Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 23:20, курсовая работа
В рыночной экономике в условиях сузившихся возможностей государства оказывать влияние на экономические процессы в стране значительно возрастает роль бюджетной системы как одного из важнейших инструментов государственного регулирования экономики. Это подтвердили события в мире, обусловленные экономическим кризисом, когда для выхода из него в крупных масштабах были использованы бюджетные средства всех государств. Все это определяет актуальность выбранной темы.
Введение……………………………………………………………………………..3
Бюджетное устройство и бюджетная система РФ…………………...5
Понятие и сущность бюджетной системы………………………5
Бюджетное устройство РФ…………………………………….…9
Принципы бюджетного устройства РФ………………………..11
Бюджетный федерализм………………………………………...15
Особенности бюджетного процесса в РФ……………………………19
Понятие и принципы бюджетного процесса……………….….19
Этапы бюджетного процесса……………………………...……24
Анализ структуры федерального бюджета и внебюджетных фондов за 2010-2012 годы и основных направлений их развития на плановый период 2013 и 2014 годов…………………………………..……..36
Анализ структуры федерального бюджета за 2010-2012 годы и основные направления развития на плановый период 2013 и 2014 годов…………………………………………………………………………...…36
Динамика объемов межбюджетных трансфертов из федерального бюджета во внебюджетные фонды…………………………..48
Заключение……………………………………………………………………...…58
Список используемых источников…………………………………….……….59
К началу 2012 года экономика полностью восстановилась после кризиса. Наряду с высокими ценами на нефть это позволило исполнить в 2011 году федеральный бюджет без дефицита. Началось пополнение Резервного фонда, что повысило устойчивость экономики Российской Федерации к внешним негативным экономическим факторам. Проведено первое размещение суверенных еврооблигаций, номинированных в рублях, что является свидетельством возросшего доверия к российской национальной валюте и проводимой бюджетной политике.
Но есть и ряд нерешенных проблем.
Во-первых, сохраняется значительный ненефтегазовый дефицит. Бюджетная система Российской Федерации находится в высокой степени зависимости от ситуации на мировых сырьевых рынках. Из-за этого ограничены возможности для бюджетного маневра в целях существенного увеличения бюджетных расходов по направлениям, обусловливающим экономическое развитие страны, даже при понимании объективной необходимости этих расходов. При этом принятые бюджетные обязательства не могут быть существенно сокращены вследствие социальной направленности значительной их части.
Во-вторых, структура бюджетных расходов не является оптимальной для стимулирования экономического развития. Направляемых из бюджета средств на реализацию отвечающих потребностям экономического развития инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования и науки, то есть в сферы, определяющие перспективный облик российской экономики, явно недостаточно.
В-третьих, на низком уровне осуществляется
финансово-экономическое
В-четвертых, зачастую эффективность осуществляемых бюджетных расходов низка, получаемый социально-экономический эффект несоразмерен объему израсходованных на те или иные цели средств.
В-пятых, межбюджетные отношения пока
не в полной мере настроены на стимулирование
органов государственной власти
субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления
к созданию условий для
В-шестых, бюджетная политика во многом остается неясной для общества, необходимость и суть конкретных решений и действий органов государственной власти в этой сфере должным образом не раскрываются.
В-седьмых, не удалось избежать практики
постоянных фрагментарных изменений
налогового законодательства. Даже при
улучшении условий
II. Основные цели бюджетной
Сложность и масштабность задач
в сфере социально-
Для решения этой задачи при формировании
и реализации бюджетной политики
на 2013 год и среднесрочную
1. Бюджетная политика должна
стать более эффективным
Механизмы государственной социально-
Пора уходить от ставшего уже привычным измерения исполнения бюджета лишь фиксацией расходования средств на те или иные цели. Критерием должно стать достижение целей социально-экономической политики, на финансовое обеспечение которых направляются бюджетные средства.
Если бюджетные средства израсходованы в большем объеме, чем намечено, а цель достигнута в меньшей степени, чем определено, то в каждом подобном случае необходимо выявлять и устранять причины такого результата использования бюджетных ассигнований.
В целях повышения эффективности расходов необходимо разработать и внедрить систему ежегодного анализа эффективности расходов по каждому направлению, в том числе анализа динамики показателей эффективности. Систематический анализ эффективности расходов должен дополнять систему ответственности за достижение поставленных целей взамен действующего подхода контроля суммы расходов на то или иное направление. Соответствующий анализ на основании динамики объемов расходов и значений целевых показателей необходимо проводить по государственным программам с публичным рассмотрением отчетов.
Бюджетные инвестиции должны быть настроены
на повышение качества предпринимательского
и инвестиционного климата. За счет
бюджетных средств не должны осуществляться
инвестиционные расходы, создающие
конкуренцию частным
Учитывая, что в ближайшей перспективе
будут действовать жесткие
При подготовке проекта федерального
бюджета на 2013 год и на плановый
период 2014 и 2015 годов Правительству
Российской Федерации следует
Указы Президента Российской Федерации,
направленные на решение неотложных
проблем экономического и социального
развития страны и изданные 7 мая 2012
г., согласованы с потребностями
экономики и общества, возможностями
бюджета. Правительству Российской
Федерации предстоит
2. Для достижения целей
Переход к "программному бюджету" в полном объеме необходимо осуществить начиная с федерального бюджета на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов, а его отдельные элементы должны быть задействованы в федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
Для правового обеспечения этих процессов необходимо внесение в 2012 году комплексных поправок в бюджетное законодательство Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации
должно до конца 2012 года утвердить государственные
программы Российской Федерации "Развитие
здравоохранения", "Развитие образования",
"Культура России", "Социальная
поддержка граждан", "Развитие
науки и технологий", "Развитие
транспортной системы", "Развитие
промышленности и повышение ее конкурентоспособности",
"Развитие авиационной промышленности",
"Космическая деятельность России",
"Развитие фармацевтической и медицинской
промышленности", "Развитие судостроения",
"Развитие электронной и радиоэлектронной
промышленности", а также Государственную
программу развития сельского хозяйства
и регулирования рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия
и Государственную программу
обеспечения доступным и
Кроме того, переход к формированию
и исполнению "программного бюджета"
должен сопровождаться внедрением современной
государственной
Система "Электронный бюджет"
должна обеспечивать прозрачность финансово-хозяйственной
деятельности каждого отдельного участника
бюджетного процесса, гарантировать
достоверность и открытость их деятельности,
предусматривать возможность
3. Особое внимание должно быть
уделено продуманности и
Для этого необходима разработка бюджетной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года, определяющей основные черты бюджетной политики при различных вариантах развития российской и мировой экономики. При этом на период до 2020 года в бюджетной стратегии должны быть определены предельные размеры бюджетных ассигнований по государственным программам (ключевым направлениям расходов).
В рамках бюджетной стратегии необходимо
конкретизировать долгосрочные базовые
требования к формированию и исполнению
финансовых обязательств государства,
а также к налоговой системе,
поэтапному совершенствованию межбюджетных
отношений и повышению
При формировании бюджетной стратегии необходимо учитывать как действующие расходные обязательства, так и те обязательства, возникновения которых можно ожидать на основе данных экономических и социальных прогнозов, оценки перспективного воздействия внутренних и внешних экономических, социальных и иных факторов.
В бюджетной стратегии необходимо
определить механизмы обеспечения
связи между долгосрочными