Биджетная система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 23:20, курсовая работа

Описание работы

В рыночной экономике в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Это подтвердили события в мире, обусловленные экономическим кризисом, когда для выхода из него в крупных масштабах были использованы бюджетные средства всех государств. Все это определяет актуальность выбранной темы.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
Бюджетное устройство и бюджетная система РФ…………………...5
Понятие и сущность бюджетной системы………………………5
Бюджетное устройство РФ…………………………………….…9
Принципы бюджетного устройства РФ………………………..11
Бюджетный федерализм………………………………………...15
Особенности бюджетного процесса в РФ……………………………19
Понятие и принципы бюджетного процесса……………….….19
Этапы бюджетного процесса……………………………...……24
Анализ структуры федерального бюджета и внебюджетных фондов за 2010-2012 годы и основных направлений их развития на плановый период 2013 и 2014 годов…………………………………..……..36
Анализ структуры федерального бюджета за 2010-2012 годы и основные направления развития на плановый период 2013 и 2014 годов…………………………………………………………………………...…36
Динамика объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета во внебюджетные фонды…………………………..48
Заключение……………………………………………………………………...…58
Список используемых источников…………………………………….……….59

Файлы: 1 файл

Финансы КР.docx

— 330.65 Кб (Скачать файл)

Основной принцип исполнения бюджета - принцип единства кассы. Он предусматривает  зачисление всех поступающих доходов  и средств заимствования на единый бюджетный счет и осуществление  всех предусмотренных расходов и  платежей с единого бюджетного счета. Кассовое исполнение бюджета осуществляется учреждениями банков, в которых открыты  счета соответствующего бюджета [8,   c. 377].

В России с 1 января 2005 г. устанавливается  казначейское исполнение бюджетов. Преимущества такой системы состоят в том, что обеспечивается единство кассы, оперативное получение необходимой информации, возможность оперативного управления и контроля. Однако, такое исполнение бюджета требует создания соответствующей инфраструктуры, дополнительной подготовки кадров и др.

Основная роль в этом процессе принадлежит  Федеральному казначейству Министерства финансов Российской Федерации. Осуществление  бюджетных операций через счета  Казначейства позволяет обеспечить полный учет и контроль каждого этапа  исполнения бюджета. В Казначействе открывают лицевые счета для  каждого главного распорядителя  и получателя бюджетных средств. Федеральное казначейство  регистрирует все бюджетные операции в Главной книге казначейства и ведет сводный реестр бюджетополучателей.

За исполнение доходной части бюджета  отвечают федеральная налоговая  служба и Государственный таможенный комитет (и их органы на местах), которые, помимо сбора налогов и других платежей в бюджет, обязаны представлять информацию об исполнении бюджетов в Казначейство, а также органы, распоряжающиеся государственным (муниципальным) имуществом.

Бюджеты по расходам исполняются в  пределах фактического наличия бюджетных  средств на едином счете бюджета  с соблюдением процедур санкционирования и финансирования. Основные этапы  санкционирования: составление и  утверждение бюджетной росписи (в  течение 17 дней со дня утверждения  бюджета), утверждение и доведение  уведомлений о бюджетных ассигнованиях  до распорядителей и бюджетополучателей, утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств  и бюджетным учреждениям, утверждение  и доведение уведомлений о  лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и бюджетополучателей, принятие денежных обязательств бюджетополучателями, подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных  средств.

Исполнить бюджет по расходам – значит профинансировать расходы, предусмотренные  в бюджете, в соответствии с бюджетной  росписью. При анализе исполнения расходной части бюджета подводятся итоги исполнения бюджета в целом, по видам расходов, по нижестоящим  бюджетам, по отдельным разделам, видам  бюджетных учреждений, статьям затрат. Выясняются возможности более экономного использования ассигнований, проверяется  целевой характер расходования бюджетных  средств, оценивается степень удовлетворения потребностей учреждений в средствах [11, c. 289].

Если в процессе исполнения бюджета  происходит снижение объема поступлений  доходов в бюджет, то вводится режим  сокращения расходов до      5% - решением руководителя финансового органа, от 5 до 10 % - органа исполнительной власти, свыше 10 % - законом (решением), принимаемым органом законодательной (представительной) власти. Если нет такого решения, исполнительный орган вправе самостоятельно произвести пропорциональное сокращение расходов.

Уполномоченный исполнительный орган  представляет ежеквартальные, полугодовые  и годовые отчеты об исполнении бюджета  в представительный, контрольный  орган и Казначейство. Годовой  отчет подлежит утверждению представительным органом.

Важнейшей задачей исполнения бюджета  является   обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других доходов. Завершается исполнение бюджета 31 декабря.

Четвертый этап – составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение.

Рассмотрение и утверждение  отчета об исполнении бюджетов является одной из форм финансового контроля, осуществляемого законодательными (представительными) органами власти (последующий  контроль срок 6 месяцев).

Для контроля за исполнением бюджета  ФС РФ образует специальный орган - Счетную палату (данный орган участвует  также в предварительном контроле, т.е. при рассмотрении и утверждении  проекта федерального бюджета). Отчет  об исполнении бюджета готовит орган, исполняющий бюджет, на основании  отчетов главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных  средств. Ответственным за составление  отчета об исполнении федерального бюджета  является Министерство финансов РФ [8, c. 381].

Отчет об исполнении федерального бюджета  представляется в Государственную  Думу и Счетную палату Правительством РФ в форме федерального закона не позднее 1 июня вместе с отчетами об исполнении внебюджетных фондов и следующими документами и материалами:

- отчетом о расходовании средств резервных фондов Правительства и Президента РФ;

- отчетами МФ РФ и иных уполномоченных органов о предоставлении и погашении бюджетных ссуд и кредитов и о предоставленных государственных гарантиях;

- отчетом о внутренних и внешних заимствованиях РФ по их видам;

- отчетом о доходах, полученных от использования госимущества;

- сводными отчетами о выполнении плановых заданий по предоставлению государственных (муниципальных) услуг;

- годовыми отчетными сметами доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;

- реестром федеральной государственной собственности и отчетом о состоянии внешнего и внутреннего долга РФ на первый и последний день отчетного финансового года;

- отчетом Федерального казначейства о рассмотренных делах и наложенных взысканиях за нарушения бюджетного законодательства.

Счетная палата проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета  за отчетный год в течение 1,5 месяцев  после представления отчета в  Госдуму, используя материалы и  результаты проведенных проверок и  ревизий. Государственная Дума рассматривает  отчет об исполнении федерального бюджета  в течение 1,5 месяцев после получения  заключения Счетной палаты.

При рассмотрении отчета Государственная  Дума заслушивает:

1) доклад руководителя Казначейства  об исполнении федерального бюджета;

2)    доклад Министра финансов об исполнении бюджета;

3)   доклад Генерального прокурора Российской Федерации о соблюдении законности в области бюджетного законодательства;

4)    заключение Председателя Счетной палаты Российской Федерации.

По итогам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета и  Заключения Счетной палаты Российской Федерации Государственная Дума принимает одно из следующих решений: об утверждении отчета либо о его  отклонении. Руководители и аудиторы Счетной палаты в случае установления фактов недостоверности и неполноты  сведений, содержащихся в заключениях, должны понести наказания вплоть до освобождения от занимаемых должностей.

 

3 Анализ структуры федерального бюджета и внебюджетных фондов за 2010-2012 годы и основных направлений их развития на плановый период 2013 и 2014 годов

 

3.1 Анализ структуры федерального бюджета за 2010-2012 годы и основные направления развития на плановый период 2013 и 2014 годов

 

 

Федеральный бюджет – центральное звено бюджетной системы, обеспечивающее финансирование общенациональных задач и функций. Он является основным инструментом перераспределения ВВП и национального дохода в масштабах государства в целом.

На федеральном уровне происходит формирование основных направлений проводимой бюджетной политики в стране, выбор бюджетных приоритетов, определение основных принципов функционирования бюджетной системы страны.

Средства федерального бюджета  являются основным источником финансирования структурной перестройки экономики, развития перспективных направлений производства, освоения новых месторождений и новых технологий.

Федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов РФ предназначены для исполнения расходных обязательств РФ.

Основные параметры федерального бюджета формируются на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и соответствуют основным положениям Бюджетного послания (приложение В).

В таблице 1 представлены основные параметры федерального бюджета  за 2010-2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов.

 

Таблица 1 – Основные параметры  федерального  бюджета на период 2010-2014 гг.

 

 

Показатель

2010 (отчет)

2011

(отчет)

2012 (оценка)

2013 (проект)

2014 (проект)

Млрд. руб.

Доходы, всего 

8 305,4

11 367,7

12 682,7

12 865,9

14 063,4

В том числе:

         

       нефтегазовые

3 830,7

5 641,8

6 408,7

5 925,5

6 279,3

       ненефтегазовые

4 474,7

5 725,9

6 274,0

6 940,4

7 784,1

Расходы, всего

10 117,5

11 019,4

12 656,4

13 730,6

14 582,9

В том числе:

         

Обслуживание государственного долга

280,3

266,6

388,4

482,3

579,2

Условно утвержденные расходы

-

-

-

343,3

833,6

Дефицит

-1 812,1

192,0

-135,1

-521,4

-143,6

% к ВВП

Доходы, всего 

18,5

20,8

20,7

19,3

19,0

В том числе

         

нефтегазовые

8,5

10,3

10,5

8,9

8,5

ненефтегазовые

10,0

10,5

10,2

10,4

10,5

Расходы, всего

22,5

20,7

21,6

21,2

20,1

В том числе

         

Обслуживание государственного долга

0,4

0,5

0,7

0,7

0,8

Условно утвержденные расходы

-

-

-

0,5

1,1

Дефицит

-4,0

0,4

-0,2

-0,8

-0,2


 

Из данных, приведенных  в таблице 1, следует, что в 2012-2014 годах  предполагается снижение доходов федерального бюджета с 20,8% к ВВП в 2011 году до 19,0 % в 2014 году. Такая динамика обусловлена  снижением нефтегазовых доходов  федерального бюджета с 10,5% к ВВП  в 2012 году до 8,5% к ВВП в 2014 году, при  этом ненефтегазовые доходы увеличиваются по сравнению с 2012 годом на 0,3% к ВВП и в 2014 году достигают 10,5% к ВВП.

Увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета к ВВП в 2012-2014 годах по отношению к 2011 году связано, в основном, с прогнозируемым увеличением поступлений по налогу на добавленную стоимость и акцизам.

В 2013 - 2014 годах по сравнению  с 2012 годом прогнозируется снижение нефтегазовых доходов в процентах к ВВП и их доли в общем объеме доходов, связанное со снижением цены на нефть марки «Юралс» и налогооблагаемых объемов нефти и нефтепродуктов, объемов добычи газа природного, а также более низкими по сравнению с темпами роста ВВП темпами роста курса доллара США по отношению к рублю.

Формирование доходов  федерального бюджета, в соответствии с приложением Б, на 2013 – 2014 годы осуществляется в условиях изменений, вносимых в налоговое, бюджетное и таможенное законодательство, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, которые приведут к уменьшению доходов федерального бюджета в 2013 году на 238,1 млрд. рублей, или на 0,4 % ВВП, в 2014 году – на 277,8 млрд. рублей, или на 0,4 % ВВП.

Указанные изменения обусловлены  снижением с 2013 года средневзвешенных ставок таможенных пошлин в связи  с вступлением Российской Федерации  в ВТО, снижением фиксированной  ставки таможенных сборов за таможенные операции при вывозе товаров; индексацией  ставок НДПИ на газ горючий природный  с 2013 года; индексацией специфических  ставок акцизов на нефтепродукты  с 2013 года.

Структура доходов федерального бюджета в 2010 – 2014 годах представлена в таблице 2.

Прирост доходов федерального бюджета в 2014 году по сравнению с 2012 годом составит 1 380,7 млрд. рублей, или 10,9 %. В 2013 году по сравнению с предыдущим годом доходы увеличатся на 183,2 млрд. рублей, или на 1,4 %, в 2014 году увеличатся на 1 197,5 млрд. рублей, или на 9,3 %.

 

Таблица 2 – Структура  доходов федерального бюджета в 2010 – 2014 годах (млрд. рублей)

 

 

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

 

2014 год

Показатели

отчет

отчет

оценка

прогноз

% к

 

прогноз

   

ВВП

 

ВВП

 

ВВП

 

ВВП

   

ВВП

                       

Доходы, всего

8305,4

18,5

11367,7

20,8

12682,7

20,7

12865,9

19,3

 

14063,4

19,0

                       

в том числе:

                     

нефтегазовые

3830,6

8,5

5641,8

10,3

6408,7

10,5

5925,5

8,9

 

6279,3

8,5

доходы

                     

доля в общем

46,1

-

49,6

-

50,5

-

46,1

-

 

44,6

-

объеме доходов, %

                     

НДПИ

1361,2

3

1988,5

3,6

2399,7

3,9

2339,9

3,5

 

2549,3

3,4

таможенные

2469,4

5,5

3653,3

6,7

4009,1

6,5

3585,6

5,4

 

3730,0

5,0

пошлины

                     

ненефтегазовые

4474,7

10,0

5725,9

10,5

6274,0

10,2

6940,4

10,4

 

7784,1

10,5

доходы

                     

доля в общем

53,9

-

50,4

-

49,5

-

53,9

-

 

55,4

-

объеме доходов, %

                     

НДС

2498,2

5,6

250,4

6,0

3581,1

5,8

4098,8

6,2

 

4692,4

6,3

налог на прибыль

255

0,6

342,6

0,6

378,3

0,6

445,4

0,7

 

493,3

0,7

организаций

                     

акцизы

143,9

0,3

278,4

0,5

383,3

0,6

573,8

0,9

 

743,0

1,0

НДПИ

15,4

0,03

19,1

0,0

18,8

0,0

18,4

0,0

 

19,3

0,0

(без нефтегазовых

                     

доходов)

                     

Таможенные пошлины

626,2

1,4

840,3

1,5

882,8

1,4

813,3

1,2

 

824,0

1,1

(без нефтегазовых

                     

доходов)

                     

Информация о работе Биджетная система РФ