному  социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и  в связи с материнством в сумме 414,2 млрд. рублей и 478,2 млрд. рублей соответственно.

Компенсация выпадающих доходов  бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи  с установлением пониженных тарифов  страховых взносов осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, передаваемых в бюджеты  этих фондов.

При формировании бюджетных  ассигнований федерального бюджета  в сфере социального обеспечения  в 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов финансово обеспечено исполнение в полном объеме законодательно установленных  публично-нормативных и иных социально-значимых обязательств, в том числе по выплате  социальных пособий и компенсаций.  

Основные направления  использования межбюджетных трансфертов  из федерального бюджета, передаваемых бюджету Фонда социального страхования  Российской Федерации представлены в таблице 6.

Таблица 6 - Межбюджетные трансферты бюджету Фонда социального страхования  Российской Федерации

 

 

2010 год

2011 год

2012 год (закон с учетом  изменений)

2013 год

2014 год

проект

% к преды-дущему  году

проект

% к преды-дущему  году

 

Всего

61,6

73,1

177,7

69,7

39,2

75,6

108,5

в том числе:

             

Покрытие дефицита бюджета  Фонда

   

84,5

33,5

39,6

57,3

171,0

Компенсация выпадающих доходов  бюджета Фонда в связи с  установлением пониженных тарифов  страховых взносов для отдельных  категорий плательщиков

0,0

4,8

22,5

23,6

104,9

5,6

23,7

Администрируемые расходы:

61,6

68,3

70,7

12,6

17,9

12,7

100,8

Выплата пособий по уходу  за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию

45,8

49,3

52,3

55,1

105,3

57,8

104,9

Обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации

8,5

10,8

9,0

9,0

100,0

9,0

100,0

Средства федерального бюджета, передаваемые Фонду на выплату пособий  при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному  страхованию

5,3

5,7

6,0

*

*

*

*

Пособие по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию  радиации

1,2

1,4

1,9

1,7

89,4

1,6

94,1

Иные

0,77

1,12

1,5

1,9

128,0

2,1

110,4

Примечание: * Бюджетные ассигнования на указанные цели будут учтены в  предельных объемах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству труда  и социальной защиты Российской Федерации


 

В общем объеме межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету  ФСС, указанные расходы федерального бюджета составят в 2012-2014 годах 60,2 %, 57 % и 52 % соответственно. При этом за счет средств федерального бюджета будет обеспечены выплаты по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 25,6 %, 22,2 % и 17,8 % общей их суммы, прогнозируемой ФСС на 2012 -2014 годы соответственно.

За счет средств федерального бюджета в 2012 – 2014 годах продолжится  выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию. В 2012 году на указанные выплаты предусматривается направить 52 298,0 млн. рублей, что на 2 964,4 млн. рублей (на 6 %) больше, чем в 2011 году, а их доля составит 29,4 % общего объема межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджету ФСС.

В 2013 – 2014 годах с учетом прогнозируемого уровня инфляции на эти цели будет направлено 55 174,4 млн. рублей и 57 868,8 млн. рублей соответственно.

В 2012 году действует временный  порядок выплаты государственных  пособий лицам, не подлежащим обязательному  социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и  в связи с материнством, а также  уволенным (прекратившим деятельность, полномочия) в установленном порядке, согласно которому средства, направляемые из бюджета Фонда учреждениям  социальной защиты населения, подлежат зачислению на счета, на которых учитываются  операции со средствами, поступающими во временное распоряжение.

Таким образом, в 2012 – 2014 годах сохранится проблема обеспечения сбалансированности бюджетов ПФР и ФСС и потребность указанных фондов в значительных бюджетных ассигнованиях из федерального бюджета на эти цели.

Основные параметры бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов характеризуются общей тенденцией их роста. Объемы доходов и расходов указанных бюджетов в 2014 году увеличатся до 1 168,8 млрд. рублей, и превысят показатели 2011 года на 38,5 %. Основной объем трансфертов бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования представлен в таблице 7.

 

Таблица 7 - Межбюджетные трансферты бюджету Федерального фонда обязательного медицинского страхования, млрд. рублей

 

 

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

закон

в % к преды-дущему году

проект

в % к преды-дущему году

проект

в % к преды-дущему году

Всего

21,2

51,8

245,1

50,4

97,3

18,8

37,3

в том числе:

             

Компенсация выпадающих доходов  бюджета Фонда в связи с  установлением пониженных тарифов  страховых взносов для отдельных  категорий плательщиков

16,3

46,9

288,7

50,4

107,5

18,8

37,3

Администрируемые расходы:

4,9

4,9

100,0

-

-

-

-

Проведение диспансеризации  пребывающих в стационарных учреждениях  детей-сирот и детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации

0,9

0,9

100,0

-

-

-

-

Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан

4,0

4,0

100,0

-

-

-

-

Информация о работе Биджетная система РФ