Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 23:20, курсовая работа
В рыночной экономике в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Это подтвердили события в мире, обусловленные экономическим кризисом, когда для выхода из него в крупных масштабах были использованы бюджетные средства всех государств. Все это определяет актуальность выбранной темы.
Введение……………………………………………………………………………..3
Бюджетное устройство и бюджетная система РФ…………………...5
Понятие и сущность бюджетной системы………………………5
Бюджетное устройство РФ…………………………………….…9
Принципы бюджетного устройства РФ………………………..11
Бюджетный федерализм………………………………………...15
Особенности бюджетного процесса в РФ……………………………19
Понятие и принципы бюджетного процесса……………….….19
Этапы бюджетного процесса……………………………...……24
Анализ структуры федерального бюджета и внебюджетных фондов за 2010-2012 годы и основных направлений их развития на плановый период 2013 и 2014 годов…………………………………..……..36
Анализ структуры федерального бюджета за 2010-2012 годы и основные направления развития на плановый период 2013 и 2014 годов…………………………………………………………………………...…36
Динамика объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета во внебюджетные фонды…………………………..48
Заключение……………………………………………………………………...…58
Список используемых источников…………………………………….……….59
Основной принцип исполнения бюджета - принцип единства кассы. Он предусматривает зачисление всех поступающих доходов и средств заимствования на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов и платежей с единого бюджетного счета. Кассовое исполнение бюджета осуществляется учреждениями банков, в которых открыты счета соответствующего бюджета [8, c. 377].
В России с 1 января 2005 г. устанавливается казначейское исполнение бюджетов. Преимущества такой системы состоят в том, что обеспечивается единство кассы, оперативное получение необходимой информации, возможность оперативного управления и контроля. Однако, такое исполнение бюджета требует создания соответствующей инфраструктуры, дополнительной подготовки кадров и др.
Основная роль в этом процессе принадлежит Федеральному казначейству Министерства финансов Российской Федерации. Осуществление бюджетных операций через счета Казначейства позволяет обеспечить полный учет и контроль каждого этапа исполнения бюджета. В Казначействе открывают лицевые счета для каждого главного распорядителя и получателя бюджетных средств. Федеральное казначейство регистрирует все бюджетные операции в Главной книге казначейства и ведет сводный реестр бюджетополучателей.
За исполнение доходной части бюджета отвечают федеральная налоговая служба и Государственный таможенный комитет (и их органы на местах), которые, помимо сбора налогов и других платежей в бюджет, обязаны представлять информацию об исполнении бюджетов в Казначейство, а также органы, распоряжающиеся государственным (муниципальным) имуществом.
Бюджеты по расходам исполняются в
пределах фактического наличия бюджетных
средств на едином счете бюджета
с соблюдением процедур санкционирования
и финансирования. Основные этапы
санкционирования: составление и
утверждение бюджетной росписи (в
течение 17 дней со дня утверждения
бюджета), утверждение и доведение
уведомлений о бюджетных
Исполнить бюджет по расходам – значит
профинансировать расходы, предусмотренные
в бюджете, в соответствии с бюджетной
росписью. При анализе исполнения
расходной части бюджета
Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение объема поступлений доходов в бюджет, то вводится режим сокращения расходов до 5% - решением руководителя финансового органа, от 5 до 10 % - органа исполнительной власти, свыше 10 % - законом (решением), принимаемым органом законодательной (представительной) власти. Если нет такого решения, исполнительный орган вправе самостоятельно произвести пропорциональное сокращение расходов.
Уполномоченный исполнительный орган представляет ежеквартальные, полугодовые и годовые отчеты об исполнении бюджета в представительный, контрольный орган и Казначейство. Годовой отчет подлежит утверждению представительным органом.
Важнейшей задачей исполнения бюджета является обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других доходов. Завершается исполнение бюджета 31 декабря.
Четвертый этап – составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.
Рассмотрение и утверждение
отчета об исполнении бюджетов является
одной из форм финансового контроля,
осуществляемого
Для контроля за исполнением бюджета
ФС РФ образует специальный орган -
Счетную палату (данный орган участвует
также в предварительном
Отчет об исполнении федерального бюджета представляется в Государственную Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:
- отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ;
- отчетами МФ РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных государственных гарантиях;
- отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам;
- отчетом о доходах, полученных от использования госимущества;
- сводными отчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг;
- годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;
- реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;
- отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.
Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный год в течение 1,5 месяцев после представления отчета в Госдуму, используя материалы и результаты проведенных проверок и ревизий. Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяцев после получения заключения Счетной палаты.
При рассмотрении отчета Государственная Дума заслушивает:
1) доклад руководителя
2) доклад Министра финансов об исполнении бюджета;
3) доклад Генерального прокурора Российской Федерации о соблюдении законности в области бюджетного законодательства;
4) заключение Председателя Счетной палаты Российской Федерации.
По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и Заключения Счетной палаты Российской Федерации Государственная Дума принимает одно из следующих решений: об утверждении отчета либо о его отклонении. Руководители и аудиторы Счетной палаты в случае установления фактов недостоверности и неполноты сведений, содержащихся в заключениях, должны понести наказания вплоть до освобождения от занимаемых должностей.
3 Анализ структуры федерального бюджета и внебюджетных фондов за 2010-2012 годы и основных направлений их развития на плановый период 2013 и 2014 годов
3.1 Анализ структуры федерального бюджета за 2010-2012 годы и основные направления развития на плановый период 2013 и 2014 годов
Федеральный бюджет – центральное звено бюджетной системы, обеспечивающее финансирование общенациональных задач и функций. Он является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах государства в целом.
На федеральном уровне происходит формирование основных направлений проводимой бюджетной политики в стране, выбор бюджетных приоритетов, определение основных принципов функционирования бюджетной системы страны.
Средства федерального бюджета
являются основным источником финансирования
структурной перестройки
Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств РФ.
Основные параметры
В таблице 1 представлены основные параметры федерального бюджета за 2010-2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.
Таблица 1 – Основные параметры федерального бюджета на период 2010-2014 гг.
Показатель |
2010 (отчет) |
2011 (отчет) |
2012 (оценка) |
2013 (проект) |
2014 (проект) |
Млрд. руб. | |||||
Доходы, всего |
8 305,4 |
11 367,7 |
12 682,7 |
12 865,9 |
14 063,4 |
В том числе: |
|||||
нефтегазовые |
3 830,7 |
5 641,8 |
6 408,7 |
5 925,5 |
6 279,3 |
ненефтегазовые |
4 474,7 |
5 725,9 |
6 274,0 |
6 940,4 |
7 784,1 |
Расходы, всего |
10 117,5 |
11 019,4 |
12 656,4 |
13 730,6 |
14 582,9 |
В том числе: |
|||||
Обслуживание государственного долга |
280,3 |
266,6 |
388,4 |
482,3 |
579,2 |
Условно утвержденные расходы |
- |
- |
- |
343,3 |
833,6 |
Дефицит |
-1 812,1 |
192,0 |
-135,1 |
-521,4 |
-143,6 |
% к ВВП | |||||
Доходы, всего |
18,5 |
20,8 |
20,7 |
19,3 |
19,0 |
В том числе |
|||||
нефтегазовые |
8,5 |
10,3 |
10,5 |
8,9 |
8,5 |
ненефтегазовые |
10,0 |
10,5 |
10,2 |
10,4 |
10,5 |
Расходы, всего |
22,5 |
20,7 |
21,6 |
21,2 |
20,1 |
В том числе |
|||||
Обслуживание государственного долга |
0,4 |
0,5 |
0,7 |
0,7 |
0,8 |
Условно утвержденные расходы |
- |
- |
- |
0,5 |
1,1 |
Дефицит |
-4,0 |
0,4 |
-0,2 |
-0,8 |
-0,2 |
Из данных, приведенных в таблице 1, следует, что в 2012-2014 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 20,8% к ВВП в 2011 году до 19,0 % в 2014 году. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 10,5% к ВВП в 2012 году до 8,5% к ВВП в 2014 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2012 годом на 0,3% к ВВП и в 2014 году достигают 10,5% к ВВП.
Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012-2014 годах по отношению к 2011 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.
В 2013 - 2014 годах по сравнению с 2012 годом прогнозируется снижение нефтегазовых доходов в процентах к ВВП и их доли в общем объеме доходов, связанное со снижением цены на нефть марки «Юралс» и налогооблагаемых объемов нефти и нефтепродуктов, объемов добычи газа природного, а также более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста курса доллара США по отношению к рублю.
Формирование доходов федерального бюджета, в соответствии с приложением Б, на 2013 – 2014 годы осуществляется в условиях изменений, вносимых в налоговое, бюджетное и таможенное законодательство, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, которые приведут к уменьшению доходов федерального бюджета в 2013 году на 238,1 млрд. рублей, или на 0,4 % ВВП, в 2014 году – на 277,8 млрд. рублей, или на 0,4 % ВВП.
Указанные изменения обусловлены снижением с 2013 года средневзвешенных ставок таможенных пошлин в связи с вступлением Российской Федерации в ВТО, снижением фиксированной ставки таможенных сборов за таможенные операции при вывозе товаров; индексацией ставок НДПИ на газ горючий природный с 2013 года; индексацией специфических ставок акцизов на нефтепродукты с 2013 года.
Структура доходов федерального бюджета в 2010 – 2014 годах представлена в таблице 2.
Прирост доходов федерального бюджета в 2014 году по сравнению с 2012 годом составит 1 380,7 млрд. рублей, или 10,9 %. В 2013 году по сравнению с предыдущим годом доходы увеличатся на 183,2 млрд. рублей, или на 1,4 %, в 2014 году увеличатся на 1 197,5 млрд. рублей, или на 9,3 %.
Таблица 2 – Структура доходов федерального бюджета в 2010 – 2014 годах (млрд. рублей)
2010 год |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
2014 год | |||||||
Показатели |
отчет |
%к |
отчет |
%к |
оценка |
%к |
прогноз |
% к |
прогноз |
%к | |
ВВП |
ВВП |
ВВП |
ВВП |
ВВП | |||||||
Доходы, всего |
8305,4 |
18,5 |
11367,7 |
20,8 |
12682,7 |
20,7 |
12865,9 |
19,3 |
14063,4 |
19,0 | |
в том числе: |
|||||||||||
нефтегазовые |
3830,6 |
8,5 |
5641,8 |
10,3 |
6408,7 |
10,5 |
5925,5 |
8,9 |
6279,3 |
8,5 | |
доходы |
|||||||||||
доля в общем |
46,1 |
- |
49,6 |
- |
50,5 |
- |
46,1 |
- |
44,6 |
- | |
объеме доходов, % |
|||||||||||
НДПИ |
1361,2 |
3 |
1988,5 |
3,6 |
2399,7 |
3,9 |
2339,9 |
3,5 |
2549,3 |
3,4 | |
таможенные |
2469,4 |
5,5 |
3653,3 |
6,7 |
4009,1 |
6,5 |
3585,6 |
5,4 |
3730,0 |
5,0 | |
пошлины |
|||||||||||
ненефтегазовые |
4474,7 |
10,0 |
5725,9 |
10,5 |
6274,0 |
10,2 |
6940,4 |
10,4 |
7784,1 |
10,5 | |
доходы |
|||||||||||
доля в общем |
53,9 |
- |
50,4 |
- |
49,5 |
- |
53,9 |
- |
55,4 |
- | |
объеме доходов, % |
|||||||||||
НДС |
2498,2 |
5,6 |
250,4 |
6,0 |
3581,1 |
5,8 |
4098,8 |
6,2 |
4692,4 |
6,3 | |
налог на прибыль |
255 |
0,6 |
342,6 |
0,6 |
378,3 |
0,6 |
445,4 |
0,7 |
493,3 |
0,7 | |
организаций |
|||||||||||
акцизы |
143,9 |
0,3 |
278,4 |
0,5 |
383,3 |
0,6 |
573,8 |
0,9 |
743,0 |
1,0 | |
НДПИ |
15,4 |
0,03 |
19,1 |
0,0 |
18,8 |
0,0 |
18,4 |
0,0 |
19,3 |
0,0 | |
(без нефтегазовых |
|||||||||||
доходов) |
|||||||||||
Таможенные пошлины |
626,2 |
1,4 |
840,3 |
1,5 |
882,8 |
1,4 |
813,3 |
1,2 |
824,0 |
1,1 | |
(без нефтегазовых |
|||||||||||
доходов) |